- Почему в Новом Завете вера связывается с победой?
- Помогает ли вера в вооруженной борьбе против врагов?
- Почему Иисус Христос называется Победителем?
- Как христианин относится к поражению?
- Могут ли христиане считать победой то, что другие считают поражением? Как поражение может быть равно победе? Какие примеры здесь можно привести?
- Цитаты о победе
Побе́да – успех в бою, в войне; успех в борьбе за что-либо, успешное осуществление чего-либо в результате борьбы, преодоления чего-либо. В христианском богословии Побе́да (или «Победоносный») – одно из имен Бога.
Почему в Новом Завете вера связывается с победой?
О вере как о «победе, победившей мир», сообщается в Первом послании святого апостола Иоанна Богослова (1Ин.5:4): «…всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша». Этот библейский стих указывает на то, что при содействии Божественной благодати, подаваемой по вере, христиан способен побеждать в борьбе с искушениями и соблазнами мира сего. Вместе с тем под победой над миром можно понимать распространение евангельской проповеди по миру, приумножение Церкви, несмотря на сопротивление сил тьмы.
Помогает ли вера в вооруженной борьбе против врагов?
Если верующие верны Богу, и против них выступили враги, то при Божественной поддержке, в соответствии с целями Божественного Домостроительства, они могут одержать победу даже и над, казалось бы, значительно превосходящими их по силам врагов: «Не от множества войска бывает победа на войне, но с неба приходит сила» (1Макк.3:19). Вот как говорит пророк Захария о благочестивых воинах: «И они будут, как герои, попирающие врагов на войне, как уличную грязь, и сражаться, потому что Господь с ними, и посрамят всадников на конях» (Зах.10:5).
Почему Иисус Христос называется Победителем?
Как Бог (по Божескому естеству) Господь Иисус Христос непобедим. Но и как Человек Он совершил множество побед. Как Богочеловек Он победил диавола, сокрушил смерть, победил ад.
Как христианин относится к поражению?
Истинный христианин уповает на Бога, полагается на Промысл Божий. В случае поражения он не ропщет на Бога, не обвиняет Его, не впадает в уныние и в отчаяние, но сохраняет любовь к Богу и ближнему.
Могут ли христиане считать победой то, что другие считают поражением? Как поражение может быть равно победе? Какие примеры здесь можно привести?
Могут. Например, многими иудеями «казнь» Спасителя рассматривалась как победа над самозванцем и богохульником. Христиане же знают, что Он принял страдания и смерть добровольно, что эти страдания и смерть носили искупительный характер, что, умерев на Кресте, Христос, затем, победил ад, попрал смерть. Само Распятие Господне изображается на православных иконах таким образом, что Христос воспринимается верующими как Победитель.
Что касается повседневной христианской жизни, в ней нередко встречаются случаи, когда верующие одерживают победу, при том, что для их противников это кажется поражением. Например, христианин, там, где это уместно, может уступить своему противнику по чувству смирения, и в этом можно усматривать духовною победу, торжество добра над злом. В свою очередь противник может воспринять такую уступку не как проявление добра со стороны христианина, а как его поражение.
Цитаты о победе
«Коня приготовляют на день битвы, но победа – от Господа».
Прит.21:31
«Победа бывает блистательнее тогда, когда была борьба. Например: если тобой овладело какое-нибудь злое пожелание, то весьма славное дело ты сделаешь, если не поддашься, а погасишь его. Но хотя бы этого совершенно нельзя было сделать, все-таки мы должны бороться и всегда укрощать себя. Если мы не падем во время этой борьбы, то мы будем победителями. Здесь не так, как у атлетов. Там до тех пор не сделаешься победителем, пока не повергнешь на землю другого; а здесь только сам не будь повергнут и ты победитель, ты уже одолел, если тебя не опрокинули. И это правильно! Там оба бьются о победе, и если один упадет, другой получает венец. Здесь же не так: здесь дьявол старается поразить нас. Итак, если я лишу его того, о чем он заботится, то я победил. Он усиливается не низринуть только, но низринуть вместе с собою; стало быть, он уже побежден, так как он уже свергнут и находится в состоянии погибели; он заботится о победе не с тем, чтобы потом получить венец, но с той целью, чтобы погубить меня. Итак, я победитель в том случае, когда не буду опрокинут (дьяволом), хотя бы сам я не опрокинул его. В чем же состоит блистательная победа? В том, чтобы с крайним презрением попирать его, как поступал Павел, считая за ничто блага настоящей жизни. Будем и мы подражать (апостолу), постараемся возвыситься над земными благами, не будем ни с какой стороны доставлять ему (врагу своему) случаев к торжеству над нами».
свт. Иоанн Златоуст
Литература по теме
- Богословие победы в святоотеческой традиции иг. Дионисий (Шлёнов)
- Воскресение Христово – победа над смертью еп. Александр (Милеант)
- Как победить страсть к осуждению? свящ. Георгий Максимов
- Слово о том, от чего зависит успех в брани и победа, или поражение cвт. Иннокентий
- Победа над вражескими искушениями прот. Геннадий Нефёдов
Комментировать