Здравствуйте, перейду к вопросу сразу.
В книге пророка Наума 1:2 говориться что Бог может мстит врагам. То есть у Бога есть враги которых Он может ненавидеть, если правильно поняла.
Но от Матфея святое благовествование (Мф.5:43-44) Иисус говорит «Любите врагов ваших».
Не противоречат ли они друг другу?
Прощу прощения если вопрос не понятен, но пожалуйста, прошу, можно объяснить что значит (Наум.1:2).
благодарю.
5 Ответов
Когда Господь говорит о том, что Он отомстит Своим врагам, то речь идет о справедливом суде над ними, а не о злобной мстительности. При этом Он продолжает их любить, как Свои творения. Также и нам заповедано любить врагов, как творения Божьи, но это никак не противоречит тому, чтобы они получали справедливое воздаяние, если совершат преступление.
В псалмах также нередко говорится о врагах Божьих (нераскаянных грешниках). Псалмопевец ненавидел неправедных постольку поскольку объектом его ненависти была их неправедность, которая была их злом. Такая ненависть совершенна, о чем он сам говорит так: Полною ненавистью ненавижу их (Пс.138:22). Святой Августин поясняет:
Совершенная ненависть бывает тогда, когда кто ненавидит зло и любит природу и кто, ненавидя зло, не питает ненависти к природе, т. е. человеческой, производящей зло, и наоборот, любя природу, или человека, не любит вместе с ним и зла его, но любит одну только природу и ненавидит одно только зло.
То есть Иванова Ивана нужно любить как человека, но не нужно любить его как убийцу, сквернослова, алкоголика и т.п.
Конечно, у Бога есть враги. Весьма многие люди ненавидят Его и враждуют с Ним. Справедливый Господь не оставляет такого безумия без наказания.
Это наказание вместе является и делом любви к Его врагам, потому что некоторые через наказание в этой временной жизни приходят в покаяние и смиряются перед Богом. Другие же остаются неисправленными и тогда наказываются вечным наказанием - отлучением от истинного Бога, чего они и сами желали, возлюбив больше нынешний мир и свои страсти. Такие враги Божии и не смогли бы жить с Ним в раю, потому что там Царство, где все по любви подчиняются Царю. А у них - ни любви к Богу, ни навыка подчинения Ему, но все мысли только о себе.
Здесь все достаточно очевидно: Бог нигде не говорит, что Он не делает разницы между добром и злом. Напротив, Он неоднократно подчеркивает, что Он любит добро и ненавидит зло. У Него есть друзья - это праведники, и враги - это закоренелые злодеи.
Бог вознаграждает за добро и наказывает (либо карает, когда преступник безнадёжен) за зло. Но суд и исполнение наказания/кары Он берет на Себя. Поэтому мы прощаем своих личных врагов и предоставляем суд над ними Богу.
Не забудем, что, по словам Апостола, отвечая добром на зло в отношении наших врагов, мы собираем горячие угли на их головы Рим. 12:20. А вовсе не почесываем им животик.
Итак, и справедливость, и месть за злодейство - это хорошее и Божие дело. Но находятся они в компетенции Самого Бога, а не людей с их страстями и неспособностью судить объективно.
Сожалею, что не привел всех цитат и ссылок: сейчас пишу на смартфоне, и мне сложно это сделать.
С уважением,
О том, что Бог - ревнитель, Господь поведал о Себе Сам, научая об этом пророка Моисея и Божий народ Втор. 6:14-15
Как видим, эта ревность увязана на то, чтоб люди поклонялись только Богу, а других богов и идолов изгнали из своей среды.
Так же, Господь научал, что те люди, кто следует за другими богами (читай бесами и духами злобы), это ворожеи и колдуны, подлежат смерти Исх. 22:18 и в другом месте Втор. 18:9-13 Последователи бесов есть противники Богу, и враги Ему Лев. 19:31 Потому этих людей нужно удаляться, чтоб не стать их сторонниками Пс. 1:1
Когда Христос учит любить врагов, то относит это к нашим близким, к нашим братьям и сестрам по вере. Господь не призывает любить Его врагов - бесов и колдунов, начальников смерти. Но призывает быть в единении сердец тех, кто верит и любит Бога, кто желает жизни будушего века с Богом, а не с сатаной.
Нельзя сравнивать действия Бога и человека в одной плоскости. Бог не только Отец, Он и Вседержитель, и Судья, и Промыслитель. Для исполнения функций Судии, необходимо наказывать, для Промысла и Вседержительства надо "держать в узде". Все эти функции требуют насильственных, наказующих действий со стороны Бога. Вопрос по отношению к кому? К тем, кто нарушает Заповеди Божии и не кается, а это и есть враги Божьи. Но не в том смысле, что Бог наметил их врагами, а в том, что они сами сознательно или неосознанно выбрали Бога себе во враги, т.е. враждуют против Бога. Во-первых, это сатана и всё его воинство, во-вторых, это люди, которые выбрали себе сторону сатаны.
От земного судии или воина Господь не требует прощения врагов государства, народа и закона, а добросовестного исполнения долга. При том, что личных врагов прощать они должны. Вот в этом и есть разрешение кажущегося противоречия.
Но не только. Есть ещё особенности текстов и времени. Когда писались слова пророка, люди были грубы, необразованы, не способны понимать духовные вещи. Тогда господствовала заповедь "око за око и зуб за зуб", и она была на то время справедлива, чтобы люди не убивали обидчиков в кровной мести, а только возвращали должное. Но когда на землю сошёл Сын Божий, проповедал Евангелие и изволил пострадать для очищения грехов мира, тогда эта заповедь потеряла своё значение. Тогда над телесным, ветхим законом возвысился новый, духовный. Появилась заповедь "любите врагов ваших".
И теперь Вы пытаетесь судить тексты Ветхого Завета с позиций Нового и видите несоответствие. Но ведь так и должно быть. Иначе зачем же был нужен Новый Завет или "перемена закона" по слову апостола Павла, если и Ветхий был бы хорош для христиан? Читая ветхозаветные тексты, надо мысленно приспосабливаться к понятиям людей того времени. А в понятиях того времени боги гневаются, мстят, отворачиваются, спят и делают много другого "человеческого". Но мы должны воспринимать все такие места, как приспособление Высшего Разума к примитивным понятиям людей того времени. Да и мы сейчас, по сравнению с Премудрым Богом, всего лишь дети, учащиеся ходить и говорить "мама". И это я нам ещё очень льщу.
Помощи Божьей Вам.