Проповеди протоиерея Александра Глебова

Проповеди протоиерея Александра Глебова

Проповедь в понедельник 6-й седмицы по Пятидесятнице.

Июль 17-ое 2011

Проповедь в понедельник 6-й седмицы по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Мы с вами сегодня слышали достаточно редкое для евангельской истории пояснение притчи. Пояснение притчи не Иоанном Златоустом, не блаженным Феофилактом, не каким-либо другим толкователем Священного Писания, а разъяснение ее Самим Христом. Христос рассказал притчу о сеятеле, а затем, что бывало очень редко, Он объяснил значение этой притчи, ее смысл и что скрывается под ее образами.

Но прежде, чем пояснять притчу Спаситель удовлетворил недоумение Своих учеников, которые вопрошали по поводу того, зачем Христос говорит притчами. Ну действительно, зачем говорить притчами, то есть образами, иносказаниями, загадками, когда можно сказать прямо. Христос отвечает им, напомню ответ Спасителя:

«Для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано. Ибо, кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет. Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют. И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: «слухом услышите, и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их». Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат. Ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали».

Кратко эти слова Спасителя можно свести к следующему. Среди слушателей Христа были разные люди. Разные по возрасту, по интеллекту, по сфере деятельности. Разные по духовному и нравственному уровню. Далеко не все могли понять учение Христа и осознать важность того, к чему Он их призывает.

Потому что призыв Спасителя относился в первую очередь к изменению человеческого сердца. Что надо делать, чтобы стать духовно чище и ближе к Богу? Как надо жить, чтобы обрести Царство Божие? Но ведь для многих духовные ценности это что-то очень расплывчатое, не конкретное, а потому не очень важное. И Христос посредством притч, вполне понятных образов из повседневной жизни и профессиональной деятельности, говорил о законах духовной жизни.

Вот как сегодня многие не церковные люди могут только тогда заинтересоваться, понять и принять религиозную истину, если эту истину преподнести на доступном для них языке, облечь в понятные им формы и сравнения из мирской жизни. А говорить с ними на том языке и оперировать понятиями, которые верующие люди употребляют в общении между собой, нет никакого смысла. Они просто не поймут, о чем речь-то идет, поскольку не живут духовной жизнью.

К ним также можно отнести слова пророка Исаии, которые цитировал Спаситель в сегодняшнем евангелии: «Слухом услышите, и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их».

Да, апостолы могли вместить учение о Царстве Божием и без притч. Это были люди, чистые сердцем, потому и говорил им Господь: «вам дано знать тайны Царствия Божие, а им не дано». То есть остальным людям не дано. Поэтому для широкой аудитории Христос учил притчами, облекая вечные истины духовной жизни в обстоятельства жизни земной, которые понятны абсолютно всем.

Ну а теперь перейдем к самой притче.

Христос говорит: «вышел сеятель сеять. Одно зерно упало при дороге, и птицы склевали его. Другое упало на каменистую почву, где мало земли, и оно быстро стало возрастать, но когда взошло солнце, то оно засохло, потому что не имело в себе корня. Третье упало в терние, и оно заглушило его. А четвертое упало на добрую почву и принесло много плода. И заканчивает Господь притчу словами: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» И хотя все окружавшие Его уши, конечно, имели, но, услышав, они не поняли, о чем говорит Господь.

И вот тогда Господь разъясняет эту притчу, что делает Он крайне редко. Христос говорит, что зерно, семя – это слово Божие, сеятель – это Бог, а почва – это душа человека. Ну, это понятно. А вот непонятно другое, почему слово Божие, которое даруется роду человеческому, так по-разному людьми воспринимается и так по-разному ими сохраняется.

Ведь вот смотрите, одно из четырех зерен приносит плод – 25 % от всего посеянного. Здесь Христос показал еще такую очень идеалистическую картину. На сегодняшний день, наверное, не 25 % усваивается, а дай Бог, чтобы два-то процента усваивалось из того, что сеет Господь.

Так что же является причиной такого плохого прорастания семени слова Божия? Вот давайте, на основании этой притчи подумаем, что представляют из себя те житейские обстоятельства, которые препятствуют нормальному приятию и усвоению нами слова Божия.

