Литургия верных

Священнические молитвы

Диакон, выйдя на амвон:
Станем добре, станем со страхом, вонмем. Святое Возношение в мире приносити.
(Станем хорошо, станем благоговейно и будем внимать. Святое возношение будем приносить с миром в душе. – Рус.)


Священники раскрывают Служебники – книги с напечатанными там тайными священническими молитвами, которые сейчас будут читаться.
Песнопения, возгласы, произносимые вслух, – лишь верхушка айсберга Православной Литургии. Большое количество молитв читается тайно, то есть сокрыто от слуха людей. Об этих тайных молитвах мы упоминали с самого начала нашего рассказа, но самое большое количество этих молитв читается в этой части Литургии, во время освящения Святых Даров.

Хорошо или плохо, что многие священнические молитвы сокрыты от прихожан? Здесь двоякий момент. Исторически многие молитвы, произносимые в древности вслух, стали читаться тайно ради особого благочестия.
В православном богослужении периода расцвета Византии все время было движение в сторону большей сакрализации богослужения. На Руси эта динамика продолжилась. В ряду таких благочестивых нововведений, которых не знали христиане древности, – введение завесы, закрывающей алтарь (на Руси пошли еще дальше и построили стену иконостаса); введение ложечки для Причащения верующих, вместо преподания Святых Даров им в руки; ориентация на монашеское благочестие как на эталонное; отделение на богослужении мужчин от женщин (в Византии они молились в разных местах храма) и проч.
Вот и молитвы священников в VI веке постепенно из разряда произносимых вслух переходят в разряд тайных, сокровенных.
С одной стороны, это позволяет более благоговейно относиться к этим молитвам. Они не на слуху у нас, и даже если мы дерзнем произнести их вслух в повседневной жизни, никогда не отнесемся к ним с легкостью и безответственностью. Такая легкость и безответственность отличает нас, к сожалению, при употреблении Священного Писания, выражениями из которого и цитатами мы пересыпаем повседневную речь.
Но с другой стороны, недоступность молитв для верующих лишает их возможности во время Божественной литургии осознать Таинство, проникнуться трепетом от того, что мы слышим, преисполниться благоговения и благодарности Богу… Не слишком ли большую цену мы платим, скрывая Евхаристические молитвы, этот экстракт мудрости и хвалы Господу, от слуха благочестивых прихожан?
В Православной Церкви идут дискуссии на эту тему. Где-то на приходах появляется традиция произносить тайные молитвы гласно, вслух. Хор в это время умолкает, и все верующие слышат вдохновенную молитву священника, обычно для слуха прихожан недоступную.

В любом случае, никто не против того, чтобы прихожане приобрели себе книжечки с последованием Божественной литургии, в которых помещены тайные молитвы. И во время Литургии, которая совершается в вашем храме, можно по этим книгам следить за богослужением. В те моменты, когда священник прочитывает тайные молитвы, можно это делать про себя.
Вот и мы приводим в этой работе тайные молитвы, которые читает священник в дивные и великие минуты Анафоры.

Но мы отвлеклись от нашего повествования.
Итак, диакон возгласил: «Станем добре, станем со страхом, вонмем. Святое Возношение в мире приносити».
Станем добре, то есть прямо.
Станем со страхом – то есть с трепетом и благоговением.
Вонмем!

В Литургии IV века в этом месте богослужения сказано: «Пусть дети стоят близ Алтаря, и пусть один из диаконов смотрит за ними, чтобы они вели себя прилично. А другие диакона пусть ходят вокруг и следят за мужчинами и женщинами, чтобы не было никакого беспорядка, чтобы никто не клевал носом, не шептался, не спал. И пусть диаконы стоят у мужского входа, а иподиаконы – у женского, чтобы никто не выходил, и чтобы во время Анафоры никто, даже и верные, не открывал дверей» («Апостольские постановления»).
И священник, и молящиеся в храме должны мысленно собраться, отрешиться от всего земного. Если всякое житейское попечение мы должны отложить при перенесении хлеба и вина на престол, то тем более, в превосходнейшей степени, должны отрешиться от земного в этой, самой священной, части богослужения.

Хор: Милость мира, Жертву хваления.
[Мы приносим Тебе, Господи, в жертву нашу] милость [к врагам], мир и жертву хвалы.


Священник обращается к народу словами, которыми когда-то благословлял верующих Ап. Павел:
Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога и Отца, и причастие Святаго Духа, буди со всеми вами.
Хор: И со духом твоим.



Все фотографии галереи