Array ( )
Не просто красивый обряд <br><span class=bg_bpub_book_author>Священник Игорь Москвичев</span>

Не просто красивый обряд
Священник Игорь Москвичев

(2 голоса5.0 из 5)

Горящие свечи, сверкающие венцы над головами, слова молитвы в тишине… Таинство венчания ‒ один из самых красивых и торжественных церковных обрядов, но знаем ли мы смысл того, что именно совершается в храме, когда священник соединяет руки мужчины и женщины? О вопросах, связанных с Таинством Брака, мы беседуем с иереем Игорем Москвичевым ‒ настоятелем Митрофановского храма Саратова, преподавателем Саратовской православной духовной семинарии.

С произволением благим и непринужденным

‒ Когда было установлено Таинство Брака? Одни исследователи считают, что оно возникло позже всех таинств ‒ в Византии в XI веке, другие ‒ что все таинства существовали в Церкви с самого ее основания, то есть с апостольского века.

‒ Как таинство новозаветной Церкви брак имеет Божественное установление, о чем говорится в разных местах Священного Писания (см.: Ин.2:1-11; Мф.19:3-12; Еф.5:22-32). Первые свидетельства о заключении браков в Церкви относятся ко II веку ‒ уже в те времена супружеская жизнь начиналась с благословения епископа. В канонических сборниках Православной Церкви используется определение брака, предложенное римским юристом Модестином (III в.): «Брак ‒ это союз мужчины и женщины, общение жизни, соучастие в божеском и человеческом праве».

Есть мнение, что венчание по сути происходило на Литургии: сначала совершали Литургию, а потом благословляли новобрачных. Многие исследователи, в частности, известный литургист священник Михаил Желтов, говорят о том, что чин венчания формировался самостоятельно. К VI веку основные моменты таинства уже были сформированы: обручение, чтение молитв, испитие вина из общей чаши. Со временем это все развивалось и принимало привычный нам вид чинопоследования, а к XI веку уже стали формироваться чины благословения повторных браков.

В чинопоследовании церковного брака всегда были три основные части: обручение, само венчание и молитва на разрешение венцов, которая, согласно Требнику, должна совершаться на восьмой день, но чаще всего ее читают в день венчания. Обручение тоже должно совершаться отдельно, и долгое время так и было. Часто его называли сговором или помолвкой. Люди, принявшие решение заключить брак, обращались с прошением к архиерею и начинали готовиться к свадьбе. Архиерей велел приходскому священнику провести «брачный обыск», то есть выяснить возможные препятствия к браку. В течение трех воскресных дней священник объявлял своим прихожанам, что такие-то молодые люди в приходе собираются вступать в брак, и спрашивал, может ли кто сказать что-то против этого. Если за три недели никаких возражений не было, могли венчать. Если же кто-то заявлял, что брак совершается из коммерческих побуждений либо просто под давлением, процесс останавливался до выяснения причин, и все могло быть отменено. Понятно, что могли все же что-то утаить, заставить людей молчать, но приходской священник, как правило, и сам хорошо знал жениха и невесту, их семьи.

Период между обручением и венчанием в документах не оговаривался, поэтому было по-разному ‒ чаще всего между ними проходило не более нескольких месяцев. Кстати, жених или невеста на вопрос, имеют ли они произволение благое и непринужденное, вполне могли ответить священнику «нет», и в таком случае венчание также прекращалось. Что интересно, если после сговора венчания так и не происходило, то жених и невеста, которые вступали потом в другой брак, уже считались второбрачными.

При Екатерине II обручение стали совершать в одно время с венчанием. Тем не менее вопросы о «благом и непринужденном произволении» вступить в брак и «не обещался ли иной невесте» остались. Это указание на то, что некогда обручение и венчание совершались раздельно. Сегодня сложно себе представить, что за те несколько секунд, что священник ведет пару от притвора до середины храма, можно утратить свое благое и непринужденное произволение или кому-то пообещаться.