Первое – семя, упавшее при дороге, и птицы поклевали его. Господь поясняет, что это диавол похищает посеянное. Но как это все происходит в нашей жизни? Диавол, он что, подобно ветру врывается в нашу жизнь и уносит это семя слова Божия? Нет, все, конечно, гораздо реалистичнее. Диавол действует в этом мире через людей, и именно люди являются проводниками его мыслей и действий. И если коснулась человека благодать Божия, то можно не сомневаться, что встретятся на его пути такие люди, которые попытаются заглушить эти семена.

А ведь не так давно таких людей в нашей стране специально готовили. Они проходили профессиональную подготовку только для одной цели: вырвать из человеческого сердца семена слова Божия и выбросить их на помойку. И привлекаться здесь будет все: и достижения человеческого разума, и философская мысль, и логика жизни.

И неокрепшему часто в вере и мало знающему человеку вбивает в голову кто-то более изощренный в слове и в дискуссии, что все это заблуждение, что все то, что содержится в слове Божием, не может содействовать твоей жизни и процветанию. И руководствуясь евангельскими указаниями, выжить в этом мире нельзя. И ведь для многих это убедительно. А что это значит на языке этой притчи? Это значит, что пришел диавол и похитил семена слова Божия.

Второе зерно упало на каменистую почву. И Господь так характеризует этих людей. Это люди, которые с радостью воспринимают слово Божие, но они не имеют корня, а потому и не имеют влаги для возрастания посеянного. Поэтому во дни испытаний они отпадают. Есть такая категория людей, которые очень быстро загораются. Загораются чем? Загораются либо какой-либо идеей, или симпатией к человеку, или каким-то видом деятельности, а потом они так же быстро остывают.

Это люди порыва. Они быстро вспыхивают. Они бывают очень влюбчивы и во многих, а в результате не любят никого. Это люди, которые не способны долго нести трудности, они ломаются и часто гибнут, потому что они способны на порыв, они способны может быть даже на жертву, но на жертву кратковременную. И вот когда корня нет, то получается, что человек благодаря своим эмоциональным данным близко принимает к сердцу семена слова Божия, но приходит испытание, приходит искушение, приходит иногда гонение за это слово, и весь их пыл очень быстро охлаждается.

Третье зерно, ну, наверное, это более понятно и не нуждается в каких-то особых толкованиях. Каждый из нас, если не знает, то, по крайней мере, представляет, что такое огород. И вот для того, чтобы вырастить на нем что-то доброе, надо положить много труда и забот. А вот для того, чтобы сорняки выросли на грядке – это никаких проблем. Ни забот не надо, ни трудов. И если грядку не прополоть, то сорняк задушит урожай, ибо сорняк всегда сильнее культурного растения.

Так же и сорняки этого мира, о которых говорит Господь. Это и неумеренная забота о повседневных нуждах, это стремление к богатству, к власти, к удовольствию. Все это, конечно, сильнее маленького зернышка слова Божия, ибо оно прорастает медленно и невидимо. А такие сорняки, как власть, деньги, почет, удовольствия – все это так видимо, так реально и так притягательно, что, конечно, заглушит зерно, посеянное Богом.

Люди, конечно, иногда одумываются. Но чаще уже на смертном одре, понимая, что с собой, собственно, ничего не возьмешь. Но по-настоящему покаяться, перемениться, стать как бы другим человеком, бывает уже очень сложно. Потому что в сердце не то, что каменистая почва или мало влаги или сорняки, а там уже просто дорога бетонированная, на которой ничего не может расти.

И Христос, говоря нам эту притчу, как бы советует не доводить свое сердце до такого состояния, а бережно относиться к тому маленькому зернышку слова Божия, которое Господь посеял в душу каждого из нас, для того чтобы оно выросло в невидимое внутреннее Царство. Аминь.

Комментировать

1 Комментарий

  • Проповедь о святом Пророке, Предтече и Крестителе Иоанне — НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ, 08.03.2015

    […] Протоиерей Александр Глебов […]

    Ответить »