Ти́хость (греч. ἐπιείκεια (эпиэйкейа) – снисходительность, кротость, гуманность) –
1) наименование одной из форм проявления Бога, как Промыслителя, по отношению к Своему творению, соответствующее по содержанию форме «снисходительность» (Вар.2:27);
2) – библейское понятие, обозначающее одно из качеств и форм поведения Господа Иисуса Христа, адекватное понятию «снисходительность» (2Кор.10:1);
3) (от греч. νήπιος (нетиос) – неговорящий, дитя) кроткое поведение (1Фес.2:7).
Как соотносятся между собой тихость и гнев Божий?
Священное Писание неоднократно представляет нам Господа гневающимся на беззаконников (Исх.15:7) и даже на избранных (Исх.4:14), сообщает о вине ярости Божьей, о чашах гнева Божия (Откр.14:10).
История Ветхого Завета содержит примеры уничтожения, по воле Господней, городов (Быт.19:24) и народов (Быт.7:10-21).
При буквальном осмыслении этих свидетельств у читателя, незнакомого с вероучением Церкви, может сложиться впечатление, будто Бог и действительно бывает подвержен приступам гнева и ярости.
Во втором веке, под неправильным впечатлением от подобного рода библейских свидетельств, еретик Маркион дерзнул сочинить и озвучить учение о двух богах:
1) о боге, с чьим описанием мы сталкиваемся на страницах Книг Ветхого Завета, злом и коварном;
2) и о боге – отце Иисуса Христа. Настолько неправильно он рассудил о действиях Единого Бога, описанных в Ветхом и Новом Заветах.
Как же мы должны понимать указания Библии о гневающимся Боге, и как должны соотносить их с указаниями о том, что Бог – благ, милосерден, что Он, наконец, есть любовь (1Ин.4:8)? Может быть время от времени Бог изменяется: иногда проявляет Свою тихость, а иногда – ярость и гнев? Отнюдь.
Бог всегда Себе равен; Он – неизменен (Мал.3:6). Выражения типа «Бог гневается», «изливает Свою ярость на грешников» нельзя понимать буквально, так, будто Бог переживает смену эмоциональных состояний. Все эти выражения относятся к формату антропоморфного языка, образно представляющие реакцию неизменяемого Бога на грех.
Любое действие Божье отражает всю полноту Божественных совершенств, полноту Его сущностных свойств, и такого как справедливость, и таких как благость, милосердие, любовь.
Наказывая грешника, чему и соответствует библейское «гнев», Бог действует и милосердно, и человеколюбиво. Прежде, чем его наказать, Он проявляет долготерпение, давая грешнику возможность покаяться, то есть как бы не гневается. Такая форма проявления Бога в мире, по отношению к грешнику, и может быть названа «тихостью». Повторим, и «гневаясь», и «не гневаясь» Бог – всегда Тот же.
Комментировать