Храм Рождества Христова (Уланок)

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Идёт загрузка карты…

Храм Рождества́ Христо́ва — православный храм в селе Уланок Суджанского района Курской области, построенный в 1851—1862 годах в традициях русско-византийского стиля. Памятник архитектуры регионального значения. Храм Рождества Христова примечателен своими росписями, выполненными во второй половине XIX века и сохранившимися примерно на 70 %, которые оформлены по так называемому сюжетно-повествовательному типу и характеризуются необычным порядком расположения сюжетов — хронологическим, а не в соответствии с годовым литургическим календарём.

История[править | править код]

Как сообщается в "Летописи с. Уланок Суджанского уезда", "…до нынешнего храма, построенного в 1861г., в с. Уланок было ещё два. О первом из этих храмов точных сведений не сохранилось. Старые люди передают, что храм был деревянным и куплен в местечке Батурин Черниговской губернии, храм этот сгорел, но отчего и когда именно, точно неизвестно. О втором храме сохранилась более подробные и достоверные сведения, можно полагать, он был построен между 1774 и 1780 гг. Храм был деревянный, построен в честь Рождества Христова". Очевидно, именно об этом храме даны сведения в "Топографическом описании Курской губернии"(1784 г.), а именно: "в оном селе (Уланок) церковь деревянная во имя Рождества Христова, при которой священно - и церковнослужительских дворов 4, в оных душ - 12". Село принадлежало уездному депутату бывшей Сумской провинции Никифорову Федору Петровичу.

Со временем, несмотря на часто производимые ремонты, церковное здание сильно обветшало, к тому же стало тесным для прихожан. Необходимость в сооружении нового здания была очевидной. Как свидетельствует церковная летопись, "желание построить новый храм высказывал ещё священник Кирилл Волошинов, но при своих преклонных летах он не решался приступить к такому трудному и великому делу...". Новый храм был заложен в 1851 г. Строителями его были священник Павел Петровский, церковный староста капитан артиллерии Петр Иванович Никифоров и казенные крестьяне Роман Герасимович Еременко и Андрей Арсеньевич Волков. Храм строился на средства прихожан и добровольные пожертвования. Строительство длилось 11 лет, 17 сентября 1862 г. храм был освящен Преосвященным епископом Сергием.

Расположенный в центре села, на возвышенном месте, он был окружен каменной оградой и обсажен плодовыми деревьями.

Храм представлял собой "каменное одноэтажное здание в форме креста, снаружи оштукатурен и побелен; при нем, в одной связи, каменная колокольня. На юг, север и запад имелись фронтоны. Куполым храма - о пяти главах, покрытых белым побронзированным железом. Фронтоны же, трапезная, алтарь и самый храм покрыты черным железом и окрашены зеленой краской. Колокольня трехъярусноя, покрыта белым побронзированным железом; кресты на ней и на главах купола четырехконечные железные, позолоченные. Внутри храм основан на четырех каменных столбах с пилястрами в боковых стенах. Алтарь храме полукруглый, имеет в длину 10 арш., в ширину 8 арш.; самая же церковь имеет в длину 23 арш., в ширину тоже 23 арш., трапезная- 13 арш. в длину и 8 арш. в ширину, колокольня- 12 арш. в ширину и 10 арш. в длину. Высота храма имеет 53 арш., а колокольня 63 арш. Окон в храме 31". Внутри храм покрашен масляными красками и расписан по стенам разными священными изображениями.

Примерно так же выглядел храм и в 1920 г. - об этом мы узнали из "Описи Христорождественского храма с. Уланок Суджанского уезда Курской губернии", хранящейся в архивном фонде Курского губернского отдела управления.

После опубликования декрета СНК РСФСР от 23.01.1918 г. храм продолжал действовать в соответствии с договором, заключенным с Уланковским волисполкомом.

Престолов в церкви два: один, главный, в честь Рождества Христова, другой в приделе, в честь Цареградской иконы Божией Матери. Престол в главном алтаре составлял особую гордость храма. Он был сооружен из трех пород дерева: кедра, певга и кипариса, которые были присланы в храм в 1960 г. из Афонского монастыря (обстоятельства приобретения их подробно описаны в церковной летописи).

