Array ( )
96. Тайное утреннее моление

96. Тайное утреннее моление

(5 голосов4.2 из 5)

Молитвы Утрени. Когда и кем они читаются?

Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи!

Сегодня мы поговорим о молитвах, совершаемых во время утреннего богослужения.

Как вы помните, из нашего 4-го занятия любое Богослужение состоит из четырех дел, первым из которых является молитва.

Теперь вопр. А что именно относится к утренней молитве? — Трисвятое по Отче наш?… Ектеньи (мирняя, просительная, сугубая)?… Славословие?… Из всего перечисленного, пожалуй, к ней имеет прямое отношение лишь славословие, и то, это скорее славословление, нежели моление. Все остальное, есть и в других службах, причем, дословно повторяемое. А где собственно утренние молитвы (?), и когда и кем они совершаются?

Согласно 2-й главе Типикона они должны совершаться предстоятелем во время утреннего псалмопения!! Там написано, что по триех псалмех Шестопсалмия, т.е. по завершении псалмопения первой триады, иерей во епитрахили, инде же и в фелони, глаголет молитвы утренния, стоя пред святыми дверьми, т.е. находясь на амвоне перед Царскими вратами.

Но возникает естественный вопрос: А насколько уместно совершать моление одновременно с псалмопением? Ведь при такой ситуации или псалмопение игнорируется (священником) или молитва не совершается (прихожанами)!

Неужели это в духе Типикона? – Лично у меня возникают насчет этого сомнения в виду хотя бы такой его рекомендации: «Глаголем шестопсалмие со всяким вниманием и страхом Божиим, яко самому собеседующе Христу Богу нашему»! Возникает недоумение: как, исполняющим указание о чтении утренних молитв, выполнить эту рекомендацию?

Кроме того, в 7 и 9 главах Типикона Шестопсалмие стоит в перечне читаемого настоятелем, и до сих пор в греческой Церкви сохраняется традиция чтения его игуменами монастырей, настоятелями храмов или же почетными гостям, а в бытность Арсения Суханова на Востоке его чтение входило в обязанность патриарха.

Ну, а чтобы предстоящие могли слушать Шестопсалмие со всяким вниманием утренние молитвы естественно должны читаться так, чтобы их никому не было слышно. И в результате, они остаются недоступны для большинства и не совершаются ими вообще!

Какой отсюда следует вывод? Очевидно, что в Уставе находятся явно противоречащие друг другу предписания! И явно, что это не-нормальная (не-уставная) ситуация, ибо ВЫПОЛНЕНИЕ ОДНОГО ИЗ ПРЕДПИСАНИЙ нарушает богослужебный чин, т.е. ПРОИЗВОДИТ БЕСЧИНИЕ! Следовательно, одно из этих предписаний ошибочно!

Отсюда вопросы:

  1. Какое предписание ошибочно?
  2. Почему ошибка вкралась в Устав?
  3. Как исправить эту ошибку?

Чтобы ответить на первый вопрос, давайте вспомним, что на утрене первых веков каждая из ее частей начиналась молитвой епископа, а в Иерусалимской утрени (IV века) особой молитвой, которую читали пресвитеры, сопровождался каждый псалом, так что вся Утреня представляла собой последование псалмов и песен, чередующихся с молитвами.

Но к XV веку с появлением Иерусалимского Устава в Византии (в песенной Утрени) утверждается обычай прочитывать за один раз все утренние молитвы в самом начале службы, т.е. во время первых трех утренних псалмов (на месте нашего шестопсалмия). И вот что примечательно, до появления Иерусалимского Устава в древнерусских служебниках МЫ НЕ ВСТРЕЧАЕМ УКАЗАНИЙ НА ТО, ЧТО ВО ВРЕМЯ ШЕСТОПСАЛМИЯ должны ЧИТАТЬСЯ КАКИЕ-НИБУДЬ МОЛИТВЫ! Сегодня же в наших Служебниках после оговорки «глаголем шестопсалмие, со всяким вниманием», тут же предписывается противоречащее этому указание: «По триех же псалмех иерей глаголет молитвы утренния».

Напоминаю, что вашим домашним заданием было изучить содержание этих молитв.

