Здравствуйте!
У меня такой вопрос: как Церковь относится к современной науке и науке в целом.
Лично у меня по этому вопросу возникает дилемма.
С одной стороны, тяга к познанию является частью человеческой природы. Кроме того, многие достижения науки улучшают жизнь людей и способствуют заселению Земли, в соответствии с Божественным замыслом.
С другой стороны, очень многие открытия являются, мягко говоря, вредными (к примеру, ядерное оружие). Особенно меня смущают попытки современных ученых проникнуть в тайны мироздания (например, квантовая физика), что является с моей точки зрения неким богохульством, запретным плодом.
Помогите, пожалуйста, разрешить данный вопрос.
4 Ответа
В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви схожая с Вами позиция. В разделе VI.3 сказано, что:
Совершенствование орудий и методов труда, его профессиональное разделение и переход от простых его форм к более сложным способствуют улучшению материальных условий жизни человека. Однако обольщение достижениями цивилизации удаляет людей от Творца, ведет к мнимому торжеству рассудка, стремящегося обустроить земную жизнь без Бога. Реализация подобных устремлений в истории человечества всегда заканчивалась трагически
В "Основах социальной концепции Русской Церкви" говорится:
Хотя наука может являться одним из средств познания Бога (Рим.1:19–20), Православие видит в ней также естественный инструмент благоустроения земной жизни, которым нужно пользоваться весьма осмотрительно. Церковь предостерегает человека от искушения рассматривать науку как область, совершенно независимую от нравственных принципов. Современные достижения в различных областях, включая физику элементарных частиц, химию, микробиологию, свидетельствуют, что они суть меч обоюдоострый, способный не только принести человеку благо, но и отнять у него жизнь. Евангельские нормы жизни дают возможность воспитания личности, при котором она не смогла бы использовать во зло полученные знания и силы. Посему Церковь и светская наука призваны к сотрудничеству во имя спасения жизни и ее должного устроения. Их взаимодействие способствует созданию здорового творческого климата в духовно-интеллектуальной сфере, тем самым помогая созданию оптимальных условий для развития научных исследований.
«Если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем» (блж. Августин).
Если у ученых именно так, то наука движется в русле нравственности, и даже способствует вере. Даже квантовая физика не вытесняет Бога. Условно говоря, Бог выше всего этого.
Можно видеть по-разному. Одни говорят: «В космосе не нашли Бога, значит, Бога нет», а другие – «Ах, как чудесно Бог всё устроил даже в космосе!».
Примеров верующих ученых масса. Если же науку двигают далекие от христианской нравственности люди, то любое открытие и изобретение может быть использовано во вред.
Как, в принципе, и любое дело, любой предмет. Тем же ножом можно хлеб резать, а можно человека убить. «Атом» может тепло и свет давать, а может стать бомбой. Наука, как и всё вообще, — это вопрос жизни с Богом или в безбожии.
Церковь во все времена позитивно относилась к тем направлениям науки, которые служат во благо людям. С ядерным оружием лично я бы тоже не стал делать однозначных выводов: именно его наличие уже много десятилетий удерживает человечество от новых мировых войн.
При этом Церковь отрицает все то, что идет во вред человеку и разрушает окружающую среду. Это касается и науки. Собственно, любое ее направление может служить как добру, так и злу. В этом отношении с наукой дело обстоит точно также, как и с любой сферой человеческой деятельности.
Также христианство отрицает и лженаучные теории, наподобие "эволюции", которые придуманы с единственной целью обезбоживания сознания людей.
С уважением,