(не показаны 54 промежуточные версии 5 участников)
Строка 1:
Строка 1:
[[Категория:Субъекты РФ]] [[Находится в::Россия]]
{{Субъект}}
== Карта ==
[[Файл:Воскресенский храм Нерехты3.png|мини|справа|[[Воскресенский (Варваринский) храм (Нерехта)]] |alt=Костромская область, Воскресенский храм Нерехты3]]
{{#yandexmap:Костромская область|400|300|cdzMP}}
'''Костромска́я о́бласть''' — субъект Российской Федерации, входит в Центральный федеральный округ. Административный центр - город [[Кострома]].
== Православие в Костромской области ==
== Православие в Костромской области ==
С древних времен Кострома была одним из центров духовной жизни Руси. Здесь на рубе же пятидесятых-шестидесятых годов XIII столетия совершилось явление всероссийски чтимой православной святыни, чудотворной Фео доровской иконы Божией Матери – моленного образа благоверного князя Александра Невского, которым в 1613 году в стенах костромского Ипатьевского монастыря был благословлен на царство Михаил Феодорович Романов.
С древних времен Кострома была одним из центров духовной жизни Руси. Здесь на рубе же пятидесятых-шестидесятых годов XIII столетия совершилось явление всероссийски чтимой православной святыни, чудотворной Фео доровской иконы Божией Матери – моленного образа благоверного князя Александра Невского, которым в 1613 году в стенах костромского Ипатьевского монастыря был благословлен на царство Михаил Феодорович Романов.
Строка 20:
Строка 21:
== Населённые пункты ==
== Населённые пункты ==
[[Кострома]]
* [[Кострома]]
* [[Нерехта]]
== Святыни Костромской области ==
== Святыни Костромской области ==
[[Кострома]]
* [[Богоявленский Анастасиин женский монастырь]]: Мощи: преп. Никита Костромской (XIV в.) (мощи в крипте под алтарем) и Тимон Надеевский (XIX в.); иконы: оригинал «Феодоровской» иконы и «Костромская-Смоленская» икона Божией Матери.
* [[Троицкий Ипатьевский мужской монастырь]]: «Тихвинская» икона Божией Матери.
[[Файл:Богоявленский-Анастасиин женский монастырь в Костроме.jpg|мини|справа|alt=Костромская область, Богоявленский-Анастасиин женский монастырь в Костроме]]
'''Дата основания''': 1426
'''Архитектор''':
1990-е: Васильев Л. С.: - реставрация
'''Статус''': действ.
'''Адрес''': г. Кострома, ул. Богоявленская, 26
<p style="text-align:justify">Монастырь основан в XV в. как мужской преп. Никитой Костромским, учеником Сергия Радонежского. С начала XVII в. здесь ведется большое каменное строительство, преимущественно на средства благотворителей бояр Салтыковых. В период 1814-1847 в обители размещалась Костромская Духовная семинария. После опустошительного пожара (1847) монастырь почти полностью выгорел. Городские власти принимают решение закрыть монастырь. На его месте планировалось строительство Духовной семинарии. В 1850-х начато разрушение монастырских зданий. Разрушена Сретенская церковь, звонница, уничтожен придельный Никольский храм и галереи Богоявленского собора. Однако, в 1863 решено объединить бывший Богоявленский монастырь и находившийся неподалеку женский Анастасиин Крестовоздвиженский и образовать женский Богоявленский-Анастасиин монастырь. Обитель закрыта в 1919, в монастыре расположился рабочий поселок "Безбожник". В 1991 монастырь возвращен епархии и начато возрождение женской обители.</p>
<p style="text-align:justify">В славном ряду духовных обителей Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь занимает особое место. Основанный в начале XIV столетия в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия епископа Гангрского, монастырь по праву считается одним из древнейших в нашем Отечестве.</p>
Икона «Спас Нерукотворный» («Костромская»).
<p style="text-align:justify">В XIV-XV веках, в период "собирания" Русской земли, обитель святого Ипатия являлась форпостом на северо-восточном рубеже Российского государства. История обители в это время связана с именами Великих князей Василия Ярославича, святого благоверного князя Дмитрия Донского, великого князя Московского и Владимирского Василия I Дмитриевича и великого князя Московского Василия II Темного, царей Иоанна IV Грозного, Федора Иоанновича, Бориса Годунова.</p>
Воскресенский храм на Нижней Дебре: «Бабаевская» икона свт. Николая.
