Стих:
1) Небольшая пронумерованная часть текста Священного Писания. Библия включает 66 канонических книг, разделенных на 1189 глав, состоящих из 31173 стихов.
2) Строка из Священного Писания, возглашаемая и поемая в различные моменты богослужения.
Этимология понятия
Стих (от др.-греч. ὁ στίχος – ряд, строй; строка в книге, стих (в стихотворении)) многозначное понятие, как правило, используемое в стиховедении и литературоведении для обозначения художественной речи, организованной с помощью деления на ритмически соизмеримые отрезки. Это же понятие применяется и для описания полученной в ходе деления художественной речи строки стихотворного текста, которая выделяется согласно определенному ритмическому образцу и строю. Именно в этом смысле слова понятие «стих» применимо к ритмически заданным отрезкам произведений христианской гимнографии.
В широком смысле понятие «стих» употребляется применительно к любому отрезку текста. Как правило, данное употребление относится к делению священных книг мировых религий. Так, например, первый яшт (гимн) Авесты (собрание священных текстов зороастризма) разделен на четыре стиха, каждый из которых имеет девять строк.
История понятия в Священном Писании
В Священном Писании понятие «стих» используется для нумерации (индексации) и упорядочивания фрагментов текста.
Изначально Священное Писание (канонические и неканонические книги) не были разделены ни на стихи, ни на главы. Попытки упорядочивания текста Священного Писания предпринимались уже в иудейской среде. Так, ветхозаветные тексты разделялись на т. н. pesukim (от евр. pesuk – отдел), которые могли быть довольно разного размера, но их медианный размер примерно соответствовал современному библейскому стиху. Более крупные разделы назывались sedarim (от евр. sedra – порядок) и включали несколько pesukim. Чуть позже, в межзаветный период появляется разделение на параши (от евр. parashiot / parasha – глава). Параша представляла собой главу текста, завершенную по смыслу или композиции. Так, Пятикнижие Моисеево было разделено на 669 параш. Разделение греческого текста Библии впервые было сделано на полях Ватиканского кодекса и датируется IV веком н. э. Более продуманное и масштабное разделение на главы предпринял в начале XIII века кардинал Стефан Лэнгтон (англ. Stephen Langton; ок. 1150–1228), английский богослов, архиепископ Кентерберийский. Его работу завершил в 1240 году французский кардинал Гуг-де-Сен-Шир из Каро. Изначальное деление на главы было предпринято для Вульгаты, а деление на стихи текста Вульгаты было сделано французским книгопечатником Робертом Этьеном (фр. Robert Estienne; также известен как «Роберт Стефанус»; 1503 год, Париж – 7 сентября 1559 год, Женева) По некоторым версиям, это событие датируется 1551 годом. Однако, до него в начале XVI века подобную попытку предпринимал итальянский доминиканский монах, филолог и богослов Сантос Панино.
Общепринятая нотация цитирования Библии имеет непосредственное отношение к ее делению на главы и стихи, и выглядит следующим образом:
Наименование книги из Библии (как правило, в сокращенной форме). Глава:стих–стих(или: Наименование книги из Библии.Глава:стих,стих.
Например:
Прем. 2:2 – Книга Премудрости Соломона, глава вторая, стих второй: «Случайно мы рождены и после будем как небывшие: дыхание в ноздрях наших – дым, и слово – искра в движении нашего сердца».
Еккл.1:9,11 – Книга Екклесиаста, глава первая, стих девятый и одиннадцатый: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. <…> Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после».
Откр.8:10-12 – Книга Откровения Иоанна Богослова, глава восьмая, стихи с десятого по двенадцатый: «Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки. Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была – так, как и ночи».
Также существуют альтернативные способы нотации, например, замена двоеточия запятой или точкой.
«Стих» в богослужении Православной Церкви
В богослужении Православной Церкви понятие «стих» обозначает ритмически организованную часть, отрезок гимнографического богослужебного текста без нумерации этого отрезка. В богослужебных книгах текст подчас сопровождался певческими знаками – невмами, что помогало в богослужебном песенном исполнении гимнографии. Именно поэтому разделение на стихи имело своей целью не только и не столько упорядочивание текста, как в случае со стихами в Священном Писании, сколько указание на корректное исполнение того или иного гимнографического элемента.
Комментировать