Великий пост

Акафист Божией Матери

«Если бы кто меня спросил: что в поднебесной сильнее и крепче всего? – я бы ответил: нет ничего более крепкого и сильного на земле и на небе после Господа нашего Иисуса Христа, как Пречистая Владычица наша Богородица, Приснодева Мария. Сильна Она на земле: ибо Она стерла главу невидимого змея и попрала адскую силу, Ею воздвигаются победы, Ею ниспадают враги. Сильна Она и на небе: ибо Бога сильного и крепкого молитвами Своими связывает. Связывает, говорю, своими молитвами Бога, Которого некогда на земле связывала пеленами, ибо когда Он, прогневленный нашими грехами, хочет нас казнить, внезапно карая, Она простирает к Нему умоляющия руки Свои и удерживает Его мстительную десницу, чтобы не погубить грешников с их беззакониями» (св. Димитрий Ростовский).

Почитание Богородицы – не следствие переосмысленного культа Матери-земли или какой-либо богини, как приходится иногда слышать.
Богородица – первая из людей, Которая смогла до конца предать Себя в руки Божии и войти в новую прославленную жизнь. Церковь настойчиво повторяет, что Богоматерь превзошла Своим подвигом всех Ангелов и обрела близость к Богу большую, нежели близость высших духов. Она «честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим», как поем мы в молитве «Достойно есть».

Св. Софроний Константинопольский в проповеди на Благовещение восклицает:
«Кто возымеет дерзновение поведать твое величие?
Ты украсила человеческое естество;
Ты превзошла ангельские чины;
Ты затмила сияние Архангелов;
Первенствующее место Престолов Ты явила на втором месте;
Возвышенное место Господствий Ты показала уступающим Твоей высоте;
Ты определила превосходство Начал;
Могущество Властей Ты явила уступающим Тебе;
Силу Сил Ты пересилила большей Силой;
Многоочитых Херувимов Ты превзошла Своими земными очами;
Шестокрылость Серафимов Ты превзошла богодвижными крылами Своей души;
Ты возвысилась выше всей твари, как сияющая чистотой паче всей твари…»

Нельзя сказать, что почитание Богоматери сразу сложилось таким равномерно-торжественным и подчеркнутым, как мы видим сегодня. Уже с 1-го века Богородицу, несомненно, прославляли и возвеличивали. Из древнехристианских преданий мы знаем, что одновременно со Спасителем прославлялась Его Мать. Однако особо пристальное внимание к Матери Спасителя появилось в те века, в которые формулировалось Православное учение о Боговоплощении и о способах соединения во Христе Божественой и человеческой природ.

На Ефесском соборе 451 года, который и заседал в храме, посвященном Божией Матери, Она была официально, в догматическом документе, названа Богородицей. (Хотя само именование – Богородица, – несомненно, более древнего происхождения. В 4-м веке Марию Богородицей называют повсеместно. Так, св. Григорий Богослов предупреждает Клидония: «Кто не исповедует Марию Богородицей, тот чужд Богу».)

С 4-5-го веков Богородице посвящаются отдельные праздники.
Уже в 4-м веке в Иерусалиме и вообще в Палестине широко праздновалось Успение Богоматери. В Византии в 5-6-м веках особенное прославление Богоматери совершалось на следующий день после Рождества Христова – 26 декабря по старому стилю (празднование Рождества было приурочено к 25 января в 5-м веке). И с тех пор в этот день (по новому стилю – 8 января) празднуется Собор Пресвятой Богородицы.
В 4-м веке уже существовал и праздник Благовещения, так как упоминания о нем мы находим в сочинениях авторов этого времени, например Афанасия Александрийского и Иоанна Златоустого. Святитель Афанасий назвал этот праздник «Первым всечестным днем Благовещения Божия о снисхождении Сына Божьего на землю», а св. Иоанн Златоуст именовал праздник Благовещения «Первым праздником» и «корнем праздников».
В 6-м веке в «Слове на Положение Ризы Богоматери» византийский богослов Федор Синкелл отмечал: «Сей царственный и богохранимый град, который говорящий или пишущий должен с похвалою называть “градом Богородицы”, украшен многими… божественными храмами; выше же громадной части и числа их стоят божественные храмы Богоматери… чисто восхваляется всечестное имя Ея, и оно вполне считается стеною и забралом спасения. Весь город так блистает и возносится в этой красоте».
К 7-му веку были установлены главные Богородичные праздники: Успение, Рождество Марии, Благовещение. Чуть позже стали праздновать Зачатие Богоматери и Введение Божией Матери во Храм.

Новым этапом почитания Божией Матери становится время… иконоборческих споров.
В 8–9-м веках группа христиан выступает против икон с утверждением, что иконы – идолы, что изобразить неизобразимое – Божество – невозможно. И вот тогда образ Богоматери, ласкающей Сына, становится особым символом правоверных. Бога изобразить мы не можем. «Бога не видел никто никогда!» – повторяли за апостолом Иоанном святые отцы и продолжали: «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1, 18). Или можно привести иные слова апостола: «Бога никто никогда не видел…», но: «Мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру» (1 Ин. 4, 12,14).
Богоматерь приняла в Себя Духа Святого и по человечеству родила Сына. Божество – от Бога, человечество – от Марии. Иисус Христос – Богочеловек!

Все в нашей духовной жизни сопряжено с Матерью нашей Небесной – Богородицей, вся жизнь, от колыбели до могилы, и далее – до ответа на Страшном Суде, с Нею связано. У св. Ефрема Сирина (4-й век) мы читаем: «Дева Владычица, Матерь человеколюбивого Бога! …Во время исхода души моей из тела, когда, – увы мне! – при вратах будет у меня слово со врагами (демонами), тогда, Владычица, воззри на меня милостивым оком Твоим, освободи меня от немилосердных истязателей и страшных приставников князя века сего, будь моею защитницею и уничтожь тогда все рукописания грехов моих. Непостыженным и спасенным приведи меня к престолу Сына Твоего и безначального Отца Его и Всесвятаго Духа…»



Все фотографии галереи