Георгий Рубан
Новгородский иподиакон,
кандидат исторических наук, кандидат богословия
Друзья! Коллеги!1
В связи с праздником Рождества Богородицы, первым двунадесятым праздником православного церковного года, мне представилось уместным записать некоторые богословские соображения, уже давно посещающие мой ум. Позволю себе ими поделиться. Быть может, кому-то они покажутся не совсем тривиальными и всем хорошо известными.
В сознании каждого человека, хотя бы перелиставшего важнейшие страницы Ветхого Завета (собственно Еврейской Библии), вероятно, навеки запечатлелись патетические (в оригинальном тексте стихотворные) стенания праведного Иова, жестоко мучимого Сатаной с позволения (!) Бога. Он оспаривает перед лицом своих друзей и Самого Бога (Которого он вскоре даже вызовет на дуэль!) смысл земной жизни. Иов хочет повернуть вспять время жизни: вновь войти в утробу матери и – раз уж родители зачали его без его позволения! – просто выйти из неё мёртвым выкидышем, чтобы не взрослеть и никогда не страдать. Страшные слова, рождённые страшной реальностью дохристианской безысходности!
«После этого [после обрушившихся на него бед] отверз Иов уста свои и проклял день свой. И начал Иов, и сказал:
«Да сгинет день, в который я рождён,
и ночь, что сказала: «зачат муж!» <...>
Зачем не умер я при исходе из чрева
и не сгинул, выйдя из недр? <...>
Тогда лежал бы я, дремля,
спал бы и был в покое"»
(Книга Иова 3:1–3, 11, 13)
(Перевод С. Аверинцева).
Вопросы риторические, это вопросы-упрёки земной справедливости, а значит – и Самому Богу, Который почему-то (почему? «вот в чём вопрос!») допускает, чтобы нечестивые благоденствовали, а праведники страдали. Отрицательный ответ заложен в этих риторических вопросах. Справедливости можно (?) – иногда можно – добиться только в земной жизни. А если не получится? Тогда – сущий кошмар.
К Иову присоединяется ещё один авторитетный дохристианский пессимист, с мазохистским упоением и риторическим умением разъясняющий безвыходную перспективу человеческой жизни.
«Всему и всем – одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику. <...> Кто находится между живыми, тому есть ещё надежда, так как и псу живому лучше, нежели мёртвому льву. Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению; и любовь их, и ненависть их, и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чём, что делается под солнцем» (Экк. 9:2–6). Жуткий пессимизм; но так говорит Священное Писание (если только мы понимаем эту Книгу в контексте христианской Бого-человеческой перспективы, а не как в иудаизме или исламе)!!!
Интересно, что эти представители богооткровенного библейского монотеизма вполне согласны в оценке смысла человеческой жизни с благородным язычником Феогнидом Мегарским (VI век до н. э.), чьими элегическими дистихами в оригинале я наслаждался в своё время на семинаре известного ученого-классика Александра Гаврилова:
«Вовсе на свет не родиться – для смертного лучшая доля,
Жгучего солнца лучей слаще не видеть совсем.
Если ж родился – спеши к вожделенным воротам Аида:
Сладко в могиле лежать, чёрной укрывшись землей».
(перевод Адриана Пиотровского)
Как видите, радоваться появлению человека на свет не приходится: его ждут скорби, а если и будет он благополучен в краткой земной жизни, то, как говорит Экклезиаст (традиционно – это премудрый Соломон), – «одна участь праведнику и нечестивому». Зачем же тогда добиваться праведности, если «нечестивость» приносит большие барыши в земной жизни, – а другой жизни, как можно понять из этих строк, не существует (во всяком случае, в том виде, как её понимает христианское богословие), а значит – нет и «компенсации» за страдания. Остаётся признать правоту язычника Горация: «Carpe diem, лови момент»! Увы!
Иная перспектива открылась для людей с Днём Рождения Девы Марии и Днём Рождения Её Сына. Именно от этого Дня всё человечество (даже нехристианское, вольно или невольно, во всяком случае, в документах ООН) отсчитывает Новую Эру.
Поэтому мы не проклинаем, как Иов, а прославляем День Рождения – в нашем случае День Рождения Девы Марии – как день вселенской радости – словами праздничного тропаря:
«Рождение Твоё, Богородица Дева,
радость возвестило всей Вселенной:
ибо из Тебя воссияло Солнце правды – Христос Бог наш.
Он снял проклятие и дал благословение;
Он уничтожил смерть и даровал нам жизнь вечную!»
Вообще же это очень важная тема – отношение ко дню рождения. Церковь не случайно выделила для прославления этого Дня как такового три особых праздника (два из них – праздники двунадесятые): День Рождения Сына Божия (родившегося от земной Матери, но без земного отца; это – единственный случай в земной истории), Его Матери Марии (родившейся, как и все люди, от земных родителей, но ставшей Матерью Сына Божия, это тоже неповторимо), но также (и это знаменательно!) и День рождения «обыкновенного» человека (родившегося и умершего, как и все мы) – Иоанна Предтечи, пусть и величайшего среди рождённых женщинами, – как сказал о нём Сам Христос). Здесь – совокупность Дня Рождения всего Богочеловечества. Поэтому каждый человек, появляющийся в мир, становится родственником по плоти Самого Богочеловека Христа, Нового Адама, восприявшего в Своём воплощении всю полноту человеческой природы и вновь примирившего с Богом всё единое человечество, происходящее от Адама.