Святыней храма, особо почитаемой прихожанами, считалась икона Пасовской, или Цареградской, Божией Матери. Ранее она находилась в доме прихожанина помещика Ивана Федоровича Никифорова и составляла собственность рода Никифоровых. Затем, вследствие чудесного исцеления от этой иконы дочери помещика, к ней с молитвой стали обращаться многие из прихожан, прося избавления от болезней. Весть об исцелениях от чудотворного образа Божьей Матери скоро разнеслась по окрестным селам. И так как стало не совсем удобным иметь православную святыню в частном доме, сын помещика Петр Никифоров в 1850 г. перед закладкой храма пожертвовал ее в церковь. На пожертвования для иконы была сооружена серебряная риза весом в 8 ф. стоимостью 400 руб.

В 1896 г. была открыта женская церковно-приходская школа, в ней обучались ежегодно от 45 до 55 чел. В 1916 г. законоучителем в церковно-приходской школе состоял священник Говоров Михаил Андреевич.

В приходе Христорождественской церкви в 1903 г. насчитывалось 309 дворов, в них 2007 жителей: 1006 м., 1001 ж. В 1916 г. Количество дворов состовляло 286, жителей-2048, из них 1056 м., 992 ж.

В 1916 г. при церкви с. Уланок имелось земли: 3 дес. усадебной с погостом, 33 дес. пахотной. Приходское кладбище первоначально располагалось возле церкви, почти в центре села, а с 1849 г. под него было отведено другое место, на расстоянии 1/4 версты от селения и площадью в две десятины с четвертью. Кладбище было окопано рвом и огорожено частоколом, по сторонам - обсажено декоративными деревьями, а сама площадь его засажена фруктовым садом. Для содержания кладбища в приличном виде, для поддержания на нем чистоты и порядка церковью содержался сторож из местных крестьян.

Известны имена священников, служивших в церкви с. Уланок в следующие годы: Павлов Иоанн (1774), Столяревский Стефан (ранее 1793-1808), Волошинов Матвей Михайлович (1793-1817), Волошинов Кирилл Матвеевич (1817-1848), Петровский Павел Иванович (1848-1885), Невский Николай Никодимович (1886-1898), Пузанов Петр Стефанович (1898-1900), Чужимов Павел Петрович (с 1900 г.).

В начале 1920-х годов повсеместно происходило изъятие церковных ценностей из храмов. Согласно декрету ВЦИК "О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих" от 23 февраля 1922 г. из храма с.Уланок было изъято: риз малых-2, совершенно малых-2, риз больших-1; крест серебряный непрестольный; священные сосуды - всего весом на 10,5 ф.

В 1924 г. Суджанским волисполкомом перерегистрировано религиозное общество Христорождественской церкви с. Уланок.

До конца 1930-х годов церковь в с. Уланок являлась действующей. На 1 июня 1937 г. количество членов общины верующих составляло 265 чел. Однако в это же время на заседаниях Суджанского райисполкома рассматривался вопрос о расторжении договора с общиной верующих с. Уланок в виду невыполнения ею обязательств по ремонту и охране здания от разрушения.

В 1939- 1-й пол. 1940 гг. поступают сообщения, что церковный совет распался, церковь бездействует, засыпана зерном, имеет место расхищение церковного инвентаря. Решением облисполкома от8 мая 1940 г. Христорождественская церковь была закрыта как бездействующая с передачей здания церкви району для использованию по усмотрению исполкома.

Службы в церкви в с. Уланок были восстановлены в период немецко-фашистской оккупации в январе 1942 г. В мае 1945 г. верующими был подписан договор с Суджанским райисполкомом о передаче им в бессрочное бесплатное пользование здание церкви.

