Татуиро́вка или тату, иногда вулг. «татуха» — надпись, узор или рисунок на человеческой коже, нанесенный посредством внедрения в кожу красящих веществ. Синонимичное понятие – «наколка», «набивка». Человек, занимающийся нанесением татуировок, – «татуировщик», «кольщик», «мастер татуировки», «тату-мастер», «тату-художник». Нанести татуировку – «набить», «наколоть».
Татуировка в истории и культуре народов мира и России
Татуировка как явление искусства появилась в доисторические времена, а по некоторым соображениям – в первобытные. Разумеется, такое утверждение носит вероятностный характер. Положим, набор для татуировок, обнаруженный в 1963 г. на острове Тонгатапу, датируется VII в. до н. э. Периодом с VI – по III в. датируют мумию «принцессы Укока (Алтайской принцессы)», на теле которой были обнаружены татуировки. Мумия была найдена во время раскопок на Алтае. В древности татуировка могла иметь не только эстетическое, но и религиозное, и статусное значение, могла служить знаком принадлежности к той или иной группе людей (племени, роду). Практика создания татуировок существовала среди разных племен и народов. Считается, что по большей части обладателями татуировок были люди со светлой кожей, тогда как среди людей с темной кожей практиковалось рубцевание.
Европа также знала примеры татуировок, хотя они и не были широко распространены. В частности, в Древнем Риме татуировка имела название «signum» или «stigma». Наиболее распространенным обозначением процесса татуирования в Европе являлся глагол «раскрасить» или «отрисовать накалыванием» / «наколоть» (например, голландский глагол prikschildern). Арабский путешественник Ибн Фадлан в своих «Записках о путешествии на Волгу» (дат. 920-921 гг.) описывает русов (предполагают, что в данном случае имеются в виду варяги-германцы тела которых были покрыты зелеными изображениями деревьев и пр.
Долгое время слова «тату» и «татуировать» связывалось с соответствующими процедурами, совершавшимися на Таити. В 1856 году французско-бельгийский врач Пьер Нистен отметил понятие «татуировка» в своем «Словаре медицины». Затем французский историк и филолог Эмиль Литтре отметил его в «Словаре французского языка», после чего понятие «тату» прочно закрепилось во французском, а затем и в других европейских языках.
Считается, что в России татуировки стали популярны сперва у матросов в начале XX века, а затем у преступных сообществ (в том числе преступных сообществ политического характера).
Христианское отношение к татуировкам
Священное Писание Ветхого Завета содержит ряд указаний, запрещающих нанесение татуировок: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь (Бог ваш)» (Лев. 19:28). «Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей и делать нарезы на теле своём» (Лев.21:5). «Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем» (Втор.14:1).
Хотя данные указания касаются запрета в связи со смертями ближних, из этого не следует автоматически, что по иным поводам нарезы и татуировки законом приветствовались. Заметим, что в то время татуировки на телах язычников нередко носили религиозный характер. Прп. Ефрем Сирин, писал «Повелевает и постановляет законом на телах своих не делать едкими составами неизгладимых начертаний, подобно тому, как делают Египтяне, на телах своих начертывая неизгладимые изображения богов своих».
В целом на данный момент можно говорить о том, что татуировка, даже имеющая христианский религиозный смысл, в рамках православной традиции не приветствуется. Современные пастыри (в частности, о. Евгений Мурзин и о. Феодор (Прокопов) предлагают православным христианам руководствоваться принципом «Всё мне позволительно, но не всё полезно» (1Кор.6:12; 10:23) и выдвигают ряд рациональных аргументов против нанесения на свое тело тату («Родителям и детям о татуировках».
Одновременно с этим следует отметить, что в инославном христианстве, у коптов в Египте, существует традиция нанесения татуировок с изображением креста, как символа принадлежности к христианству. Происхождение этой традиции связывают с историей коптского христианства в условиях господства ислама.
Литература по теме
- Родителям и детям о татуировках cост. И. Цуканов
- К вопросу о религиозном элементе в посвящениях у дикарей Н.Д. Протасов
- Библия и татуировки свящ. Иоанн Валентин Истрати
- Ад достоин посмеяния Александр Богатырев
- Допустима ли татуировка православной тематики?
Комментировать