Святитель Диони́сий Грек, архиепископ Ростовский
Дни памяти
Житие
Дионисий Грек († 1425), епископ Ростовский и Ярославский, святитель. Память в Соборах Ростово-Ярославских святых и преподобных русских Святогорцев.
Наиболее полные сведения о Дионисии Греке сохранили древнерусские летописи и "Сказание о начале Спасо-Каменного монастыря", составленное в последней четверти XV века Паисием (Ярославовым). Согласно "Сказанию...", Дионисий был афонским пострижеником (в "Сказании..." не говорится о том, что святитель был греком). Его приезд из Константинополя в Москву совпал с активизацией русско-византийских (в частности, русско-афонских) контактов в конце XIV - начале XV века. Дионисий был с почестями принят вел. кн. Димитрием Донским, по распоряжению которого получил келью в московском Богоявленском мужском монастыре.
Настоятель Спасо-Каменного монастыря
Ранее 19 мая 1389 года по просьбе монахов Спасо-Каменного Преображенского монастыря и с согласия вел. кн. Димитрия Иоанновича Дионисий Грек был поставлен настоятелем этой обители.
Уточнить время назначения Дионисием Греком игуменом Спасо-Каменного монастыря (и дату его приезда из Константинополя в Москву) позволяют следующие обстоятельства. В конце XIV века вел. князь Московский не был ктитором Спасо-Каменного монастыря, обитель перешла под великокняжеский патронат между концом 1440-х и 1455 годом, после окончания феодальной войны. Известие о приходе иноков этой обители к вел. кн. Димитрию Иоанновичу, вероятно, либо свидетельствует об отсутствии в Москве митрополита, либо маскирует обращение иноков не к великому князю, а к главе Церкви, которого автор XV в. не хотел упоминать (т. е. нареченному митр. Митяю (Михаилу) или Пимену). При этом обращение монастырской братии в Москву, а не к епархиальному архиерею было возможно только в случае вдовства Ростовской кафедры либо продолжительного отсутствия епископа на месте. В правление вел. кн. Димитрия Иоанновича подобная ситуация складывалась дважды: после смерти митр. Алексия - в 1378-1380 гг.- и после изгнания из Ростова еп. Иакова - в 1386-1389 года. Второй вариант находится в противоречии с хронологией Жития прп. Дионисия Глушицкого, родившегося ок. 1362/63 г. и в юном возрасте принявшего от Дионисия Грека постриг в Спасо-Каменном монастыре (к 1393 прп. Дионисий Глушицкий уже прошел 9-летний искус послушания в обители). Отсутствие архиерея в Ростове между концом 1378 и серединой 1379 года подтверждается свидетельством Жития свт. Стефана, еп. Пермского, который (будучи поставлен в иеродиаконы еп. Арсением) для хиротонии во иерея был вынужден поехать в Москву, где его по повелению нареченного митр. Михаила рукоположил Коломенский еп. Герасим. Исходя из этого можно предполагать, что посланцы из Спасо-Каменного монастыря приезжали в Москву в кон. 1378-1379 гг. (возможно, одновременно со свт. Стефаном), а Дионисий Грек прибыл из Константинополя, вероятнее всего, с патриаршими апокрисиариями зимой 1376/77 г.
В Спасо-Каменном монастыре Дионисий Грек ввел общежительный устав по образцу афонского («устав Святыя горы»), снабдил обитель иконами и книгами, часть которых, возможно, была получена из Константинополя или из южнославянских земель. О контактах обители с Балканами в конце XIV века свидетельствует запись на последних листах сборника творений свт. Григория Богослова, в которой сообщается о привозе ок. 1394 г. этой книги иноком Вассианом (Румянцевым) «от Сербьские земли» в Спасо-Каменный монастырь, где "держаше старишиньство области преподобный игоумен Дионисии". В годы настоятельства Дионисия Грека в Спасо-Каменном монастыре в течение долгого времени подвизались и были им пострижены в монашество преподобные Дионисий Глушицкий и Александр Куштский.
На Ростовской кафедре
12 июля 1418 года Дионисий Грек был хиротонисан во епископа Ростовского и Ярославского. В Софийской II и Львовской летописях известие о его поставлении сопровождается повествованием о его нежелании принимать епископский сан ("бо желаше пустынное житие и труды"). Несмотря на это, Киевский митр. Фотий и вел. кн. Василий I Димитриевич "поставиша его себе нужею". (По "Сказанию о начале Спасо-Каменного монастыря", хиротония Дионисия во епископа Ростовского и Ярославского совершилась в 6900 (1391/92), но эта дата ошибочна, в ней недописаны цифры десятков и единиц.) Игуменом Спасо-Каменного монастыря Дионисия Грека назначил "ученика своего Илариона".