В инвентарной описи имущества Христорождественской церкви с. Уланок, составленной в 1944-1945 гг., указаны: иконостас трехъярусный деревянный с позолоченной отделкой (5 м. в высоту, 3 м. в ширину); 2 боковых двухъярусных иконостасса деревянных с позолоченной отделкой (3 м. в высоту, 2 м. в ширину); 2 престола деревянных в полотняной одежде; крест непрестольный металлический; 5 больших икон и 21 маленькая (деревянные); 6 киотов (один из них позолоченный) и др. имущество.

С мая 1961 г. Христорождественской церкви богослужения прекратились из-за отсутствия священника (переведен в другой приход). 18 декабря 1965 г. Состоялось заседание Суджанского райисполкома, на котором было отмечено, что в с. Уланок осталось очень мало верующих, и они могут посещать ближайшую церковь в с. Борки (находится на расстоянии 3,5 км). Исполком райсовета депутатов трудящихся решил: снять с регистрации общество верующих Рождественской церкви с. Уланок последующей передачей здания церкви колхозу им. Чкалова для переоборудование под колхозный Дом культуры.

13 июля 1966 г. было принято постановление Совета по делам религии при СМ СССР о снятии с регистрации религиозное общество с. Уланок Суджанского района как прекратившего свою деятельность и о закрытии церкви. По решению Суджанского райисполкома от 22 декабря 1967 г. церковное здание вместе с каменной оградой были переданы колхозу им. Чкалова Уланковского сельсовета без права переоборудования.

В 1970-80-х гг. сведения о возобновление богослужений отсутствуют.

19 марта 1990 г. было зарегистрировано религиозное общество Русской Православной церкви в с. Уланок Суджанского района с передачей здания Христорождественской церкви для молитвенных целей. В соответствии с Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 г. возобновлена регистрация религиозной организации - православный приход Рождества Христова (26.06.1998 №10р)

10 августа 2003 г. в Хриторождественский храм с. Уланок была возвращена всенародно почитаемая Пасовская (Цареградская) икона Божией Матери, которая с середины XIX в. находилась в храме. В 20-х гг. прошлого века образ из храма исчез, и только благодаря стараниям священника Геннадия Ткача и жертвователей она была выкуплена у частного коллекционера и возвращена под своды родного храма.

Документы церкви в Госархиве Курской области: клировая ведомость за 1916 г.; метрическая книга за 1870-1912 гг.

Постановлением губернатора Курской области от 30.10.1998 г. №566 ансамбль церкви Рождества Христова в составе здания самой церкви, ограды с воротами поставлен на охрану как памятник культурной архитектуры регионального значения.

Описание[править | править код]

Храм расположен в центре села на видном месте и окружён каменной оградой. Представляет собой одноэтажный каменный пятиглавый храм, построенный в традициях русско-византийского стиля в форме креста и соединённый с трёхъярусной колокольней. Храм имеет три фронтона (южный, северный и западный). Внутри храма четыре поддерживающие каменные колонны, здание имеет 31 окно. Длина и ширина самого храма составляют по 23 аршина, алтаря (апсиды), имеющего полукруглую форму, — 10 и 8 аршинов соответственно, трапезной — 13 и 8 аршинов соответственно, колокольни — 10 и 12 аршинов соответственно. Высота храма 53 аршина, а колокольни — 63 аршина. Церковь оборудована ночной внешней подсветкой.

Изнутри церковь оштукатурена известково-песчаной штукатуркой и расписана масляными красками.

Храмовые росписи Христорождественской церкви, выполненные во второй половине XIX века, сохранились примерно на 70 % (утрачены росписи купола и потолка). Достоверных сведений о мастерах и точном времени выполнения росписей в настоящее время нет. Предположительно, они выполнены в 1870-е годы; имеют черты стиля барокко и обрамление в виде листьев аканта. Росписи оформлены по так называемому сюжетно-повествовательному типу: на стенах храма находятся сюжеты Ветхого и Нового Заветов. Росписи уланковского храма, в отличие от храмовых стенописей периода средних веков, характеризуются совершенно другим порядком расположения сюжетов. В средневековых купольных храмах изображающие библейские сюжеты росписи размещались не в хронологическом порядке, а в соответствии с годовым литургическим календарём. В храме Рождества Христова, наоборот, росписи расположены хронологически, согласно земной жизни Иисуса Христа. Так как храм в селе Уланок посвящён Рождеству Христову, в нём изображены сюжеты христологического цикла.

