Наименование
Происхождение |
Век основания. Период существования. Ересиарх |
Содержание | Разоблачители ереси |
---|---|---|---|
Назареи (не путать с назорейством)
Палестина |
I в.
I-V вв. — |
Секта состояла из иудеев, принявших христианство, признавших Христа Мессией и Богом, допускавших Его сверхъестественное рождение, распятие, воскресение и вознесение, но считавших необходимым соблюдение Моисеева закона для христиан из иудеев, не навязывая соблюдение его христианам из язычников. | Епифаний Кипрский, Августин Блаженный, Иоанн Дамаскин |
Евионитство
Пустыня около Мертвого Моря, Сирия, Персия и другие страны Ближнего Востока |
II в.
II-V вв. — |
Евиониты почитали Христа за великого пророка, сына Марии и Иосифа, получившего благодать при Крещении; полагали, что с Пришествием Христа иудейская вера сохранила своё первоначальное значение. Эвиониты рассчитывали, что со Вторым Пришествием Спасителя откроется земное Царство славы, время существования которого составит 1000 лет. | Ириней Лионский, Иустин Философ, Евсевий Кесарийский |
Гностицизм
Малая Азия |
I в.
I в. – по настоящее время Симон Волхв (первый известный гностик) |
Гностицизм как особая форма религиозного самовыражения появился в ранние времена существования Церкви. Каждая гностическая секта исповедовала своё вероучение. Как правило в основе гностических культов лежали: греческая философия, иудейское богословие, восточные верования. Существенной части гностических сект было свойственно исповедание дуализма. | Епифаний Кипрский, Ириней Лионский и др. |
Манихейство
Малая Азия |
III в.
III-XVII вв. Манес (Мани) |
Манихейская ересь представляла собой смесь элементов христианства с началами религии Зороастра. В основе манихейского учения лежало представление о борьбе двух начал: доброго (светлого) и злого (тёмного). Манихеи почитали светила: солнце, луну и звёзды; молились демонам; утверждали, что Христос призрачно воплотился и призрачно страдал. | Архелай Кархарский |
Антитринитаризм (монархианство)
Малая Азия |
II в.
II-III вв. Ноэт |
Представители антитринитаризма верили в существование Единого Бога, однако отрицали учение Церкви о Троичности Бога по Лицам. По большому счёту в антитринитаризме можно выделить два направления: динамистов и модалистов. Динамисты учили, что Сын и Святой Дух не имеют личного бытия, но суть силы Единичного Бога. Первая сила участвовала в творении мира; она играет посредствующую роль между Богом и миром; и именно она явилась в Лице Иисуса Христа. Святой Дух — Божественная сила, которой свойственно совершать действия освящающего, благодатного характера. Модалисты учили, что Бог единичен, однако в разное время являл Себя в разных Лицах (модусах, образах, личинах). Во времена Ветхого Завета Он открывался как Отец, во времена Христа явился миру как Сын. В освящении людей Бог обнаруживается как Святой Дух. | Ипполит Римский |
Монтанизм (катафригийская ересь)
Малая Азия |
II в.
II-III вв. Монтан |
Смысл монтанизма таков: откровение продолжается, Второй Завет с Сыном еще не полный и не окончательный, лишь в последнем Богооткровении – в пришествии Святого Духа – завершается спасение. Новое откровение, Третий Завет посланы Богом через Монтана и двух пророчиц. Монтан объявил себя воплощением Параклита. | Аполлоний Эфесский, отцы I Вселенского собора |
Арианство
Восточные провинции Римской империи |
IV в.
IV-VI вв., но в той или иной степени встречается и доныне Арий |
Неприятие основного догмата церкви о единосущии Бога-Сына Богу-Отцу. По учению Ария, Сын Божий Логос (Христос) – творение Бога, следовательно, не единосущен ему, т.е. в сравнении с Богом-Отцом является существом низшего порядка. | Афанасий Александрийский, Александр Александрийский и др. отцы I Вселенского собора |
Македонианство (Духоборчество)
Византия |
IV в.
IV в. Македоний |
Представители этой ереси отрицали Личное Божественное достоинство Святого Духа, признавая Его лишь как освящающую силу. | отцы II Вселенского собора, Феодосий Великий |
Несторианство
Византия |
IV в.
IV в., но в той или иной степени встречается и доныне Несторий |
Несториане отрицали подлинное воплощение Сына Божьего. Христа они считали Человеком, соединенным с Сыном Божьим духовно-нравственной, благодатной связью. В связи с этим они отрицали Богоматеринское достоинство Девы Марии, называя Её Христородицей, Человекородицей. | отцы III Вселенского собора |
Монофизитство (Евтихианство)
Византия |
IV в.
