6 Ответов
Не надо пытаться получить над бесами власть, не достигнув глубокого смирения. Так можно легко попасть к ним в ловушку. А вот противостоять им, не попадать под их власть, можно.
Верующие в Господа Иисуса Христа имеют особые средства для того, чтобы противостоять искушениям – это пост и молитва: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк.9:29). Могущественным средством против злых духов является призывание имени Иисуса Христа. Сам Господь сказал, что Его именем «будут изгонять бесов» (Мк.16:17). Необходимыми средствами здесь являются духовное бодрствование и трезвение (см.: 1Пет.5:8).
Прп. Макарию Великому диавол сам признавался:
«Я терплю от тебя великую скорбь, потому что не могу победить тебя, у тебя есть оружие, которым ты отражаешь меня, это – твое смирение».
Из аскетической литературы известны и многие другие способы борьбы с бесами: это почитание Животворящего Креста и употребление крестного знамения, участие в церковных таинствах, использование святой воды и других священных предметов и священнодействий. Так, святому Иоанну Вострскому бесы признавались, что более всего боятся святого креста, святой воды (или таинства Крещения) и особенно достойного причащения Тела и Крови Христовых. Авва Маркелл, чьи слова передает блж. Иоанн Мосх в «Луге духовном», говорил своим слушателям:
«Поверьте мне, чада, ничто так не возмущает, не беспокоит, не раздражает, не уязвляет, не уничтожает, не оскорбляет и не вооружает против нас демонов и самого виновника зла сатану, как постоянное упражнение в псалмопении. Все священное Писание полезно и чтение его немало причиняет неприятности демону, но ничто столь не сокрушает его, как Псалтирь. Подобно тому, как среди народа – если одна часть его прославляет царя, другая не оскорбляется этим, не вооружается против прославляющих и только, подвергшись оскорблениям, возмущается и поднимется против них, так и демоны: они не столько огорчаются и возмущаются чтением св. Писания, как пением псалмов. Упражняясь в псалмопении, мы с одной стороны возносим молитву Богу, с другой – проклинаем диавола».
Вообще, для того чтобы быть недоступным действию злых сил, надо жить настоящей христианской жизнью, регулярно исповедоваться, причащаться Святых Христовых Таин и стараться исполнять заповеди Божии.
Говоря о духовной брани с диаволом, свт. Иоанн Златоуст советует:
«Нам нужны щит веры, шлем спасения и меч духовный, чтобы не только не потерпеть нам зла, но, если диавол захочет напасть на нас, отсечь ему голову; нам нужны непрестанные молитвы, чтобы попрать его ногами. Диавол бесстыден и нагл; к тому же нападает снизу, однако, и таким способом побеждает. А причина этого та, что мы сами не стараемся оказаться выше его ударов: ведь он не может подняться высоко, но пресмыкается по земле, и потому змей есть его образ. А если Бог такое указал ему место в начале, тем более таков он ныне. Если же ты не знаешь, что значит нападать снизу, я попытаюсь объяснить тебе способ такой борьбы. Итак, что значит нападать снизу? Одолевать посредством земных вещей, посредством удовольствий, богатства и всего житейского. Потому, если диавол увидит, что кто-нибудь парит к небу, то, во-первых, он не может наскочить на него, а во-вторых, если и решается, то быстро сам упадет: ведь он не имеет ног – не бойся, не имеет и крыльев – не страшись, он ползает только по земле и пресмыкается среди земных дел. Пусть же у тебя не будет ничего общего с землей, тогда тебе не потребуется и труда. Диавол не умеет сражаться открыто, но, как змей, скрывается в терниях, часто таясь в прелести богатства. Если ты посечешь это терние, то он, тотчас придя в робость, убежит, а если ты умеешь заговорить его божественными заклинаниями, то тотчас ранишь его. Есть у нас духовные заклинания – имя Господа нашего Иисуса Христа и сила Креста. Это заклинание не только изгоняет дракона из его логовища и ввергает в огонь, но даже исцеляет раны».
Вслушайтесь: как велика разница между «побеждать бесов» и «контролировать бесов».
Святые не ставили перед собой цель «контролировать бесов». Они противостояли бесовским нападкам, искушениям. Они самой своей жизнью вели борьбу со злыми духами. Они разрушали дела диавола. И хотя порой они повелевали бесами - именем Господа и во славу Божию, их целью никогда не была именно власть над бесами. Эти повеления святых и подчинение бесов всегда были свидетельством силы Божией, а не осуществлением желания наказать бесов.
Святые стремились к Богу, к тому, чтобы сохранить свои души чистыми от страстей, в том числе, гордыни, гневливости, мстительности и т.п.
Например, о святом Кононе, повелевавшем бесами, сказано: «не возрастали в нём ни дух самости и гордыни, ни властолюбие, и он не надмевался».
Желание наказать бесов, которые «достали, пытаются охотиться, этих нелепых паршивцев, заслуживших взбучку» — это желание отомстить, и оно не от Бога. Поверьте, Господь сам накажет бесов. Причем, учитывая их закостенелость во зле, наказание будет бесконечным.
А задача человека – самому не подпасть под бесовскую власть, чтобы не быть осужденным вместе с бесами. И лишь после достижения определенного уровня духовной жизни, например, святости, человек становится способен разрушать бесовские дела и вне своей души, например, святые изгоняли бесов из других людей и т.п.
Но только тут или-или: либо месть и гордыня с желанием контролировать-повелевать, либо святость. И то, для достижения святости одного лишь отказа от мести недостаточно, там целый комплекс задач, по сути - полноценная жизнь во Христе…
Так что правильнее будет контролировать себя, чтобы не попасть под власть бесов.
Благодарю Вас братья и сестра за внимание, интерес, сердечные ответы. Я не желаю мстить бесам, так как не желаю им ничего худого. Более того, я желаю просить Бога, когда спасется Им последний человек и духи зла будут осуждены, о том, чтобы Он все-таки измыслил способ спасти и их тоже, чтобы торжество добра и Им задуманного было полным и совершенным. К святости действительно хочу во благовремении прийти по милости Божией, просто прояснял для себя с Вашей помощию конкретный вопрос, на самом деле не имеющий для меня особой важности. Я даже не могу придумать что хорошего, полезного или толкового я бы делал, получив от Бога такую способность - контролировать бесов. Наверное, когда я писал здесь этот вопрос я находил весьма забавным возможность неких экспериментов над ними таким образом. Я молод и с интересом постигаю мир, Божье творение! Желаю Вам всем Спасения! Будьте благословенны!