Наступила Страстная седмица. Особенное, насыщенное, стремительное время, течение которого ощутимо буквально физически. Человеку хотя бы раз, более или менее внимательно отнесшемуся к Великому посту, знакомо это неповторимое ощущение накатывания чего-то большого и неизбежного, покрывающего с головой и увлекающего в единое, мощное постовое течение, в нужный и определенный момент поднимающего на гребне и несущего на уже видимый, обетованный берег, берег Пасхи Христовой. Момент же поднятия на гребне и есть Страстная седмица, т.е. семь дней, о которых поговорим подробнее.
Итак, время это и скорбное, и радостное. Скорбное как принадлежность к посту, радостное как ожидание близкой Пасхи. Четыредесятница как таковая уже завершена, Лазарь воскрешен, Господь со славою вошел в Иерусалим, однако главные евангельские события – крестные страдания, смерть и воскресение Спасителя – еще впереди. Поэтому, фактически окончив сорокадневный пост, Церковь Христова особенно выделяет оставшиеся до Пасхи семь дней в особенную, Страстную седмицу, чтобы мы, не разрешаясь от поста, вместе сопережили все то, что произойдет в ближайшие дни со Иисусом и Его святыми учениками и ученицами.
Сама насыщенность времени столь важными, даже, можно сказать, краеугольными событиями, заставляют и нас с особенным внутренним вниманием отнестись к этим святым дням. Людям постящимся следует подумать о проведенном посте. Конечно же мы обнаружим множество своих несовершенств, поймем, что многое в посту не совершили, не примирились с близкими нам людьми, не посетили и не утешили больных, а ведь у каждого из нас кто-то болен, кто-то в больнице, а у кого-то просто горе и скорбь, мы же не удосужились найти для них даже доброго и теплого слова, не говоря уже о большем участии. Выйдя, по сути, на борьбу с грехом, не сумели преодолеть своих страстей и вредных привычек, вновь и вновь повторяя все то, что и до поста мучило и неотвязно доставало нас. Желая хотя бы на посту жить по Евангелию, внимать бессмертному Учителю, дышать воздухом Небесного Иерусалима рассеиваемся мелкими никчемными мыслями и заботами. Поэтому так радостно сознавать, что осталась еще неделя для нашего подвига, подвига, который доступен всякому, подвига преодоления греховного навыка, сердечной косности и любовного обнищания.
Людям же, проводившим пост из рук вон плохо или не постящимся совсем, не следует отчаиваться, потому как, адаптируя слова Иоанна Златоустого, Господь с одинаковой радостью ожидает и принимает всех, проведших со вниманием и весь пост, и половину и даже одну неделю поста, и, более того вовсе не постящихся. Принимая последнее как своеобразную Божественную амнистию, попоститься все же стоит.
Говоря о богослужении, стоит особенно выделить дни с понедельника по среду. В эти дни по уставу должны быть прочитаны все четыре Евангелия. В приходской практике эти чтения растягивают на весь пост и читают понемногу, однако наверняка в некоторых московских монастырях и храмах этот устав сохраняется. Не каждый из нас не только ежедневно, но даже один раз за год прочитывает эту, по сути, настольную книгу христианина, так что, посетив в эти дни утренние богослужения, скажем, Николо-Перервинского монастыря, мы услышим Евангелие во всей полноте.
Богослужение Великого Четверга – стоит сказать, что все дни Страстной седмицы называются великими, собственно, по величию своего содержания по древнему обычаю, день исповеди и причастия, хотя, конечно же, можно и должно причащаться в посту, по возможности, чаще, но причащаясь и исповедуясь именно в Великий Четверг, мы, возможно, мысленно дистанцируемся от событий в этот день вспоминаемых и предательства Иуды, и бегства маловерных учеников, и коварства архиереев и старцев, и, напротив, становимся непосредственными участниками первой Литургии, которую в этот день совершил сам Христос.
Великий Пяток пятница посвящен страданиям Спасителя. Литургия в этот день не служится. На утреннем богослужении, которое на практике служится в четверг вечером, читаются Страстные Евангелия, т.е. выбранные из четырех Евангелий места, где описываются страдания Христа, издевательства и надругательства над Ним и, наконец, сама смерть на Кресте. Служба, которую без оглядки можно отнести к высочайшему памятнику словесности, особенно красива и величественна, даже без должного мастерства певчих и дьяконов. Пропустить утреню Великого Пятка значит лишить себя высокого духовного и нравственного переживания. В пятницу днем на середину храма выносится плащаница с изображением лежащего во гробе Христа, и мы вместе с Иосифом Аримафейским, тайным, но не испугавшимся учеником, погребаем и оплакиваем Спасителя.
В Великую Субботу совершается Литургия, на которой уже чувствуется внутренние умиротворение, как бы совершилось все, что должно было совершиться, а там, в глубинах преисподней уже разрушена смерть, уже положено начало Воскресения, а в душе все отчетливей и громче звучит неописуемое и несравненное «Христос воскресе из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав»!