Здравствуйте. Прошу помощи в вопросе.
Господь всеведущий. Он "ведый вся, веси, чесо ради бывает сия и чесо ради быть", что было, что будет.
1. Случайной смерти не бывает. Господь забирает человека в лучший момент его жизни, что бы спасти, зная, что он либо сотворит что-то пагубное для его души, либо просто готов (как объясняют батюшки). Чаще говорят так, объясняя детскую смертность (что бы не сделал что-то плохое, значит, Господь точно знает будущее)
2. Господь даровал дар видеть будущее своим угодникам (например, блаженной Матроне)
Вопросы
1. Почему среди богословов (к примеру, Осипов) и многих священников на просторах интернета распространено мнение, что будущее непредопределено?
2. Почему Церковь принимает святость Блаженной Матроны, но других порицает за предсказания, утверждая, что такой дар может быть только от лукавого (помня слова Господа "не обращаться к предсказателям")?
Спасибо
5 Ответов
Прп. Иоанн Дамаскин пишет:
Бог все наперед знает, но не все предопределяет. Ибо Он наперед знает то, что в нашей власти, но не предопределяет этого. Ибо Он не желает, чтобы происходил порок, но не принуждает к добродетели силою. Поэтому предопределение есть дело Божественного повеления, соединенного с предведением. Но, по причине предведения Своего, Бог предопределяет и то, что не находится в нашей власти. Ибо по предведению Своему Бог уже предрешил все, сообразно со Своею благостью и правосудием.
Коротко говоря: Бог знает то, что произойдет, но многое зависит от нас. То, что в нашей власти (например, вступить в брак или остаться одиноким, пойти учиться в университет или не учиться и т.п.), мы выбираем сами и, таким образом, строим свое будущее вариативно. Нужно различать предведение и предопределение, это разные понятия.
Что касается представления о том, что человек всегда умирает в лучшие моменты жизни, то оно не универсальное и не учитывает всех возможных судеб. Это некая схема, которая пытается попроще объяснить тайны Промысла Божия. Например, в Библии прямо сказано, что человек, который грешит, сокращает время своей жизни и умирает не вовремя: Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время? (Еккл.7:17). На эту тему есть интересное рассуждение прп. Анастасия Синаита.
Относительно предсказаний, дело не в том, что предсказывать плохо, а в том, каким духом эти предсказания внушены. В случае с блж. Матроной Московской, у Церкви есть основания считать, что ее предсказания от Бога, а, например, у Ванги - не от Бога.
См. Правда о Ванге.
Виктория, следует различать предвидение и предопределение Божие.
Например, Вы наверняка предвидели, что участники ответят на Ваш вопрос, но не предопределяли наши действия, не заставляли нас отвечать.
- Будущее не предопределено, но оно, несомненно, известно Богу. Бог знает любой вариант развития событий, но выбор делает сам человек. Что касается смерти, то она порой бывает насильственной, в чем также есть проявление свободной воли человека, в данном случае злой воли убийцы.
- Господь не даровал святым безусловное видение будущего, а приоткрывал некоторые события. И, конечно, происходило исключительно ради спасения человека. Любые чудеса от Бога имеют своей целью вразумить человека и наставить его на путь спасения. В отличие от святых прозорливцев, предсказатели не ведут человека к Богу, их предсказания не наставляют на пусть спасения.
Здравствуйте. Отвечаю на поставленные вопросы.
- Не стоит усваивать А.И. Осипову наряду с прочими его ересями незнание азбучных истин. Не может же он не знать эти тексты:
Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. (Рим.8:28-30)
Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей (Еф.1:3-5)
Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя. А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын. И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего. Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел. (Рим.9:6-13)
И прочее. Другое дело, что православное понимание предопределения отличается от кальвинистского, но об этом уже дана ссылка выше. Поэтому либо Вы неправильно поняли чужие слова, либо действительно в прочитанных Вами текстах их формально православные (?) авторы отвергают учение ап. Павла (!).
2. Некоторые пророчества от Бога, а некоторые от диавола, а еще некоторые - измышления их авторов. Когда-то и Каиафа пророчествовал. Во всяком случае, даже истинное пророчество не является гарантией святости его автора:
Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. (Мф.7:21-23)
Словом (Божественное) "предвидение" обозначается одна из сторон (Божественного) всеведения.
Божественное предвидение проявляется в отношении жизни и деятельности человека не так, как по мнению многих древних язычников, проявлялись: рок, фатум, судьба; язычники осмысливали их как непреодолимые силы, влекущие человека именно по такому-то и такому-то, а не иному жизненному пути.
Не так учит о Божественном предвидении Церковь. Человек наделен разумом и свободой произволения, и пользуется ими в своей жизни. Но Бог, как всеведущий, от вечности знает, каким именно образом люди используют и будут использовать свои разум и волю. Бог знает следствие каждой человеческой мысли, каждого волеизъявления, каждого свободного поступка. Знание - это не фатум, не рок, не судьба.