17 мая 1667 года является отправной исторической датой учреждения в Курском крае Белгородской кафедры Русской Православной Церкви. В 1682 году на Московском Соборе решался вопрос об открытии Курской епархии, но такое учреждение не состоялось. По данным Патриаршего приказа, в то время в Белгородской епархии было 532 церкви и более 20 монастырей.
В 1797 году в Курской губернии было учреждено 10 уездов. Количество храмов к тому времени достигало 875. 17 октября 1799 года произошли новые перемены границ епархии: Слободская Украина составила Харьковскую епархию. Курск стал центром епархии, Преосвященные архипастыри стали именоваться Курскими и Белгородскими.
Семнадцать первых лет XX века насыщены яркими событиями в жизни епархии. В этот период церковь и паства обрели мощи двух подвижников духа: преподобного Серафима Саровского (19 июля 1903 года) и святителя Иоасафа Белгородского (4 сентября 1911 года). На торжества в Белгород прибыли Великий князь Константин Константинович и Великая княгиня Елизавета Федоровна. В честь обретения мощей Святителя Иоасафа по всей губернии прошли крестные ходы, а 17 декабря 1911 года мощам святителя Иоасафа поклонялась императорская семья - император Николай II и императрица Александра Федоровна с детьми.
В 1912-1913 годах открылось Курское церковное археологическое общество, учреждено Иоасафское общество трезвости, организованы регентские курсы. 10 ноября 1915 года открылось Курское попечительство о беженцах, которое приложило немало сил и вложило средств для оказания помощи православным, эвакуированным из западных районов Российской империи. В 1916 году в Курске прошли торжества, посвященные 100-летию со дня рождения митрополита Макария (Булгакова). Выпускник Курской духовной семинарии, с 1850 по 1857 год он был ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии, а в конце жизни возглавлял Московскую митрополию.
До революции в курской губернии проживало около 10 000 священников и монахов. К 1937 году их осталось 1 700 человек. Было 1 700 храмов, после 1937 года уцелело лишь 476. С августа по сентябрь 1937 года в Курске было расстреляно 146 священнослужителей.
Революция предрешила судьбу иноков и их обителей. Летом-осенью 1923 года распоряжением советской власти почти повсеместно монастыри были закрыты.
Перед Великой Отечественной войной в Курской и Обоянской епархии существовало всего три прихода. С началом войны началось возрождение епархии. В 1942-43 гг. Курской епархией управлял епископ Панкратий (Гладков) с титулом Белгородский и Грайворонский. В 1943 году после оккупации на кафедру был назначен епископ Питирим (Свиридов) с титулом Курский и Белгородский.
К 1945 году действовало 318 церквей и молитвенных домов, из них храмов – 249 и 69 молитвенных домов. В самом Курске - 11 приходов. Существовал только один монастырь – женский Троицкий в г. Курске.
В различные годы ее возглавляли архиепископ Алексий (Сергеев) (1947-48гг), епископ Нестор (Сидорук) (1948-1951), архиепископ Иннокентий (Зельницкий) (1951 - 1958), епископ Роман (Танг) (1958 - 1959), епископ Леонид (Поляков) (1959 - 1962), архиепископ Серафим (Никитин) (1962 - 1971), епископ Николай (Бычковский) (1971 - 1974), архиепископ Хризостом (Мартишкин) (1974 - 1984), митрополит Ювеналий (Тарасов) (1984 - 2004).
В 1991 году открыта Курская духовная семинария, а в 1994 году православная гимназия во имя преподобного Феодосия Печерского.
С февраля 1993 года епархия носит название Курская.
С 17 августа 2004 года епархию возглавляет архиепископ Курский и Рыльский Герман (Моралин). Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. (журнал № 62) он назначен главой новообразованной Курской митрополии и временным управляющим Щигровской епархией и 1 августа 2012 г. возведен в сан митрополита.
Имея богатую историю просветительской деятельности, в настоящее время Курская епархия активно занимается миссионерской, социальной и духовно-просветительской работой.
Икону обнаружили охотники в корнях дерева на берегу Тускари. Как только они подняли образ с земли, в этом месте забил источник.