IV в., но в той или иной степени встречается и доныне Евтихий |
Монофизиты признавали, что Христос и Сын Божий — Единое Лицо. Однако учили, что в Нём заключено не два естества — Божественное и человеческое, — а одно, образовавшееся из двух. Некоторые из них утверждали, что ограниченное человеческое естество поглощено во Христе бесконечной Божественной сущностью, как капля уксуса поглощается морем. | отцы IV Вселенского собора |
Монофелитство
Египет, Сирия |
VII в.
VII-VIII вв. Ираклий, Гонорий |
Монофелиты признавали, что во Христе, как в Едином Лице, заключено два естества: Божеское и человеческое. Однако при этом они отрицали наличие у Христа двух воль, Божественной и человеческой, полагая, что человеческая воля поглощена Божественной. | отцы VI Вселенского собора, Максим Исповедник, Мартин Исповедник |
Иконоборчество
Византия |
VIII-IX вв.
VIII в. Лев III Исавр |
Иконоборцы, основываясь на заповеди о несотворении кумира, отрицали уместность почитания святых икон. Иконы они приравнивали к идолам, а их почитателей — к идолопоклонникам. | Иоанн Дамаскин, Герман Константинопольский, отцы VII Вселенского собора, Ирина |
Богомильство
Болгария |
X в.
X-XV вв. Богомил |
Богомилы учили, что во времена Ветхого Завета людьми управляли силы старшего сына Отца Небесного Сатанаила, и посылали на них Всемирный потоп, Вавилонское столпотворение и т. д. Иисус Христос, погибнув на кресте как смертный человек, благодаря Своей Божественной сущности, сумел «разбожествить» Сатанаила, который оказался низвергнут в ад. Cчитали, что люди могут войти в Царствие Небесное только при условии крайнего аскетизма. | Козьма Пресвитер, Евфимий Зигабен |
Жидовствующие
Россия |
XV в.
XV-XVI вв. Схария |
Жидовствующие еретики отрицали Троичность Бога по Лицам; называли Христа простым человеком, утверждали, что настоящий Мессия ещё не пришёл; возражали против почитания святых икон; попирали сочинения отцов Церкви; соблазняли народ, убеждая его в необходимости придерживаться закона Моисея. | Иосиф Волоцкий |
Кальвинизм
Швейцария |
XVI в.
XVI в. – по настоящее время Жан Кальвин |
Кальвинисты учат о безусловном Божественном предопределении человека. В соответствии с этим учением, Бог от вечности избрал одних людей к оправданию и спасению, а других — к вечной погибели. Роль самого человека и роль его личной свободы в деле достижения спасения принижаются кальвинистами вплоть до полного их отрицания. Относительно Таинства Тела и Крови Христовых кальвинисты учат, что Христос присутствует в Евхаристии динамически, только силой и действием. | Мигель Сервет (который сам, однако, является еретиком) |
Анабаптизм
Швейцария, Германия |
XVI в.
XVI в. – по настоящее время Фома Мюнцер |
Главной особенностью анабаптизма является учение о необходимости повторного крещения в сознательном возрасте | Жан Кальвин, Ульрих Цвингли (которые сами, однако, являются еретиками) |
Униатство
Речь Посполитая |
XVI в.
XVI в. – по настоящее время Михаил Рогоза |
Слияние исповеданий православного и католического, причем, с одной стороны, признается главенство папы, чистилище, исхождение Св. Духа и от Сына (филиокве), с другой допускается брак белого духовенства и богослужение на родном языке, с сохранением восточных обрядов. | Петр Могила |
Баптизм
Англия |
XVII в.
XVII в. – по настоящее время Джон Смит |
Главной особенностью баптизма является принцип добровольного и сознательного крещения по вере взрослых людей при наличии твёрдых христианских убеждений и отказа от греховного образа жизни. | Вадим Акентьев |
Беспоповство
Россия |
XVII в.
XVII в. – по настоящее время Козьма |
Радикальное направление в старообрядчестве . Главная общая особенность вероучения беспоповцев — идея об уже совершившемся воцарении антихриста и вытекающее отсюда убеждение в прервавшейся благодати священства и прекращении церковной иерархии. | Даниил Сысоев |
Духоборство
Россия |
XVIII в.
XVIII в. – по настоящее время Силуан Колесников |
Отрицание первородного греха, вера в перерождение души, воскрешение Христа понимают в духовном смысле («Христос должен в нас зачаться и родиться, возрастать и учиться, страдать и умереть, и воскреснуть, и вознестися»), исповедуются только Богу, богослужение совершают в комнате, брак не почитают таинством, не признают внешних отличий между людьми, отказываются от военной службы и присяги вообще, отрицают всякую обрядовость. | Амвросий Серебренников |
Масонство
Англия |
XVIII в.
