Array ( [kARoanF-TJrWq] => nx@[4KVrCYL [oPbf-kBRCcrAJ_] => rdc3bPR [eYSir_spjvxclTaP] => deSp61bEz7Bs2 [yfzvZbpsWT] => ysoahx7tBD_YeG [_cHsqCz] => WqOwL.vdoVQZ_ [kondLhu] => 06eCwSJm9z [jXVkSR-J] => @bqS4j3o [OIGuVFe] => DSQ3buG_oPk [pQFOfvJwrdzZS] => r4H_P.Z [GbkdSLvIrQXTE] => Dnb@I]JlwLt9o [exXD_qpUPMy] => W7LioSytrNVw5 [H_VbLOBg] => .f8p4GQgM7 [rntaH_YOpvG] => rp8a4dT [NTjwEdQz] => 1Mko_g [pAaMlRimwTrF] => QAjiUwp2o8 [VgQsLRluNKUPoYkr] => 2d8HuCiL [xjAPkp] => xEuP*HpnBYO8Dl9 [b-wpTLd] => QHmpMl [YjazLJi] => HRUGWtXQyjwfq [eONxbwUsIGV] => b8*hwC3QRZnl [UGQTlpmz] => OGFW6nz1yYLc [CjbAkDKtHwP] => 6Zy9VrBPund.OXSi [keyDFozNxRSsL] => [nmElI [LuIMPNHAKoxbz] => 36c[a9I2EZfo@5RS [PVqKRAvGxgs] => 9Wq.LYBwljM [QClTgIZRzHfKr] => aUf5gMC [ZdcYSrkHUP] => t59YT0g_LI@H [UrTdwAVz] => Ye[msCJ0df9nG5 [FXYgOJ] => DThkcSXfjIm[* [exXD_] => [TGuAkJgslEQS] => 1ExGINL [HoLqluk] => Qckg0LM* [kewncDgaR_v] => 8ks9vl [iygoBsAcVb] => ]0PHih6K[Jsa [awqkZLBFzTN-v] => cBVQHsCr [ShHbuK] => XO0sd1g6 [RFdfXbEVk] => 7ZGT5z2 [detiforumcsrf] => Jttv41E6XBkbFSjy [iSTFeskBnIODqwKV] => A9XnNEhuszaMgV6G [GSmBVJze] => VOSqEa8 [UDazJFjHGt] => HWXZvhE_jD2Qr [IJ_flM-LcGujZBNs] => AtHUBrK [FbTGQZgItM] => K9Afd*@vVu [miKnqAlO_ag] => 7.NYu0[vO@DA [PYvBfeGSUVaqEZl] => ki7RsgAOM1SZN [DeRikUAuaxN] => @52z0rnQ*Oh7o]3 [nuNxqvkrQHojDFgW] => P6ufsAa [eTnhpCItd] => 2fPlnYMys6J. [MznPGiR] => 9k]sZl [VlmAQYed] => *yPMCwD0f_K42jR [V_bcRNPGh] => cOhb6n3[K*C2Q [CSuIXTp] => K5S1Jl*6.9 [PQOJLY] => 5qk_.7p [vapeTUBgjZGLf] => _ofJ1GZHhxwOp*3K [ManJewx_srW] => 2YKjoA4 [LC_xFoDgpMAIcfOJ] => bMpHtP@OsRoF [PQDlxFwLWym] => zGRlWhTvYt@._B [xwMTyRiO] => 9tNYVRsHLfXdc [UevDz_oSJ] => zlqvk1Rsj8p [cja_dwxTiKD] => @C9cAk3IzadQH [CQBDRtsGE] => y5u60Fs [tlQXUmzV] => Ge.J]lBU[ [en4_locale] => ru_RU [en4_language] => ru_RU [ZNPHPSESSID] => a5ec0809d86234b2541be0cb151e7259 [oLuBbilJyHPWI] => GndtVCbTzAWlIK [jNxGwKOVgLAI] => ksxy1N8zwJd*Qo [BTbyhAsHenKLQV] => VRmO6lbPTvFH*kY [PkLfvBCHOY] => BygolnKE [av_csrf] => E5_I9K-p4x5aRjFw [otrid] => S:V6scnRVwjMAt5HBnsGw5TXDNveVfggUO77Ia5bcKiwdCYgmf7nO31iTlTDx7SS2lpP1P0H9s907ccftw5L2Do3FtuEx1hG2SDuoiACfaNLs1eTcACf4xqoRLQmjdfiSTxvVhjSPj6kFFFqiusptRuSCfIXii4tq8bl8FCwFdwuWM5CdFlQolWZD1QCg7qLGBC4GyManf1QOYpnZfRqwtpvDlY0NHb_dp6ag= [rmcookie] => S:nfDNbABn5KgDAYHcUrGJ0cclhhfwRZh_QRtNkAUSg4xFj3ea-1qbwaz_LkO_xov6_zy18LGMTSDmieefBYX8SH-kTfDIMKWM8JoFB7ISIcnyiPDbnTFC0r-d2Gofqzn-aIb0gr1JN5QNnWCXY6MyzOdXrv25OGtSUDv0syZr_tGLkcUIBoyjK4rzt6ntioyk2R1GV8bnH-WfToYhH__aYuCzLlLRtEXM32SzSGDAxLqL1GhuHOTy113WRnzSSwWTMgjcI_22HTPeumeGS4BRdhNJdMxG2DZAQvBKayFGNZsOclERW2vlzOXhBd_rcqZ-SYbycxgvIjSS_9P-zzzOmBYX47PKRAsWhyJkRfuVogHFX7jNeRiU3zRs0Lno9o1L-mDl5VYqKYTcfVmisRbY3fnpfmo_y02St2dkK3qGZNxoBdSfFtGfPu2CykHFaRBmZtxLGRR1ayONbnPrezgZ999n8-nVD7E9YSDXb4ED4FJZhOwXBw2m1rHCFdtECtwzVsLrnm2mg3SVfJpxJdHRv7MjIIQTD2S9kaIYuVh5ncoIKdz999XenaClulykdysXRqbb5vtVuUDZ7qdvtDXFfRuo8Zvuyfh48ALR__2jPGn3D-fY3K7_aV44OlILAZC7upjoU-oEeUm7hii4xjujNSOUqz0wmdU= [_langs] => c )
Страх перед любовью <br><span class=bg_bpub_book_author>Владимир Кудрявцев</span>