Одна из легенд гласит: весть об иконе дошла до князя Василия Шемяки, который приказал перенести ее в Рыльск. Но неожиданно для всех отказался встречать святыню. За холодность и маловерие был наказан – ослеп. Прозрел, лишь когда раскаялся. Поверив в чудесные свойства иконы, он построил в Рыльске храм, куда и перевез изображение Богоматери. И тут курская святыня еще раз явила чудо: она вернулась в часовню Коренной пустыни. Несколько раз пытались поменять место ее «прописки», однако икона неизменно исчезала и появлялась на старом месте.
«Одному больному живописцу, Ивану Белому, во сне было явление Пресвятой Богородицы, – рассказывает настоятель монастыря игумен Питирим. – Она велела ему отыскать сверток холста с изображением иконы. В своем втором явлении во сне живописцу Богородица приказала обновить ее, не касаясь лика и рук». Можно увидеть, что святыня написана в разное время разными людьми.
Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь
Небезосновательно святым местом считается Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь, уже отметивший 500-летний юбилей. Он пережил несколько разорений, войны, смену власти. Во время боев с немцами, как рассказывали ветераны, очевидцы тех событий, ни одна пуля так и не попала в храм – Господь хранил святую обитель от разрушения. На территорию церкви ни разу не падали бомбы, ее не задевали снаряды.
Новую жизнь монастырь обрел, когда его настоятелем стал Ипполит. К старцу стали приезжать люди не только из России и ближнего зарубежья, но и из Европы. Все они просили о помощи или исцелении. «Ипполит никому не отказывал, – говорят местные жители. – Бывало подходил к человеку и, не спрашивая, что его беспокоит, называл больные места. А прикоснется рукой – все проходило. Насельники монастыря до сих пор помнят визит женщины с сыном, которому врачи поставили диагноз «СПИД». Старец благословил юношу, начертил пальцем крест на его груди и отправил домой, заметив, что никакой болезни у него больше нет. Позже это подтвердили медики.
В декабре 2002 года Ипполита не стало. Во время похорон на небе появилась радуга, а на 9-й день после его смерти замироточил крест, установленный на могиле. Ежегодно в день смерти настоятеля в монастырь съезжаются сотни паломников – помянуть старца и приложиться к его могиле. Считается, что и она исцеляет.
Монастырь устроен в Курске в 1612 в память избавления от нападения поляков. В Знаменском монастыре и Коренной пустыни попеременно хранилась чудотворная Курская Коренная икона Богоматери Знамение. Стена с башнями и кельи в основном выстроены в кон. XVIII в. В XIX в. в монастыре помещались духовное училище и архиерейский дом (c 1833). Закрыт в нач. 1920-х, постройки заняты заводом и музеем. Восстановлен в 1993 на части территории.
Мужской монастырь основан в 1597 у места, где в 1295 на корнях дерева был обретен образ Знамения Пресвятой Богородицы. Первоначально был небогат, несколько раз разорялся во время набегов крымских татар, приписан к Знаменскому монастырю Курска. С 1764 самостоятельный. Разбогател и разросся благодаря ежегодному крестному ходу с иконой Божией Матери в Курск и проходившей у стен монастыря Коренской ярмарке, с кон. XVIII в. до 1870-х бывшей одной из крупнейших в России. Большая часть келейных корпусов и хозяйственных построек сооружена в XIX в., надвратная колокольня 1862. Закрыт в 1923, значительная часть построек разрушена. Занят военной частью, затем санаторием, в войну госпиталем, с 1950-х - сельхоз-профтехучилищем. Вновь открыт в 1989, многие здания выстроены заново.
Адрес: Курская обл., Золотухинский р-н, м. Свобода
Мужской монастырь, основнный в 1672 на меловой горе над рекой Псел монахами Дивногорского монастыря, бежавшими от татарских набегов. В 1788 упразднен, обращен в приход. Восстановлен в 1863 на средства суджанского купца К. И. Купреева, стал известен благодаря чудотворной Пряжевской иконе Богоматери, которую с крестными ходами носили по губернии. К нач. ХХ в. довольно крупный монастырь с налаженным хозяйством. Закрыт вскоре после революции, занят военным ведомством, с 1927 - детской воспитательной колонией, часть зданий разобрана. Восстановлен в 2001 на части старой территории.