Интерьер храма Рождества Христова в 2010 году

В соответствии с каноном, первой росписью справа от входа является «Рождество Христово» («Поклонение волхвов»), а напротив неё располагается роспись «Избиение младенцев». Эти две первые росписи соответствуют моменту воплощения Бога Сына. Следующие далее росписи, также расположенные друг напротив друга, — «Изгнание торговцев» и «Исцеление расслабленного» — олицетворяют первый год служения Спасителя. Четыре храмовые росписи, размещённые далее, — «Притча о богатом и Лазаре», «Юноша, вопрошающий Спасителя, как наследовать жизнь вечную», «Притча о блудном сыне» и «Положение во гроб» — знаменуют собой третий год служения Иисуса Христа. Ещё далее в боковых приделах храма находятся две настенные росписи, изображающие ветхозаветные сюжеты: «Лествица Иакова» и «Видение пророка Исаии о пришествии Спасителя», которые олицетворяют Ветхозаветные пророчества о приходе Мессии. Расположенные в алтаре росписи «Моление о чаше» и «Воскресение Христово» знаменуют собой начало и окончание Страстей Христовых. В конхе апсиды изображено видение святого апостола Иоанна Богослова о втором пришествии Христа. На западной стене находится изображение Судного Дня — грядущего явления Иисуса Христа (исполнение пророчества Иоанна Богослова). Последняя описанная смысловая пара росписей размещена по оси восток-запад, а все предыдущие — по оси юг-север.

По мнению доцента Харьковской государственной академии дизайна и искусств В. В. Шулики, все росписи, украшающие храм Рождества Христова, были написаны по мотивам гравюр немецкого художника Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда (1796—1872), который в середине XIX века изготовил целый сборник из 240 гравюр на сюжеты из Ветхого и Нового Заветов — «Библию в картинах» (1852—1860). Автор росписи в храме Рождества Христова иногда упрощал заимствованную у Шнорра фон Карольсфельда композицию путём исключения некоторых персонажей или же усиливал напряжение сюжета путём введения дополнительных символов и фигур. Некоторые гравюры мастером, расписывавшим Христорождественскую церковь, были переделаны на другой сюжет, или же в изображения других сюжетов были включены отдельные фрагменты гравюр Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда.

Между описанными выше сюжетными композициями и на столбах размещены ростовые изображения христианских святых. По всей видимости, изображения на библейские сюжеты и изображения святых были выполнены разными группами мастеров, о чём свидетельствуют стилистические различия росписей. На южной стене находятся изображения святого Леонтия Ростовского, святого Филиппа Московского, святого Димитрия Ростовского. На северной стене размещены изображения святого Митрофана Воронежского, святого Корнилия Сотника, святого Иоанна Александрийского. Располагавшиеся на втором ярусе изображения святых не сохранились. На юго-западном столбе находятся изображения неустановленного святого царя, преподобного Сергия Радонежского, неустановленного святителя, святой Варвары, святого апостола и евангелиста Луки. На северо-западном столбе располагаются изображения неустановленного святого царя, святого Феодора Тирона, святого апостола и евангелиста Марка, святой праведной Анны, неустановленного святителя. На юго-восточном столбе размещаются изображения святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова; святителя Никифора Константинопольского, святителя Николая Чудотворца. На северо-восточном столбе изображены святой апостол и евангелист Матфей; святой Алексий, Человек Божий; неустановленный святитель. В апсиде между окнами находятся изображения святого Василия Великого, святого Иоанна Златоуста, святого Григория Богослова и святого Григория Нисского. В притворе над входом размещено изображение главной святыни Христорождественского храма — Пасовской (Цареградской) иконы Божией Матери, поддерживаемой двумя ангелами. Над северным входом располагается образ Спаса Нерукотворного, над южным — икона Божией Матери «Скоропослушница». Подпружные арки украшены растительным орнаментом.


