Array ( )
Брак и семья: Откровенность как часть ответственности

Брак и семья: Откровенность как часть ответственности

(1 голос5.0 из 5)

Не так давно СМИ сообщили новость о том, что в Госдуме поддержали инициативу главы Роспотребнадзора Анны Поповой обязать молодоженов перед регистрацией брака сдавать анализы на ВИЧ, гепатиты и генетические заболевания. В обществе тут же поднялся по этому поводу шум – многие сочли подобную инициативу неоправданной попыткой вмешательства в личную жизнь граждан. «Масла в огонь» подлил и президент Чечни Рамзан Кадыров, заявивший, что у них в республике такая норма действует уже несколько лет. На самом деле, подобные нормы действуют также в Таджикистане и Азербайджане, а глава Роспотребнадзора всего лишь положительно оценила идею, предложенную ей представителями регионов, а в пресс-службе ведомства позже прокомментировали: «тестирование должно носить добровольный характер».

Не факт, что инициатива будет законодательно реализована. И, в общем-то, если при этом будет сохранена конфиденциальность и врачебная тайна, а результаты анализов никак не повлияют на возможность вступления в брак, то никакого протеста такой закон вызывать вроде бы не должен. Наоборот, само это предложение Анны Поповой ставит важные вопросы об обязанностях молодожёнов друг перед другом.

Надо сказать, что медицинские вопросы – далеко не единственные важные темы, которые по идее мужчина и женщина должны обговаривать друг с другом ещё до брака. У нас ведь любят говорить об ответственном подходе к созданию семьи, и правильно ведь говорят-то. А где ответственность, там и здоровый прагматизм, предполагающий в том числе и обязательную откровенность при обсуждении некоторых тем.

Нечто подобное уже присутствует в нашем светском законодательстве: зарегистрированный брак будет считаться недействительным, если позже выяснится, что кто-то из супругов уже вступал в другой брак и до сих пор официально не разведён. Конечно, это совсем не медицинский вопрос, но факт есть факт – брак аннулируется, если один из партнёров скрыл от другого некоторую информацию.

Если говорить о церковном отношении к этой теме, то в Православной Церкви (в отличие, например, от Римско-Католической) нет такого понятия, как недействительный брак. И, конечно, Церковь не поощряет разводы, но снисходя к человеческому несовершенству, допускает их в некоторых случаях. Медицинскими поводами (уж коль мы начали именно с инициативы главы Роспотребнадзора) Церковь признает неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, неизлечимую тяжкую душевную болезнь, зависимости и заболевание СПИДом. И понятно, что если любой из этих поводов был утаён кем-то из молодожёнов от другого при вступлении в брак, то развод также становится допустимым с церковной точки зрения.

На самом же деле, проблема гораздо шире. Люди, воспитанные на романтических представлениях о любви и семье, относятся к откровенности между близкими людьми как-то избирательно. То есть попытки обговорить заранее целый комплекс разных вопросов, имеющих отношение к разным сторонам человеческой жизни и в зависимости от этого разговора принять важное решение, как правило, воспринимаются в лучшем случае иронически, в худшем – как признак отсутствия «настоящего чувства». А вот всякие присказки, типа «любовь слепа» или даже «любовь зла» почему-то не кажутся оскорблением самого понятия «любовь». То, что этот подход к жизни часто приводит к жизненным драмам, тоже многих не пугает.

Уже не первый год в Санкт-Петербургской митрополии, в православном центре «Супружеские встречи», существует интересный проект по подготовке молодых пар к Таинству Венчания, в рамках которого его инициаторы протоиерей Александр и матушка Любовь Дягилевы предлагают будущим супругам обдумать и обсудить друг с другом ряд тем. На девяти воскресных встречах затрагиваются такие темы, как жизненные ценности, отделение молодой семьи от родителей, отношение к деньгам, недвижимости, сексуальной жизни, здоровью, болезни, смерти. Ведущие – священник и обычные семейные пары – подталкивают молодых людей к непростым размышлениям, как, например, что будет, если один из супругов заболеет, что будет, если выяснится, что супруги по каким-то причинам не могут иметь сексуальных отношений, не могут родить детей. По мнению отца Александра и матушки Любови, весь круг обсуждаемых на программе тем – это базис ответственности, которым должен обладать каждый, создавая семью.

Но программа «Счастье навсегда» – это не очередной психологический тренинг, на котором людей заставляют выносить на широкую аудиторию свою подноготную. Организаторам важен бережный, как сами они говорят, «нежный» подход: обсуждение интимных тем происходит между двумя людьми, собирающимися создать семью – ведущие только говорят о позиции Церкви по тем или иным вопросам и задают направление. А потенциальные жених и невеста учатся быть откровенными друг с другом в тех вопросах, о которых они, возможно, и не думали. Или не думали, что нужно это как-то заранее обсуждать.

В процессе обсуждения людям наверняка приходится рассказывать друг другу о себе такое, чего до той поры они не рассказывали, возможно, что-то, что до этого хотели бы скрыть. Желание представить себя понравившемуся представителю противоположного пола в лучшем виде очень понятно, похожее происходит у многих существ, обитающих вместе с нами на Земле. Однако мы, разумные люди, порой ведём себя куда неразумней зверей и птиц, меры не знаем. И получается нередко, что уже на самой начальной стадии отношения юноши и девушки начинаются с банального вранья с обеих сторон.

Правда, нередко молодые люди изображают что-то, недоговаривают и скрывают не потому, что хотят покрасоваться, а потому, что стыдятся. И здесь пора бы вспомнить о принципах нормального диалога, которым тоже учат в центре «Супружеские встречи»: слушать прежде, чем говорить; делиться, а не спорить; понимать, а не оценивать; прощать. Возможно, если бы все мы чаще вспоминали об этих принципах, то не так страшно было бы признаваться в каких-то вещах, рассказывать о себе, обсуждать и рассуждать. Ведь ни ВИЧ, ни другая болезнь, ни какое-то «тёмное прошлое» не могут быть препятствием для любящих людей в настоящем, если они умеют друг друга принимать и прощать.

Возвращаясь же к предложению Анны Поповой сдавать анализы перед тем, как вступить в брак, стоит отметить, что нам, конечно, неизвестно, в какой именно закон или подзаконный акт оно бы вылилась, будь оно принято. Но в любом случае мы должны понимать, что призыв молодожёнов к откровенности друг с другом в важных жизненных вопросах как способу принимать более ответственные решения – это тоже забота о здоровье народа. В самом этом призыве едва ли стоит искать какой-то подвох.

Источник: православный журнал «Батя»

Комментировать

«Азбука супружества»
в Telegram.
t.me/azmarriage