Идёт загрузка карты…

Обучающий тест по Санкт-Петербургу и Ленинградской области

Карта Ленинградской области)

Ленингра́дская о́бласть — субъект Российской Федерации, расположенный на северо-западе европейской части страны. Входит в состав Северо-Западного федерального округа и Северо-западного экономического района.

Территория — 83 908 км², что составляет 0.49 % площади России. По этому показателю область занимает 39-е место в стране. С запада на восток область протянулась на 500 км, а наибольшая протяжённость с севера на юг составляет 320 км.

Численность населения — 1 779 422 чел. (2016).

Образована в результате административно-территориальной реформы 1 августа 1927 года. Исторически ей предшествовала Ингерманландская (позже — Санкт-Петербургская, Петроградская, Ленинградская) губерния, образованная в 1708 году.

Православие в Санкт-Петербургской епархии

Допетровское время и XVIII век

История Санкт-Петербургской епархии как самостоятельного образования ведет свое начало с 1 сентября 1742 года. Однако, по мнению историков, Православная Церковь в этих местах «современна образованию Русского государства». Более того, существует предание, согласно которому еще апостол Андрей Первозванный посетил эти края и даже побывал на месте будущей столицы Российской империи. В момент основания Санкт-Петербурга и в последующее время сказание о посещении святым Андреем края признавалось за истину как Петром Великим, так и его современниками.

Предание представляет интерес прежде всего потому, что связывает судьбы северо-западных русских земель с первым учеником Христа, благословившим не только Киев (куда апостол Андрей пришел из Крыма), но и те места, где спустя почти восемнадцать веков был основан Петербург – новая столица Российского государства, заместившая православную Москву – легендарный «Третий Рим».

Но и в то время, когда центр государственности находился в Киеве – «Матери городов Русских», северо-западные земли не были оставлены христианским просвещением. Сохранилось сказание о том, как княгиня Ольга после крещения в Царьграде посетила свой «вдовский» удел (впоследствии – Гдовский уезд) и на берегу реки Наровы водрузила крест.

Впоследствии православная жизнь на территории будущей Санкт-Петербургской епархии была связана с Новгородом Великим и Псковом.

Портрет Петра I в рыцарских доспехах (Художник Натье Жан Марк)

Так вплоть до 1721 года эти земли находились в ведении новгородских архиереев, в XVIII веке претерпев значительные церковные изменения. Традиционно именно это время считается началом Синодального периода церковной истории, но его история началась задолго до того, как Петр Великий учредил Святейший Синод. Прежнее, патриаршее, управление Церковью прекратилось со смертью (16 октября 1700 года) одиннадцатого Патриарха Московского Адриана (1637/1639? – 1700). Но тогда Петр, целиком поглощенный войной, не имел ни времени, ни желания заниматься церковными вопросами. Видимо, по этой причине он не стал называть своего кандидата на Патриарший Престол, хотя традиция избрания Первосвятителя в соответствии с монаршей волей издавна существовала в Московском государстве. 16 января 1700 года Петр назначил Экзархом (Местоблюстителем) Патриаршего Престола митрополита Рязанского Стефана (Яворского; 1658–1722). Экзарху была предоставлена возможность вести дела «о расколе, противностях Церкви и ересях».

В 1711 году, после учреждения Правительствующего Сената, Местоблюститель Патриаршего Престола с Освященным Собором не мог поставить без согласия Сената ни одного архиерея. Сенат вмешивался во все церковные дела: определял настоятелей в монастыри, заботился о защите православия и распространении веры среди «инородцев», строил храмы, распределял святое миро и прочее. В 1715 году именно Сенат отдал распоряжение о рукоположении некоторых монахов в священный сан и скорейшем возведении их в архимандриты, указав даже место совершения хиротонии. 22 января 1716 года Сенат принял указ, согласно которому архиереи под присягой обязывались отлучаться из своих епархий только в крайнем случае, мягко обращаться с противниками Церкви, не строить храмов более необходимого, назначать священнослужителей по потребности, объезжать епархию не реже одного раза в 2–3 года и не вмешиваться в мирские дела.

В 1718 году, в период следствия по делу царевича Алексея, Петр в качестве главной причины существовавшего между ним и сыном разлада назвал «беседы с попами и чернецами». В результате церковная «оппозиция» была сломлена. Духовника царевича Иакова Игнатьева, духовника первой жены Петра – царицы Евдокии Федоровны – Феодора Пустынного, а также епископа Ростовского Досифея (Глебова) царь повелел казнить. Митрополит Крутицкий Игнатий (Смола) был перемещен на Иркутскую кафедру. 18 мая 1718 года для суда над Алексеем из Москвы в Санкт-Петербург был вызван митрополит Стефан (Яворский), который высказался за помилование. Его просьба не была удовлетворена. Он лишь смог сам исполнить последние обряды над телом умершего и 30 июня 1718 года совершить погребение.