<p style="text-align:justify">В XVII веке в Ипатьевском монастыре было положено начало прекращения Великой Смуты, грозившей уничтожением российской государственности. В 1613 году монастырь укрыл в своих стенах юного Михаила Романова. В святой Ипатьевской обители начиналось славное трехсотлетнее царствование Дома Романовых. С этого момента за монастырем закрепилось название - "колыбель" Дома Романовых.</p>
С. ТРОИЦА, близ Нерехты. Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский женский монастырь: преп. Пахомий Нерехтский (XIV в.).
[[Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь|Подробнее...]]
[[Файл:Знаменский собор Костромы.jpg|300px|мини|справа|alt=Костромская область, Знаменский собор Костромы]]
'''Дата основания''': 1993
Д. КУРИЛОВО (Буйский район, 15 км. от ж. д. ст. Шушкадом). Благовещенский храм: преп. Ферапонт, Адриан и Феодосий Монзенские (XVI в.).
'''Статус''': действ.
С. БОРОК, Буйского района. Железноборовский монастырь: преп. Иаков Железноборовский (XIV в.).
'''Адрес''': г. Кострома, ул. Нижняя Дебря, 37
С. МАКАРИЙ-НА-ПИСЬМЕ, Буйского района. Макариево-Писемский женский монастырь: преп. Макарий Писемский (XIV в.).
'''Web''': http://kostroma.cerkov.ru/
Д. УСПЕНСКАЯ СЛОБОДА, близ Галича. Паисиево-Галичский женский монастырь: преп. Паисий Галичский (XV в.), оригинал «Овиновской» иконы Божией Матери.
<p style="text-align:justify">Женский монастырь образован в 1993. Новой обители была передана полуразрушенная Знаменская церковь. На время её восстановления монахини приписаны к Воскресенской церкви, что на Дебре. Сёстры монастыря несут послушание в двух храмах Костромы: иконы Богоматери Всецарица и Скорбященском.</p>
Д. НОЖКИНО, Чухломского района. Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь: преп. Авраамий Городецкий (Чухломский) (XIV в.).
[[Знаменский женский монастырь (Кострома)|Подробнее...]]
== Монастыри Костромской области ==
== Храмы Костромской области ==
== Храмы Костромской области ==
[[Костромская область (храмы)|Основные храмы]]
=== [[Воскресенский (Варваринский) храм (Нерехта)]] ===
[[Файл:Воскресенский храм Нерехты5.jpg|300px|мини|справа|alt=Костромская область, Воскресенский храм Нерехты]]
Церковь Воскресения (Варвары Великомученицы) - один из самых ярких и гармоничных барочных храмов Костромской области, отличающийся благородством пропорций, изяществом фасадного декора и своеобразием композиции внутреннего пространства. Каменная двухэтажная церковь с престолом во имя Воскресения в верхнем и Варвары Великомученицы в нижнем этаже была возведена в 1770-1787 гг. взамен обветшавшей деревянной. Её проект был выполнен знаменитым местным зодчим Степаном Андреевичем Воротиловым, выходцем из посада Большие Соли.
В конце 18 в. к северному фасаду церкви было пристроено крыльцо с трёхмаршевой лестницей, ведущей на второй этаж. В 1795 г. верхний храм был расписан. В сер. 19 в. во время ремонта церкви на месте частично разобранного северного крыльца была сделана двухэтажная пристройка, интерьер украшен живописью по новой штукатурке, а в верхнем храме установили резной золочёный иконостас, выполненный Костромскими мастерами: Андреем Денисовым и Петром Михайловым, дьяконом Костромской церкви Иоанна Богослова. В конце 19 в. церковная территория была обнесена металлической оградой с воротами.
'''Адрес:''' Россия, Костромская область, г. Нерехта, ул. Володарского, 34
[[Файл:Храм Богоявления Костромская область4.jpg|мини|справа|alt=Костромская область, Храм Богоявления Костромская область4]]
Церковь Богоявления — шатровая церковь, построенная в 1592 году в годуновском имении Красное-на-Волге под Костромой. Церковь расположена на Красной площади. Является единственным каменным шатровым храмом, оставшимся в Костромской области. Памятник архитектуры федерального значения.
