Array ( [_gcl_au] => 1.1.1255967750.1714202892 [_ga] => GA1.2.591903533.1714202907 [_gid] => GA1.2.905226446.1714202907 [_ym_uid] => 1714202919633235330 [_ym_d] => 1714202919 [_ym_visorc] => b [_ym_isad] => 2 [rmcookie] => S:UHvmI_BPVcrhBhLIv19fgIwhT_awu-cHpYOGQiiZD3ZS8oL7FTqpqqQqwiiVwMibCGZ8y46ew-JAFHs8Q6gy4TLVqh59GLSh8o-b5NpNHfK-JHurUtkUsLMkvb86GIarNafudtAV1MRBaEGEY5A-1wie_JvCTLxIyHPKuEn2xcTU5guYCviHhBrmaEwePMzFSspYTElp3yzQWBa0l4OApLQObq4J_fdkgwhK5yBNJ4MK8hFP6DP2CrNb8GbqPxM4-DA2tK2QGfVjyytZKWKuawpqqlDGVn6Zjphm8pG7daVXmQL61eXuG0g_69eVOSqZfTYbu67R7EEb9oNU6vqvNItJlkUm3O6Cl19qqgvshIkESyFbidmqSVHLo2e-a_ClbD-3WZhNO8ms8uuSkPbfIsMd6ptFTAqbLX9EZFIsOKysss2lUuwwpKLStblcPgp_Wx2ZxpIz7sYeHW6f6tOPa_79vxXBm-o3kt4oIg_XOdn58KCjxKC_G6aoderXbGs4Z1tzrmqxJT8abyiTuoXNPSkag3oc6wHG0EyBYgiZ-_IaetLeqLv7CTbSpPQdTm8C9sgfEOi32QMWi2j2Ga4MeYG2YrKrzciTFvAUN9lqxgoBzQ1tgEF2hn97DT8JtX0ENQ5bkAXuuonZknmkiHffdgUiUzI= [otrid] => S:ZBG6meXK9UgqAdLYgqx83Q4DSLqO2HpUO1WIaKE6xM9SX4cu5pxPUXH6gZI6p0QDWOEZoyev1szV8puNQcX6UukX7TJ9LIc-w6mNAa3Xlv_N9ZVWTi6nlu0q6a5yNlsNBrq1L6_mKIwN0G-isBWEX--vBZ5AMVRj1lrWatyDCwx3Mnp5GHLuV6iuA2wbPhScazx6uZQhcbdOz72bKuRO283Z1PECq__NdIo= [AwzCjFm] => h8ijVDwtU [mtQVRYXlAvcoaHPq] => 5rk.6[*jZi_h [MnsaVwuS] => A.]5Ze8_YN*S [_gat_UA-12794142-1] => 1 [_gat_gtag_UA_12794142_1] => 1 )

Великий пост

Молебен

В основу этого молебна положен чин, составленный Патриархом Константинопольским Мефодием. В первый раз этот чин совершили в первое воскресенье Великого поста в 843 году.
Затем чин многократно дополнялся и редактировался. В него внесли чин провозглашения анафемы (отлучения) всем еретикам.

В России чин этого молебна введен в 14-м веке. Первоначально он состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением имен «новых еретиков», как, например, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и др., затем прибавились и иные имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих расколоучителей и др.; всех анафематствований было 20, а имен до 4 тысяч.

В конце 18-го века чин Православия был исправлен и дополнен митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Гавриилом; из него исключены были как множество имен, которым возглашалась вечная память, так и имена многих гражданских преступников и расколоучителей. В таком виде чин Православия был напечатан в 1767 году.

Еще раз чин был существенно сокращен в 1801 году, в нем перечислялись только ереси, без упоминания имен еретиков.

Мы помним, как в рассказе Куприна «Анафема» старый протодиакон перечислял имена еретиков и отступников. Наравне с другими именами, ему предложили вставить и имя болярина Льва Толстого. В 19-м веке, а тем более в 20-м, такого быть не могло (рассказ был написан в 1913 году). Но две детали позволяют допустить, что теоретически такое могло случиться. В рассказе сказано: «…профессиональная привычка заставляла его все время следить за службой по требнику 18-го столетия». И еще: «Архиепископ был большой формалист, педант и капризник. Он никогда не позволял пропускать ни одного текста… И отец Олимпий, равнодушно сотрясая своим львиным ревом собор и заставляя тонким дребезжащим звуком звенеть стеклышки на люстрах, проклял, анафемствовал и отлучил от церкви: иконоборцев, всех древних еретиков, начиная с Ария, всех держащихся учения Итала, немонаха Нила, Константина-Булгариса и Ириника, Варлаама и Акиндина, Геронтия и Исаака Аргира, проклял обидящих церковь, магометан, богомолов, жидовствующих, проклял хулящих праздник Благовещения, корчемников, обижающих вдов и сирот, русских раскольников, бунтовщиков и изменников: Гришку Отрепьева, Тимошку Акундинова, Стеньку Разина, Ивашку Мазепу, Емельку Пугачева, а также всех принимающих учение, противное православной вере…»

Таким образом, педант-владыка мог потребовать анафематствовать поименно и Льва Толстого, хотя уже за 150 лет до описываемых Куприным событий такая практика была отменена. К слову сказать, весь рассказ Куприна наполнен такими несуразными деталями, что ясно: писатель вообще не представлял, как совершается богослужение, что делает и как себя ведет диакон и проч. Этот рассказ – совершенный вымысел.



Все фотографии галереи