Вскоре после этого, осенью 1718 года, Петр впервые высказался о необходимости изменения структуры церковного управления и создания Духовной коллегии. Он был искренним сторонником «территориальной системы» и, как и многие его современники, считал лучшим видом строя государственных и церковных учреждений коллегии. Писать проект учреждения Духовной коллегии царь поручил Псковскому епископу Феофану (Прокоповичу; 1681–1736), вызванному в Санкт-Петербург еще в 1716 году. Именно владыка Феофан с той поры и стал главным помощником Петра в деле проведения церковной реформы. Плодом его труда явился Духовный регламент, составленный к 1720 году, а затем прочитанный и исправленный самим монархом. Главной причиной, по которой была необходима отмена Патриаршества, Феофан считал опасность совместного существования двух властей – духовной и светской. «Простой народ, – говорилось в Духовном регламенте, – не знает, как различается власть духовная от самодержавной, и удивленный славой и честью верховного пастыря церкви, помышляет, что этот правитель есть второй государь, самодержцу равносильный, или еще и больше его, и что духовный чин есть другое лучшее государство».

Епископ Псковский Феофан (Прокопович; 1681-1736)

Другими причинами, по которым церковная реформа была необходима, считались: во¬первых то, что дела церковного управления при «соборной форме» правления могут идти непрерывно, не задерживаясь за болезнью или кончиной Патриарха, и, во¬вторых: правда быстрее достижима при участии в управлении нескольких лиц, а решения «собора», то есть Духовной коллегии, в глазах народа будут авторитетнее и менее зависимы от влияния разных сильных людей.

25 января 1721 года царь издал манифест об открытии Духовной коллегии, а 14 февраля 1721 года в Санкт-Петербурге состоялось ее торжественное открытие. Впрочем, вместо Духовной коллегии новую церковную власть тогда же стали именовать Святейшим Синодом. Для осуществления контроля над Святейшим Синодом Петр, которого опыт научил не доверять своим чиновникам, 11 мая 1722 года создал должность обер-прокурора, указав выбрать на нее «из офицеров доброго человека». Обер­прокурор был назван «оком государевым» и «стряпчим по делам государственным». Он имел в своем распоряжении синодальную канцелярию и был обязан (по инструкции) находиться «в заседаниях присутствия» Святейшего Синода. В течение Синодального периода церковной истории должность обер-прокурора Святейшего Синода занимали тридцать четыре человека.

Начиная с 1740¬х годов значение обер-прокурорской власти постепенно усиливалось, хотя обер-прокуроры в XVIII веке были фигурами с ограниченным влиянием, которое зависело от характера носителей этой должности и степени близости правивших иерархов ко Двору. При императоре Павле I произошел даже уникальный, единственный в истории Святейшего Синода случай, когда император через архиерея, то есть архиепископа Санкт-Петербургского Амвросия (Подобедова), уполномочил Синод самостоятельно избрать кандидата на должность обер-прокурора.

В XIX веке ситуация кардинально изменилась. Обер­прокуроры стали лично монополизировать всю информацию, поступавшую из епархиальных консисторий, и фактически навязывали свои решения Святейшиму Синоду. Начиная с царствования императора Александра I отчеты царю представлял непосредственно обер-прокурор – личные доклады монарху членов Святейшего Синода прекратились. Связь между Синодом и верховной властью стала проходить через обер-прокурора.

Ледовая дорога по Неве (Художник И.А.Вейс). Вид на Сенатскую площадь, Исаакиевский кафедральный собор, Адмиралтейство и здание Сената и Синода

Особенно укрепились власть и влияние обер-прокуроров в эпоху императора Николая I при графе Н. А. Протасове. Он был единоличным руководителем церковного управления. При Протасове 1 августа 1836 года появилась особая канцелярия обер-прокурора, которой предоставлялось право решать все дела, касавшиеся церковного управления. При императоре Николае II произошло окончательное юридическое оформление обер-прокурорской должности: 6 января 1901 года государь утвердил мнение Государственного Совета, согласно которому обер-прокурор Святейшего Синода получил право присутствовать «в Государственном Совете, Совете министров и Комитете министров на равных с министрами основаниях». Тем самым права обер-прокурора были приравнены к правам министров. При этом юридической власти в Святейшем Синоде обер-прокурор никогда не имел, будучи, по мнению современников, «образом и видом власти без самой власти», ее призраком. Но располагая огромными полномочиями, обер-прокурор, так же как и Святейший Синод, не мог быть полным хозяином в Церкви: «на хозяйничанье его никто не уполномочивал, – писал последний протопресвитер русской армии и флота Г. И. Шавельский, – и хозяином его никто не мог признать. Он мог все разрушить, что бы ни создавал Синод, но не мог ничего создать без Синода. Так и жила Церковь без ответственного хозяина, без единой направляющей воли». Это было тем более оскорбительно для Синода, что еще в XVIII веке по просьбе Петра Великого восточные Патриархи (Константинопольский и Антиохийский) в особой грамоте (от 23 сентября 1723 года) признали каноническое достоинство Синода.

