Сподо́би, Го́споди (Καταξίωσον Κύριε) — молитвословие Вечерни, часть Великого славословия, молитва о ниспослании безгрешного вечера, прошение о даровании милости, вразумления, а также, вечернее славословие Пресвятой Троице:
Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси Святый, просвети мя оправдании Твоими. Господи, милость Твоя вовек, дел руку Твоею не презри, Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
«Сподоби, Господи…» совпадает во 2-й частью вседневного славословия на утрени, отличаясь только в начальной части естественным указанием на иное время суток: «Сподоби, Господи, в вечер сей…» ↔ «Сподоби, Господи, в день сей…».
***
Содержание
Как заметил М. Н. Скабалланович, «Сподоби Господи — скорее песнь, чем молитва; по молебно-хвалебному содержанию «Сподоби Господи» нельзя назвать ни молитвою, ни песнью, почему оно и называется всегда только первыми своими словами».
По своему содержанию данная молитва-песнопение в основном состоит из библейских цитат:
Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. |
в Писании отсутствует |
Благословен еси Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь. |
|
Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. |
|
Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим. |
|
Благословен еси Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. |
Вариации Пс. 118:12 |
Благословен еси Святый, просвети мя оправдании Твоими. |
|
Господи, милость Твоя вовек, дел руку Твоею не презри, |
|
Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь. |
в Писании отсутствует |
Из приведенной таблицы видно, что только начало и конец данного песнопения составлены христианами, тогда как сердцевина – библейские заимствования.
История
Впервые «Сподоби, Господи…» упоминается в рассказе о посещении Нила Синайского святым Софронием и Иоанном Мосхом (VI век); во всех редакциях Студийского Устава (с IX века) эта молитва уже находится на своем нынешнем месте.
Способ исполнения
Типикон требует, чтобы эту молитву читал всегда предстоятель, в том числе и на всенощном бдении (Типикон, глава 2). Согласно более ранним редакциям (рукописи XIII века), эту молитву пел народ.
В современном богослужении присутствуют две практики исполнения «Сподоби, Господи»:
- На всенощном бдении и в случае полиелейного богослужения поется более торжественный вариант (распевом Киево-Печерской Лавры), на службах вседневных и славословных – поется на 8-й глас;
- На всенощном бдении и в случае полиелейного богослужения «Сподоби, Господи» поется, на службах вседневных и славословных – читается.
Литература по теме
- Сподоби Господи Толковый Типикон
- Молитва «Сподоби Господи» протопр. Валерий Лукьянов
- Сподоби, Господи фотоальбом «Всенощное бдение»
Комментировать