Array ( )
Между Богом и мужем: вторгается ли Церковь в жизнь семьи? <br><span class=bg_bpub_book_author>Архимандрит Савва (Мажуко)</span>

Между Богом и мужем: вторгается ли Церковь в жизнь семьи?
Архимандрит Савва (Мажуко)

(1 голос5.0 из 5)

Вторгается ли Господь в отношения между мужем и женой? Как  религиозный инфантилизм зачастую влияет на семейные отношения? Может ли  помешать плаванию семейного корабля неправильное духовное руководство? Об этом – статья с мнением архимандрита Саввы (Мажуко).

Отец Савва поделился  злободневными мыслями о семье и Церкви в эфире передачи на канале Свято-Никольского мужского монастыря города Гомеля:

– Каждому священнику – наверняка каждому, приходилось сталкиваться с тем, что прихожанки (чаще всего именно прихожанки, хотя иногда и прихожане-мужчины) жалуются на то, что их вторая половина не разделяет их взглядов. Это очень тяжело.

Приятно наблюдать, когда в церковь приходит православная семья: папа, мама, детишки. Очень органично у них всё устроено: они вместе молятся, вместе читают правило.

Однажды одного такого мальчика из православной семьи я спросил: «А чего ты решил сегодня причащаться?» И он мне наивно ответил: «Ну, мы же ведь читали вместе правило, так я подумал: что пропадать, и я тоже за компанию причащусь, не зря же я слушал правило ко Святому Причащению». Комичные бывают эпизоды и случаи.

Но это такая редкость, и даже в моей почти четверть вековой священнической практике такая редкость – увидеть целую православную семью, которая бы продержалась хотя бы несколько лет, чтобы не рассыпалась, не превратилась в руины.

Супруги в церкви

Чаще всего мы сталкиваемся с тем, что в церковь ходит кто-то один из семьи. Чаще всего это бабушка или жена, супруга. Хотя, на нашем приходе я вижу очень много мужчин, которые ходят в церковь без жены. Жена не ходит – ходит муж. Бывает крайне редко, что ходят дети. Папа, мама неверующие, но зато ходит школьник или студент.

Человеку очень сложно совместить свой церковный христианский опыт с тем, что у него происходит дома.

Мы живём в очень тесном пространстве, особенно в городском пространстве. Редко у кого-то есть возможность насладиться одиночеством или роскошью отдельной комнаты, или, может быть, отдельной квартиры, роскошью отдельного стола.

Начинается пост, и нужно же как-то готовить кушать.

Вы христианка, вы женщина, вы хотите поститься, вы хотите бегать на службу, вы хотите, чтобы ваша дочь тоже вместе с вами молилась. Но сталкиваетесь с тем, что нужно готовить мужу, нужно готовить детям или деду, который коммунист, категорически не приемлет никаких постов и хочет всё время мяса…

Нужно, получается, готовить отдельно для своих мужиков, отдельно для себя, и они ещё могут это снести. Но когда вы утром рано убегаете в церковь, они испытывают приступ ревности.

И сказал один мужчина, нецерковный человек, своей жене: «Я не хочу тебя делить с Богом». Он начинает ревновать, то есть Бог из его семьи уводит жену. Если бы она куда-то побежала – в театр, или, может быть, к подругам, он так бы не переживал.

Но он видит, насколько сильно человек меняется, какое решающее значение в его жизни приобретает Церковь и Бог. И он, привыкший к тому, что был всегда в центре внимания, оказывается на периферии.

Женщина молится

И у человека появляются обиды на Бога, на Церковь, на этих попов, которые неизвестно что там вкладывают в голову  его жене.

И здесь бывает два варианта развития событий. Или человек начинает вместе с женой воцерковляться, присматривается, что там происходит. Или же начинается война, перетягивание каната, шантаж, война за детей, война за личное пространство.

И вот здесь мы должны указать на некоторые моменты, в которых иногда наша церковная жизнь, в том числе даже участие священников в жизни своих прихожан, могут быть просто преступными.

Дело в том, что семья – это очень хрупкое явление в нашей жизни. В зверином сообществе редко встречаются, знаете, постоянные пары. Если есть забота о детях, то чаще всего мужчины в этом не участвуют, они где-то бродят в лесах, на охотах – я имею в виду, конечно же, жизнь животных.

Семью очень легко разрушить, в том числе вторжением религии. На самом деле такое случается. И неумные действия духовника или же верующего человека могут поспособствовать тому, что большая беда накроет семью.

Каким бы ни был ваш духовник прозорливым, выдающимся священником, он не имеет права вторгаться в личное интимное пространство вашей семьи. Это очень важно понимать.

Я знаю множество примеров, огромное число примеров, когда священники беспардонно начинали диктовать людям церковным, даже вполне воцерковленной семье, какие-то моменты поведения. Это, например, связано с общением супругов, с Великим Постом. Кого это вообще может касаться? Это дело супругов.

Женщина в церкви

Иногда бывает, что женщины переживают, боятся – понимаете, везде вкрадывается в эти взаимоотношения страх: а вдруг мы зачнём ребенка постом, и значит, это будет страшный грех, это отразится на судьбе ребёнка?

Я им всегда говорю: возьмите Жития святых или биографии выдающихся людей, уважаемых гениев, и просчитайте день зачатия. Это вообще никого не касается. Эти правила, составленные монахами, вообще не должны, в общем-то, сейчас рассматриваться должным образом и применяться в церковной, и вообще в нашей жизни, потому что общество сейчас так не работает.

Никто не имеет права вторгаться в пространство вашей семьи. Никто не имеет права говорить, когда вам вместе спать, что вам кушать, как воспитывать детей.

Пусть у вашего духовника даже будет десять крестов, медалей и диплом прозорливости первой степени – не позволяйте этого делать!

Если вы встречаете священника, который начинает вам задавать стыдные вопросы, которые неприлично задавать в обществе воспитанных людей, вы вправе поставить этого человека на место.

Иногда мне начинают говорить о том, что вот как же, он же священник, я же не могу с ним так разговаривать, он же спросил, я ответил или я ответила…

Мне кажется, что людям нравится, когда с ними обращаются как с детьми, им по душе этот религиозный инфантилизм, игра в батюшек и неразумных чад.

У меня есть знакомый священник, достаточно молодой, который на исповеди очень любит своих исповедников называть «дитёнок». У него исповедуется женщина, которой семьдесят лет, священнику нет ещё и тридцати, и он кладёт ей на голову епитрахиль и говорит: «Дитёнок, ну я же тебе говорил!» – и семидесятилетний «дитёнок» расплывается в умилении.

Это очень нравится, но это игра, это не по-настоящему. Мы же взрослые люди. И очень часто семьи разрушаются как раз из-за того, что мы просто заигрались. Заигрались в православие, заигрались в духовников, заигрались в Святую Русь, заигрались в монашество.

Бывает и такое, что женщина, действительно, начинает ходить в церковь и вдруг перестаёт смотреть за собой. От неё, простите, на пять метров идет какой-то запах, она носит какое-то тряпье.

Она, совершенно молодая женщина, должна думать о том, чтобы её муж ходил в чистом и дети были накормлены, досмотрены. Но она забыла всё это, она погрузилась в акафисты, в просфорки, в святую воду, в её сложные отношения с духовником, которому она звонит в двенадцать часов ночи на откровение помыслов…

Кто разрушает семью: Церковь, христианство? Да нет, всё  это совершенно никак не связано. Господь не заглядывает ни к вам в тарелку, ни к вам в постель.

И когда мне говорят о том, что я, мол, не хочу делить свою супругу с Богом, или Бог стал между мной и моей супругой, – это ложная проблема. Потому что Господь – это совсем другой уровень. Это как путать тёплое с коротким, это совершенно разные системы координат.

Бог не вторгается в отношения людей, Он не является предметом спора. Хотя бы мы можем, конечно же, в Священном Писании привести какие-то цитаты, но давайте не будем выключать здравый смысл, друзья мои. Это очень важно.

Церковь никогда не становится на пути развития семьи, её жизни. Только злоупотребление, какие-то недоразумения, неправильное понимание священных догматов и канонов, а чаще всего, игра в религию, – они являются таким препятствием.

Поэтому никогда не отключайте здравый смысл. Господь им нас наделил и просил, чтобы мы им руководствовались.

Комментировать

«Азбука супружества»
в Telegram.
t.me/azmarriage