‒ Сейчас довольно часто можно услышать словосочетание «мы обручились», то есть сделано предложение, невесте подарено кольцо. Это с тех пор пошло?

‒ Думаю, да. Но раньше не только невеста надевала кольцо в знак помолвки, но и жених. Обычно перед обручением девушка с родителями приходила в дом жениха, там обсуждались все подготовительные вопросы, и там же молодые люди надевали друг другу кольца.

‒ Что означают символы в чинопоследовании таинства ‒ кольцо, венцы, свечи, плат, на котором стоят брачующиеся?

‒ Бракосочетание ‒ древний, красивый, таящий глубокие смыслы чин. В разных источниках его символика трактуется по-разному, но в целом считается, что кольцо ‒ символ вечности брачного союза, его нерасторжимости, свечи ‒ символ радости и торжества, чистый плат ‒ символ начала новой жизни, по которой новобрачные пойдут вместе. С венцами чуть сложнее: кто-то говорит, что это символ мученичества (мученические венцы), но мне больше нравится другое толкование: это символ торжества, знак того, что люди преодолели свои греховные, блудные наклонности и вступают в законный брак. Вообще, отношение к венцам во времена раннего христианства было неоднозначным, даже некоторые святые относились к ним как к пережиткам язычества. Одобрительно о них одним из первых отозвался святитель Иоанн Златоуст, и с тех пор они стали широко употребляться.

Какой бы смысл мы в эти символы ни вкладывали, главное ‒ относиться ко всему, что происходит во время венчания, спокойно: не искать никакой мистики в капающем на платье воске, загоревшейся от свечи фате, упавшем венце и так далее. Да, иногда это случается, но абсолютно ничего не значит. «Кто первый встал на плат, тот будет главенствовать в семье» ‒ это тоже суеверие.

‒ Могут ли стать препятствием к венчанию возраст, родство будущих супругов?

‒ С точки зрения церковного права вступать в брак можно по достижению церковного совершеннолетия ‒ это 15 лет для юноши и 13 лет для девушки. Но в 1830 году было принято Синодальное постановление, запрещающее священникам венчать браки, где жених не достиг восемнадцати лет, а невеста шестнадцати. Это постановление не утратило своей силы и по сей день. Исключения могут быть, если брак между более юными женихом и невестой заключен в ЗАГСе ‒ по государственному законодательству это возможно в ряде случаев с четырнадцати лет, при условии согласия родителей.

Верхний предел возраста для венчания тоже существует ‒ это 70 лет для мужчин и 60 для женщин. Он основан на правилах святителей Василия Великого, Филарета (Дроздова), а также на прецедентах, которые были в синодальное время. Логика такая: в брак вступают для продолжения рода, а в преклонном возрасте детей не рожают. Если же в пожилом возрасте хотят повенчаться муж и жена, прожившие долгое время в официальном браке, над ними совершается особый чин благословения супругов. Это возможно в любом возрасте. Этот чин был введен в употребление Священным Синодом в 2015 году. До этого на практике венчали полноценно, ничего не сокращая, людей, которым 50-60 лет. Но все же не должно быть профанации таинства: благословлять на рождение детей людей, у которых уже внуки выросли, по меньшей мере странно, поэтому появление такого чина вполне оправданно.

Есть еще правило: разница в возрасте между супругами не должна превышать 25 лет. При большей разнице это уже фактически разные поколения, и сложности, связанные с пониманием друг друга, неминуемы.

Вопрос родства сложный, так как есть много его степеней. Византийское законодательство запрещало браки до седьмой степени родства включительно. Законодательство Русской Церкви несколько смягчило это требование, запретив браки до четвертой степени родства включительно, а все, что сверх этого, возможно с благословения архиерея. То есть троюродным братьям и сестрам уже можно было венчаться, с разрешения епископа. Есть еще ограничения по свойству ‒ связи между людьми, которые являются родственниками со стороны мужа и жены. Например, разведенный или овдовевший мужчина не может жениться, например, на сестре своей бывшей или покойной жены.

‒ А что если люди не знали, что они приходятся друг другу родственниками, и вступили в брак?