Возведенный в 1823 году храм Успения Пресвятой Богородицы изображен во всей красоте на картине нашего земляка – художника Е.М.Чепцова «День кооперации в деревне» 1926 года. На картине отчетливо видны портики, купол, колокольня церкви, ограда вокруг кладбища. Эта картина находится в Русском музее Санкт-Петербурга. Художник, наверное, и не подозревал, что храм ждет печальная участь, и что он навечно оставляет медвенцам образ прекрасного сооружения.
Адрес: Россия, Курская область, п.Медвенка, ул.Пролетарская 2 в
Храм заложен 19 (31) мая 1891 года на Александро-Невской площади города Обояни епископом Курским и Белгородским Иустином «в память избавления от опасности Их Императорских Величеств и Августейшего Семейства при крушении Императорского поезда 17 октября 1888 года». Строительство церкви осуществлялось на частные пожертвования обоянских купцов. Из-за недостатка средств строительные работы протекали долго и даже временно приостанавливались. Возведение здания по проекту архитектора Владимира Григорьевича Слесарева было завершено в 1906 или в 1907 году, но иконостаса в храме не было вплоть до 1914 года, когда был объявлен сбор средств на его сооружение. Установленный на горнем месте резной деревянный иконостас имел иконы Спасителя, Божией Матери и Иоанна Крестителя. Резной деревянный позолоченный четырёхъярусный иконостас главного алтаря был увенчан пятью деревянными крестами. Царские врата также были резными деревянными позолоченными. Престол во имя Димитрия Солунского, расположенный в южном алтаре, а также расположенный в северном алтаре престол во имя священномученика Василия Анкирского имели трёхъярусные резные деревянные иконостасы.
Адрес: 306230, Россия, Курская область, г. Обоянь, ул. Луначарского, 26-в
Дата основания Свято – Богоявленского храма 1856 год.
Строители храма некие помещики Тютчев и Малютин. Священнослужители до революционного и предвоенного периода неизвестны.
Храм за период 20го столетия закрывался дважды, но ненадолго. Первый раз был закрыт перед ВОВ и был открыт Германскими командованиями, и второй раз при Н. С. Хрущёве. Можно сказать, что храм со дня своего основания регулярно работал.
С 1999 года в этом храме настоятелем является священник Сергей Иванович Пашков. И за это время в храме были произведены следующие работы: неоднократно штукатурка и покраска храма, замена всех оконных блоков, установка на колокольне малой звоннице, замена Царских врат и замена старых икон на новые писанные.
В 1907 году в селе Белица была построена каменная церковь, названная в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Строительство храма велось на пожертвования прихожан церкви, а также, по словам старожилов села, на пожертвования помещика Семикосова из с. Крупец Беловского района.
Строительство церкви велось с 1903 г. по 1907 г. Настоятелем храма в то время был Горлов Николай Яковлевич. Потом, настоятелем храма был Вишняков Михаил Иванович.
В 1929 году осуждён на 3 года. После освобождения продолжал работу в данном храме до 1937 года. В 1937 году также осужден повторно. Данные о месте отбывания наказания отсутствуют. Из мест заключения не вернулся. В 1954 году снят с оперативного учета.
При храме действовали: церковно- приходская школа и школа грамотности. В период с 1937 г. по 1942 г. храм был закрыт.
С 1937 года храм использовали под конюшню. В годы войны как склад для хранения зерна.
В 1942 году храм снова начал действовать, настоятелем в то время был отец Петр, который в 1943 году пострадал за веру, по дороге в район в лесу д. Суходол был усечен.
