Здравствуйте!
Мой муж - татарин. Родился в Нижнем Новгороде у нас, говорят они в семье по-русски, но религия семьи все же ислам. Следовательно, он сам мусульманин. Однако говорит, что агностик. В мечеть не ходит, не постится, не молится (ну, есть распечатка на ночь читать только русскими буквами). Религию свою не изучал совсем, даже азы.
И вот в сентябре мы родили дочку. До зачатия договорились, что из уважения к моей религии не будет ребенок мусульманином/мусульманкой автоматически после рождения, а потом выберет религию сам(а). Но конечно же хочу, чтобы дочь стала православной христианкой. Молюсь и своими словами, и молитвы старца Амвросия Оптинского читаю. Но конечно настроена сделать все возможное чтобы дочь сразу основы христианства узнала. С малолетства. Чтоб для нее было само собой разумеющееся, что сын Божий - это Иисус Христос, что есть Богородица, базовые основы чтоб знала. И лишь потом рассказать кратко чисто для общего развития об исламе. Вроде это и нарушение договоренности нашей с мужем, но зачем знания сразу об обеих религиях полноценно ей вывалить? Тем более что муж и не религиозен. Для него не крестить дочь - это просто как из принципа. Ну, уважение к семье своей. Самый нейтральный вариант мы выбрали. Я ведь вообще не волновалась за это сперва… Бог уберег, что муж на религии по отцу (как в исламе) не настаивал.
Просто во-первых, как дочь душой может выбрать ислам, я не понимаю (и не хочу даже думать об этом), ибо отец (мой муж) дать ей в плане религии ничего не может, как минимум ибо нельзя его верующим даже назвать + он ничего и не знает об исламе.
Во-вторых, бОльшую часть времени она будет проводить со мной. Весь день. Мама и бабушка мужа тоже в мечеть не ходят (бабушка ранила ходила, сейчас очень пожилая). На большие праздники они зовут домой муллу.
И вот как бы я понимаю что настроена «воинственно», собираясь по сути свою религию дочери активно прививать, а не давать выбор когда повзрослеет (но с другой стороны КАК возможно дать выбор особо в нашей ситуации, когда она об исламе в интернете читать только сможет). Я хочу сразу привить. С какого возраста вот только… совсем маленький ребенок ведь не поймёт почему мама скажет ему «Вечером когда папа вернется не говори ему что я о Христе рассказывала». Планирую совсем поначалу в целом говорить: «Боженька», «не делай грех» итд. Потом уже перейти к православным терминам и именам, азам.
Я даже не рассматриваю вариант принятия ею ислама, как минимум ибо это странно - ну верит её бабушка с прабабушкой и родственники из другого города. И…?
Да и в любом случае только православие. Если она сама поверит и скажет об этом - муж не будет против. Он сам говорил.
Да, может не справедливо с моей стороны от их стороны требовать исполнения договоренностей нейтралитета, а самой рассказывать активно, но ведь правда - мужу по сути просто религия его семьи. А не то, чем он живет и во что верит всей душой. А меня ежедневно эта тема волнует до учащенного сердцебиения прямо… и их сторону как потенциальных соперников воспринимаю. Да, истинная христианка должна сама жить правильно, не раздражаться, всех любить, а меня прям раздражают уже любые проявления нашей разности (когда по-татарски бабушка здоровается с 6-мпсячной внучкой, приходя к нам, я потенциально вижу угрозу ислама). Я стараюсь исполнять заповеди Христовы , и очень надеюсь что дочь Марта станет рабой Божьей Марфой по своему искреннему желанию. И как можно раньше.
Во время беременности причащалась, исповедовалась, священник сказал успокоиться не нервничать: что чадо моё уже с Богом. Чтоб своим примером показывала истинную веру. И все будет хорошо. Выберет православие. Надеюсь на Бога. Знаю, надо довериться.
В каком возрасте и как правильно начать прививать любовь к Богу? К ПРАВОСЛАВИЮ.
Какие ошибки можно сделать? Как мне быть в моей ситуации?
Благословенного Вам дня!
С уважением,
Раба Божья Александра
5 Ответов
Александра, надо признать, что Вы сами создали себе проблему, заключив союз с человеком, с которым не имели права, по церковным канонам, строить отношения. Вы изначально знали об убеждениях мужчины и о последствиях. Зачем вышли замуж?
Епископ Никодим (Милаш) пишет:
Каноническое учение православной церкви о смешанных браках заключается в следующем: 1) смешанные браки православных христиан с иноверными особами, в частности же с язычниками, иудеями и еретиками, строго воспрещены Церковью; 2) смешанный брак допускается лишь в такой форме, когда в браке, заключенном вне православной церкви, т.е. в нехристианской или еретической религиозной общине, один из супругов примет православную веру, притом, когда иноверный супруг выразит желание остаться в браке с супругом, принявшим православие; 3) дети, родившиеся от такого смешанного брака, должны быть во всяком случае крещены и воспитаны в христианской, православной вере; 4) если же иноверный супруг не пожелает остаться в браке с обращенною в христианство особою, тогда брак разводится и православному супругу дозволяется вступить в новый брак с православной особой; и 5) допускается православной особе вступить в брак с неправославной особой, если эта неправославная особа обещает принять православную веру и тотчас это обещание и исполнит.
Из вышесказанного можно видеть, что ваш союз не является законным перед Богом и Церковью.
До зачатия договорились, что из уважения к моей религии не будет ребенок мусульманином/мусульманкой автоматически после рождения, а потом выберет религию сам(а).
Этот ложный компромисс, естественно, возник на фоне разницы религий. То, что Вы не настояли на своем (обязательно воспитывать в православии), показывает, что отношения с данным молодым человеком для Вас значат больше, чем духовное благо будущего ребенка.