Церковь Богоявления Господня — это единственный каменный шатровый храм в Костромской области XVI века. Внутри храма присутствует восстановленный иконостас, а стены и своды расписаны в традициях православной живописи XVI—XVII веков.
'''Адрес:''' 157940, п. Красное-на-Волге, площадь Красная, Красносельский район, Костромская область
[[Файл:Никольский храм Незнаново2.JPG|мини|справа|alt=Костромская область, Никольский храм Незнаново2]]
Храм святителя Николая Мир Ликийских чудотворца существовал со времени возникновения села Незнаново. В рукописях местного краеведа 19 века протоиерея Михаила Яковлевича Диева есть указания на то, что в переписных книгах 17 века село Незнаново упоминается уже в 1627-28 годах.
О нашем селе и храме есть также информация в январском номере 1903 года в Костромских епархиальных ведомостях.[1]
В 1783 году в эпоху активного возведения каменных храмов в нерехтском уезде, был перестроен и старый Никольский храм в селе Незнаново. Считается, что архитектором и строителем был известный местный архитектор самоучка Воротилов Степан Андреевич (1741-1792).[2]
Позднее, в середине 19 века, к Никольскому приходу был пристроен зимний придел во имя святителя Василия Великого. Когда и кем был расписан храм и на чьи средства нам пока не известно.
'''Адрес:''' Костромская область, Нерехтский район, с. Незнаново
=== Детский православный лагерь при братстве прп. Авраамия Городецкого с. Святица ===
Действует с 2004.
Братство прп. Авраамия Городецкого было создано при Свято-Покровском Авраамиево-Городецком мужском монастыре с. Ножкино. В лагерь принимаются дети из воцерковленных семей. Необходима предварительная договоренность родителей с администрацией. Дети проходят собеседования с директором лагеря. Вносится посильная оплата. Заезд с 15 июня, проводится 2 смены по 20 дней. В настоящее время при братстве продолжается строительство детского приюта, требующее значительных финансовых вложений.
'''Адрес:''' Россия, Костромская область, Чухломской район, с. Святица
Раздел нуждается в заполнении. Вы можете [[Участие в проекте «Азбука_паломника»|помочь в этом]].
<gallery>
Знаменская церковь Знаменского монастыря Костромы.jpg|Церковь иконы Божией Матери "Знамение"
Церковь Воскресения Христова на Дебре.jpg|Церковь Воскресения Христова на Дебре
Знаменский монастырь сверху.jpg|Знаменский монастырь. Вид сверху
Троицкий_Ипатьевский_монастырь02.jpg|Троицкий Ипатьевский мужской монастырь
</gallery>
== Ссылки ==
[https://azbyka.org/parkhomenko/foto/palomnichestva-i-puteshestviya/puteshestvie-na-teplohode/kostroma/ Кострома. Фоторассказ о. Константина Пархоменко]
<seo title="Паломничество в Костромскую область – Азбука паломника" keywords="паломничество в Костромскую область, монастыри, святыни, храмы Костромской области" description="Паломничество в Костромскую область. Вашему вниманию предлагается информация, которая будет необходима паломнику. Монастыри, храмы, святыни Костромской области."></seo>
<seo title="Паломничество в Костромскую область – Азбука паломника" keywords="паломничество в Костромскую область, монастыри, святыни, храмы Костромской области" description="Паломничество в Костромскую область. Вашему вниманию предлагается информация, которая будет необходима паломнику. Монастыри, храмы, святыни Костромской области."></seo>
С древних времен Кострома была одним из центров духовной жизни Руси. Здесь на рубе же пятидесятых-шестидесятых годов XIII столетия совершилось явление всероссийски чтимой православной святыни, чудотворной Фео доровской иконы Божией Матери – моленного образа благоверного князя Александра Невского, которым в 1613 году в стенах костромского Ипатьевского монастыря был благословлен на царство Михаил Феодорович Романов.
В ХIV веке костромской край, часть Северной Фиваиды, был прославлен молитвенными подвигами и трудами учеников и духовных последователей игумена Земли Русской – преподобного Сергия Радонежского. Один из первых сподвижников аввы Сергия преподобный Авраамий Чухломской и Галичский основал в костромских пределах четыре монастыря. На костромской земле, среди некогда непроходимых лесов, в молитве и делах благочестия подвизались и другие Сергиевы ученики – преподобные Павел Обнорский, Иаков Железноборовский, Пахомий Нерехтский, Макарий Писемский, преподобный Никита, строитель костромского Богоявленского монастыря, который был не только учеником, но и близким родственником преподобного Сергия. Всего на костромской земле просияло более 30 угодников Божиих.
« Костромская сторона , – как пишет выдающийся костромской церковный историк и краевед XIX века протоиерей Михаил Диев (1794-1866), – с самого начала в ней веры христианской, принадлежала Ростовской епархии – как дело проповеди ростовских архиереев. По кончине государя Всеволода Георгиевича, именуемого Великим Гнездом, Кострома досталась в удел второму сыну его, великому князю Георгию II , и когда Георгий по вражде с братом Константином, ростовским князем, 1213 года испросил себе особого архиерея и основал для своих владений в Суздале от дельную от Ростова епископию, в это время Костромская сторона, как принадлежность великого княжества, от Ростовской епархии вступила в состав Суздальской. Когда же митрополит всея России Максим, 1299 года закрывши свою епископию в Суздале, основал свое местопребывание во Владимире, с той поры Костромская сторона взошла в состав митрополичьей области. Таким образом, Костромская сторона, до самого учреждения в ней епархии, находилась в непосредственном управлении священноначальников земли Русской... »
С учреждением в 1589 году патриаршества Кострома и Галич вошли в состав патриаршей области, ставшей затем – после упразднения патриаршества и создания в 1721 году Святейшего Синода – синодальной. 1 сентября 1742 года синодальная область была преобразована в Московскую епархию, включившую в себя 200 монастырей и более 5 тысяч приходов.
Управление столь обширной епархией было весьма затруднено, и в середине ХVIII века возникла необходимость совершенствования церковно-административного деления и учреждения новых епархий.
18 июня 1744 года Святейший Правительствующий Синод направил императрице Елизавете Петровне (1709-1761) «всеподданейший доклад», в котором «для лучшего церквей святых правления и учреждения церковного благочиния» предлагал учредить во Владимире, Костроме, Переславле Залесском и Тамбове новые епископские кафедры.
Немногим менее месяца спустя, 16 июля 1744 года , императрица Елисавета Петровна, рассмотрев доклад Синода, подписала указ об учреждении в четырех «знатных городах», в том числе и «на Костроме», епископских кафедр.
Монастырь основан в XV в. как мужской преп. Никитой Костромским, учеником Сергия Радонежского. С начала XVII в. здесь ведется большое каменное строительство, преимущественно на средства благотворителей бояр Салтыковых. В период 1814-1847 в обители размещалась Костромская Духовная семинария. После опустошительного пожара (1847) монастырь почти полностью выгорел. Городские власти принимают решение закрыть монастырь. На его месте планировалось строительство Духовной семинарии. В 1850-х начато разрушение монастырских зданий. Разрушена Сретенская церковь, звонница, уничтожен придельный Никольский храм и галереи Богоявленского собора. Однако, в 1863 решено объединить бывший Богоявленский монастырь и находившийся неподалеку женский Анастасиин Крестовоздвиженский и образовать женский Богоявленский-Анастасиин монастырь. Обитель закрыта в 1919, в монастыре расположился рабочий поселок "Безбожник". В 1991 монастырь возвращен епархии и начато возрождение женской обители.
В славном ряду духовных обителей Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь занимает особое место. Основанный в начале XIV столетия в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия епископа Гангрского, монастырь по праву считается одним из древнейших в нашем Отечестве.
В XIV-XV веках, в период "собирания" Русской земли, обитель святого Ипатия являлась форпостом на северо-восточном рубеже Российского государства. История обители в это время связана с именами Великих князей Василия Ярославича, святого благоверного князя Дмитрия Донского, великого князя Московского и Владимирского Василия I Дмитриевича и великого князя Московского Василия II Темного, царей Иоанна IV Грозного, Федора Иоанновича, Бориса Годунова.
В XVII веке в Ипатьевском монастыре было положено начало прекращения Великой Смуты, грозившей уничтожением российской государственности. В 1613 году монастырь укрыл в своих стенах юного Михаила Романова. В святой Ипатьевской обители начиналось славное трехсотлетнее царствование Дома Романовых. С этого момента за монастырем закрепилось название - "колыбель" Дома Романовых.
Женский монастырь образован в 1993. Новой обители была передана полуразрушенная Знаменская церковь. На время её восстановления монахини приписаны к Воскресенской церкви, что на Дебре. Сёстры монастыря несут послушание в двух храмах Костромы: иконы Богоматери Всецарица и Скорбященском.
Церковь Воскресения (Варвары Великомученицы) - один из самых ярких и гармоничных барочных храмов Костромской области, отличающийся благородством пропорций, изяществом фасадного декора и своеобразием композиции внутреннего пространства. Каменная двухэтажная церковь с престолом во имя Воскресения в верхнем и Варвары Великомученицы в нижнем этаже была возведена в 1770-1787 гг. взамен обветшавшей деревянной. Её проект был выполнен знаменитым местным зодчим Степаном Андреевичем Воротиловым, выходцем из посада Большие Соли.
В конце 18 в. к северному фасаду церкви было пристроено крыльцо с трёхмаршевой лестницей, ведущей на второй этаж. В 1795 г. верхний храм был расписан. В сер. 19 в. во время ремонта церкви на месте частично разобранного северного крыльца была сделана двухэтажная пристройка, интерьер украшен живописью по новой штукатурке, а в верхнем храме установили резной золочёный иконостас, выполненный Костромскими мастерами: Андреем Денисовым и Петром Михайловым, дьяконом Костромской церкви Иоанна Богослова. В конце 19 в. церковная территория была обнесена металлической оградой с воротами.
Адрес: Россия, Костромская область, г. Нерехта, ул. Володарского, 34
Церковь Богоявления — шатровая церковь, построенная в 1592 году в годуновском имении Красное-на-Волге под Костромой. Церковь расположена на Красной площади. Является единственным каменным шатровым храмом, оставшимся в Костромской области. Памятник архитектуры федерального значения.
Церковь Богоявления Господня — это единственный каменный шатровый храм в Костромской области XVI века. Внутри храма присутствует восстановленный иконостас, а стены и своды расписаны в традициях православной живописи XVI—XVII веков.
Адрес: 157940, п. Красное-на-Волге, площадь Красная, Красносельский район, Костромская область
Храм святителя Николая Мир Ликийских чудотворца существовал со времени возникновения села Незнаново. В рукописях местного краеведа 19 века протоиерея Михаила Яковлевича Диева есть указания на то, что в переписных книгах 17 века село Незнаново упоминается уже в 1627-28 годах.
О нашем селе и храме есть также информация в январском номере 1903 года в Костромских епархиальных ведомостях.[1]
В 1783 году в эпоху активного возведения каменных храмов в нерехтском уезде, был перестроен и старый Никольский храм в селе Незнаново. Считается, что архитектором и строителем был известный местный архитектор самоучка Воротилов Степан Андреевич (1741-1792).[2]
Позднее, в середине 19 века, к Никольскому приходу был пристроен зимний придел во имя святителя Василия Великого. Когда и кем был расписан храм и на чьи средства нам пока не известно.
Адрес: Костромская область, Нерехтский район, с. Незнаново
Детский православный лагерь при братстве прп. Авраамия Городецкого с. Святица[править | править код]
Действует с 2004.
Братство прп. Авраамия Городецкого было создано при Свято-Покровском Авраамиево-Городецком мужском монастыре с. Ножкино. В лагерь принимаются дети из воцерковленных семей. Необходима предварительная договоренность родителей с администрацией. Дети проходят собеседования с директором лагеря. Вносится посильная оплата. Заезд с 15 июня, проводится 2 смены по 20 дней. В настоящее время при братстве продолжается строительство детского приюта, требующее значительных финансовых вложений.
Адрес: Россия, Костромская область, Чухломской район, с. Святица