Ростов (Ярославская область)
История города
Центр земли меря
До прихода славян ростовский край, к которому принадлежали и Углич, и Переславль-Залесский был заселён племенем меря – ветвью северного чудского народа, родственного финнам. Меря жили в основном скотоводством. Более развитые славяне привили меря свою культуру путём создания смешанных семей. К IX в. язык, обычаи и религия меря исчезли бесследно. Только название города, возможно, осталось от мерянского вождя Росты.
Крещение Ростова
Впервые Ростов упоминается в «Повести временных лет» под 862 г. Вместе с князем Олегом ростовчане ходили на Киев в 882 г. и на Царьград в 907 и 911 гг. Ростов был одним из русских городов, которым Византия после этих походов платила дань.
Первым удельным князем Ростова, имя которого дошло до нас, стал в 988 г. Ярослав Мудрый. 15 июля 989 г. его брат, благоверный князь Борис, крестил Ростов в озере Неро. Жителей завели в воду, а византийские священники плавали между ними на лодках. Первым храмом стала церковь мучеников Кирика и Иулитты.
Ярослав правил Ростовом до 1010 г., успев основать на Ростовских землях город Ярославль.
Епископы-просветители
Язычество сдалось не сразу. Первые епископы Ростова Феодор и Иларион были вынуждены спасаться от своей паствы бегством. (Феодор стал епископом Суздальским.)
В середине XI в. епископом Ростовским назначили Леонтия, постриженника Киево-Печерского монастыря. Ростовчане избили епископа и выгнали из города. Но Леонтий решил не оставлять свою паству. Он поселился за городом, построил маленький храм Архистратига Михаила и основные усилия обратил к просвещению детей. Язычники ощутили угрозу своему учению. Однажды толпа собралась с оружием, чтобы убить епископа. Святитель вышел им навстречу в торжественном облачении, со священниками и диаконами, с крестом; мужество Леонтия и блистание архиерейского облачения повергли язычников на землю; некоторые вскоре крестились. Леонтий обратил ко Христу многих язычников и принял от них смерть около 1071-1073 гг.
В 1164 г. мощи св. Леонтия были обретены нетленными. Леонтий творил чудеса и при жизни, и после смерти. Долгое время мощи лежали в раке из 120 кг чистого золота (эта единственная на Руси золотая рака показывает отношение народа к святителю), которую в Смутное время украли поляки. Память святого празднуется 23 мая (5 июня), в один день с собором Ярославо-Ростовских святых.
В голодный 1071 год в Ростовских землях объявились волхвы, которые пообещали найти спрятанные продукты. Собрав толпу недовольных, они пошли по Волге и в каждом селении искали и находили женщин, виноватых в бедствии. Жители приводили к волхвам сестёр, жён, матерей, те разрезали у них спины и делали вид, будто достают оттуда жито или рыбу. Женщин убивали, а их имущество делили. Так дошли они до Белоозера, где случилось проходить дружине боярина Яна Вышатича. Услышав о том, что эти злодеи – холопы его князя Святослава, – Ян Вышатич дал бой мятежникам, захватил и казнил волхвов.
Преемником свт. Леонтия был Исаия, также постриженник Киево-Печерского монастыря. Исаия в Ростовской земле крестил многих людей, а ещё больше просвещал новокрещеных, сжёг оставшихся идолов. Его просветительским усилиям содействовал князь Владимир Мономах, который построил в Ростове храм и прислал для него чудотворную икону, написанную святым киево-печерским иноком Алипием. Святитель скончался в 1090 г., а в 1164 его тело было обретено нетленным. Память свт. Исаии празднуется 15 (28) мая. Его тело, как и тело свт. Леонтия, покоится под спудом в Успенском соборе.
Озеро Неро
Ширина озера около 13 км, а глубина до 20 м.
С берега, а ещё лучше – с глади озера – открывается панорама старого города, с его монастырями и храмами, домами, садами и рыбаками в лодках. На противоположной стороне озера видна колокольня Петропавловской церкви села Поречье-Рыбное. Её высота – 94 м. Говорят, что она была построена в нарушение запрета возводить колокольни выше московской Ивана Великого. К приезду синодальной комиссии вокруг колокольни насыпали земли и тем уменьшили её высоту до нормы. Колокольня нуждается в ремонте.
Расцвет Ростовского княжества
В 1113 г. Владимир Мономах сделал ростово-суздальским князем юного сына Юрия, впоследствии получившего прозвище Долгорукого, и дал ему в помощь варяга Георгия с дружиной. Юрий основал и построил Переславль-Залесский, Дмитров, Юрьев-Польский, Москву. Однако сам Юрий жил в Суздале, опасаясь козней ростовских бояр, поэтому у княжества было две столицы. При Долгоруком Ростово-Суздальское княжество прекратило платить дань Киеву, стало одним из сильнейших в Европе. Ростов получил название Великого.