Для него не крестить дочь — это просто как из принципа. Ну, уважение к семье своей.
Это прямой повод к разводу, если он такой принципиальный. Возможность беспрепятственно воспитывать ребенка в вере и не охладеть к ней самой должно быть в приоритете. Не воспринимайте, пожалуйста, мою принципиальность как негатив в ваш адрес, я лишь постарался дать ответ максимально соответствующий каноническим нормам, которые имеют своей целью показать как следует богоугодно устраивать жизнь.
Я согласен с Сергием - Вы сами создали себе проблему, выйдя замуж за мусульманина. И сейчас Вас раздражает все, что связано с проявлениями религии у мужа и его родственников. Так и до разлада в семье недалеко. Определенно, Вам необходимо воздерживаться от подобного негатива, сдерживать себя. Если Вы хотите собой являть пример благочестивой христианки, то отправляться в "крестовый поход" против родственников мужа точно не надо.
Что еж касается воспитания дочери в православной вере, то тут Вас ждет множество сложностей. Рассказывать о Боге необходимо, но и показывать необходимо. Ребенок должен видеть практику веру у мамы, а не только разговоры о вере. Как Вы это будете делать - Вам видней. Обязательно посоветуйтесь с духовником или приходским священником.
Священник вам верно сказал: проповедуйте своим примером. Если ребенок увидит, что христиане добрее, честнее и вообще лучше иноверцев, то его выбор вполне очевиден.
Скажите ей, что есть Бог, и вообще дайте общую информацию о Нем. И посещайте с ней иногда православный храм, покажите, как молиться. Муж, по идее, не должен запрещать таких "экскурсий". Ведь храмы красивые, как музеи; они - наглядная история России! Не стоит от него скрывать визитов с ребенком в храмы, чтобы не сеять раздор в семье и не внушать дочери вражду к родному отцу. В результате посещения храмов у нее должна произойти "сцепка", что Бог - именно там. Старайтесь только в храме не нарваться на хамство и вообще на негатив - впечатления от православия у дочери должны быть самые добрые. Не выстаивайте там с ней долго, чтобы не успела устать, и избегайте общения со всякими приходскими "матушками" и алтарниками, которые ходят в храм, как на работу, и не всегда ведут себя так деликатно, как стоило бы в святом месте. Помолились - и сходите с ней в кафе или в кино, или куда вообще она любит.
Если же муж настоит на том, что при таких обстоятельствах ей надо справедливости ради посетить и мечеть, то вы, как христианка, туда не пойдете. И скажете дочери, что вы в эту религию не верите. А отец ей там толком ничего показать и рассказать не сможет.
Я и сам вырос в мусульманско-христианской семье, только с той разницей, что рос я в безбожном СССР и агностиками были оба моих родителя. Но все равно - сам окружающий культурный код всегда так или иначе располагал меня именно к православию, хотя путь туда был не из легких и продлился много лет.
Подрастет дочь - и разберется. У нас, христиан, имеет место то громадное преимущество, что в православии есть благодать, к которой людей тянет, как магнитом. А в мечети этого нет, хотя есть чисто мирские "бонусы", которые у нас зачастую отсутствуют: традиция, община, солидарность, взаимопомощь, стиль и т. д. Но против благодати все это "не тянет", если сердце человека чисто и он ищет именно Бога.
У вас, насколько я понял, есть на связи понимающий священник. Если это так, то корректируйте свои действия с ним. Ну, и молитесь, конечно, и вообще укрепляйтесь в благочестии. Тогда Бог поможет. Ведь Он хочет спасти и вас, и вашу дочь, а спасение - только в православии. Иных дорог в Рай не существует.
С уважением,
Сергей и о. Дионисий достаточно точно описали причины проблемы и пути ее решения. Не надо спорить из-за веры и пытаться обмануть мужа.
Если ребенок увидит, что мать:
добрая и терпеливая,
заботливая,
сама любит молиться и ходить в храм,
доброжелательно относится ко всем родственникам, в том числе и мусульманам,
не празднословит, но любит читать Евангелие и жития святых, с удовольствием обсуждает прочитанное с любимой дочкой и далее с мужем, когда он в настроении,-
то кто помешает дочери всей душой полюбить христианство и всю жизнь стремиться подражать матери и ее вере? И никакие соблазны ислама или, скажем, язычества или протестантизма ей не станут помехой.
Итак, надо начать не со слов, но с дел, и всегда сопровождать их молитвой. Помоги Господи!
Просто воспитывайте дочь с любовью.
А взрослому агностику передайте письмо:
Человек имеет три силы души: это разум, чувства, воля.
Жил один человек, который был ученым. В одно время стал обдумывать о причинах сущего и о цели своей жизни. Концом земной жизни является смерть тела, но есть ли что-то после этого?
Он стал расспрашивать людей. Атеисты говорили ему, что нету ничего за вратами смерти. Христиане сказали ему, что Бог существует и, что, за вратами смерти существует жизнь вечная для тех, кто исполняет волю Бога Отца. А также существуют муки вечные для грешников, которые не раскаялись в течении своей земной жизни.
Человек прочитал Новый Завет — часть Библии, что была составлена после Рождения Иисуса Христа. Человек вел запили в своем дневнике:
"Лично в меня, со своего жизненного опыта, еще нету доказательств того, что Бог существует. Однако, у меня также нету никаких доказательств того, что Бога нет. Нужно провести научный эксперимент — два месяца я проживу так, как подобает жить христианину, как учил жить Иисус Христос. Мне следует проверить, существует ли Бог на самом деле?"