Святейший Синод имел административную и законодательную власть в Церкви, располагая правом издавать определения и узаконения по делам веры, предоставляя их на утверждение самодержавной власти. Святейший Синод входил в обсуждение вопросов об открытии новых епархий и викариатств, учреждении новых должностей и духовно­учебных заведений. Им же определялся порядок церковной жизни, избирание кандидатов на епископские кафедры, утверждение и увольнение настоятелей и настоятельниц монастырей, разрешение вопросов о снятии священного сана и монашеского чина, о награждении клириков, открытии новых храмов и обителей, осуществление цензурирования догматических и некоторых других сочинений, свидетельствование мощей святых, установление новых праздников, крестных ходов.

Вид на Александро-Невскую лавру (1826 год)

Именно Святейший Синод заведовал делами «Санкт-Петербургской епархии Святейшего Синода» (или Санкт-Петербургской Синодальной области) до появления в ней самостоятельных епархиальных архиереев. Для управления делами в Санкт-Петербургской области при Святейшем Синоде в 1721 году была учреждена Тиунская контора, которую упразднили в 1727 году, когда высшая церковная власть окончательно упрочила свое местопребывание в Санкт-Петербурге. С этого времени ее дела перешли в непосредственное ведение Святейшего Синода и его канцелярии. Управление областью, в которую вошли части Новгородской и Корельской епархий, а также отвоеванная у шведов Ингерманландия, Святейший Синод осуществлял через специально назначенных лиц.

Список этих лиц включает четыре имени: архимандрита – в дальнейшем ставшего архиереем – Феодосия (Яновского); митрополита Коломенского Игнатия (Смолу); архиепископа Нижегородского Питирима и епископа Псковского Рафаила (Заборовского).

Феодосий (в миру – Федор Михайлович Янковский; конец 1660¬х или начало 1670¬х годов – 1726) был одним из первых священнослужителей, принявших самое активное участие в храмостроительстве на берегах Невы. После 1708 года отец Феодосий – в то время архимандрит Спасо¬Варлаамиева Хутынского монастыря Новгородской епархии – был назначен Петром Великим духовным судьей в Санкт-Петербург для управления церковными делами в завоеванных у шведов Ямбурге, Нарве, Копорье и Шлиссельбурге.

Он сумел понравиться царю и в 1712 году стал настоятелем Александро­Невского монастыря (будущей лавры). Фактически с этого времени Феодосий оказался реальным управляющим церковными делами молодой столицы, продолжая оставаться клириком Новгородской епархии.

6 января 1721 года его хиротонисали во епископа и возвели в сан архиепископа Новгородского. По указу царя он стал первым вице¬президентом Святейшего Синода. Однако его блестящее продвижение вверх закончилось после смерти Петра Великого: 27 апреля 1725 года за резкие высказывания против императрицы Екатерины I владыку арестовали и по приговору сослали в Николо­Корельский монастырь Архангельской епархии. Вскоре, 8 сентября 1725 года, с него сняли сан и перевели в более суровую, чем прежде, тюрьму, где он и скончался 5 февраля 1726 года. Падение Феодосия не вызвало сочувствия у собратьев­архиереев, поскольку владыка имел репутацию человека гордого, властолюбивого и уклонившегося от монашеских идеалов в сторону светской жизни.

Архиепископ Нижегородский Питирим

Однако не стоит забывать, что Феодосий был одним из наиболее активных созидателей церковной жизни Санкт-Петербурга петровского времени. Лишь после назначения архиепископом Новгородским он перестал управлять церковными делами Санкт-Петербургской Синодальной области. С 25 января 1719 года этими делами должен был заниматься митрополит Коломенский Игнатий (в миру – Смола; конец XVII века – 1741). Но никакого руководства митрополит Игнатий осуществлять не смог, хотя и числился в списках управлявших областью лиц вплоть до 1727 года. Дело в том, что с 23 февраля 1721 года он находился под следствием по обвинению «в оказывании чести и разных услуг» бывшей царице Евдокии Федоровне. В результате следствия 8 сентября 1721 года Игнатия лишили достоинства митрополита и назначили епископом в Иркутск. Правда, владыку пощадили – «по старости», уволив в Нилову пустынь. Только в 1727 году, по воцарении императора Петра II, ему вернули достоинство митрополита и Крутицкую кафедру. Тогда же он стал членом Святейшего Синода. Реабилитация, впрочем, оказалась кратковременной. Уже в 1730 году, при императрице Анне Иоанновне, митрополит Игнатий снова попал в немилость, был уволен из Синода и по оговору вновь лишен сана. Его сослали – первоначально в Свияжский монастырь Казанской епархии, где Игнатия тепло встретил епархиальный архиерей. В результате Казанский архипастырь сам был предан суду, а бывший митрополит Игнатий – переведен в Николаевский Козельский монастырь под строгий надзор простым иноком. Лишь после воцарения императрицы Елизаветы Петровны Игнатию вернули архиерейский сан, но постановление не застало его в живых – он скончался 25 января 1741 года.