Адрес: 307906, Россия, Курская область, Беловский район, с. Белица, ул. Комсомольская, 14
Нынешний храм Вознесения Господня был построен в 1866г. Но в г. Рыльске церковь посвященная столь важному двунадесятому празднику существовала очень давно. История же нынешнего храма Вознесения Господня начинается в 1866 г. В клировых ведомостях Вознесенского храма за 1915- 1917гг. значится, что он построен в 1866 году «тщанием купцов: Ивана Стефановича Деменкова, Никифора Гавриловича Каменева на проценты со вклада коммерции советника Григория Ивановича Шелехова и на пожертвования храмостроителей и других благотворителей». Что касается престолов то в дореволюционную эпоху, центральный был освящен во имя Вознесения Господня (что и дает название всему храму в целом), а боковые во имя Знамения Божьей Матери и святого великомученика Никиты. Клировые ведомости сообщают, что при Вознесенском храме «в отдельном каменном здании церковь теплая, во имя трех Вселенских святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Адрес: 307370, Россия, Курская область, г. Рыльск, ул. Луначарского, 7 а
Первые упоминания о деревянном храме Знамения Богородицы относятся к 1774 и 1784 году. 18 (30) июня 1885 года губернский архитектор Баумиллер представил в строительное управление Курского губернского правления рапорт об утверждении проекта постройки каменного храма в селе Борки. Уже 19 июня (1 июля) 1885 года проект был утверждён, а в 1886 году новый храм был заложен. После завершения строительства церковь была освящена в 1898 году. Росписи Знаменской церкви выполнены не ранее 1903 года, в пользу чего говорит изображение преподобного Серафима Саровского, канонизированного в 1903 году.
К приходу Знаменской церкви относилось село Борки и расположенная на расстоянии 2 вёрст от него деревня Спальная; число прихожан церкви в 1890 году составляло 2128 человек. В 1903 году приход Знаменской церкви составляли 213 крестьянских и 3 некрестьянских дворов (1532 жителя) в селе Борки и 104 крестьянских дворов и 1 некрестьянский (784 жителя) в деревне Спальная. При церкви уже в 1890 году существовала начальная народная школа, а в 1898 году в приходе была открыта разместившаяся в частном доме одноклассная земская школа и школа грамоты.
Адрес: 307824, Россия, Курская область, Суджанский р-н, с. Борки, ул. Московская, 39
Гостиница для паломников при Горнальском Свято-Николаевском Белогорском мужском монастыре
Действует с 2009.
Принимает для проживания паломников и трудников. Может одновременно принять до 60 человек (10 мужчин и 50 женщин). При себе необходимо иметь документы, удостоверяющие личность. Срок проживания - до 3 дней (дольше - только по благословению настоятеля). Проживающие обеспечиваются полноценным питанием. Группам паломников желательно заранее извещать монастырь о своем прибытии.
Адрес: Россия, Курская область, Суджанский р-н, с. Горналь
Православный палаточный лагерь отдыха "Победа!" (район Туапсе) от Благовещенского храма г. Курск
Действует с 2005.
Проводится летом в Краснодарском крае близ поселка Лермонтово (район Туапсе). Проводятся две смены по восемь дней. Принимают взрослых и детей, в т.ч. родителей с детьми. Может принять до 45 человек. Стоимость путевки 6000 рублей. Отдыхающим выдаются напрокат палатки, спальники и снаряжение. В программе лагеря экскурсионные поездки, активный отдых, медицинское оздоровление, посещение богослужений в храме п. Джубга, молитвенное правило.
Адрес: Россия, Курская область, г. Курск, ул. Присеймская, 125
Телефоны: +7 (4712) 32-98-58
Епархиальный детский лагерь п. Дичня
Действует с 2000.
Проводится три смены (июнь-август), продолжительностью 18 дней. В смену лагерь принимает до 100 детей от 7 до 12 лет.
В программе лагеря туристические походы, спортивные соревнования, художественная самодеятельность и т.д.
Адрес: Россия, Курская область, Курчатовский район, п. Дичня
Телефон: +7-910-310-20-21
Действует при храме: Свято-Успенский храм г. Курчатов
Православный летний лагерь во имя прп. Серафима Саровского при храме Архангела Михаила с. 2-е Засеймье
Адрес: Россия, Курская область, Мантуровский р-н, с. 2-е Засеймье, ул. Центральная, 52
Телефоны: +7 (905) 154-45-29
Действует при храме: Храм Архангела Михаила с. 2-е Засеймье
Фото
Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь