Пневматоло́гия (от греч. πνεῦμα (пневма) – дух, и λόγος (логос) – слово, речение) – учение о Святом Духе, Его действиях в мире и человеке.
Древнееврейское слово руах, «дух», как и греч. pneаma, имеют натуроморфное происхождение. В общих языках оно тождественно понятиям «ветер», «буря», «веяние», «дыхание». Следовательно, семантика термина связана с представлением о жизненной энергии, мощи и свободном движении. Так, пророку Илие Бог является в веянии ветра (3Цар.19:12), а Христос Спаситель прямо сравнивает действие Духа Божьего с непредсказуемым порывом ветра (Ин.3:8).
В книгах Ветхого Завета Дух Божий изображен как высшее Начало, активно воздействующее на мир. Дух животворит первозданную Вселенную (Быт.1:2), Он поддерживает бытие твари (Пс.103:30), говорит в Откровении через пророков и др. избранных людей (Зах.7:12), дарует силу вождям народа совершать предназначенное им на земле дело Суд.3:10; 1Цар.10:1; Иез.3:12).
В Новом Завете Ипостась Святого Духа являет Себя одновременно с Отцом и Сыном (повествование о Крещении Господнем). В НЗ содержится три образа явления Святого Духа: голубь, ветер, огонь.
Литература по теме
- Пневматология, Эхатология преп. Иустин (Попович), Челийский
- Какой восьмой член веры? свт. Петр (Могила), митр. Киевский
- Введение в православное учение о Святом Духе свящ. Георгий Завершинский
- Личное свойство Бога Духа Святого митр. Макарий (Булгаков)
- Учение о Святом Духе: обзор литературы Н.Н. Лисовой
- Учение о Духе Святом в ранней Церкви свящ. Георгий Максимов
- Учение мужей апостольских о Духе Святом свящ. Георгий Максимов
- Откровение о Святом Духе в ветхозаветных книгах свящ. Георгий Максимов
- Квиз: Святой Дух
- Бог Святой Дух
Комментировать