‒ В синодальное время такие случаи были. Известно, например, что священник, повенчавший двоюродных брата и сестру, получил выговор, а молодоженам была назначена епитимия. Но брак расторгать не стали. Если что-то подобное случается сейчас, нужно обращаться в дисциплинарную каноническую комиссию при епархии, которая этот вопрос рассмотрит.

Не гарантия и не амулет

‒ Могут ли православные христиане заключать церковный брак с представителями других конфессий, например, с католиками или протестантами?

‒ Раньше на венчание с католиками и протестантами был запрет. В 1721 году, после окончания Северной войны, вышло Синодальное постановление о том, что пленные шведы, которые тогда находились в Сибири, могут жениться на православных девушках, и это стало отправной точкой в смысле позволения брака между православными и верующими других христианских конфессий. Одно из главных условий при заключении такого брака ‒ это воспитание детей в православной вере, неправославная сторона давала соответствующий обет. Конечно, нужно понимать, что в будущем это может вызвать сложности, но в целом такой брак возможен. Например, отец святителя Луки (Войно­-Ясенецкого) был католиком, а мать ‒ православной, и дети выросли в любящей семье. Чего православному человеку нужно избегать, так это венчания в католических или протестантских храмах.

‒ Для чего требуется регистрация в ЗАГСе перед венчанием?

‒ До революции браки регистрировались не государством, а Церковью. Обязанность внесения записи в метрические книги была установлена в Русской Церкви с 1802 года, там указывались дата совершения венчания, имена, отчества и фамилии жениха и невесты, а также поручителей и свидетелей записи, делались пометки о том, какой это брак по счету для каждой стороны. В 1918 году был издан Декрет об отделении Церкви от государства, который лишил церковный брак юридической силы. Но верующие могли принимать церковное благословение на брак после его регистрации в органах ЗАГС.

Так как венчание сейчас не имеет гражданско-правовых последствий, сначала нужно заключить брак, то есть расписаться в ЗАГСе, и только потом благословить заключенный союз в Церкви ‒ повенчаться.

‒ А если это принципиальная позиция пары ‒ не расписываться? Или эти люди в силу каких-то обстоятельств хотят провести регистрацию и сыграть свадьбу позднее?

‒ Если люди принципиально не хотят идти в ЗАГС, обвенчать их не смогут. Такой порядок действует и в России, и в странах бывшего СССР, кроме Прибалтики, где религиозные организации имеют право заключать браки наравне с государством. Венчаться до регистрации можно лишь в особых случаях: при тяжелом заболевании, накануне участия в военных действиях. Если священник хорошо знает пару, он может обвенчать их до регистрации, но при условии, что в течение нескольких дней они распишутся.

‒ Может ли священник отказать в венчании, если видит, что это явная профанация: молодые люди признаются, что для них это просто красивый обряд или на совершении таинства настаивают родители?

‒ Может, но чтобы таких ситуаций не возникало, существуют подготовительные беседы для тех, кто желает венчаться. На них такие вопросы разъясняются ‒ что это не «просто красивый обряд», что жениться нужно не потому, что «уже тридцать, пора бы» или родители говорят: «Мы внуков хотим, поэтому давай уж за кого-нибудь». В целом, если вступление в брак ‒ это желание самих жениха и невесты и они к этому подходят ответственно, то пару обвенчают, даже если люди мало знают о церковной жизни.

‒ А может священник посоветовать людям не вступать в брак или, по крайней мере, повременить с этим, лучше узнать друг друга?

‒ Конечно, священнику бывает тяжело вести такой разговор. Приходит к тебе пара ‒ горящие глаза, ожидание счастливого будущего, уже вовсю готовятся к свадьбе. Что им скажешь? У меня однажды такой случай был: пришел ко мне молодой человек, говорит: «Вы меня полгода назад венчали, и вот мы развелись, как же так?» У людей отношение к венчанию, как к некоему амулету ‒ раз мы венчаны, это предохранит нас от разногласий и развода. Но крепость брака зависит от людей, которые в нем живут, и если нет взаимопонимания, нет взаимных шагов для его достижения, понятно, что брак даст трещину и со временем может рухнуть. И тут уже не важно, был он венчанный или нет. Об этом священник, конечно, должен предупредить.

