Приветствую.
Меня зовут Максим.
Меня интересует один вопрос. Я знаю, что Бог Триедин и исходя из Библии, наш Господь Бог не когда не изменяется. Но так же, благодаря Библии, Богословию и апологетике мы знаем, что во Христе Иисусе в один момент существовало 2 сущности(или же природы). Природа Бога и природа Человека. Означает ли это то, что одна ипостась, Бог Слова, Иисус Христос в какой то момент своего существования претерпел изменение? Означает ли принятие Богом человеческую природу изменением в самом себе?
Надеюсь я вас не запутал и правильно задал вопрос. Спасибо за внимание. Жду ответа.
3 Ответа
Здравствуйте, Максим. Это очень важный богословский вопрос. Если кратко, то природа божества не изменилась, когда Бог вочеловечился. По учению св. отцов VI-VIII вв. (в частности, прпп. Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина), Сын Божий принял в Свою божественную Ипостась человеческую безыпостасную природу, при этом Сам не претерпев изменения по божеству, но став вместе с тем и человеком. Это называется воипостазирование.
Чтобы объяснить это, надо понять несколько терминов: природа (сущность) - это общее (родовое) бытие, а ипостась (или лицо) - это индивидуальное бытие. У людей реально существует лишь ипостась (конкретная природа, или природа с особенностями: например, Петра или Павла), а природа лишь абстрактно мыслится, тогда как в Боге существуют и Три Ипостаси, и общая божеская природа.
Так вот, реально существующая Ипостась Сына Божия неслитно, неизменно, неразлучно и нераздельно соединилась с человеческой природой Иисуса Христа, придав ей индивидуальное (конкретное) бытие, но само по себе божество Логоса не изменилось. При этом образ соединения человечества и божества таков, что каждая природа существует действительно, но вместе в едином Лице. В качестве наиболее удачного примера нередко приводят металл в огне: видно и металл, и огонь, при этом они отличаются друг от друга, но рассечь их можно лишь мысленно, поскольку в реальности они составляют как бы одно целое.
Принятие Богом человеческой природы никак не изменило природы Божества. Бог и человек соединились в Иисусе Христе - неслитно, неизменно, неразлучно и нераздельно.
Потому в Иисусе Христе две природы и две энергии - Божественная и человеческая, в Нём 100% Бог, и 100% безгрешный человек, следующий только за Богом.
Восприятие Богом человеческой природы превозносит каждого из нас над всем тварным миром, и даже ангельским. Такая ответственность и честь требует усилий в делании личного спасения, это должно быть радостным трудом всей земной жизни.