Нашествие монголов
Когда монголы пришли на владимирскую землю, ростовским князем был 29-летний Василий (Василько) Константинович, племянник великого князя Георгия Всеволодовича. Летописцы писали о его светлом взоре, отваге, уме, образованности и добродушии. «Кто служил ему, кто ел хлеб его и пил с ним чашу, тот уже не мог быть слугой иного князя».
В битве на р. Сити князь Василько был пленён. Сначала монголы старались убедить мужественного воина служить им. Но, согласно преданию, князь отверг их веру, обычаи и пищу. Вслух молился за христиан, благодарил Бога, что во цвете лет умирает славной смертью мученика. Его тело нашли в Шеринском лесу, между Кашином и Калязином. Память благоверного князя Василько Церковь празднует 4 (17) марта.
Ростов был сожжён.
Молодая вдова князя Василько Мария посвятила себя воспитанию юных сыновей Глеба и Бориса. Видимый след её добродетельной жизни – храм Преображения Господня (XVII в.) – всё, что осталось от основанного ею Спасо-Песоцкого монастыря, упразднённого ещё в XVIII в.
Князь Глеб Васильевич также прославился благочестием – строительством монастырей в Белозерской стороне, помощью бедным и тем, что выкупил в Золотой Орде многих русских пленников. Борис Васильевич 8 раз с риском для жизни ездил в Орду, чтобы оградить Ростов от бед.
Пётр, царевич Ордынский
Посетив в 1253 г. Орду, ростовский епископ Кирилл произвёл сильное впечатление на хана Берке рассказами о православных чудотворцах. Поэтому, когда у хана заболел сын, он позвал Кирилла прийти и исцелить его. Молитвами своими и своей паствы епископ исцелил ханского сына. А когда святитель возвращался в Ростов, его нагнал племянник хана, пожелавший принять христианство.
В Ростове монгольского царевича крестили с именем Петра. Жил он добродетельно, в доме свт. Кирилла, а потом – его преемника Игнатия. Согласно преданию, однажды на берегу озера Неро царевичу явились апостолы Пётр и Павел, вручили ему мешок с золотом, мешок с серебром и велели купить три иконы и соорудить храм в их честь. Князь Борис, сын мученика Василько, предложил Петру заплатить за землю под храм, выложив по границе земли серебряные и золотые монеты. Пётр выбрал большую площадку на берегу озера, и, когда принялся выкладывать монеты, все увидели чудо: монеты не кончались, пока вся граница не была выложена ими. Целый воз монет достался Борису, который несколько дней щедро раздавал милостыню нищим.
По благословению епископа Игнатия Пётр женился. В старости, овдовев, он принял монашество. Память прп. Петра празднуется 30 июня (13 июля).
Потомки Петра продолжали жить в Ростове. Когда на Ростов шёл ордынский хан Ахмыл, ростовские князья разбежались. Навстречу противнику вышел правнук Петра Игнатий. Поведав о своём монгольском происхождении, он объявил: «Се село купля прадеда нашего». Ахмыл принял подарки и не тронул города.
А вокруг построенного Петром храма ещё при его жизни возник монастырь Петра и Павла. Сейчас от Петровского монастыря, где был погребён преподобный, остались только угловые башни и церковь Похвалы Богородицы (1676).
Будучи епископом Ростовским, Игнатий отпел в 1271 г. вдову благоверного князя Василько Марию, а в 1278 г. его сыновей – Глеба и Бориса.
Игнатий тоже не раз путешествовал в Орду, чтобы ходатайствовать за свою паству. Он строил храмы, примирял князей. А при отпевании святителя в 1288 г. произошли такие чудеса, что его тело не похоронили, а сразу поставили в храме для поклонения. Исцелилась скрюченная рука архимандрита Стефана, которой он прикоснулся к мощам. Согласно преданию, когда в гроб хотели положить список всех посвящённых Игнатием священников и диаконов, усопший поднял руку и принял свиток.
Память святителя – 28 мая (10 июня). Его мощи, как и мощи князя Василько, покоятся в Успенском соборе.
Место рождения преподобного Сергия
В 3-4 км от Ростова, на левом берегу р. Ишни, находится посёлок Варницы, названный так потому, что в XIV-XVII вв. здесь вываривали соль из жижи, добываемой через колодцы.
В этом месте жил боярин Кирилл со своей женой Марией. Здесь 5 (18) июля 1314 г. у них родился сын Варфоломей, будущий Сергий Радонежский. Где-то здесь стоял деревянный храм, в котором будущий святой прокричал в утробе Марии во время каждой из трёх частей литургии, а благочестивая мать от смущения заплакала. Где-то в этих полях искал отцовских жеребят юный Варфоломей, когда ему встретился старец-монах, открывший Кириллу и Марии глаза на предызбранность их сына, а самому Варфоломею открывший способность к грамоте, которая ему никак не давалась.