Главный вопрос: почему я это делаю?

‒ Нужна ли какая-то особая подготовка к таинству?

‒ Подготовка вообще к браку, а не только к венчанию, должна начинаться с ответа на вопрос: зачем мне это нужно, что это для меня? Я встретил человека, полюбил его и хочу создать с ним семью или просто возраст поджимает?

Второе, что необходимо сделать, ‒ хорошо удостовериться в своем избраннике. Нередко люди, которые не так давно вступили в брак, приходят, жалуются на своих супругов: вот он такой-сякой. Спрашиваю: а куда вы смотрели до свадьбы? А в ответ: думала, что я его исправлю. Это большая ошибка ‒ думать, что «вот это, конечно, меня в нем раздражает, но ничего, поженимся ‒ переделаю». Не получится! Человек, особенно мужчина, вообще так устроен, что не любит, когда его ломают. Начинаются конфликты, и взаимное раздражение может привести к тому, что люди просто начнут друг друга ненавидеть. Если есть в человеке то, что раздражает, надо либо признаться себе, что семьи у вас не выйдет, либо решить для себя принять эту особенность и даже быть готовым к тому, что со временем эти негативные привычки могут только усилиться.

Перед венчанием желательно исповедоваться и причаститься ‒ либо в этот день, либо накануне. Человек верующий и так регулярно причащается, а перед таким значимым событием это тем более важно.

‒ Посетитель нашего сайта Илья задает вопрос: «Мы с девушкой собираемся пожениться. Моя мама ‒ верующая, ведет церковную жизнь. Она рассказала мне о Таинстве Брака, и я предложил своей невесте венчаться. Она отказалась, объяснив, что в ЗАГСе хоть десять раз можно расписаться, а брак, заключенный на Небесах, ‒ это раз и навсегда, а во мне она в такой степени не уверена. Я в растерянности и не знаю, что нам теперь делать ‒ расставаться, подождать со свадьбой или все-таки расписаться, а там, может быть, и повенчаемся через какое-то время?».

‒ Я бы посоветовал Илье поговорить с девушкой начистоту. Может быть, есть вещи, которые ее тревожат или смущают ‒ нужно не стесняться и обсудить это. Отношения должны строиться не на подозрениях, а на доверии. Если что-то беспокоит, нужно говорить об этом открыто. Лучше сказать правду и закончить отношения, чем дать надежду, а потом развалить семью. В любом случае, лучше расстаться до брака, чем потом разводиться ‒ это уже гораздо сложнее переживается, особенно если есть дети.

Ах, эта свадьба!

‒ Даже если жених и невеста ‒ люди воцерковленные, среди гостей на венчании наверняка будут те, кто, возможно, и в храме ни разу не был. Стоит ли приглашать их на это таинство?

‒ Думаю, что пригласить можно, ничего предосудительного в этом нет. Но нецерковным людям желательно заранее сказать про внешний вид и основные, элементарные правила поведения в церкви. Храм ‒ место особого присутствия Божия, и нужно выглядеть подобающе. Но если кто-то все же к рекомендациям не прислушается, просить уйти с венчания не надо. В храме к этому тоже отнесутся снисходительно.

‒ Бывают случаи, когда кто-то из гостей сразу после выхода из храма начинает открывать шампанское, громко кричать «Горько!» и т.д. Как реагировать на такое?

‒ Такое поведение, конечно, неуместно и даже незаконно: распитие спиртных напитков в общественном месте является административным правонарушением. Поэтому такие вещи нужно отложить до неофициальной части. Гостей предупредить об этом тоже лишним не будет. Иногда молодых на выходе из храма осыпают лепестками роз ‒ это можно.