Святыни[править | править код]

Пасовская (Цареградская) икона Божией матери из храма Рождества Христова

С самого момента основания храма особо почитаемой прихожанами его святыней являлась икона Пасовской, или Цареградской, иконы Божией Матери, которая ранее находилась в доме прихожанина помещика И. Ф. Никифорова, составляя собственность его рода. Специалисты склоняются к версии греческого происхождения этой иконы, в пользу чего свидетельствуют некоторые элементы, нехарактерные для русской иконографии, например, то, что Богородица на Цареградской иконе изображена с непокрытой головой. Этой иконе приписывалось чудесное исцеление дочери помещика, в связи с чем к ней с молитвой стали обращаться многие верующие, прося избавления от болезней. Иметь дома эту святыню стало совсем неудобно, в связи с чем сын помещика Пётр Никифоров перед закладкой храма в 1850 году пожертвовал её церкви. Для иконы была сделана на пожертвования серебряная риза весом 8 фунтов и стоимостью 400 рублей. В 1920-е годы этот образ из храма исчез. Уже в XXI веке усилиями священника Геннадия Ткача и жертвователей икона была выкуплена у частного коллекционера и 10 августа 2003 года возвращена в храм Рождества Христова. Икона представляет собой полуфигурное изображение Божией Матери с Младенцем. Христос изображён на иконе стоящим с правой стороны Богородицы. Своей левой ногой Младенец опирается на левое колено Божией Матери, а правую ногу Христос закинул на Её левую руку: Младенец как бы карабкается вверх, стремясь прильнуть к щеке Богоматери. Правой рукой Христос держит Богородицу за подбородок. Богоматерь своей левой рукой поддерживает Младенца под бедро, а правой рукой прижимает к себе. Христос изображён в белых одеждах. Богородица изображена с непокрытой головой, её украшенная золотыми цветами красная риза свободными складками ниспадает вниз, а туника имеет глубокий сине-зелёный цвет. По бокам от фигуры Богородицы изображены четыре херувима-путти: два справа и два слева.

Икона святого апостола Иоанна Богослова

Другой заслуживающей внимания реликвией храма Рождества Христова является икона святого апостола Иоанна Богослова, которая была возвращена в церковь жителями села Уланок после 1992 года. Первоначальное расположение иконы в храме и место её написания неизвестны. Композиционно этот образ относится к иконам деисусного чина, в связи с чем предполагается, что изначально он был вставлен в иконостас. В 2003 году икона Иоанна Богослова находилась на реставрации в Харьковской государственной академии дизайна и искусств, где проведено её тщательное исследование: икона датирована XVIII веком (не исключено, что она была приобретена вместе с купленной готовой деревянной церковью — предшественницей нынешнего храма), а более поверхностные высокохудожественные записи личного письма датируются второй половиной XIX — началом XX века. Апостол изображён в трёхчетвертном положении на объёмном золочёном фоне, орнаментированном растительной резьбой; фигура святого повёрнута влево (относительно зрителя). Лик Иоанна Богослова также изображён в три четверти, а взгляд направлен вверх и вперёд. В опущенной вниз левой руке апостол держит Евангелие, а его правая рука поднята и замерла в жесте, указывающем на Евангелие.

Среди других святынь, находящихся в настоящее время в храме Рождества Христова, следует отметить древнюю икону Рождества Христова, пожертвованную ещё в старый деревянный храм крестьянином Фёдором Долгим, икону Святителя и Чудотворца Николая, тоже древней живописи, а также икону Божией Матери «Экономисса», написанную в Москве.

Престольные праздники[править | править код]

Рождество Христово - 7 января

Как добраться[править | править код]

Адрес: 307822, Россия, Курская область, Суджанский р-н, с. Уланок

Телефон: +7 (47143) 3-37-46

Паломнику[править | править код]

Расписание богослужений:

Богослужения совершаются в воскресные и праздничные дни.

Утром в 9.00, вечером в 17.00

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]

Храм Рождества Христова с. Уланок

Храм Рождества Христова с. Уланок