Недавно узнал о существовании парадокса Эпикура.
======Эпикурейская трилемма======
а) Бог желает предотвратить зло, но не может? Тогда он не всесилен.
б) Он может, но не желает? Тогда он злой.
в) Значит, он и может, и желает? Тогда откуда берётся зло?
Хочу узнать как его рассматривать, или опровергать со стороны христианства.
6 Ответов
Зло - это выбор разумно-свободных существ (людей), который противоречит воле Бога. Бог создал людей и дал нам возможность самим определить: любить Бога или противостоять Ему.
См. Зло.
Зло является проявлением свободной воли людей, которая является Божественным замыслом в акте творения. Бог вложил свободу в человека, и человек не умеет ей пользоваться во благо. В то же время Бог - не полицай, который должен контролировать жизнь людей, допуская лишь добрые действия. Если Он будет так поступать, то это напрочь лишит Его творения ой самой свободы, которую Он дал им.
Парадокс связан с ошибочным представлением о всемогуществе Божием и напоминает другой парадокс - «парадокс камня», «может ли Бог создать камень, который сам не сможет поднять». Ошибка тут в том, что выражение «камень, который не может поднять Всемогущий» содержит противоречие в определении, и, таким образом, бессмысленно. Бог не может создать такой камень - не потому, что Его возможности ограничены, а потому что само выражение бессмысленно и не означает чего-то, что могло бы быть создано. Это как спрашивать «может ли Бог создать круглый квадрат, светлый мрак или жидкого барана, летающего в заостренном небе». Нет, не может - потому что сами эти выражения ничего не обозначают. Так и со злом. Ответ на вопрос «может ли Бог создать свободных существ так, чтобы они не могли злоупотребить своей свободой?» - нет, не может. Не потому, что Его возможности ограничены, а потому что «свободная личность, заранее лишенная возможности принять неправильное решение» есть противоречие в определениях. Зло есть результат злоупотребления свободной волей - и устранить возможность зла, не устраняя свободу, невозможно.
Бог делает нечто лучшее - берет на Себя наши грехи в Иисусе Христе, так, чтобы мы могли получить прощение и вернуться к Нему.
Вот здесь подробно рассматривается т.н. «проблема теодицеи», то есть того как совместить наличие в мире зла с представлением о том, что мир сотворен и направляется всемогущим и всеблагим Богом.
Ну и не будет лишним ознакомиться вообще с представлениями о природе зла.
Причиной зла является злоупотребление разумными существами своей свободной волей. Поэтому Бог и может, и хочет предотвратить зло, и иногда так и поступает. А иногда по известным лишь Ему причинам попускает совершиться злу, хотя и не ограничивает его распространение. Зло охватывается Промыслом Божиим. По определению катехизиса,
Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям.