Array ( )
Единый язык семьи: почему любовь – словесная и взаимно общительная? <br><span class=bg_bpub_book_author>В. И. Аннушкин</span>

Единый язык семьи: почему любовь – словесная и взаимно общительная?
В. И. Аннушкин

(3 голоса5.0 из 5)

Кажется, исполнением заповеди «да любите друг друга» семейные проблемы снимаются. Но порой двое счастливых людей отдаляются и не находят слов периода влюблённости. Как сохранить единый язык в семье, а с ним – понимание и любовь?

Автор статьи о семейном языке любви В. И. Аннушкин пишет:

«Конечно, слово, язык, речь – только внешнее выражение нашего внутреннего существования, однако именно по слову и речи, отражающим мысли и чувства, можно оценить человека и сказать, плох он или хорош.

Наша речь, Слово в широком смысле является свидетельством состояния нашего сердца, готовности к волевому преобразованию жизни и творчеству, а семья – это несомненное творчество.

Над феноменом Слова стоит поразмышлять ещё и потому, что человек, по Божьему замыслу, есть существо словесное, он – единственный, кто наделён даром мысли и разумной речи.

Скажи мне слово – и я скажу, кто ты. Всякий человек оценивается по его словам и делам, которые отражают состояние его души, то есть сердца, разума и воли.

Слово, понятое не только как отрезок текста или единица языка, а философски и духовно – как Бог, Дух, Любовь, благотворящая и управляющая миром сила, – требует разговора серьёзного и непразднословного.

Слово человеческое подобно Слову Божию (Святитель Игнатий Брянчанинов). Человек совершенствуется в своём слове и таким образом стремится к обожению. Слово при этом надо понять широко – как любой знак, имеющий смысл.

Поэтому знаковы, «словесны» не только молчание, но и все осмысленные формы человеческого существования и поведения: музыка, живопись, танец, другие виды искусства и профессиональной деятельности.

Бог через Слово творит мир. Слово же как инструмент преображения мира даруется Богом единственному Его созданию – человеку, который словесными поступками организует общество людей.

Качеством общественного слова проверяется благоустройство человеческого сообщества. Качеством словесного общения проверяется и каждая семья.

Слово есть Дух, поэтому и человек призван, прежде всего, к осуществлению своей личности в высоко духовном.

Качеством духовных стремлений просветляется и проверяется всякая человеческая жизнь. Качеством духовных интересов и стремлений проверяется и каждая семья.

Если Бог есть любовь, то и Слово есть любовь, поэтому человек по природе, сотворённой Богом, устремляется к любви, а любовь «словесна», т.е. выразима человеческими поступками, среди которых главные и осмысленные – поступки словесные, речевые.

Все добродетели и пороки, достоинства и грехи имеют словесное выражение и обычно описываются через словесные примеры. Поэтому и любовь словесна, взаимообщительна.

Что есть семья применительно к Слову? Иерархия ценностей православного человека выстраивается следующим образом: Бог – семья – общественное служение – личные интересы. Бог в совершенстве Его Слова стоит на первом месте, семья, где православный человек прежде всего ищет спасения в отражении Его Слова в собственной словесной жизни, – на втором.

Первые люди Адам и Ева образовали семью, которая явилась первоначальным человеческим коллективом. Именно в семье человек начинает свою жизнь. Семейственность свойственна и животному миру, но только человек придал семье глубокий смысл духовно-словесного единения, которое прибрело особую значимость в православном понимании Таинства Брака как получения особой благодати. Сущность православного брака (семьи) применительно к слову можно увидеть уже в самом определении семьи.

«Брак есть Таинство, в котором при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается и подаётся благодать Божия для взаимной помощи и единодушия и для благословенного рождения и христианского воспитания детей» [Закон Божий, 2000].

«Брак есть теснейшее соединение двух личностей в одну плоть, оно включает достижение единства двух и сохранение его в целости, внутреннее срастание, духовное единодушие.

Христианский брак требует постоянного подвига. Нужна взаимная выдержка, терпение, сострадание, любовь, сознание важности благословения Божия и принятых на себя обязанностей, готовность на жертвы» [Православный катехизис 1991].

Очевидно, что эти союз, соединение, достижение единства и сохранение его, срастание и единодушие невозможны вне слова и определённого типа общения, которые не только воплощают человеческую природу (ибо человек «словесен»), но являются основой и сердцевиной всей семейной жизни.

Выдержка, терпение, сострадание, любовь, жертвенность – все это категории трудно представить вне взаимного общения и человеческого слова, которое должно действовать как выражение божественно-духовной природы человека.

Так, в человеческом слове проявлены основные законы бытия, данные нам в заповедях Господа Иисуса Христа. Первая заповедь говорит о принципиальном устремлении человеческого сердца, которое готовит мысли человека для словесного общения: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем. Сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф. 22:37–40).

Вторая заповедь «возлюби ближнего твоего как самого себя» говорит об основании правил межчеловеческого общения.

Ни эрудиция, ни внешняя мудрость, ни знание языков – «человеческих и ангельских» – при всем краснословии и многословии не делают человека человеком, если он, по словам Апостола Павла, «любви не имеет» (1 Кор. 13:1).

Очевидно, что именно эти суждения кладутся в основу семейного диалога.

Итак, семья – это общение. От того, на каких принципах строится общение, зависит счастье и благополучие семейного союза.

Язык семьи – лишь внешнее проявление того духовного союза, которым скрепляется единство брачущихся, впоследствии мужа и жены, родителей и детей. Но если человек есть существо «словесное», а «в начале было Слово», то в основание человеческой жизни в семейном общении нельзя не положить «слово» в его одухотворяющей Божественной благодати.

Если Слово Божие совершенно, то слово человеческое, несмотря на своё «подобие» Слову Божию, влекомо ко греху, и именно грехи «слова» и «языка» разрушают семью и мешают её процветанию.

В перечне грехов ясно видна их речевая природа: каждое из согрешений либо прямо указывает на «слово» (злословие, прекословие), либо связано с речевым действием (осуждение, укорение, споры, пересуды, нежелание уступить и т.п.), либо через недолжные страсти соединено со словом (гнев и ненависть).

Где же искать материал для правил и советов к построению словесного общения в семье? Прежде всего, конечно, в самом Священном Писании: Слове Божием, посланиях Апостолов, сочинениях отцов Церкви, святоотеческой литературе.

Вот заповедь: «оставит человек отца и матерь свою и прилепится к жене, и будут два в плоть едину». Конечно, она предполагает не только духовное и плотское единство, но и единство словесно-речевое.

Так, Святитель Филарет Московский, указывая на тесную и неразрывную любовь супругов, пишет о «взаимном сообщении мыслей», «всегдашнем собеседовании и неразлучном сожитии» [В подарок новобрачным, 2007].

Полезны сочинения отца Иоанна Златоуста, Святителя Феофана Затворника, Святителя Тихона Задонского, отца Иоанна Кронштадтского и других христианских подвижников, а это подвижники Слова Божия, находившие и точные человеческие слова для выражения Божией любви.

Из святоотеческих наставлений выделяются такие категории:

– забота («заботься о своей жене, как Христос о Церкви» – Святитель Иоанн Златоуст);

– уважение, ласка, почитание («Не безрассудно говори с нею, но с ласкою, с уважением, с любовью. Почитай ее, и она не будет иметь нужды в почете других» – Святитель Иоанн Златоуст);

– великодушие, добросердечие, преданность («Для каждой жены главная обязанность – устройство и ведение ее дома. Она должна быть великодушной и добросердечной. Женщина, чье сердце не трогает вид горя, которая не стремится помочь, когда это в её силах, лишена одного из главных женских качеств, которые составляют основу женского естества» (страстотерпица царица Александра).

Вслед за человеческими качествами необходимо увидеть речевые действия и поступки, которые связаны со словом. Например, утешение: «Умейте утешать, ибо Бог утешает вас самих», – говорит Апостол. Или совет, о котором говорится не только в народном благопожелании «совет да любовь!» – кстати, «совет» – это совместное беседование (ср. ветия – оратор, ведь корень вет-, имеющийся в словах привет, ответ, завет, навет означает речь, говорение).

Страстотерпица царица Александра пишет: «Нужно советоваться с женой о своих делах, своих планах, доверять ей. Может быть, она и не так, как он, смыслит в делах, но, возможно, сумеет предложить много ценного, так как женская интуиция часто срабатывает быстрее, чем мужская логика» [В подарок новобрачным, 2007].

Или вот о любви и деликатности, которые переплетены и с настроениями и чувствами (а последние названы М.М. Сперанским «основаниями красноречия»), и со всеми средствами словесного и несловесного выражения:

«В любви нужна особая деликатность. Можно быть искренним и преданным, и все же в речах и поступках может не хватить той нежности, которая так покоряет сердца. Вот совет: не демонстрируйте плохое настроение и оскорблённые чувства, не говорите гневно, не поступайте дурно.

Ни одна женщина в мире не будет так переживать из-за резких или необдуманных слов, слетевших с ваших губ, как ваша собственная жена. И больше всего бойтесь огорчить именно её.

Любовь не даёт право вести себя грубо по отношению к тому, кого любишь. Чем ближе отношения, тем больнее сердцу от взгляда, тона, жеста или слова, которые говорят о раздражительности или просто не обдуманы».

На семейную речь распространяются как библейские, так и святоотеческие суждения о языке, речи, слове, устах. О языке как источнике всякого зла предупреждает не только Священное Писание, но и многие христианские подвижники.

«За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Страшного суда» (Мф. 12:36) – разве не праздные, пустые, лишние слова нарушают семейный мир и благоденствие?

Тихон Задонский,  поясняя эти слова Христа, пишет: «Так много зол язык необузданный делает!.. Аще за слово праздное, кольми за слово скверное, срамное, хульное, укорительное, поносительное, воздадут ответ.

Сего ради так сильно слово Божие увещевает нас к хранению языка: «да будет всяк человек скор услышати, и косен глаголати, косен во гневе» (Иак. 1:19). Идеи хранения и обуздания языка неоднократно повторяются христианскими подвижниками.

Сколько прекрасных мыслей найдётся в «Книге притчей Соломоновых», где каждое второе суждение касается или языка, слова, уст или относится к речевым правилам поведения. Например:

  • «Соты медовые словеса добра, сласть же их исцеление души»;
  • «От плодов уст своих человек вкусит добро, душа же клятвопреступников – зло»;
  • «Кроткий ответ отвращает гнев, а дерзкий ответ возбуждает ярость».

Все это – особые темы, на которые в старинных школах риторики писались сочинения и велись рассуждения, а современные учёные и педагоги исследуют и рекомендуют использовать  их в речевом воспитании личности.

«Филологическое» объяснение феномена семьи состоит в том, что семейный диалог есть самый трудный вид словесного общения, поскольку это самый регулярный и многократный тип человеческих контактов.

Если помните, известный киногерой в «Иронии судьбы» как раз по этой причине бежал от брака: «Как представил, что она будет постоянно мелькать туда-сюда, туда-сюда…»

Именно постоянное соприкосновение людей в семье высекает либо искры конфликтов, либо искры и огонь любви и света.

Другие типы общения менее сложны как раз вследствие возможности уберечься от «языка» и общения: от работы и неудобных сослуживцев можно уйти на другую работу к другим сослуживцам, от дальних родственников и друзей можно отдохнуть, конфликтное соприкосновение со случайным человеком достаточно быстро забывается…

Иное дело семья, требующая постоянной любовной заботы и сердечного внимания, выраженного в слове. Поэтому семья – это долг и труд.

В эпилоге романа И.А. Гончарова «Обломов» Штольц и Ольга после долгих лет супружества приходят к выводу, что «любовь с силою Архимедова рычага движет миром», а главный упрёк Ольги Ильинской Обломову – непонимание последним, что «любовь – это долг».

Конечно, ни один научный доклад не даст окончательного ответа на вопрос: как нужно словом решить ту или иную житейскую ситуацию или проблему. Тем более что семья –

это тайна, закрытое от посторонних глаз и ушей общение. И всё-таки человечество и его лучшие умы поют гимны, слагают стихи, пишут романы, научные исследования, пытаясь отразить и разгадать «сию великую тайну».

…Говорить о реальном общении в наших семьях абстрактно невозможно, а проникнуть в святая святых для каждого человека не позволяют как этика, так и элементарный речевой этикет.

Семья – закрытое для посторонних глаз речевое образование, и только современная массовая информация искушает недалёких зрителей приходом на телестудию с целью крикливо-агрессивного обсуждения их «личных» проблем.  Ради рейтинга  телепередача или газета «не пожалеют ни мать, ни отца».

В этом также одна из современных проблем информационного общества. Общество начало жить в условиях информационного бума, технических возможностей говорить и показывать «всё и вся», не понимая последствий иных «откровений»…

Православие же сильно тем, что предлагает совершенно определённый тип семьи, предназначенный как для нашего спасения, так и для достижения радости и блаженства ещё в этой земной жизни.

Счастливая семья уподобляется духовными писателями раю. И, какова семья, таково и «словесное» общение в ней. Вот как об этом говорил архиепископ Сергий Пражский в книге «Подвиг общения»:

«Семья, семейная среда, Богом нам данная, наиболее удобна для устроения нашего спасения. В атмосфере семьи мы можем всего лучше и удобнее бороться со своими грехами и недостатками. Ибо в семье мы не стесняемся быть и выказываться такими, какими мы действительно являемся.

В семейной жизни человеку приходится каждодневно обнаруживать своё настоящее состояние, быть искренним с самим собою». «Выказываемся» же мы, как правило, тем, что высказываемся, а наши грехи и недостатки в своём большинстве представляют речевые поступки или действия.

О том же пишет Иоанн Кронштадтский, связывая воедино любовь, благодать Божию, слово и дело: «Если будете жить во взаимной любви, вы низведёте на себя и потомство своё Божию благодать – и Бог вселится в вас и увенчает все начинания и дела ваши благословенным успехом, ибо где любовь, там Бог, а где Бог, там все доброе.

С любовью водворится в доме вашем мир и спокойствие, ибо любовь долготерпит и всё покрывает и не допускает человека раздражаться, сердиться, быть своенравным, обижать словом или делом».

Поэтому нигде как в семье не проявляется так идея спасения: «от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12:37). Устремимся же к добрословию, избавившись от злоязычия.

Будем же искать  в семейной любви такого слова, как в песне Песней Соломоновых, и наверняка обретём его: «Се еси добра, искренняя Моя, се еси добра: очи твои голубине» (Песн. 1:14)».

Литература:
В подарок новобрачным. – М., 2007.
Закон Божий. Руководство для семьи и школы со многими иллюстрациями / Сост. Серафим Слободской. – М., 2000.
Православный катехизис. – М., 1991.
Сергий, архиепископ Пражский. Духовная жизнь в мире, 1998.

Статья приводится в сокращении
Образовательный портал «Слово»

Комментировать

«Азбука супружества»
в Telegram.
t.me/azmarriage