4 Ответа
Библия - огромная книга. Комментарии всего корпуса книг не доступно одному человеку. Екзегеты прилагали усилия к разному набору книг Библии.
Обычно используют толкования, составленные Отцами и учителями Православной Церкви, теми, кто прославлен в лике святых
Конкретные авторы - блаженный Августин, Ириней Лионский, Григорий Палама, Дмитрий Ростовский, Ефрем Сирин, Василий Великий, и множество других.
Оценивая тот или иной отрывок, вызывающий споры, Церковь использует то мнение, что поддерживают в своих работах большее количество комментаторов. То есть применяют так называемое согласие Отцов.
Комментарии или толкования Священного Писания бывают разными: богословскими, гомилетическими, культурно-историческими и т.п. Нужно выбирать их в зависимости от цели. Если Вам нужны классические комментарии, которые бы разъясняли текст и были бы при этом назидательными, то могу порекомендовать беседы свт. Иоанна Златоуста, толкования блаженного Феофилакта Болгарского (в основном, он кратко пересказывает комментарии Иоанна Златоуста), блаженного Августина, Толковую Библию под редакцией А. П. Лопухина. Больше толкований см. здесь.
Общее изучение лучше всего начать с "Благовестника" блаженного Феофилакта Болгарского, который толкует почти весь Новый Завет (кроме книги Откровения).
Потом к нему можно добавить и других святых авторов, в том числе названных выше. Надо понимать, что ни один святой отец не составил толкований на все без исключения книги Писания. Поэтому вначале ищите толкователей нужной Вам книги, просмотрите, понятен ли язык и мысль, и читайте для своего спасения, не забывая при этом молиться Богу.
К современным толкователям, мне кажется, лучше перейти после общего знакомства с древними. Иначе некоторые новые Вас так запутают, что в голове будет каша, а вместо пользы получите вред. Из XIX в. можно посоветовать: на Евангелие, Деяния и Соборные послания - еп. Михаила (Лузина), а на Павловы послания - свт. Феофана Затворника или его сокращение.
Протестантских и католических толкователей (особенно Баркли) вначале не советую читать ни под каким видом, даже для безобидных культурно-исторических справок. Потому что все равно незаметно для себя будете впитывать чуждую догматику и ложный образ спасения и доброделания. С годами, узнав святых отцов, с великой осторожностью что-то справочное можно будет брать и у чужих.
Начнем с того, что у нас есть в доступе. Во-первых, есть универсальное пособие "Толковая Библия" под редакцией А. П. Лопухина. Она содержит комментарии на все книги, правда не в одинаковой степени подробные (например, толкование некоторых отрывков Второзакония очень краткие). Далее уже идут частичные комментарии. По Новому Завету я бы посоветовал святителя Иоанна Златоуста: у него есть беседы на Евангелия от Матфея и Иоанна, на Деяния апостольские и на послания апостола Павла. Из Ветхого Завета есть комментарии на книги Бытия, Исаии и Псалтирь. Далее, есть подробный корпус толкования на послания апостола Павла свят. Феофана Затворника. Наконец, на Евангелия и на Откровение есть книги архимандрита Ианнуария (Ивлиева), составленные на основе его бесед на радио. Они написаны современным языком и предназначены для широкого круга.
С Ветхим Заветом ситуация сложнее. Здесь на многие книги вообще нет ничего, кроме "Толковой Библии". Можно рекомендовать комментарии отцов и древних церковных писателей, размещенные на сайте Оптиной Пустыни. Они, конечно, не систематические и не исчерпывающие, но все же многие значимые фрагменты там рассматриваются.