В 1727–1728 годах Синодальной областью управлял архиепископ Нижегородский Питирим (в миру – Петр; 1665–1738). Выходец из семьи староверов, от них же принявший постриг, он в конце концов порвал с последователями «древлего благочестия» и переселился в Переяславский Никольский монастырь, где стал игуменом. Питирим сумел обратить на себя внимание Петра Великого и 23 марта 1719 года был хиротонисан во епископа Нижегородского, а 24 мая 1724 года за благочестие и борьбу с расколом возведен в сан архиепископа. В 1730 году Питирим стал членом Синода. Человек безукоризненной жизни, он почитался Петром Великим настолько, что царь называл его религиозные подвиги «равноапостольскими». Однако говорить о том, как он управлял Санкт-Петербургской Синодальной областью – затруднительно.

Точно так же трудно говорить и о том, как это делал его преемник (в 1728–1729 годах) – епископ Псковский Рафаил (в миру – Михаил Заборовский; 1677–1747). Он был выходцем из польской шляхты, получил блестящее богословское образование и некоторое время служил обер¬священником на флоте. В 1725 году его назначили архимандритом Калязинского Макариева¬Троицкого монастыря в Твери, в июне того же года определив асессором Святейшего Синода. 15 августа 1725 года архимандрита Рафаила хиротонисали во епископа Псковского, а 23 августа 1725 года назначили советником Святейшего Синода. На должности советника он находился до 15 июля 1726 года. Однако несмотря на то, что 13 апреля 1731 года Рафаил получил назначение архиепископом Киевским, вероятно, значительную часть времени он пребывал в Санкт-Петербурге. 11 июня 1743 года Рафаила возвели в сан митрополита. На Киевской кафедре он и пробыл вплоть до своей кончины.

С 1729 по 1742 годы никаких сведений о конкретных лицах, управлявших Санкт-Петербургской Синодальной областью, нет. Однако, как бы то ни было, именно Святейший Синод и далее продолжал осуществлять руководство церковной жизнью этих мест.

В разные годы штат Святейшего Синода, неизменно заседавшего в столице Российской империи, был различным. Для членов Святейшего Синода Петр Великий установил специальную присягу, в которую была включена клятва в «верной службе» представителям царствовавшей династии, обязанность «благовременно объявлять» «о ущербе Его Величества интереса, вреде и убытке» и хранить служебные тайны. Иерархи клялись в верности антиканоническому возглавлению церковной власти светским монархом («крайнему судии» Духовной коллегии). Присяга в неизменном виде существовала вплоть до начала XX века.

Первоначально, по «Духовному регламенту», Синод должен был состоять из двенадцати человек. 25 января 1721 года в состав Святейшего Синода были назначены: президент – митрополит Стефан (Яворский), два вице-президента – архиепископы Феодосий (Янковский) и Феофан (Прокопович), четыре советника из архимандритов и четыре асессора из протопопов. В последующие годы состав Синода неоднократно подвергался изменениям: в 1722 году к его членам прибавили по одному советнику и асессору; в 1724 году, по смерти митрополита Стефана, звание президента упразднили, оставив двух вице¬президентов с шестью советниками и тремя асессорами, в 1726 году было уже восемь советников, два асессора и вызванные «на чреду служения» архимандриты. С 1727 года прежние наименования (вице¬президент, советник, асессор) уже не встречаются, их заменило общее выражение «член Синода». Архиереи занимали места в Святейшем Синоде в соответствии со старшинством своих епархий. В 1730 году, при императрице Анне Иоанновне, в Святейший Синод снова были назначены архимандриты и протопопы (четыре архиерея, три архимандрита и два протопопа), но так как в течение ряда лет состав его членов не пополнялся, то к 1738 году там заседал только один епископ. Зачастую решения принимались только двумя синодальными архимандритами и одним протопопом. К началу 1741 года в составе Святейшего Синода было три архиерея и три архимандрита. При императрице Екатерине II, в 1763 году, Святейший Синод был ограничен шестью членами (тремя епископами, двумя архимандритами и одним протопопом).