Страх перед любовью
Владимир Кудрявцев

(2 голоса4.5 из 5)

Термин филофобия прочно вошел в обиход психотерапевтов, психологов-консультантов и даже психоневрологов. Филофобия – это страх перед любовью. Люди порой боятся влюбляться, страшатся любить. Бывает – панически. Об этом мне прямо говорили несколько моих друзей и несколько людей, которых я консультировал в качестве психолога. Нельзя сказать, что филофобия – всеобщий бич современного человечества, но сфера ее распространения охватывает все больше человеческих душ. Одна моя молодая, довольно общительная и жизнерадостная клиентка признавалась: «Мне проще жалеть мужа, ухаживать за ним, но не любить». Вы думаете, речь идет о немощном старике, опустившемся алкоголике или просто слабом и не подготовленном к жизни человеке? Отнюдь. Муж моей клиентки – ее сверстник, преуспевающий бизнесмен, полностью преданный своей семье.

Тяготит ответственность? Отчасти – да. Но ответственность ответственности – рознь. Люди, панически укрывающиеся от стрел Купидона, как если бы они были вымазаны ядом кураре, с легкостью создают семьи, рожают детей, уходят из семей, создают новые… Быть может, Николай Бердяев и сгустил краски, сказав, что «брак обессмысливает любовь», но пафос его высказывания в принципе понятен.

Кстати, психологические исследования показывают, что современные супруги и родители не принимают себя… именно в качестве супругов и родителей. Принимают – в качестве близких друзей, любовников и «детопроизводителей» (в постели), добытчиков (если это – мужчина), домохозяек (если это – женщина), воспитателей. Кого угодно – но только не любящих друг друга супругов и родителей. И тогда, например, мама девочки становится «старшей сестрой», а папа мальчика – «еще одним мужчиной в доме». Это не значит, что они не любят своих детей. Любят, но по-своему видят смысл этой любви. «Я – любящий отец, потому что все свои силы и время я отдаю на зарабатывание средств, чтобы мой ребенок ни в чем не нуждался», – скажет иной мужчина. Это – любовь, но какая-то «усеченная». Позиция «любящего отца», по сути, подменяется позицией «добытчика». Все силы и время отданы заработку – откуда же их взять на доверительное общение с ребенком, на соучастие в решении тех интимных проблем, которые он переживает, на сочувствие и понимание? Для папы важнее не пойти на родительское собрание в школу, чтобы самому разобраться, что происходит с его ребенком, а провести лишнее время на работе с целью дополнительного заработка…

Чем же так отпугивает людей таинственный зверь по имени «любовь»? Внутренним смятением и сердечными муками, возможной перспективой неразделенности и отвержения чувств? Да, существуют и такие мотивы, но они поверхностны и вторичны. Страх любви – это страх безусловного принятия человека, таким, какой он есть во всей его «многополярности». Мы готовы допустить эту «многополярность», но она не тяготит нас, покуда мы не столкнулись с ее конкретными проявлениями. Что значит – влюбиться? Увидеть в человеке некое притягательное целое, которое не видят в нем другие. Мы можем не знать, как его зовут, сколько ему лет, какими он наделен достоинствами и недостатками (их мы просто до поры до времени не различаем), но уже любим. Мы принимаем его как целое, без разбора – разбора по косточкам условностей. Принимаем абсолютно и безусловно – и никакие рациональные доводы близких людей нас не пронимают. Они ведь этого целого не видят. Это уже позднее приходит опыт «анализа», который может внести очень существенные корректив в первоначальный образ целого и даже принести разочарование.

Но даже не этого страшатся люди. Отвергая мерки условности в оценке любимого человека, мы обязаны столь же безусловно принять себя. Но о себе-то мы уже кое-что знаем. И это «кое-что» очень часто навязчиво всплывает в виде мозаики условных стереотипов наподобие «друг – любовник – добытчик – домохозяйка…». А тут надо принципиально и честно ответить себе на вопросы: «кто я, зачем я?», сказать главную правду о себе. Вопросы, которые, возможно, никогда бы не возникли, если бы мы не полюбили.

Страх любви – это прежде всего боязнь самого себя. А временами – трепет перед ограничениями и регламентами, которые мы подчас слепо и некритически переняли от других и которыми сами же приковывали себя как рабов к галере жизни. Стремление укрыться от любви в стоге условных оценок – бег от себя же. Бег от собственной свободы.

Любовь – это всегда снятие катаракты с «ока души» (Достоевский). Рискованная и иногда болезненная операция. Но, право, стоящая того, чтобы, наконец, открыть для себя действительный мир. И в себе – тоже.

Владимир Кудрявцев

Источник: официальный сайт Спасо-Парголовского храма

Комментировать

«Азбука супружества»
в Telegram.
t.me/azmarriage