Скоро́мная пи́ща. (Слово скоромная связано в этимологическом отношении с др.-русск. скоромъ «жир, масло»; в некоторых русских губерниях до Октябрьской революции встречалось синонимическое понятие и сходное по звучанию «скоровный», то есть букв. «с коровы», то есть мясо-молочный продукт). В православной традиции в противовес постной пище, скоромная пища — это пища, вкушать которую не дозволяется в пост; к скоромным продуктам относятся любые продовольственные продукты, имеющие в своем составе плоть или продукты жизнедеятельности теплокровных животных, такие как (молоко, яйца). Рыба и морепродукты в православной традиции занимают особое срединное место между постной и скоромной пищей, однако, в большинстве строгих постов подобные продукты также запрещены к употреблению, что позволяет отнести их к скоромной пище. В переносном смысле слова понятие «скоромный» обозначает нескромного, похотливого, плотского человека (антоним: целомудренный).
Скоромная пища в православной традиции
Понятие о скоромности пищи напрямую связано с понимаем того, что есть постная пища. В свою очередь понятие «постная пища» может иметь разные границы, включать разные виды пищевых продуктов, в зависимости от степени строгости поста, который накладывается на верующего (это возможно либо в соответствии с требованиями, касающимися конкретного поста, либо в соответствии с особыми частными обстоятельствами (например, пост может быть усилен верующим по его личной инициативе и благословению духовника, либо, наоборот, ослаблен, скажем, в связи с тяжелой болезнью). Древнейшей, известной еще с ветхозаветных времен, и наиболее строгой формой поста (совершенный пост) является полное воздержание от принятия пищи. Именно так было принято дважды в неделю поститься у фарисеев времен земной жизни Христа (напр.: в известной притче такой пост ставил себе в заслугу фарисей (Лк.18:9-14)), хотя Моисеев закон этого не предписывал: Пост полагался в День Очищений — Йом Кипур, кроме того человек мог соблюдать пост после того, как давал обет Господу. Особое значение для народа Израиля имел сорокадневный пост Моисея во время его пребывания на горе (Исх.34:28). Господь Иисус Христос, приступая к общественному служению, тоже совершил сорокадневный пост (Μф.4:1-11; Мк.1:12-13). Пост, предполагающий полное воздержание от пищи, практиковали и христиане первых веков. Такой пост мог быть связан с покаянным деланием, или с духовной подготовкой к какому-либо событию в жизни конкретного человека. Понятно, что при таком посте разделение пищи на постную и скоромную не могло иметь места. Указанное разделение появляется в связи с развитием христианского монашества и разработкой опытным путем развитых рекомендаций относительно того, какая пища и в каких количествах допустима / уместна тогда-то и тогда-то. Совершенный пост до сих пор предписывается уставом в некоторых случаях (например, в Сочельник перед Рождеством Христовым).
Следующей по строгости ступенью поста является «сухоядение» (греч. ξηροφαγία) - в православной традиции под этим понимается употребление дозволенной пищи без масла в холодном виде. Разумеется, мясо, рыба и морепродукты (помимо прочего) при этой форме поста также запрещены. Менее строгие формы поста допускают более широкий перечень возможных для употребления верующими пищевых продуктов.
Понятие же «скоромная пища» в православной традиции можно толковать расширительно, к такому типу пищи относятся:
- Мясо, потроха животных и птицы, а также жиры и масла животного происхождения;
- Молоко и молочные, кисло-молочные продукты;
- Яйца;
- Рыба и морепродукты (которые разрешаются в рамках менее строгих форм поста).
При этом в современности существует ряд продуктов питания, которые сложно / проблемно вписать в ту или иную группу (постный / скоромный). Например, спортивное питание, которое представлено синтезированными искусственными белками или даже аминокислотами, но которое при этом почти полностью может заменять пищу животного происхождения. Аналогичная проблематика встречается при рассмотрении пищи из искусственного мяса (распространенного в западном полушарии) и пищи из насекомых (распространенной в восточном полушарии). На данный момент в православной традиции нет однозначных рекомендаций к употреблению данных типов пищи во время поста (хотя при этом существуют рекомендации отдельных пастырей).
Дни, в которые верующим разрешается принятие скоромной пищи, называются «скоромными днями», а принять эту пищу в постный день — «оскоромиться».
Необходимо напомнить, что согласно современной пастырской практике в Русской Православной Церкви у верующих принято обсуждать меру постового воздержания с духовником и испрашивать у него благословение на пост. При этом следует, чтобы духовник знал об обстоятельствах жизни пасомого, включая сюда состояние его физического здоровья, особенности семейной жизни и профессиональной деятельности. Нужно помнить, что воздержание постом от определенных видов пищи является не самоцелью, а одним из средств духовного делания, направленного на спасение.
Литература по теме
- Постное и пост. Страничка из истории церковной дисциплины свщмч. Иларион (Троицкий)
- Молитва на благословение скоромной пищи в праздник Рождества Христова свт. Афанасий (Сахаров)
- Пост или постное свящ. Вадим Коржевский
Комментировать