Отношение верховной власти к Святейшему Синоду и специфическое понимание императрицей его функций характеризуется имеющимися сведениями о том, будто Екатерина II вскоре после вступления на престол намеревалась назначить членом Святейшего Синода своего будущего фаворита Г. А. Потемкина. Потемкин получил задание «место свое иметь за обер-прокурорским столом» и был предназначен в будущем «к действительному по сему месту упражнению». Это место за обер-прокурорским столом он имел в течение шести лет (с 19 августа 1763 года по 25 сентября 1769 года). Из этого начинания ничего, впрочем, не вышло – светские лица в Святейший Синод не попали.

XIX век

Освящение Исаакиевского собора 30 мая 1858 года

С начала XIX века в Святейший Синод перестали назначать архимандритов. Тогда же по именному указу от 12 июня 1805 года к заседаниям Святейшего Синода стали привлекать епархиальных архиереев – по очереди и на срок от одного года до трех лет. По штату, составленному на 9 июля 1819 года, в Святейшем Синоде было положено иметь семь человек. Столичный архиерей назывался первенствующим членом Святейшего Синода. Звание члена считалось пожизненным. После 1819 года постоянными членами Святейшего Синода в силу занимаемой кафедры стали митрополиты Московский и Киевский. Остальные иерархи и иереи, принимавшие участие в работе Святейшего Синода, именовались присутствующими. В 1835 году император Николай I назначил к присутствию в Святейшем Синоде своего сына – наследника престола великого князя Александра Николаевича. Назначение мирянина вызвало негативную реакцию со стороны русского епископата и прежде всего митрополита Московского Филарета (Дроздова). Это заставило великого князя воздержаться от участия в заседаниях Святейшего Синода, но сам факт подобного назначения – показателен.

В целом, со времени императора Николая I светские власти внимательно следили, чтобы состав Святейшего Синода менялся чаще, а со второй половины XIX столетия стало традицией назначать к участию в заседаниях на два, редко на три года. После 1885 года и вплоть до правления императора Николая II в состав присутствующих в Святейшем Синоде перестали назначать и представителей белого духовенства (протопопов и протоиереев). При Николае II представители белого духовенства допускались в Святейший Синод в качестве исключения. В нем в разное время присутствовали протопресвитеры военного и морского духовенства, протопресвитеры придворного духовенства, а в 1908 году к присутствию был назначен имевший всероссийскую известность протоиерей Иоанн Кронштадтский.

XX век: Царская Россия

К началу XX века стало нормой номинальное руководство Святейшим Синодом столичным митрополитом – первоприсутствующим членом. За всю Синодальную историю было только два исключения из этого правила – с конца 1898 года по 1900 год первоприсутствующим являлся Киевский митрополит Иоанникий (Руднев), а с конца 1915 года по март 1917 года – Киевский митрополит Владимир (Богоявленский). Санкт-Петербургский митрополит, как и любой епископ Православной Российской Церкви, назначался «по указу Его Императорского Величества». Первенствующий член Святейшего Синода председательствовал на заседаниях, руководил прениями, мог в некоторых случаях влиять на их исход, мог возбуждать новые вопросы (последнего права не были лишены и остальные члены Святейшего Синода). Но в течение XIX века влияние столичных митрополитов на ход церковных дел все же было стеснено политическими рамками: регулярно сноситься с носителем верховной власти на очерченных законом основаниях он не мог. Только в феврале 1916 года император Николай II издал повеление, предоставившее первенствующему члену Святейшего Синода права лично делать царю доклады по важнейшим делам. Но в силу инерции этим правом митрополит Владимир (Богоявленский), в то время являвшийся первенствующим членом Святейшего Синода, так и не воспользовался.

Казанский собор. Литография XIX века

С 1721 года и вплоть до революции 1917 года заседания Святейшего Синода проводились три раза в неделю: в понедельник, среду и пятницу. На время заседаний в Синоде архиереи не освобождались от управления своими епархиями, а в эпоху обер-прокурорства К. П. Победоносцева (в 1880– 1905 годы) стало практиковаться и назначение в Святейший Синод заштатных архиереев. Для заседаний синодальные члены собирались на летнюю (с 1 июня) и зимнюю (с 1 ноября) сессии. Обычно принципиальные проблемы решались зимой, второстепенные – летом. Из постоянных членов Святейшего Синода бессменно заседал митрополит Санкт-Петербургский. Митрополиты Московский и Киевский обычно вызывались на зимние сессии. Часто от голосов именно этих трех митрополитов зависело направление того или иного синодального дела, ибо они, в отличие от остальных, участвовали в работе Святейшего Синода бессменно.