XVIII в. – по настоящее время Энтони Сейер |
Масоны стремились создать тайную всемирную организацию с утопической целью мирного объединения человечества в религиозном братском союзе. Почитая Бога как великого архитектора Вселенной, масонство допускает исповедание любой религии. | Антоний Храповицкий |
Методизм
Великобритания |
XVIII в.
XVIII в. – по настоящее время Джон Уэсли, Джордж Уайтфилд |
Образ Божий в человеке чрез грехопадение не утратился, а отдалился от первоначального совершенства. Возрожденный может достигнуть совершенного освящения, так что может совершенно очиститься от греха. Человек в неверии может противиться благодати, может утратить ее, и посему возможно многократное повторение «возрождения». Таинства есть только видимые знаки внутренней благодати. |
Митрофан Зноско-Боровский и ряд других современных сектоведов |
Молоканство
Россия |
XVIII в.
XVIII в. – по настоящее время Семен Уклеин |
Молокане отличаются символическим и аллегорическим толкованием текстов Библии. Согласно их учению они признают поклонение Богу только «в духе и истине», не признают видимых икон и креста, не признают почитание святых, отрицают необходимость священнической иерархии и клира, не совершают крестного знамения, считают греховным употребление в пищу свинины и спиртного, табакокурение и употребление наркотиков. | Симеон Привалов |
Свидетели Иеговы
США |
XIX в.
XIX в. – по настоящее время Чарльз Тейз Рассел |
Отрицание учения о Троице. Полагают, что Иисус Христос не является Богом, не всемогущ и не равен Богу-Отцу (Иегове). Святой Дух в их представлении — это действующая сила Иеговы, а не одно из трех Лиц Троицы. Отрицают учение о бессмертии души. Отрицают Крест. | Реймонд Виктор Френц |
Теософское общество
США |
XIX в.
XIX в. – по настоящее время Елена Блаватская, Уильям Кван Джадж, Генри Стил Олкотт |
Религиозно-мистическое оккультное учение о возможности непосредственного постижения «бога» с помощью мистической интуиции, доступной избранному кругу «посвященных» и о возможности непосредственного общения с потусторонним миром. Учение сложилось под влиянием индийской философии (учение о карме, перевоплощении человеческой души и космической эволюции как манифестации духовного абсолюта), оккультизма и восточных эзотерических доктрин. | Р.М. Конь |
Пятидесятничество
США |
XX в.
XX в. – по настоящее время Чарльз Фокс Пархэм |
Придают особое значение крещению Святым Духом, понимая его как особое духовное переживание, нередко сопровождающееся различными эмоциями, в момент которого на возрожденного верующего нисходит сила Святого Духа. Пятидесятники считают это переживание тождественным пережитому апостолами на пятидесятый день после воскресения Христа. Убеждены, что сила, которую верующий получает в результате Крещения Святым Духом, внешним образом проявляется говорением на иных языках. | Вольфганг Бюне |
Антропософское общество (Вальдорфские школы)
Швейцария |
XX в.
XX в. – по настоящее время Рудольф Штайнер |
Согласно учению Штайнера, что через свободно выбранные, не нарушающие морали методы тренировки и упражнения в медитации каждый может развить в себе способность к восприятию духовного мира, включая высшую природу самого себя и других. Подобная дисциплина и тренировка должны помочь личности стать более нравственной, творческой и свободной индивидуальностью — способной к действиям, мотивированным исключительно любовью. | Александр Дворкин |
Рериховское движение (Агни Йога, Живая этика, Духовный центр им. Сергия Радонежского)
СССР |
XX в.
XX в. – по настоящее время Николай Рерих, Елена Рерих |
Мировые религии появлялись в результате того, что «силы света», стремясь помочь человечеству в его шествии по пути эволюционного развития, посылали своих представителей заблудшему человечеству, которые открывали людям части «Великой Мудрости» и становились основателями религий и философских школ (Иисус Христос, Будда, Моисей, Магомет). Таким образом, каждая религия содержит части «Мудрости», есть она и в колдовстве, магии, астрологии, но полнотой ее обладает теософия. Тот очевидный факт, что вероучения многих религий противоречат друг другу в своей основе объясняется тем, что последователи современных религий давно отступили от того учения, которое им было принесено основателями, самые главные оккультные истины утеряли, а оставили в основном неоккультные. | Александр Дворкин |
Церковь последнего завета
Россия |
XX в.
XX в. – по настоящее время Сергей Тороп («Виссарион») |
Синтез авраамических религий, индуизма, буддизма, учений Даниила Андреева), Елены Блаватской, Николая и Елены Рерихов, атеистического учения Карла Маркса и др. учений. Также включает в себя антитринитаризм, учение о реинкарнации и апокалиптику. | Александр Дворкин |
Ивановство
СССР |
XX в.
XX в. – по настоящее время Порфирий Иванов |
Культ совершенствования человеческого организма, включающий в себя доморощенные языческие представления, Установка на единение с природой. | Александр Дворкин |
Родноверие
Россия |
XX в.
