Здравствуйте!
Помогите, пожалуйста, мой отец очень непростой человек. Говорит, что верующий, ходит в церковь часто, но порой рассказывает такие вещи, что сложно мне его почитать. Мне 33 года, мать мою он избивал, пил, потом бросил семью и женился вновь. Постоянно говорит, что жена плохая, сын непослушный, а я так вообще никто, так как женского пола. Хотя я педагог, научный сотрудник в институте. Ты мне деньгами не помогаешь, значит неудачница. Говорит, что хочет опять уйти из семьи, любовницу завести, матерится ужасно и т.д. Если я ему пытаюсь показать, что он не прав, он говорит, что я родителей не чту, вылетая мать и вообще больна. У меня вопрос, как при видимом соблюдении церковных правил, в голове происходит такое. И второй момент - как если в нем я не вижу Бога, почитать его. Мне сложно склонив голову слушать унижения, он не общается со мной близко, но делает вид, что знает, к дочке, как дедушка приезжает раз в год. Но всегда говорит, что не по церковному я живу, родителей не почитаю. Я психолог по образованию. Я благодарна, что появилась на свет, но не могу почитать людей, которые сами не выросли и обвиняют всë вокруг, прикрываясь библией. Чтите нас, мы родили. А за рождением стоит ответственность за то, что мы говорим и делаем со своими детьми. Разве не так? Я допускаю, что мои рассуждения не верны. Подскажите, пожалуйста, помогите разобраться, как мне быть в такой ситуации.
Спасибо!
3 Ответа
Здравствуйте, Ксения!
Если Вы психолог по образованию, то должны знать, что такое домашнее насилие и манипуляция. Домашними диктаторами и манипуляторами бывают не только отпетые мерзавцы, но и те, кто ходят в церковь. Во втором случае вообще все сложно, поскольку на всякое действие находится "догматическое обоснование". В силу своей профессии Вы должны знать, что оправдания таким действиям нет. А как православная христианка должны понимать, что такое поведение никак не вяжется с тем, чему учил Христос. Подробно читайте тут
Почитать, уважать, любить – это разные понятия, хотя и близкие по значению. Можно и нужно почитать родителя за то, что вы появились на этот свет, без него (какой бы он не был) вас бы сейчас не было вообще.
Уважение к человеку – это уже отдельный разговор, даже у самого «плохого» можно найти хорошее, да и имеет ли человек право на осуждение «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои́т он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» Рим.14:4.
Если нет возможности помочь другому стать лучше, то всегда есть возможность изменить свое отношение к нему, не для того чтобы формально выполнить Заповедь, а для того чтобы человеку сделать добро. Например, из рассказа видно, что отец ждет от вас материальной помощи – может стоить выполнить его просьбу, пусть даже в размере небольшой суммы. Прислушайтесь к его претензиям, может быть в них действительно есть здравый смысл.
Вы пишете, что встречи с родителем бывают редкими, так тем более к ним нужно подготовиться так, чтобы отец почувствовал вашу заботу о нем. Разговор нужно корректировать, избегая негативных тем, приводящих к спорам и ссорам. Не пытайтесь учить - «яйцо курицу не учит», даже детей можно воспитывать пока они маленькие, а со взрослыми, тем более со своими родителями, если они вас об этом не просят - это делать просто не уместно. Не обижайтесь на неприятные слова в вашу сторону, это может быть просто манерой говорить или выплескивать свой негатив на первого попавшегося, учитесь успокаивать добрым словом или просто обнимите. Все чувства улавливаются на подсознательном уровне, и если ваш отец их почувствует, он сможет вам довериться и открыться с лучшей стороны.
Хорошо, что он ходит в храм и читает Библию, по возможности надо к нему присоединиться и стать единомышленником, общаться на церковные темы изучать Евангелие, тогда вы сами сможете ответить на многие вопросы и помочь своему отцу увидеть ошибки и исправиться.
Древние римляне в ситуациях, когда кого-то в чем-то односторонне обвиняли, говорили: «Выслушай другого!» Поэтому сталкиваясь с тем, когда одни люди обвиняют других в ужасных вещах, всегда хочется воспользоваться этим правилом. Лично я не верю, что в семейных неурядицах кто-то бывает 100 %-но прав, а кто-то 100 %-но виноват.
Но, поскольку Ваш отец нам здесь ничего о себе и ваших с ним взаимоотношениях не расскажет, то допустим, что все, что Вы здесь сообщили о нем – чистая правда.
К сожалению, даже в храмах иногда встречаются люди, которые считают православие просто за некий комплекс необходимых для выполнения обрядов, не имеющих отношения к реальной человеческой жизни и морали. А те нравственные установки христианства, которые им все-таки знакомы, они трактуют исключительно в свою пользу, наподобие: «Подставь мне свою другую щеку!» Про подобных людей в свое время было метко сказано: «Они, может, и православные; но только христиане ли?» Возможно, Ваш отец относится именно к такой категории псевдо-верующих. Поэтому любые его декларации на религиозные темы надо принимать крайне критически.
Но в конце концов, за свое лже-православное фарисейство он сам будет отвечать перед Богом по всей строгости. Ваш же долг, как дочери – почитать его, как человека, через которого Бог даровал Вам жизнь, а значит, и возможность спасения. Не видеть в этом человеке Бога, не уважать его – если, допустим, уважать его не за что – а почитать его, как орудие Божиего промысла. Для этого не надо соглашаться с его ложными жизненными установками, не надо учиться у него плохому, не надо идти у него на поводу. Просто сохранять внешнее почтение, не ругать, не осуждать в лицо и за глаза. Если ему действительно нужна реальная помощь – помочь. Если общение с ним для Вас невыносимо, то постараться свести его к минимуму, но сделать это максимально тактично.
Уважайте волю Бога, который дал Вам через него жизнь. Делайте это не ради неприятного Вам человека, а ради самого Бога, и Бог увидит Ваше старание, и вознаградит Вас.
С уважением,