‒ Ирина спрашивает: «У сына планируется свадьба: ЗАГС, венчание и потом ресторан. Среди гостей верующих людей не так уж много, но меня все равно смущает, что после молитвы в храме все сразу окунутся в “разгул”: алкоголь, конкурсы, пляски. Стоит ли в таком случае перенести венчание на другую, более позднюю дату, чтобы потом спокойно отметить это событие в семейном кругу?».

‒ По опыту могу сказать, что венчание откладывать не стоит. «Мы поженились год (два, три) назад и всё никак не дойдем до храма», ‒ эту фразу часто можно услышать от молодых людей, которые пришли с просьбой о венчании. «Более поздняя дата» со временем может превратиться в «никогда». Поэтому, особенно если пара верующая, следует венчаться в день росписи.

Банкет в ресторане может и не быть «гулянкой». Нужно заранее обговорить сценарий праздника с ведущим свадьбы ‒ как он будет держать публику, какие будут конкурсы. Можно поставить на столы больше легкого вина, а не крепких напитков.

‒ Каким должен быть внешний вид невесты? Должны ли у свадебного платья обязательно быть закрытые плечи, должна ли быть покрыта голова девушки или допускаются некоторые послабления?

‒ Фаты на голове вполне достаточно. Что касается платья, здесь все зависит от пожеланий самой невесты, но, конечно, слишком короткие платья или модели с глубоким декольте на венчании будут некстати. Открытый верх допустим, если к нему подобрать болеро.

Правда или суеверия?

‒ Полина задает вопрос: «Я понимаю, что во время венчания нужно молиться, хотя бы своими словами просить Бога о помощи в семейной жизни, внимательно слушать, что читается и поется в этот момент в храме. Но таинство идет около часа ‒ боюсь, что мысли будут уходить куда-то не туда. Как с этим бороться? Особенно нецерковным жениху и невесте, которые и молитв не знают, и церковнославянского не понимают?».

‒ Никто не запрещает отыскать чин венчания в Интернете и ознакомиться с текстами ‒ человек, который участвует в церковном таинстве, все-таки должен понимать, что совершается в данный момент. Полезно также прочесть статьи на тему церковного брака, которые позволяют глубже понять таинство. Это ведь действительно интересно: ни одно действие во время венчания не совершается просто так, у всего есть глубокий смысл. «Мысли, уходящие не туда» ‒ это общая проблема, нужно концентрироваться собственным усилием воли на том, что происходит. На действенность таинства «включенность» участников не влияет, оно в любом случае будет совершено. Но для того, чтобы участие человека в этом было осмысленным, лучше свои «разбегающиеся» мысли собирать и молиться о предстоящей семейной жизни.

‒ Оксана спрашивает: «Говорят, что венцы над головами жениха и невесты держат только в том случае, если они второбрачные, а тем, кто венчается в первый раз, их просто надевают на голову. Это правда или суеверие? Есть ли требования к людям, держащим венцы?».

‒ Выбор ‒ держать или надевать венцы ‒ делается только из практических соображений. Если у невесты высокая прическа, венец не наденешь, поэтому и над женихом его тоже держат ‒ для симметрии. Кто-то хочет, чтобы венцы непременно были надеты, ‒ пожалуйста, это возможно. Бывает, что просто держать некому, поэтому надевают. Никакого тайного смысла в этом искать не надо.

Особых требований к тем, кто будет держать венцы, нет. Здесь вопрос скорее в выносливости: нужно будет минут двадцать стоять с поднятыми руками, и это достаточно тяжело. Бывали случаи, когда у человека затекала рука, он начинал перехватывать венец другой рукой, ронял его, и среди гостей сразу начинался шепот: «Ну, все, венец упал ‒ конец, несчастливый брак будет!». На самом деле такое падение абсолютно ничего не значит, не стоит из-за этого переживать.