Вообще же отношение ко дню рождения – лакмусовая бумажка для выявления семитического (ветхозаветного) и европейского (подлинно христианского) менталитета. Немного изменив известную пословицу, можно сказать: «Скажи мне, как ты относишься ко дню рождения, и я скажу – христианин ли ты»!
Из истории Церкви нам известно, что «великие» ереси, столетиями терзавшие христианство, – арианство, монофизитство, монофелитство, даже иконоборчество, – имеют семитические истоки. В их основе – недооценка мира и человеческой природы, нежелание согласиться с тем, что божественная и человеческая природы могут РЕАЛЬНО («равночестно») соединиться друг с другом и жить в гармонии. При этом человеческая природа не будет подавлена несоизмеримой божественной, не растворится в ней, как кусок воска в доменной печи или кусочек сахара в стакане кипятка. Такие примеры приводили монофизиты, не согласившиеся с догматом Халкидонского собора (451 г.) о равночестном единении во Христе божественной и человеческой природы. Халкидонский догмат можно назвать главным догматом Христианства как такового (даже идея Троичности присутствовала в античной языческой философии начиная с великого Платона). Знаменательно, что отдельного праздника Рождества Христова до сих пор нет в календарях Древних Восточных Церквей (Коптской, Армянской и др.), хотя они, разумеется, не отрицают факт Его рождения в Вифлееме от Девы Марии. (Но это – особая тема.)
Важно помнить, что эти ереси – восточные по происхождению, где было (и остаётся) велико влияние ветхозаветных (семитических) тенденций. Противостоял этим разрушительным для подлинного Христианства тенденциям православный Рим («европейское Христианство»). Знаменательно, что и халкидонский догмат сформулирован отцами Собора на основе Послания папы Льва Великого.
Поэтому для настоящего христианина день его рождения – не день траура, как для правоверного иудея (всё ещё живущего «до Рождества Христова» и ожидающего пришествия мессии, который «наведёт земной мировой порядок»), а величайший личный праздник, – ведь Мессия-Христос уже пришёл и мы давно живём в Его Царствии – в Церкви Христовой. В это трудно поверить, наблюдая происходящее вокруг нас. Но это так! В противном случае, говоря словами апостола Павла, «Христос напрасно умер» (Гал. 2:21).
К сожалению, ветхозаветный менталитет неискупленного человека, не видящего в нашем мире Новый мир, воссозданный Христом (а иначе Его пришествие было бессмысленно), до сих пор присущ определенной части малообразованных христиан (в том числе – увы! – и из священнослужителей), демонстративно не празднующих день своего рождения. (Христос недаром предупреждал: «Бойтесь закваски фарисейской!» Это – «вечная партия», партия с зашоренным, «законническим» складом ума. Перед ними напрасно «метать бисер»...) Они наивно считают, что поступают «по-православному», а на самом деле «иудействуют»! Тем самым они еретичествуют – отрицают абсолютный смысл Дней Рождения Марии и Её Сына, без которых (этих Дней) не было бы СПАСЕНИЯ (буквально, в переводе с греческого, – ИСЦЕЛЕНИЯ) всего Космоса и Рода Человеческого. (Хочется думать, что «христианские фарисеи» делают это невольно, по глупости, но, если сознательно вводят в соблазн «малых сих» – это не прощается, – см.: Евангелие от Мат. 18:6–7. )
Вот почему для Церкви – это не далёкие «исторические» или «частные дни личной биографии», а важнейшие вехи истории Спасения, ставшие великими праздниками, которые мы будем совершать и будем поучаться их смыслом «до скончания века».
И наша общая миссионерская задача – деликатно и убедительно разъяснять это всем заблуждающимся христианам. А для этого нужно много учиться.
Впрочем, более подробно обо всём этом – и о многом другом – можно будет говорить в связи с праздником Рождества Христова.
Ещё раз поздравляю всех с праздником Дня Рождения Девы Марии – праздником возрождения человеческого достоинства в очах Божиих!
Примечание:
1 Что касается моих историко-богословских размышлений о дне рождения как таковом, то они восходят ещё к студенческим временам, когда в Духовной академии слушал лекции по истории Древней Церкви у отца Ливерия Воронова. Мне повезло! Некоторые темы мы с ним обсуждали. Кстати, он – профессор, крупнейший наш специалист по догматическому богословию 2-й половины 20 столетия – приглашал меня в гости именно на свой день рождения!!! Пока ещё не оформил «размышления» в виде статьи. Тема предельно важна и многое объясняет в истории догматического и литургического развития христианства Востока и Запада.
С.-Петербург, 8/21.IX.2012 AD