Поглощение Ростова Москвой
Властолюбие братьев Константина и Феодора Васильевичей привело к тому, что в 1320 г. Ростов был разделён на две части. Феодору досталась Усретинская часть города и княжества, Константину – Борисоглебская. В ходу была поговорка: «В Ростовской земле князь в каждом селе».
Великий князь Московский Василий I около 1409 г. купил Усретинскую часть княжества у Ростовско-Усретинских князей. А в 1474 г. Иоанн III купил Борисоглебскую часть у Ростовско-Борисоглебского князя Владимира Андреевича.
Конец монгольского ига
Когда в 1480 г. хан Ахмат двинулся из Золотой Орды, чтобы снова поставить Русь на колени, в русских ещё сильна была память недавних страданий от монгольской силы. Пошли слухи о зловещих предзнаменованиях. В Москве ночью якобы колокола звонили сами собой, а где-то звёзды дождём сыпались на землю. Только мужество матери великого князя, инокини Марфы, изъявившей решимость остаться с народом в осаде, вынудило Иоанна Васильевича поехать к войску в Коломну. Но там придворные трусы говорили ему: «Не становись на бой, великий государь, лучше беги; так делали прадед твой Димитрий Донской и дед твой Василий Димитриевич». И князь в страхе убежал в Москву.
Смелее всех усовещал боязливого великого князя ростовский архиепископ Вассиан Рыло, родной брат прп. Иосифа Волоцкого: «Ты боишься смерти, но ведь ты не бессмертен! Ни человек, ни птица, ни зверь не избегнут смертного приговора. Если боишься, то передай своих воинов мне. Я хотя и стар, но не пощажу себя, не отвращу лица своего, когда придется стать против татар».
Став с войском на р. Угре против Ахмата, Иоанн Васильевич послал к хану челобитье и просил не разорять его «улуса». Ахмат потребовал очного челобитья. В этот момент пришло новое послание от ростовского архиепископа: «Какой пророк, какой апостол, какой святитель научил тебя, христианского царя великих русских стран, повиноваться этому богостудному, скверному и самозваному царю? Не только за наше согрешение, но и за нашу трусость и ненадеяние на Бога попустил Бог на твоих прародителей и на всю землю русскую окаянного Батыя, который пришел, разбойнически попленил нашу землю, поработил нас и воцарился над нами: тогда мы прогневали Бога и Бог наказал нас. Но Бог, потопивший Фараона и избавивший Израиля, все тот же Бог во веки!..». Слова архиепископа укрепили великого князя в решении не кланяться хану. Время шло, Угра замерзала, а союзники монголов поляки не шли на помощь. И босое, оборванное монгольское войско бежало от русского, не приняв боя.
Родившийся в Германии, он с посохом обошёл многие страны, на Руси принял православие с именем Исидора и поселился в Ростове, в хижине из хвороста, которую построил на пустыре. Ростовчане звали его Твердисловом за то, что слово его всегда сбывалось. Так, однажды он ворвался на брачный пир князя Иоанна Оболенского и подал ему сплетённую из травы и полевых цветов шапку со словами: «Вот тебе и архиерейская шапка». А невесту, Дарью Луговскую, назвал Рахилью (имея в виду библейскую Рахиль, скончавшуюся в родах). Через несколько месяцев молодая княгиня скончалась, князь Иоанн постригся в Ферапонтовом монастыре с именем Иоасафа, а с 1481 по 1489 г. служил архиепископом Ростовским.
Юродивый преставился в 1484 г. Похоронили Исидора в его хижине, над могилой поставили церковь Вознесения Господня. После деревянной каменную церковь построил в 1566 г. Иоанн Грозный. Она стоит до сих пор, и доныне народ называет её церковью Исидора Блаженного. Нижний ярус её росписей (XVII в.) рассказывает о подвигах блаженного.Память святого – 14 (27) мая.
В 1589 г. Ростовскую архиепископию возвели в метрополию. Стены митрополичьего двора, чаще называемого теперь кремлём, и большинство сохранившихся зданий в нём были построены при митрополите Ионе Сысоевиче, возглавлявшем Ростово-Ярославскую епархию с 1652 по 1690 г. В 1662-1664 гг. митрополит Иона был местоблюстителем патриаршего престола. Алексей Михайлович снял его с этого поста после того, как Иона принял в Успенском соборе Московского Кремля благословение от бывшего патриарха Никона, самовольно вернувшегося из ссылки. Владыка Иона не стал патриархом, но, будучи митрополитом Ростовским, оставил о себе светлую память множеством прекрасных храмов и монастырских строений, украшающих города епархии.
В 1788 г. митрополия была перенесена из Ростова в Ярославль. Вместе с кафедрой в Ярославль уехали митрополичьи ризница и библиотека, при чём была обнаружена рукопись «Слова о полку Игореве». Это было началом упадка Ростова.
Во второй половине XIX в. здания митрополичьего двора обветшали, стали разрушаться. Ростовские купцы пожертвовали деньги на спасение прекрасного архитектурного ансамбля и открытие в кремле музея церковных древностей.
Теперь в церквях «кремля» расположены отделы музея. «Экспозиция» некоторых из этих музеев заключается в стенных росписях. В других отделах экспонируются церковная утварь, финифть, а также фарфор и керамика.
В стене идёт галерея, из которой раньше можно было попасть во многие здания митрополичьего двора.
Смутное время
В 1609 г., когда многие города присягали Лжедимитрию, ростовский митрополит Филарет (Романов) удерживал Ростов в повиновении Василию Шуйскому. Многие ростовчане убежали в Ярославль, но многие остались со своим пастырем.
Когда пришли поляки с русскими изменниками, ростовчане оборонялись как герои, предводимые воеводой Третьяком Сеитовым. Рядом с мужчинами бились женщины. Говорят, что княгиня Мария Лобанова убила вождя поляков пана Заборовского и предателя, ярославского князя Ивана Шамина. Остатки ростовчан укрылись под сводами Успенского собора, исповедались и причащались, готовясь к смерти, которая и постигла большинство из них. В соборе был схвачен митрополит Филарет, будущий патриарх, после чего до 1618 г. томился в польском плену.
Марина Мнишек записала в дневнике: «...захватили живыми митрополита и воеводу, поубивали там же в церкви попов и чернь, взяли в плен многих женщин, разграбили церковную сокровищницу, золото, серебро, жемчуг и иные драгоценности. Между прочим был там один предмет, отлитый из чистого золота, называемый ракой чудотворца, весивший семь с половиной пудов. Они взяли также серебряный гроб и все золотые и серебряные украшения, бывшие на иконах».
Когда Россия стала приходить в себя после Смутного времени, в 1631-1633 гг. Ростов окружили земляными валами. Длина их составляла 2,7 км, высота – более 9 м. Остатки валов сохранились доныне. Часть их находится между «кремлём» и озером.
В 18 км от Ростова в сторону Углича находится посёлок Борисоглебский, по официальной версии, или Борисоглеб, по устоявшемуся в народе мнению, укрепляемому автобусными расписаниями. Посёлок возник вокруг Борисоглебского монастыря.
Согласно древним рукописям, Сергий Радонежский приходил около 1363 г. на богомолье к мощам ростовских чудотворцев. Местные подвижники Павел и Феодор попросили прп. Сергия указать им место для обители. Сергий избрал место на берегу р. Устья и сказал: «Призрит Бог и пресвятая Богородица на место сие, а страстотерпцы Борисе и Глебе в помощь вам да будут…».
До екатерининской кампании по «раскулачиванию» обителей монастырь был силён и славен. Здесь находил приют в периоды своих изгнаний великий князь Василий Тёмный. Здесь был крещён Иоанн III. Не раз бывал и много жертвовал Иоанн IV.
А наибольшую славу монастырь получил в начале XVII в., через прп. Иринарха. Получив у настоятеля благословение на затвор, Иринарх приковал себя в келье трёхсаженной цепью и возложил на себя вериги. Страдая и молясь за православных, Иринарх обрёл прозорливость. Люди притекали к нему во множестве. Появились и последователи, возлагавшие на себя железные цепи. Когда некоторые из них прекращали свой подвиг, Иринарх присоединял их цепи к своей.
Юродивый Иоанн, по прозвищу Большой Колпак, передал Иринарху предсказание: «За это пьянство Господь наведет на нашу землю иноплеменных. И эти иноплеменники подивятся твоему многому страданию; меч их не повредит тебе, и они прославят тебя более верных». Бог в видении показал Иринарху картины разорения Москвы иноплеменниками и велел предупредить царя. Царь Василий Шуйский принял старца с почётом, целовал его и удивлялся тяжестям, которые он носит на себе. Но изменить ничего не мог.
Вскоре предсказанное осуществилось. Польский воевода Микулинский, убивший многих монахов в других монастырях, пришёл в Борисоглебский и устроил допрос Иринарху. Старец исповедовал свою верность православию и царю: «Вашего меча тленного я нисколько не боюсь, и вере своей, и российскому царю не изменю; если за это меня посечешь, то я претерплю сие с радостью: не много во мне крови для вас, а у моего живого Бога есть такой меч, который посечет вас невидимо, без мяса и без крови, а души ваши пошлет в вечную муку». Пан подивился вере старца и поостерёгся его трогать.
Приходил к старцу и канцлер Сапега и тоже был покорён его мужеством: «Правда в батьке велика… Я ни здесь, ни в иных землях монаха такого крепкого и безбоязненного не видал». И запретил полякам тревожить обитель. Старец дал добрый совет воеводе: «Возвратись, господин, в свою землю: полно тебе в России воевать! Если же не уйдешь из России или опять придешь в Россию и не послушаешь Божия слова, то будешь убит в России». Пан Сапега умилился, но не послушался и погиб под Москвой.
