Леонтий, священномученик, епископ Ростовский († 1073; память 23 мая/5 июня в Соборе Ростово-Ярославских святых)
О происхождении святителя существуют различные мнения. Одни считают его русским, другие греком. Эти разногласия некоторые из историков объясняют следующим образом. Леонтий в молодости получил хорошее начальное образование, а затем был послан продолжить свое образование в Константинополь. Это обстоятельство послужило основанием предположения о его греческом происхождении. Полагают, что и монашество он принял в Константинополе.
Около 1032 года возвратился в Россию и пришел в Киево-Печерский монастырь к преподобному Антонию, откуда был призван к епископскому служению.
Около 1051 года (или в 1054 году) хиротонисан во епископа Ростовского. Епископ Владимирский Симон называет его «первопрестольником», так как Леонтий первый из киево-печерских иноков возведен во епископский сан.
Трудный путь предстояло пройти святителю в Ростове. Там еще господствовало язычество. Закоренелые ростовские язычники не хотели и слушать евангельского слова святителя. Однако святитель не падал духом. Поселившись при соборном храме, он прежде всего занялся просвещением клира церковного. В назидание клиру им было написано «Поучение к попам о всем и наказание епископа Ростовского Леонтия к попам о всем, како подобает дете своя духовныя учити и правилом святых отец». Одновременно с «наказанием» клириков святитель Леонтий подвизался в проповеди христианских истин ростовским насельникам-язычникам из многолюдного племени дикой чуди, но открытая проповедь его встретила сначала глухое сопротивление, а затем и открытое восстание их. Несколько раз его прогоняли от себя, потом совсем изгнали из города. Тогда он построил за городом небольшой храм во имя Архистратига Михаила. К святителю стали приходить дети местных жителей, привлеченные его духовной добротой. Дети охотно шли к нему, он учил их началам христианской веры и крестил. За детьми приняли христианство и некоторые их родители. Успех его миссионерской деятельности ожесточил сердца ростовских язычников, и они решили убить его. Однажды с оружием в руках они подступили к соборной церкви и требовали, чтобы святитель вышел к ним. Он, надев архиерейское облачение, вместе со священниками и диаконами, облачившимися по его приказанию в священные одежды, вышел из храма к народу.
Пораженные мужеством святителя и светом небесным, исходившим от его лица, язычники попадали на землю, иные ослепли, иные пришли в телесное расслабление и как мертвые лежали на земле у ног святителя. Помолившись Господу, святитель Леонтий восстановил их и исцелил. По увещанию его они приняли святую веру и крестились. С того времени Церковь в Ростове стала расти.
О кончине святителя Леонтия сведения разноречивы. По одним источникам, он скончался в мире, по другим – убит толпою язычников. Одни относят дату кончины к 1070 году, другие – к 1073 году. Профессор Е. Е. Голубинский считал, что он скончался около 1077 года.
Тело святителя было погребено в Ростове Великом, в церкви Пресвятой Богородицы. Во время пожара в 1160 году этот храм сгорел, и по повелению благоверного князя Андрея Боголюбского († 1174; память 4/17 июля) в 1162 году на месте прежнего был заложен каменный собор.
23 мая 1164 года при копании рвов был обнаружен гроб с нетленными мощами святителя Леонтия. В руках у него лежал свиток с именами посвященных им иереев и диаконов. Обретенные мощи переложили в каменный гроб и поместили в церкви во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на архиерейском дворе.
В 1170 году, когда было закончено строительство каменной церкви в честь Пресвятой Богородицы, гроб святителя Леонтия перенесли в этот храм и поставили в нише южной стены. У гроба просветителя Ростовской земли совершались многочисленные благодатные чудотворения. Свидетельства о святости жизни епископа Леонтия, чудесных исцелениях и знамениях по его молитвам были собраны епископом Ростовским Иоанном († 1214). Епископ Иоанн написал и канон святителю Леонтию. До 1609 года мощи святителя открыто находились в Успенском соборе, но после того как в Смутное время поляки похитили гробницу святителя, они были положены под спудом в том же храме, у южной стены придела во имя святителя Леонтия, где находятся до настоящего времени.