В Ростове новый епископ вместе с местным духовенством отслужил водосвятный молебен, после чего в городе прекратился мор. К Дионисию Греку в Ростов за благословением приходили ученики: прп. Дионисию Глушицкому святитель дал икону "Пречистыа Богородица со Превечным Младенцем" и церковную утварь; прп. Александр Куштский получил разрешение на основание новой пустыни, а также "вся потребнаа на устроение пустынное". Согласно древнейшим редакциям Жития прп. Дионисия (по определению Г. М. Прохорова, Основной и Минейной, XVI в.), преподобный побывал в Ростове в 6927 (1418/19) г. В Основной редакции под 6928 (1419/20) г. сообщается о получении прп. Дионисием благословения от Дионисия Грека на освящение церкви во имя Иоанна Крестителя и на создание Глушицкого Сосновецкого Иоанно-Предтеченского мужского монастыря. Согласно первой редакции Жития прп. Григория Пельшемского (по определению С. А. Семячко, Редакция сборников), Дионисий Грек упросил прп. Григория стать архимандритом ростовского Спасского на Песках мужского монастыря.
Смерть еп. Дионисия Грека во всех источниках отнесена к 18 октября, но различаются указания на год. Согласно Типографской летописи, святитель скончался в 6935 (1427) г., при этом сообщается, что он "пас Церковь Божию 7 лет и 5 месяцев"; в таком случае он преставился в 1425 г., что, по-видимому, является правильной датой.
Почитание
О местном почитании Дионисия Грека в Спасо-Каменном монастыре во второй трети XV века свидетельствует уже цитировавшаяся запись в сб. творений свт. Григория Богослова. В записи отмечается, что "преподобныи игоумен Дионисии... житиемь преизящен и разоум глоубочаишь имоущь"; "многаго же его ради смиренья и глоубочаишаго разоума и добродетелнаго его ради жития... епископомь поставлен бысть градоу Ростовоу" [9]. Имя "священного Дионисия" внесено в Ростовский соборный синодик. Вероятно, Дионисий Грек упомянут в синодике Павлова Обнорского Троицкого Комельского монастыря: "Помяни Господи… митрополита Фотиа, митрополита Филиппа, митрополита Феодосиа, епископа Дионисиа, архимандрита Феодора, преподобнаго отца нашего Павла".
В ряде рукописных святцев XVII-XVIII веков Дионисий (уже с прозвищем Грек) упоминается под 18 октября как святой. Канонизация св. Дионисия совершилась включением его имени в Собор Ростово-Ярославских святых (празднование установлено в 1964).
Литература
- ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2; Т. 20. Ч. 1; Т. 24 (по указ.);
- Лихачёв Н. П. Летописи и записи в рукописях и на книгах как генеалогический материал // ИРГО. СПб., 1900. Вып. 1. С. 135-141;
- Титов А. А. Синодики XVII и XVIII вв. ростовского Успенского собора. Ростов, 1903. С. 6, 10, 29, 47;
- Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского. СПб., 2003;
- Святые подвижники и обители Рус. Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисиев Глушицкий и Александров Куштский монастыри и их обитатели. СПб., 2005. С. 35-38, 117, 154, 234-244, 246, 248, 262, 265, 281-282.
- Строев. Списки иерархов. Стб. 331, 742;
- Коноплёв Н. А. Святые Вологодского края. М., 1895. С. 42;
- Мельник А. Г. История почитания ростовских святых в XII-XVII вв.: Канд. дис. Ярославль, 2003. Ркп.; То же: АКД. Ярославль, 2004.
Жития и книги в библиотеке
- Память святителя Дионисия, архиепископа Ростовского иером. Макарий Симонопетрский
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Был человек богат, стал вдруг нищим, это тяжело, но поправимо. Был здоров, стал больным, и это поправимо – ибо с нищим и с больным есть Христос. А потеряешь веру – великое несчастье. Оно тем ужасно, что нет у человека никакой опоры...
прп. Варсонофий
18 ноября 1920 г. в СССР была легализована возможность убийства матерью ребёнка во чреве. Постановление называлось "Об охране здоровья женщины". С 1920 по 1990 годы было убито 180 миллионов младенцев, – это 540 Хиросим или 270 блокад Ленинграда, или 170 освенцимов. В период с 2000 по 2018 годы только по официальным данным убито более 25 млн. младенцев. Эта цифра сравнима с потерями нашей страны в ВОВ (26,6 млн. человек).