В 1612 г. Минин и Пожарский собрали ополчение, но остановились в Ярославле, не решаясь идти на Москву. Старец Иринарх послал Пожарскому благословение и просфору, тогда без страха рать двинулась на Москву. По дороге Минин и Пожарский заехали в Борисоглебский монастырь к старцу, чтобы лично получить благословение.
Прп. Иринарх почил в 1616 г. После него остались железная цепь в 20 саженей, которую он надевал на шею, железные путы, которые он носил на ногах, 18 оковцев, которыми он сковывал руки и грудь, пояс весом в пуд, 142 медных креста и ещё семь пудов металла. Всего – 154 кг.
Праздник преподобного – 13 (26) января.
Французский писатель Сартр, посетивший монастырь в 1961 г., был поражён: «Нигде в мире не видел я подобной обители. Это выше романских монастырей Франции». В архитектурном отношении это один из прекраснейших монастырей России, и относительно хорошо сохранившийся.
Иринарха помнят Борисоглебский собор (1523) и Благовещенская церковь (1524). К тому же времени относятся настоятельские покои, примыкающие к Благовещенской церкви. Звонница с церковью во имя Собора св. Иоанна Предтечи была построена в 1690 г. Надвратные Сергиевская и Сретенская церкви – XVII в. Стена 10-12-метровой высоты строилась с 1680-х по 1890-е гг. Внушительны 14 мощных башен, высотой до 38 м.
Сохранились келья прп. Иринарха (примыкает к восточной, левой от святых ворот, крепостной стене) и вериги, а его мощи почивают под спудом. В Благовещенском соборе хранится деревянный крест Сергия Радонежского – благословение основателям монастыря. Сами основатели, преподобные Феодор и Павел, погребены в северном углу Борисоглебского собора.
Монастыри
Белогостицкий Георгиевский мужской монастырь
Дата основания: основан в XV в
Статус: восстановление
Адрес: 152110, Ярославская область, г. Ростов, с. Белогостицы, д.78
Телефон: 8-48535-3-71-65, 8-48535-3-20-08
Мужской монастырь, документально известный с сер. XVI в. (вероятно, основан в XV в.). В XVI-XVIII вв. принадлежал Ростовскому архиерейскому дому, с 1764 заштатный, в 1857-1878 приписан к Ярославскому архиерейскому дому. Основные каменные постройки, включая храмы и кельи, сооружены в 3-й четв. XVII в. митр. Ионой Сысоевичем, в 1630-х бывшим настоятелем монастыря, и князем М. М. Темкиным-Ростовским. Ограда сооружена в сер. XVIII в., отдельно стоящая надвратная колокольня 1845-1847, часть келий XIX в. Закрыт в 1920-х, в 1926 передан музею, но с кон. 1920-х до 1950-х служил тюрьмой, позже использовался под хозяйственные нужны, затем заброшен, постройки сильно разрушены. Медленно восстанавливается с кон. 2000-х.
Богоявленский Авраамиев женский монастырь
Дата основания: 980
Статус: действующий
Адрес: 152100, Ярославская обл., г. Ростов, ул. Желябовская, 32.
Тел/факс: 8 (485) 366-37-12.
Группа ВКонтакте: https://vk.com/avramiev_mon
Мужской монастырь, основанный в кон. XI в. св. Авраамием Ростовским, на месте разрушенного им капища Велеса. В XVI в. построен каменный собор, в течении XVII в. в камне отстроены основные постройки. Сильно пострадал от пожара в 1730, позже восстановлен, сооружены корпуса келий, ограда с башнями. К нач. ХХ в. малолюден, в 1915 постройки переданы эвакуированному Полоцкому Ефросиньевскому женскому монастырю. Окончательно закрыт в 1929, постройки заняты под жилье. В 1930 разобрана ограда, срыто кладбище. В 1994 на территории создано Патриаршее подворье. В 2003 преобразован в женский монастырь.
Петровский Ростовский мужской монастырь
Дата основания: основан в XIII
Статус: действующий
Адрес: Ярославская обл., г. Ростов, ул. Ленинградская, 13
Телефон/факс: 8 (901) 195 86 52, (48536) 6-86-52
Сайт: http://www.petrov-mon.ru/
Мужской монастырь основанный на западной окраине города крещеным ордынским царевичем Петром в кон. XIII в. Был небогат. Каменные храмы построены в кон. XVII в., позже в камне отстроены келейные корпуса, ограда (1841) и колокольня (1835). В 1917 в постройках монастыря помещены эвакуированные сестры Пюхтицкого монастыря из Эстонии. Закрыт в 1928, разрушены собор и колокольня. В 2005 восстановлен как приход, в 2010 - как монастырь.
Ростовский Борисоглебский мужской монастырь
Дата основания: 1363
Статус: действующий
Адрес: 152170, Ярославская область, п. Борисоглебский, Советская пл., д. 10.
