- Предисловие
- Введение
- 1‑й день месяца
- 2‑й день месяца
- 3-й день месяца
- 4-й день месяца
- 5-й день месяца
- 6-й день месяца
- 7-й день месяца
- 8-й день месяца
- 9-й день месяца
- 10-й день месяца
- 11-й день месяца
- 12-й день месяца
- 13-й день месяца
- 14-й день месяца
- 15-й день месяца
- 16-й день месяца
- 17-й день месяца
- 18-й день месяца
- 19-й день месяца
- 20-й день месяца
- 21-й день месяца
- 22-й день месяца
- 23-й день месяца
- 24-й день месяца
- 25-й день месяца
- 26-й день месяца
- 27-й день месяца
- 28-й день месяца
- 29-й день месяца
- 30-й день месяца
- 31-й день месяца
- Молитвенное обращение к Ангелу-Хранителю
- Полный текст
15-й день месяца
Некоторый человек насадил виноград на земле плодоносной. Когда от теплоты осеннего солнца кисти винограда должны были созреть, он пришел собирать плоды, но вместо плодов нашел на нем лишь несколько листьев; виноград его пустил длинные отрасли, тянувшиеся по земле между терниями. Домохозяин был огорчен и хотел уже вырубить бесплодный виноградник, но, увидав вблизи высокий вяз, широко расстилающий свои ветви в воздушном пространстве, передумал. Он взял ветви винограда и привязал их к вязу, перевив их с ветвями вяза так, что два дерева составляли, казалось, одно. На следующее лето опять пришел он и был весьма обрадован, ибо виноградные лозы не только выросли и сравнялись с высотою вяза, но, питаемые небесной росой и согреваемые лучами солнца, принесли еще обильные плоды.
Подобным образом может приносить плоды и твоя душа. Она есть насажденный Господом виноград, и Господь хочет, чтобы твой Ангел Хранитель приготовил от него плоды и принес их в жертву Ему. Но если твоя душа будет пресмыкаться на земле между волчцами и терниями суетных и безумных помыслов, то она останется бесплодной. Она только тогда будет плодоносна, когда окропится росою благодати и согреется теплотою любви божественной. Итак, вознеси свои мысли и свои чувствования выше темной земной области к светлому небу; с помощью твоего Ангела поставь себя на такой высоте, с которой ты мог бы созерцать Бога. Твой Ангел блажен, свят, потому что видит Господа. Ты не можешь видеть Его так, но можешь созерцать Его очами веры и верою поставить себя пред лицом Его. Господь вездесущ; Он равно присущ и Ангелу твоему, и тебе. В Нем мы все живем и движемся. Очи Господни всегда обращены на тебя; Он всегда преклоняется к молитве твоей; десница Его всегда исполнена даров любви Его, Он всегда готов принять тебя, если ты желаешь прибегнуть к Нему. Для чего не подражаешь ты своему Ангелу? Он никогда не отвращает очей своих от лица Господа. Бог есть верховная красота, беспредельное совершенство; Он один достоин вечного поклонения Духов небесных.
Человек, живущий пред лицом Бога, мыслящий и действующий пред очами Его, не становится рабом греха, но с течением жизни будет более и более совершенным. В самом деле, кто станет покоряться греху, оскорбляющему Бога, когда помыслит о бесконечной любви Его, о страшном величии Его, о вечной святости Его? Мы согрешаем, как бы забывая, что око Господне обращено на нас. Представим себе, что мы, подобно нашему Ангелу, всегда находимся пред Богом – тогда сердце наше не охладеет в любви к Нему. Какими чувствами не воспламенится та душа, которая говорит в себе: «Бог видит меня». Святые мученики, непобедимые воины Христовы, подвергаемы были всем мучениям, всем терзаниям, какие только могла выдумать злоба человеческая, но переносили муки с радостью и спокойствием, потому что в таинственной глубине своего сердца беседовали со Спасителем. В этом-то святилище и ты должен поклоняться Ему. Но увы! Бог удостаивает тебя Своим посещением и в тебе избирает обитель Себе, дабы ты всегда был с Ним и Он с тобой, а ты проводишь целые дни, не думая о Нем, не благословляя Его и не принося Ему молитвы.
Когда советуют тебе искать Бога в собственном твоем сердце, тогда советуют искать Его как бы за пределами стран самых отдаленных и неизвестных: ибо может ли быть что-либо отдаленнее и безвестнее для большей части осуетившихся и рассеянных людей, как глубина их собственного сердца? Знают ли они, что такое – войти и углубиться в самих себя? Решались ли они когда-нибудь вступить на сей путь? Могут ли они даже представить в своем уме, что это за внутреннее святилище, что это за непроницаемая глубина души, где Бог требует поклоняться Ему духом и истиной? Сии люди всегда живут вне самих себя, в предметах своего честолюбия или своих забав. Не видишь ли, что это показывает неблагодарность к величию Божию и совершенное безумие? Что же должно делать тебе? Подражать твоему Ангелу, углубляться в благоговейные размышления, возбуждаться мыслью о вездесущии Божием и жить свято пред очами Господа: такова жизнь духовная, жизнь небесная, жизнь человека мудрого и благочестивого. Ревнуй об этой жизни и, стремясь к ней, моли о помощи твоего Ангела Хранителя:
«Святой Ангел! Прими и принеси Господу мою смиренную молитву; умоли Его простить мне грехи безумного жития моего, пробуди меня от глубокого усыпления, в котором я томлюсь, озари очи мои небесным светом, да сподоблюсь зреть благодеющего мне Господа и на небе, где престол славы Его, и на земле, которая есть подножие ног Его. Сподоби меня зреть Его во всех явлениях жизни и особенно в биениях моего сердца, живущего силой Его благодати».