Чаще всего миссия держать венцы поручается свидетелям ‒ подруге невесты и другу жениха. У «института свидетелей» глубокие исторические корни, раньше их роль была более значительной. После проведения «брачного обыска», о котором мы говорили в прошлый раз, то есть выяснения, нет ли препятствий к браку, подписывались «венечные памяти», где свои подписи ставили не только жених с невестой и священник, но и поручители со стороны молодых. Это были люди с того же прихода, то есть крещеные и верующие, поэтому нигде в документах о требованиях к свидетелям отдельно не сказано. Некоторые почему-то думают, что свидетели не должны состоять друг с другом в отношениях ‒ официальных или нет. Но это домыслы.

‒ Ольга пишет: «У сестры через несколько месяцев после свадьбы надломилась одна венчальная свеча. Она сильно расстроилась, ведь венчальные свечи нужно бережно хранить, а в случае семейных неурядиц возжигать их и молиться. Как ее успокоить?».

‒ Надломилась ‒ и ничего страшного. На крепость брака это никак не повлияет. Семейное счастье зависит от самих людей, а не от того, возжигают они свои венчальные свечи ежегодно или нет.

Не более трех раз

‒ В каких случаях церковный брак признается недействительным?

‒ Все эти случаи оговорены в документе «О канонических аспектах церковного брака», принятом в 2017 году: «Освящение брака, совершенное по ошибке (например, при незнании о наличии препятствий) или злоумышленно (например, при наличии установленных церковным законодательством препятствий), может быть епархиальным архиереем признано недействительным». Какие здесь могут быть препятствия? Чаще всего это неспособность к брачному сожительству, алкоголизм, наркомания. Такие браки считаются именно аннулированными, а не расторгнутыми, и счет браков в таком случае не открывается.

Однако это не значит, что если один из супругов впал в зависимость, то брак автоматически распадается. Если другая сторона находит в себе силы с этим человеком жить, бороться за него ‒ пожалуйста. То же самое касается и измен ‒ они являются основанием для расторжения брака, но не фактором, расторгающим его вне зависимости от воли самих супругов.

‒ Нередко можно услышать: «Как нам развенчаться?». Существует ли вообще понятие «развенчание»? Ведь «раскрещивания» нет…

‒ Конечно, нет. Венчание утрачивает свою силу с расторжением гражданского брака. Вообще, у людей возникает этот вопрос в основном, только когда они вступают во второй брак. С прошением о вступлении во второй брак нужно обратиться в епархиальную дисциплинарно-каноническую комиссию. Она рассмотрит обстоятельства дела, и архиерей после исследования вопроса может выдать свидетельство о признании предыдущего церковного брака утратившим каноническую силу. Но никакого дополнительного обряда «развенчания» не существует.

‒ Сколько раз можно венчаться? Отличается ли при этом чинопоследование?

‒ Церковью допускается три брака. Причем вступление в третий брак дозволяется, если супругам нет сорока лет и у них нет детей от предыдущих браков.

Чинопоследование для второбрачных немного короче, но внешне выглядит так же: венцы, свечи, испитие вина из общей чаши. Но уже нет брачного искуса, с которого обычно начинается венчание. Молитвы тоже отличаются: в них есть покаянные мотивы, подчеркивается, что второй брак позволяется человеку, чтобы сохранить его от распутной жизни.

Здесь еще нужно помнить, что Церковь признает браки, заключенные государством. Типичная ситуация: у человека развалился первый брак, невенчанный, он собирается вступить во второй и венчаться, и с удивлением узнает, что ему необходимо получить заключение канонической комиссии. А ничего удивительного нет. При этом если у одного из будущих супругов это второй брак, а у другого первый, комиссия может выдать заключение о венчании по чину первого брака ‒ ради той стороны, которая вступает в брак впервые. Если у одного из супругов это четвертый брак, считая и церковные, и государственные, пару не венчают. Но если это брак зарегистрированный, супруги смогут причащаться ‒ несмотря на то, что они не венчаны, не считается, что они живут в блуде.

Священник Игорь Москвичев

Беседовала Яна Степанова

Источник: информационно-аналитический портал «Православие и современность»

Комментировать

«Азбука супружества»
в Telegram.
t.me/azmarriage