Телефон: 8 (48539) 2-19-00, 8 (48539) 2-15-41 (монастырь), 8 (48539) 2-11-84 (музей)
Проезд: от Ростова Великого по шоссе Ростов-Углич или автобусом с автовокзала до остановки пос. Борисоглебский (расстояние: 18 км).
Основан пришедшим из Новгородской земли иноком Феодором и присоединившимся к нему позднее Павлом по благословению Сергия Радонежского в 1363 году. Согласно «Повести о Борисоглебском монастыре», Сергий Радонежский сам выбрал место для обители. Основатели монастыря прославлены как преподобные и входят в Собор ростово-ярославских святых. Их погребение находится в северо-западном углу Борисоглебского собора и служит местом почитания этих святых.
Особую известность получил преподобный Иринарх Затворник, живший в монастыре в конце XVI — начале XVII веков, его мощи под спудом сберегаются в паперти соборного храма монастыря. Согласно житию святого, у него в 1612 году получили благословение на защиту Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский и нижегородский посадский человек Кузьма Минин.
Ростовский женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы
Дата основания: 1390
Статус: действующий
Адрес: Ярославская обл., г. Ростов, Советская пл., 14
Телефон: 8 (48536) 6-35-83
Сайт: https://rbm76.ru/
Основан в XIV веке святым Феодором, племянником Сергия Радонежского.
До XVII века все строения монастыря были деревянными. В конце XVII века по указу ростовского митрополита Ионы Сысоевича была выстроена первая каменная церковь во имя Рождества Богородицы с трапезной. В середине XIX века выстроена пятиглавая надвратная церковь Тихвинской Божией Матери. В XX веке ансамбль монастыря был серьёзно повреждён, в том числе разрушена колокольня, лишь частично сохранились стены и башни. Женский Монастырь Рождества Пресвятой Богородицы В Ростове Великом
В 1990-х годах монастырь был передан церкви. В 1990-2000-е годы из находящихся на территории монастыря зданий постепенно выселялись жильцы.
Спасо-Яковлевский Димитриевский мужской монастырь
Дата основания: 1386
Статус: действующий
Адрес: Ярославская обл., г. Ростов, ул. Энгельса д.44
Телефон: (48536) 7-43-69; (48536) 7-70-02
Сайт: http://www.rostov-monastir.ru/
История ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря насчитывает более 600 лет. На разных этапах своего существования он менял свой статус: с середины XVII в. — был приписан к Ростовскому архиерейскому дому; во второй половине XVIII в. — получил титул ставропигии и поступил в ведомство Святейшего Синода; с последней четверти XIX в. — служил резиденцией викарных архиереев Ярославо-Ростовской епархии; в настоящее время является обителью, возглавляемой ярославским владыкой.
Название Яковлевского монастыря с течением времени также неоднократно изменялось. При основании он был назван Зачатиевским. Впоследствии за ним прочно закрепилось имя его основателя, св. Иакова, и на протяжении многих столетий монастырь назывался Яковлевским. В первой четверти XIX века, в память о присоединенной Спасо-Песоцкой обители и в знак уважения к святителю Димитрию Ростовскому, монастырь получил имя Спасо-Яковлевский Димитриев.
Троице-Сергиев Варницкий монастырь
Дата основания: 1427
Статус: действующий
Адрес: Ярославская обл., г. Ростов, пос. Варницы
Телефоны: +7-964-167-04-10, +7-905-633-04-89
Сайт: https://varnicy.ru/
Основан Ростовским епископом Ефремом на месте дома родителей Сергея Радонежского. В 1609 монастырь сожжен поляками, в конце XVII в. постепенно восстанавливается. Мужской монастырь в 1725 становится женским, в 1731 - это вновь мужская обитель. В 1920-х закрывается, большая часть зданий уничтожена. В 1990-х передается Троице-Сергиевской лавре.
Примечания: На место Троице-Сергиева Варницкого монастыря ранее стояли боярские хоромы прпп. Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия. Сейчас на месте их дома возвышается Троицкий собор. Также при монастыре расположена гимназия для 10-11 классов исключительно для мальчиков.
Храмы
Успенский собор (Ростов)
Главный храм города Ростова – Успенский собор – был построен в 1508-1512 гг. Это уже пятый храм на одном месте, а первые службы начались здесь в 991 г.
Его порог многократно истирался стопами святых, по выражению святителя Филарета Романова. Говорят, что прообраз былинного витязя Алёши Поповича был сыном настоятеля Успенского собора и погиб в первой битве русских с монголами на Калке. В 1314 г. здесь был крещён отрок Варфоломей – будущий Сергий Радонежский. С 1702 по 1709 г. здесь звучали богодухновенные проповеди святителя Димитрия Ростовского. В 1894 г. здесь служил литургию святой праведный Иоанн Кронштадтский. В 1913 г. здесь молились последний царь из династии Романовых Николай II и архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон, будущий патриарх.