XX век: Советская Россия

Изменения в личный состав Святейшего Синода и обер-прокуратуры внесла революция 1917 года. Временное правительство, как некогда император, ввело в состав министров и нового обер-прокурора, который 14 апреля 1917 года добился указа новой власти об освобождении всех членов Святейшего Синода и о назначении новых. Первый послереволюционный состав Святейшего Синода 29 апреля 1917 года заявил, что главная его задача – содействие созыву Всероссийского Поместного Собора. В конце июля 1917 года Святейший Синод постановил своим определением, что ввиду предстоявшего в Москве 15 августа открытия Поместного Собора он переносит свою работу в Первопрестольную. Работа Святейшего Синода в Петрограде была завершена, и его члены выехали из здания Сената и Синода, в котором синодальные заседания проводились с первой половины 1830¬х годов. До того Святейший Синод заседал в здании Двенадцати коллегий на Васильевском острове столицы. Тогда же (5 августа 1917 года) постановлением Временного правительства было учреждено Министерство исповеданий, в ведение которого перешли дела обер-прокуратуры и департамента духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел. До преобразования высшего церковного управления Поместным Собором министр исповеданий, которым стал последний в русской церковной истории обер-прокурор Святейшего Синода А. В. Карташов, получал права и обязанности обер-прокурора и даже министра внутренних дел (по принадлежности).

В ноябре 1917 года на Поместном Соборе впервые за 217 лет был избран Патриарх. Им стал митрополит Московский Тихон (Белавин; 1865–1925). 17 ноября 1917 года Поместный Собор постановил, среди прочего, со дня возведения на патриаршую кафедру во всех храмах Православной Российской Церкви совершать поминовение Его Святейшества вместо Святейшего Синода. Старый Святейший Синод прекратил свое существование. А 20 января 1918 года Синод был упразднен и декретом советской власти, очевидно, как старое «политическое» ведомство.

Поместный Собор 1917–1918 годов принял новый церковный устав, согласно которому при Патриархе учреждались архиерейский Синод и Высший Церковный Совет (ВЦС). Синод должен был состоять из председателя (Патриарха) и двенадцати членов: Киевского митрополита и шести архиереев, избираемых на три года Собором, и пяти, вызываемых по очереди на один год. ВЦС предусматривалось составлять из Патриарха и пятнадцати членов (трех – по избранию Синода, остальных – по избранию Собора, включая мирян). Избранный на Петроградскую кафедру в революционном 1917 году архиерей епископ Вениамин (Казанский), который летом 1917 года стал первоприсутствующим Петроградской конторы Синода, был признан на Поместном Соборе лишь одним из заместителей членов Синода (в его состав вошли архиереи, получившие наибольшее количество голосов членов Собора). Прежние традиции «автоматического» назначения Петроградского (Санкт-Петербургского) митрополита в Синод в 1917–1918 годах уже не существовали.

Патриарх Алексий I (Симанский)

Однако эта принципиально новая система церковного управления не смогла реализоваться: гражданская война и большевистские гонения сделали невозможным осуществление намеченной реформы. Дальнейшие политические пертурбации в стране, в том числе и ставшие следствием воинствующего богоборчества большевиков, привели к дезорганизации церковного управления, наступившего после мученической кончины летом 1922 года митрополита Вениамина (Казанского). На некоторое время значительное влияние в церковной жизни города получили обновленцы, считавшие Петроград своей «твердыней» и в 1920¬х годах пользовавшиеся покровительством советских властей.

Среди тех, кто с 1922 года по 1926 год временно управлял Петроградской (Ленинградской) епархией, были преосвященные: Алексий (Симанский; в мае–июне 1922 года), Гурий (Степанов; в июле 1922 года), Феодор (Поздеевский; в июле 1922 года), Мануил (Лемешевский; в сентябре 1923 года – январе 1924 года), Венедикт (Плотников; в декабре 1923 года – декабре 1925 года), Григорий (Лебедев; в декабре 1925 года – июне 1926 года). Назначенный в августе 1926 года на кафедру митрополита Ленинградского владыка Иосиф (Петровых) вскоре заявил о себе как о противнике курса Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского), был переведен им на Одесскую кафедру, но указу не подчинился, считая решение о переводе инспирированным ОГПУ. В результате в Ленинградской епархии появились сторонники и противники митрополита Иосифа: первых называли «иосифлянами», вторых – «сергиевцами» («сергианами»). Сменивший Иосифа митрополит Серафим (Чичагов) активно поддерживал политический курс владыки Сергия, проявив себя борцом с «иосифлянами». Однако в условиях набиравшей обороты противоцерковной деятельности официальных властей это уже не могло принести ему никаких дивидендов. Уволенный в 1933 году на покой, спустя четыре года владыка был признан «врагом народа» и расстрелян.