XX в. – по настоящее время — |
Родноверы провозглашают своей целью возрождение язычества – славянских дохристианских обрядов и верований. Верования и обряды разных групп родноверов различны, общим является пантеон славянских богов. | Алексий Второй |
Богородичный центр
Россия |
XX в.
XX в. – по настоящее время Иоанн Береславский |
Синкретическое учение, включающее в себя некоторые католические догматы (например, поклонение сердцу Иисусову и сердцу Матери Божией, догмат о непорочном зачатии), софиологию (идеи тождественности Богородицы и Софии), гностические и иудео-христианские воззрения. «Богородичный центр» ставит целью создание на просторах бывшего СССР тоталитарного теократического государства — «Новой святой Руси». | Александр Дворкин |
Белое братство
СССР |
XX в.
XX в. – по настоящее время Юрий Кривоногов, Мария Цвигун |
Согласно учению в настоящее время на смену Евангельскому учению Господа Иисуса Христа пришло новое учение – юсмалос (слово «юсмалос» означает имя верховной личности бога для новой эпохи). Полностью извращая христианское учение о Триедином Боге, юсмалиане проповедуют, что ими руководят воплотившиеся и ныне живущие в Киеве две ипостаси Божественной Троицы: первое лицо – патриарх Юоанн Свами (Юрий Кривоногов), второе лицо – «Матерь Божия» Мария Дэви (Мария Цвигун). | Александр Дворкин |
Международное общество сознания Кришны (ИССКОН, МОСК) и др. кришнаитские организации
США |
XX в.
XX в. – по настоящее время Бхактиведанта Свами Прабхупада |
Условная группа индуистких течений Вайшнавизма, адепты которых поклоняются Кришне, который считается у них истинным богом, в его самой чистой форме. Все остальные боги индуизма считаются у кришнаитов лишь аватарами Кришны либо его творениями. К аватарам они относят и Иисуса Христа. | Александр Дворкин, Виталий Питанов |
Карма Кагью
Дания |
XX в.
XX в. – по настоящее время Оле Нидал |
По мнению Оле Нидала, этнический буддизм в странах своего традиционного распространения практически себя изжил, став излишне формализованным, цепляющимся за внешнее. Культура народов, исповедующих буддизм, не имеет ценности и не должна переносится на Запад. Буддизм должен быть отделен от порожденной им традиционной культуры, в данном случае тибетской, и в таком очищенном виде соединен с культурой европейской. Лама Оле говорит, что он несет людям новый, молодой, западный, передовой, свежий и сильный буддизм. Таким образом, он сам называет свой вариант буддизма новым. «Новый буддизм» — это и есть необуддизм. | Михаил Плотников, Виталий Питанов |
Харизматическое движение
США |
XX в.
XX в. – по настоящее время Деннис Беннет |
Движение, в основном среди протестантских общин, провозглашающее, что в его деятельности в соответствии с 1Кор. 12:7-10 проявляются дары Святого Духа — исцеление, пророчество, различение духов, чудотворение, иные языки. | Серафим Роуз |
Саентология
США |
XX в.
XX в. – по настоящее время Рон Хаббард |
Доктрина саентологии впитала в себя некоторые стороны ведийского учения, буддизма, иудаизма, гностицизма, даосизма, учений древнегреческих мыслителей, а также обрывки христианства, философии Фридриха Ницше и психоанализа Зигмунда Фрейда. Культ, ориентированный на людей, стремящихся к карьере и успеху. | Александр Дворкин |
Анастасия (Звенящие кедры России)
Россия |
XX в.
XX в. – по настоящее время Владимир Мегре |
Адепты секты почитают мифическую женщину Анастасию — персонажа серии книг Мегре, живущую в сибирской тайге и обладающей оккультными и паранормальными способностями. Одна из ключевых идей — концепция «родового поместья» (участка земли размером не менее 1 гектара, выделенного семье в вечное безвозмездное пользование для обустройства в соответствии с определёнными принципами и последующего проживания на нём владельца, его семьи и потомков). | Александр Дворкин, Августин Маркевич |
Нью Эйдж
США |
XX в.
XX в. – по настоящее время Алиса Бейли |
Существует ряд ответвлений от оккультного и гуманистического направлений New Age, однако их философская основа базируется на общих принципах: все есть единое целое, потому все есть Бог; человечество, как и все остальное творение, является божеством и обладает неограниченным потенциалом; главный грех человечества — непонимание своей божественности и общности со всем миром; необходимость осознать собственную божественность; «преображение» может быть достигнуто при помощи различных методов (медитативные песнопения, гипноз, магические ритуалы и т.д.); личное преображение – это залог глобального преображения. | Александр Дворкин |
Комментировать