В 1935 г. в соборе был устроен склад кофе-цикорной фабрики.
Сейчас собор – действующий. В нём под спудом покоятся мощи ростовских святителей Леонтия, Исаии, Игнатия, Феодора, и князя Василько. Лежит там и митрополит Иона Сысоевич, строитель многих храмов Ростова.
Собор обнесен оградой, которая смыкается со стеной «кремля». Пройти к собору можно либо изнутри «кремля», либо снаружи через церковную лавку.
Адрес: Россия, Ярославская область, Ростов, улица 50 лет Октября, 2
Телефон: +7 (905) 638-31-16, благочинный
Ростовский храм Исидора Блаженного (Вознесенский храм)
Храм Вознесения Господня в большей мере известен как храм Исидора Блаженного на валах. Данное сооружение было выстроено в 1566 году. Церковь является одним из самых древнейших храмов, сохранившихся до сегодняшнего времени в городе Ростов.
Известно, что церковь Исидора Блаженного расположена на месте, на котором в прошлом был похоронен Исидор Твердислов (или Исидор Блаженный) – один из ростовских православных святых. Именно этот, родом из Ростова, юродивый скончался или в 1474, или в 1484 году – что на сегодняшний день достоверно неизвестно. Есть сведения, что сразу после трагической кончины его возвели в титул святого и стали почитать. В период между 1552 и 1563 годами святой Исидор был прославлен в качестве общерусского святого.
Адрес: Россия, Ярославская область, Ростов, улица Карла Маркса, 25а
Телефон: +7 (903) 691-97-90, настоятель
Ростовский храм Иоанна Милостивого (Толгской иконы Богородицы)
Храм во имя Иоанна Милостивого первоначально назывался храмом Толгской иконы Богоматери и был выстроен в 1761 году. Храм был небольшой и являлся приходским. Его венчание осуществлялось при помощи одной главки, а рядом стояла «скромная» двухъярусная колокольня, которая была выстроена на денежные средства приходских жителей с Ивановской улицы, сегодня именующейся улицей Декабристов. Второе название храм получил от Блаженного святого Иоанна Власатова или Иоанна Милостивого, мощи которого бережно хранятся при храме.
В церкви сохранились старинные деревянные иконы, которые стоят в отдельных резных киотах, например, «Не рыдай по мне мати», «Никола», относящиеся к 17 столетию. Особенно интересна икона «Псалтирь», написанная на латинском языке на пергаментной бумаге – считается, что оно принадлежало Иоанну Милостивому. В 1702 году «Псалтирь» был заново переплетен и положен в гроб блаженного.
Толгская церковь является единственной в Ростове, которая не была ликвидирована в годы советской власти, по причине чего смогла сохранить свои интерьер.
Адрес: Россия, Ярославская область, Ростов, улица Декабристов, 10
Телефон: +7 (905) 634-52-54, настоятель
Церковь Спаса Всемилостивого на Торгу
Против Успенского собора с востока возвышается церковь Спаса на Торгу, или Спас Ружная. Она "вписана" в план Гостиного двора и называется так потому, что находилась среди торговых рядов, многие годы не имела прихожан, а источником её существования была "руга" - особый сбор, пожертвования. Впервые была построена из дерева в 1206 г. (по одним источникам) или в 1216 г. (по другим). Во время польско-литовского нашествия разграблена и сожжена до основания. Около 40 лет это место пустовало. В 1654 году в июле в Ростове началась "моровая язва", такая сильная, что много людей умирало, и живые не успевали хоронить мёртвых. Не зная, как бороться с эпидемией, ростовцы на денежные сборы построили на этом месте деревянный храм, в сильный пожар 1671 года опять сгоревший до основания, поэтому он был выстроен ростовцами практически заново. Время возведения храма совпало с годами строительства Архиерейского дома, поэтому заметно влияние архитектуры его храмов, в особенности церкви Григория Богослова. Благодаря этому церковь хорошо гармонирует с соседним ансамблем кремля.
Адрес: Ярославская область, Ростовский район, г. Ростов Великий, пер. Советский, 6
Святые
Собор Ростово-Ярославских святых (Ростов)
- Авраамий (в миру Аверкий) Ростовский, архим., чудотворец: †1073-1077; Окт. 29 || Карел.
- Антоний Оптинский, схиигумен: †1865; Ав. 7 || Оптин.
- Антоний Ростовский, еп.: †1336; Ил. 28
- Арсений (Мацеевич), Ростовский, митр., сщмч.: †1772; Ф. 28 || Эст.
- Афанасий Ростовский, Христа ради юродивый: †XVII
- Борис (в крещении Роман) страстотерпец, князь: †1015; М. 2; Ил. 24 || Ряз.; Тул.
- Василий (Василько) Константинович Ростовский, князь, мч.: †1238; Мр. 4 || Влад.; Твер.