Его сменил митрополит Алексий (Симанский), член Временного Патриаршего Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя. Ему удалось пережить эпоху гонений и сохранить Ленинградскую епархию. Именно владыка Алексий после смерти Патриарха Сергия (Страгородского) был избран Поместным Собором 4 февраля 1945 года Патриархом Московским и всея Руси, оставаясь Первосвятителем в течение четверти века. Начиная с тех еще военных лет и вплоть до сегодняшнего дня митрополиты Ленинградские – Санкт-Петербургские всегда являются постоянными членами Священного Синода Русской Православной Церкви.

Наши дни

В 2013 году решением Священного Синода Русской Православной Церкви ( Журнал № 16 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 марта 2013 ) Санкт-Петербургская епархия была преобразована в митрополию, состоящую из четырех епархий – одной городской и трех областных. Помимо городской Санкт-Петербургской и Ладожской епархии ныне существуют и самостоятельно управляются епархии Выборгская и Приозерская, Тихвинская и Лодейнопольская, Гатчинская и Лужская. Главой Санкт-Петербургской митрополии является митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский.

Святыни

Храмы и монастыри Ленинградской области

Все монастыри Ленинградской области

Район Храм Монастырь
Бокситогорский Храм апостолов Петра и Павла (Сомино), Церковь Воскресения Словущего (Пикалёво), Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Бокситогорск), Церковь Тихвинской иконы Божией Матери (Поток), Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Лиственка) Троицкий Антониево-Дымский мужской монастырь, Свято-Троицкий женский скит Тихвинского Введенского монастыря (Сенно)
Волосовский Храм святого Александра Невского (Волосово), Храм великомученицы Екатерины (Каложицы), Церковь Михаила Архангела (Бегуницы), Церковь Казанской иконы Божией Матери (Извара), Николо-Пятницкий храм (Ильеши), Свято-Успенский храм (Большая Вруда), Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Хотнежи), Свято-Никольский храм (Кикерино) Пятогорский Богородицкий женский монастырь (Курковицы)
Волховский Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Новая Ладога), Храм Архангела Михаила (Волхов), Храм Илии Пророка (Волхов), Георгиевская церковь (Старая Ладога), Церковь Димитрия Солунского (Старая Ладога), Свято-Троицкий храм (Горка-Хваловская), Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Старая Ладога), Храм Рождества Христова (Надкопанье), Храм Троицы Живоначальной (Иссад), Храм Собора Пресвятой Богородицы (Рогожа), Церковь Александра Свирского (Паша), Свято-Успенский храм (Сясьстрой) Зеленецкий Троицкий мужской монастырь, Никольский Староладожский мужской монастырь, Староладожский Успенский женский монастырь, Васильевский женский скит (Чернавино)
Всеволожский Собор Михаила Архангела (Токсово), Храм апостолов Петра и Павла в поселке Морозова, Храм великомученицы Екатерины (Мурино), Храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (Невская Дубровка), Храм мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (Вартемяги), Покровская церковь (Невский лесопарк), Храм праведного Иоанна Кронштадтского (Колтуши), Храм преподобного Сергия Радонежского (Сертолово), Церковь свтт. Геннадия и Евфимия Новгородских (Ковалево), Храм святителя Николая Чудотворца (Воейково), Храм Спаса Нерукотворного Образа на Дороге жизни (Всеволожск), Церковь Троицы Живоначальной (Всеволожск), Храм Рождества Иоанна Предтечи (Юкки), Храм Благовещения Пресвятой Богородицы (Красная Горка) Скит ап. Андрея Первозванного
Выборгский Ильинская церковь (Выборг), Спасо-Преображенский кафедральный собор (Выборг), Храм Николая Чудотворца (Озерки), Храм Тихвинской иконы Божией Матери (Красносельское), Храм Александра Невского (Сосновый Бор), Храм преподобного Серафима Саровского (Каменногорск), Храм преподобного Амвросия Оптинского (Сосновый Бор) Константино-Еленинский женский монастырь, Троицкий Линтульский женский монастырь
Гатчинский Павловский кафедральный собор (Гатчина), Покровский собор (Гатчина), Церковь Всех Святых (Гатчина), Петропавловская церковь (Вырица), Храм апостолов Петра и Павла (Сиверский), Церковь Казанской иконы Божией Матери (Вырица), Церковь Казанской иконы Божией Матери (Сусанино), Мариенбургский Покровский храм (Гатчина), Церковь Преображения Господня (Орлино), Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Рождествено), Храм святителя Алексия Московского (Тайцы), Храм святого Александра Невского (Александровка), Храм Воскресения Христова (Воскресенское)
Кингисеппский Екатерининский собор (Кингисепп), Церковь ап. Иоанна Богослова (Ивановское), Церковь Воздвижения Честного Креста Господня (Ополье), Церковь Всех Святых Петербургских (Кингисепп), Церковь свт. Николая Чудотворца (Ивангород), Храм святителя Николая Чудотворца (Котлы), Церковь свт. Николая Чудотворца (Керстово), Церковь Троицы Живоначальной (Ивангород), Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Ивангород)
Киришский Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Усть-Чёрная), Церковь Троицы Живоначальной (Кириши), Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Будогощь)
Кировский Церковь блгв. Александра Невского (Апраксин), Церковь Ильи Пророка (Черное), Храм святителя Иоанна Милостивого (Отрадное), Храм святителя Николая Чудотворца (Кобона), Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Лезье-Сологубовка)
Лодейнопольский Храм Архангела Михаила (Алеховщина), Храм апостолов Петра и Павла (Лодейное Поле), Храм Воскресения Христова (Курпово), Храм Благовещения Пресвятой Богородицы (Подпорожье) Введено-Оятский женский монастырь, Пантелеимоновский скит Александро-Свирского монастыря, Покровский Тервенический женский монастырь, Троицкий Александро-Свирский мужской монастырь
Ломоносовский Храм святой мученицы царицы Александры (Низино), Церковь свт. Николая Чудотворца (Лебяжье), Церковь Троицы Живоначальной (Гора-Валдай), Церковь Троицы Живоначальной (Гостилицы)
Лужский Казанский собор (Луга), Собор великомученицы Екатерины (Луга), Собор Воскресения Христова (Луга), Церковь Воскресения Христова (Петровская Горка), Церковь мчч. Флора и Лавра (Клюкошицы), Церковь Преображения Господня (Толмачево), Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Щупоголово), Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Городец) Иоанно-Богословский Череменецкий мужской монастырь
Подпорожский Церковь ап. Фомы (Красный Бор), Церковь Воскресения Христова (Важины), Храм Георгия Победоносца (Родионово), Церковь Преображения Господня (Пидьма), Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Гимрека), Церковь cвт. Афанасия Александрийского (Посад), Часовня свт. Николая Чудотворца (Гоморовичи)
Приозерский Церковь вмч. Георгия Победоносца (Кузнечное), Церковь Всех Святых (Приозерск), Церковь Всех Святых в земле Российской просиявших (Сосново), Церковь Троицы Живоначальной (Мельниково) Казанский скит Коневского монастыря, Коневский Рождество-Богородицкий мужской монастырь
Сланцевский Церковь вмч. Георгия Победоносца (Ложголово), Церковь Михаила Архангела (Сижно), Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Козья Гора), Церковь прп. Серафима Саровского (Сланцы), Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Пенино), Церковь Рождества Христова (Старополье)
Сосновоборский Церковь блгв. Александра Невского (Сосновый Бор), Церковь вмч. Пантелеимона Целителя (Сосновый Бор), Церковь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» (Сосновый Бор), Церковь cвт. Николая Чудотворца (Сосновый Бор)
Тихвинский Спасо-Преображенский кафедральный собор (Тихвин), Церковь иконы Божией Матери «Знамение» (Тихвин), Церковь прав. Иова Многострадального (Тихвин) Введенский Тихвинский женский монастырь, Тихвинский Успенский мужской монастырь
Тосненский Храм апостолов Петра и Павла (Любань), Храм Происхождения Честных Древ Креста Господня (Лисино-Корпус), Церковь Казанской иконы Божией Матери (Ушаки), Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Красный Бор), Церковь свт. Николая Чудотворца и мц. Александры Царицы (Ушаки), Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Мыза), Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Поги), Церковь страст. Николая II Царя (Никольское)