И… о чем же эти молитвы? — В основом в них совершается благодарение за дарованное утро: Благодари́м Тя, возста́вившаго нас от ло́жей на́ших… приими́ всех нас у́тренняя моле́ния,… благодари́м Тя, я́ко преве́л еси́ се́нь нощну́ю, и показа́л еси́ нам па́ки свет дневны́й… просвети́ ум наш, и чу́вства вся… и т.п.

Ознакомившись с содержанием, вы не могли не заметить, что чтение вечером таких слов как возста́вивый нас от ло́жей на́ших и… со́нное уны́ние отгна́вый от нас… да́ждь нам ви́дети у́тро и де́нь в ра́довании, да Тебе́ у́тренния возсыла́ем моли́твы – это или бездумное чтение, или верх абсурда!

А еще обратили ли вы внимание на то, что все прошения совершаются от первого лица множественного числа и не являются личной молитвой предстоятеля. А раз они должны совершаться от лица всех собравшихся, то их должно быть и слышно ВСЕМ! Да и читаться они могут всеми в качестве утреннего молитвенного правила, ибо это не молитвы какого-либо Таинства!

Особо обращаю ваше внимание на 9-ю молитву, которая в некоторых Служебниках прямо называется “молитвой Евангелия”. За это говорят и ее слова: “Воссияй в сердцах наших… и мысленные наши отверзи очи во евангельских Твоих проповеданий разумение”. У вас при ознакомлении с этой молитвой не возникло вопроса: Что за необходимость читать ее во время Шестопсалмия? Не сообразней ли читать ее непосредственно перед чтением Евангелия в том месте, где до сих пор присутствует остающийся без исполнения призыв «Господу помолимся» (вспомните Полиелей)?

Итак, явно ОШИБОЧНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ УКАЗАНИЕ ЧИТАТЬ ЭТИ МОЛИТВЫ ВО ВРЕМЯ ШЕСТОПСАЛМИЯ С ИГНОРИРОВАНИЕМ ПОСЛЕДНЕГО И ЧИТАТЬ ИХ ПРО СЕБЯ И ДЛЯ СЕБЯ…

Теперь другой вопрос: Как данная ошибка оказалась в Уставе?

Она там оказалась вследствие появления в XIII-XIV веках, так называемого «Устава священнослужения», приписываемого Константинопольскому патриарху Филофею.

Устав этот указывал порядок службы и содержал молитвы, которые были помещены и сгруппированы в конце него, перед чином Утрени (и Вечерни, ибо с ее молитвами та же история). Первоначально эти молитвы имели надписи, указывающие на то, когда они читались во время совершения Утрени или Вечерни, но со временем все эти надписания переписчики начали мало-помалу опускать. И в конечном итоге, забыв об их местоположении в чине богослужения и не зная, куда разместить их, вследствие утраченных над ними надписей, за исключением молитвы на главопреклонение, кто-то (никто до сих пор не знает, кто это был) УКАЗАЛ ВРЕМЯ ИХ ЧТЕНИЯ НА ШЕСТОПСАЛМИИ, как время когда, по его соображению, священник был более или менее свободен.

Именно ЭТО УКАЗАНИЕ и ПРИНЯЛ НА СВОИ СТРАНИЦЫ возникший к тому времени ИЕРУСАЛИМСКИЙ ТИПИКОН! Правда, в старой его версии (в отличие от современной) было сделано курсивом примечание, достаточно красноречиво говорящее о НЕНОРМАЛЬНОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ УТРЕННИХ МОЛИТВ В ДАННОМ МЕСТЕ. А именно, там оговаривалось, что псалтий должен тянуть последние три псалма Шестопсалмия так, чтобы священник успел прочитать все 12 молитв.

Но сегодня (как мы видим) даже это довольно странное для Типикона предписание никем не исполняется (ни у нас на Руси, ни в Греции), и священники, чтобы прочитать все молитвы до конца, в большинстве случаев начинают их чтение вместе с началом самого Шестопсалмия, что находится в прямом противоречии не только духу, но и букве Устава.

О том, как можно исправить выявленное неправильное предписание Типикона, мы поговорим на следующем занятии.

А пока жду ваши комментарии под данным видео идо следующей встречи!

Комментировать