- Вассиан I (Рыло) Ростовский, архиеп.: †1481; Мр. 23 || Радонеж.
- Вассиан II Ростовский, архиеп.: †1516; Ян. 25
- Глеб Ростовский, Белозерский, князь: †1280; Ил. 24
- Григорий Премудрый, Ростовский, архиеп.: †1416; М. 3
- Димитрий Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало), митр.: †1709; С. 21; Окт. 28 || Сибир.
- Дионисий Грек, Ростовский, архиеп.: †1425; Окт. 18
- Ефрем Ростовский, архиеп.: †1454; Мр. 27
- Иаков Ростовский, еп.: †1391; Н. 27
- Игнатий Ростовский, еп.: †1288; М. 28
- Иоанн Власатый, Милостивый, Ростовский, Христа ради юродивый, чудотворец: †1580; С. 3;Н. 12
- Иоанн Московский, Большой колпак, Христа ради юродивый: †1589; Ин. 12; Ил. 3 || Волог.; Моск.
- Иов Московский и всея Руси, патриарх: †1607; Ап. 5; Ин. 19 || Моск. Свт.; Твер.
- Иринарх (в миру Илия) Ростовский, затворник: †1616; Ян. 13
- Исаия Ростовский, еп., чудотворец: †1090; М. 15
- Исидор Твердислов, Ростовский, Христа ради юродивый, чудотворец: †1474; М. 14
- Кирилл Борисоглебский, схим.: †?
- Кирилл Радонежский, схим., отец прп. Сергия Радонежского: †до 1337; Ян. 18; С. 28 || Радонеж.
- Кирилл Ростовский, еп.: †1262
- Кирилл Ростовский, еп.: †1384
- Константин Снятиновский, иерей, сщмч.: †1918 || Новомуч.
- Леонид Пошехонский, прп., ученик и сподвижник прп. Адриана: †1549; Мр. 5
- Леонтий Ростовский, еп., сщмч.: †1073; М. 23
- Лука Ростовский, еп.: †1189; Н. 10
- Мария Радонежская, схимонахиня, мать прп. Сергия Радонежского: †до 1337; Ян. 18; С. 28 || Радонеж.
- Моисей Оптинский, схиархим.: †1862; Ин. 16 || Оптин.
- Никодим (в миру Никита) Кожеезерский, Хозьюгский, прп.: †1640; Ил. 3; Окт. 31 || Новг.
- Онисим Радонежский, прп., вратарь, ученик прп. Сергия Радонежского: †XIV; Ф. 15 || Радонеж.
- Павел Ростовский, Борисоглебский, игумен: †после 1409; Окт. 22 || Радонеж.
- Петр Ордынский, Ростовский, царевич, прп.: †1290; Ин. 30
- Пимен Ростовский, затворник и верижник: †XVII; Ав. 26
- Прохор (в схиме Трифон) Ростовский, еп.: †1328; С. 7
- Сергий Радонежский, игумен, всея России чудотворец: †1392; Ил. 5; Ав. 24; С. 25 || Влад.; Моск.; Радонеж.
- Симон Ростовский, еп.: †1-я пол. XII
- Стефан Московский, прп., брат прп. Сергия Радонежского: †XIV-XV; Ил. 14 || Моск.; Радонеж.
- Стефан Пермский (Великопермский), еп.: †1396; Ап. 26 || Волог.; Моск.; Радонеж.
- Стефан Ростовский, Христа ради юродивый: †ок. 1592
- Трифон Ростовский, еп.: †1468; Ф. 1
- Феодор Ростовский, архиеп., племянник прп. Сергия Радонежского: †1394; Н. 28 || Радонеж.
- Феодор Ростовский, Борисоглебский, игумен: †1409; Окт. 22 || Радонеж.
- Феодор Суздальский, еп., чудотворец: †1023; Ин. 8; Ав. 20 || Влад.
Святыни
Проезд из Москвы
С Центрального автовокзала на г.Ростов курсирует 8 рейсов. Среднее время в пути – 5 ч.
С Ярославского вокзала электропоездами с пересадкой в Александрове. В общей сложности проезд займёт около 5 ч.
На машине по трассе М8. 213 км, 3 ч пути.
Прочая информация
Куда дальше из Ростова Великого
Вокзалы Ростова
Автовокзал: (48536) 3-35-07. (На Октябрьской пл., в 15 мин ходьбы от центра.)
Ж/д вокзал: (48536) 3-27-06. (В конце ул. Луначарского.)
4 автобуса в день. Время в пути около 2 ч.
1 автобусный рейс (в середине дня), в пути 2,5 ч. 3 рейса от Борисоглеба, в пути – 2 ч.
На машине 94 км, 1,5 ч пути.
8 автобусных рейсов в день, 1 ч 40 мин в пути.
На машине по М8 57 км, 40 мин пути.
3 электропоезда в день.