Святые Ленинградской области

Главные святыни Ленинградской области

Фото


Видео

Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь
Зеленецкий Троицкий мужской монастырь
Коневский Рождество-Богородицкий мужской монастырь
Никольский Староладожский мужской монастырь
Покровский Тервенический женский монастырь
Староладожский Успенский женский монастырь
Введено-Оятский монастырь
Введено-Оятский женский монастырь. 23 ноября 2013 года.
Тихвинский Введенский женский монастырь. Часть 1
Тихвинский Введенский женский монастырь. Часть 2
Монашество. Антониево-Дымский мужской монастырь
Место на земле. Александро-Свирский монастырь.
Антониево-Дымский монастырь
Свято-Троицкий Александра Свирского монастырь
Линтульский крестный ход
Иоанно-Богословский Череменецкий мужской монастырь
Антониево-Дымский мужской монастырь. 18 сентября 2014 года.

Контакты Санкт-Петербургской митрополии

Адрес: 191167, Санкт-Петербург, Набережная реки Монастырки, д. 1

Тел.: +7 (812) 577-44-87

E-mail: tserkovspb@gmail.com

Официальный сайт митрополии

Ссылки

Глобус митрополии

ПРАВОСЛАВИЕ.RU. Храмы и часовни Ленинградской области

Храмы России. Ленинградская область