5 Ответов
Александр! У каждого действия, совершаемого человеком, есть свои побуждения и мотивы. Даже на простые рефлекторные действия наш мозг дает команды. Просто "хочу" может и мотив, но для христианина, все, что связано с его верой не должно делаться на основании одного лишь желания. Любые проявления веры не могут быть бессмысленными, поскольку вера наша наполнена смыслом. А уж сколько смысла в христианской символике!
Так, например, копты - египетские христиане, наносят на запястье татуировки в виде креста. Это свидетельство их веры в обществе, где подавляющее большинство - мусульмане. Даже в случае гонений, которые случались в истории, крест на запястье - это неизгладимый знак принадлежности человека к христианству. По татуировке христианин легко узнает своего.
А какой смысл Вы вкладываете в свое желание сделать татуировку? Если для Вас это просто желание иметь красивую татушку с христианским смыслом, то лучше воздержитесь.
Суть библейского запрета изображений на человеке — благоговейное отношение к физическому телу, как сосуду бессмертной души.
Христианская тематика татуировки вовсе не означает того, что это будет богоугодным делом. Указанные примеры с татуировкой у коптов – это те исключительные случаи, когда татуировка с крестом является выражением веры в условиях, в которых проживают те христиане. Там эта татуировка, по сути, представляет собой подвиг.
В нашей культуре нет необходимости в татуировке как свидетельстве выбора веры. Татуировки в большинстве случаев делаются из-за поглощенности земными мотивами. Желание татуировкой украсить себя или выразить свое отношение к чему-то, в том числе, к христианству, обычно свидетельствует о демонстративности, корни которой в особенностях личности.
Приведу слова священника Иоанна Валентина Истрати:
«Если мы посмотрим на мотивы, по которым люди наносят себе татуировки, то увидим, что по большей части им хочется просто отличиться от других. Но нонконформизм, следование модным трендам, желание шокировать – всё это чуждо закону любви Христа, Распятого и Воскресшего из мертвых.
Некоторые полагают, что татуировки сделают их красивее. Это говорит об их желании улучшить то, что сделано было Богом (ср.: Пс. 138: 14). Или указывает на комплекс неполноценности и на то, что они не удовлетворены своим телом, а также свидетельствует о потребности в новой идентичности, поиске своего иного, более интересного «я», что характерно для переживающей кризис личности; не имея достоинств, которые можно было бы продемонстрировать, они пытаются таким образом поразить других (и в первоначальном значении этого слова тоже). Между тем новизна татуировки может вызвать удивление не более чем на секунду, чтобы потом утонуть в потоке банальностей, уже не раз виденных».
«Когда татуировки не свидетельствуют о вере, они являются неудачной подменой личности, культуры, эрудиции, чувства юмора, жизнерадостности, открытости, веры, творческой уникальности. Они служат только показателем отчаянных поисков собственного «я», все более кричащего, поисков в тех местах, где его не было и не будет никогда».
Александр, формального запрета или разрешения на подобное действие в Церкви не существует. Но человек разумный, тем более верующий, задает себе вопросы: зачем я это делаю? как это повлияет на меня?
Мое сугубо личное мнение, что раз тело христианина - это храм Божий, его пачкать такими вещами не следует. Бывают особые поводы, как у христиан Сирии и Египта, они крест набивают. Но это хорошо мотивированное решение, люди знают для чего они это делают, а не потому что просто "всегда хотелось". Решайте сами, рассуждайте.
Смотрел вчера интервью с экспертом по российской космонавтике. Оказывается космонавтам строго запрещены татуировки - это рассматривается как скрытое психиатрическое нарушение.
Строго говоря, прямого запрета на тату в Православной Церкви нет, поэтому мы здесь руководствуемся здравым смыслом, который подсказывает, что нанесение тату - ненужное излишество. Все мне позволительно, но не все полезно (1Кор.10:23).
Если есть ощущение неполноценности, лучше заполнить его благодатью Божией, даруемой через Таинства.