Святитель Леонтий стоит в ряду первых преемников апостольского служения Русской Церкви, вслед за святой равноапостольной княгиней Ольгой († 969; память 11/24 июля) и великим равноапостольным князем Владимиром († 1015; память 15/28 июля).
Труды:
Поучение к попам о всем и наказание епископа Ростовского Леонтия к попам о всем, како подобает дете своя духовный учити и правилом святых отец // Памятники древнерусского канонического права / Под ред. А. С. Павлова. – СПб., 1908, – Ч. 1 (Памятники XI-XV вв.). См. также: Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею: в 39 т. – СПб. – Л., 1872–1927; 1908. – Т. 6. стб. 111–116.
Литература:
Ключевский В. О. Древнерусские жития святых, как исторический источник. – М., 1871. – С. 3–22.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 2. – С. 23–24, 315–317.
Титов А. А. Житие святителя Леонтия, епископа Ростовского. – М., 1893.
Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. – М., 1896. – С. 141.
Срезневский И. И. Древние памятники русского письма и языка (X–XIV вв.): Общее повременное обозрение и дополнения с палеографическими указаниями, выписками и указателями. – 2-е изд. – СПб., 1882. – С. 120, 142.
Никольский Н. К. Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (X–XI вв.). – СПб., 1906. – С. 210–211.
Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых / Сост. Д. А. Эрнстов, М. Л. Яковлев. – 1-е изд. – СПб., 1836. – С. 167–168.
Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. – СПб., 1882. – С. 323–329.
Голубинский Е. Е. История Русской Церкви: в 2 т. – М., 1900–1911. – Т. 1, первая половина. – С. 201, 202, 757–758; вторая половина. – С. 433.
Каманин И. М. Зверинецкие пещеры в Киеве, их древность и святость. – Киев, 1914. – С. 40–42, 133, 137, 139.
Архангельский Н. В. Новооткрытые Зверинецкие пещеры в Киеве. – Киев, 1915. – С. 15.
Димитрий (Самбикин), архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. – Каменец-Подольск, Тверь, 1892–1902. – Вып. 9, ч. 2, май. – С. 123–129.
Едлинский М. Е., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен. – 1-е изд. – СПб., 1895. – С. 143–145; 4-е изд. – СПб., 1901–1903. – Т.1. – С. 148–151.
Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого. – 2-е изд. – М., 1860. – С. 25, 33, 34, 35 и прим. 13.
Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 47–49.
Архимандрит Пимен, настоятель Николо-Угрешского монастыря (1810–1880): Биографический очерк. – М., 1881. – С. 335 (примеч.).
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1417.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 329.
Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 391.
Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. – СПб., 1891, № 615.
Ярославские епархиальные ведомости. – 1892, № 33.
–»– 1888. № 41. – С. 641–656; № 42. – С. 657–660; № 43. – С. 673–686; № 45. – С. 715.
–»– 1889, № 29.
Душеполезное чтение. – М., 1885, май. – С. 44–66.
Православный собеседник. – Казань, 1858, март. – С. 420–431; февраль. – С. 297, 318.
–»– 1898, октябрь. – С. 484.
–»– 1901, май. – С. 302–303.
Исторический вестник. – СПб., 1886. – Т. 23. – С. 76.
Известия по Казанской епархии. – 1885, № 7. – С. 144.
Русский паломник. – 1911, № 22. – С. 347.
Леонид (Поляков), архиепископ. Святитель Леонтий, епископ Ростовский // Журнал Московской Патриархии. – М., 1964, № 6. – С. 66–68.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 2. – С. 1519.
Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 10. – С. 221–223.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 22.
Минея май. – М., 1987. – Ч. 3. – С. 20–21. Творогов О. В. Леонтий // Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л., 1987. – Вып. 1. – С. 229–230.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 2. – С. 137–138.