Иаково-Железноборовский мужской монастырь
Иаково-Железноборовский мужской монастырь - православный мужской монастырь в Костромской области, основанный в около 1390 года. После революции монастырь был закрыт, возрожден в 1994 году.
История[править | править код]
Свое название Железноборовский монастырь получил от того, что на том месте, где он находился, был прежде огромный бор с залежами железной руды. Предание говорит, что до покорения Сибири Ермаком, Железный Борок являлся ссыльным местом,где преступники занимались разработкой руды. Это предание имеет основание, так как и до сих пор вблизи монастыря встречаются ямы и канавы со значительным количеством выжженного железа. Основание Железноборовскому монастырю положено около 1390 года при великом князе Василии Дмитриевиче преподобным Иаковом.
Однажды преподобный Иаков прилег отдохнуть. И тут чудное видение явилось ему. Необыкновенно яркий луч внезапно пал на то место, на котором оказался путник. Преподобный Иаков воспринял это как указание Божие, что именно здесь и должно быть место его отшельнической жизни. На том месте он воздвигнул большой деревянный крест. Вскоре он обнаружил неподалеку небольшое селение Железный Борок, у жителей которого смиренно испросил разрешения поселиться на избранном месте. Он ископал рядом со своей кельей два пруда и колодец. Предание приписывает его трудам и небольшое Святое озеро, находящееся верстах семи от Железноборовского монастыря… Преподобный Иаков воздвигает небольшую бревенчатую церковку в честь Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и учреждает для братии общежитие. Так получила начало Железноборовская обитель, которая впоследствии стала именоваться Иоанно-Предтеченским Железноборовским мужским монастырем.
В 1415 году монастырские заботы привели Иакова в столицу. Именно в те дни супруга великого князя Софья Витовтовна страдала родовыми муками. Великий князь обратился к Иакову с просьбой: помолиться о здравии своей супруги. После благополучных родов обрадованный великий князь наградил Железноборовскую обитель вотчинами, что вскоре сыграло свою роль в деле спасения многих костромичей от погибели.
В 1420 году костромские волости подверглись моровой язве и страшному голоду. Смертность была так велика, что летописцы определяют ее не числом умерших, а кратким выражением: «поля остались несжатыми». В это бедственное время голода преподобный Иаков сделал свою обитель пристанищем для всех приходящих.
Во время борьбы за великокняжеский престол в 1429 году казанские татары совершили набег на костромскую землю. Набегу подвергся и Железноборовский монастырь. Он был разграблен и сожжен дотла. Преподобный Иаков со своей братией укрылся в глубине окружающего монастырь бора. Возвратившись на пепелище, иноки построили новую обитель.
Незадолго до своей кончины преподобный Иаков был возведен в сан игумена. Скончался Иаков 11 апреля 1442 года. Тело его было погребено в основанной им обители. И после смерти Иакова монастырь пользовался покровительством князей и царей российских. Когда в 1450 году великий князь Василий Васильевич ходил войной на галичского князя, свой командный пункт он расположил именно в Железноборовском монастыре. Вся московская рать под командованием воеводы Оболенского во время наступления на мятежный Галич была расположена также в этом монастыре. Именно тогда великий князь Василий Темный и подарил монастырю свою кольчугу, которая долгие годы хранилась в монастыре как реликвия. В 1599 году царь Борис Годунов дал монастырю жалованную грамоту на сельцо Контеево со всеми окрестными деревнями. Не обошли монастырь беды, нависшие над Русью в начале XVII века. Причиной их был Григорий Отрепьев, с которым была близко знакома Железноборовская обитель. Некогда Отрепьев, боярский сын из Галича, явился сюда и вступил в ее братство. По прошествии некоторого времени здесь же он был пострижен в монашество с именем Григория. Из Железноборовского монастыря он перешел в Спасо-Евфимиевский монастырь города Суздаля, а затем в московский Чудов монастырь. В конце концов он объявился в Польско-Литовском государстве в качестве чудом спасшегося царевича Дмитрия. Польские отряды рыскали по всему костромскому краю. Дошли они и до Железноборовского монастыря: сожгли надгробную часовню преподобного, выжгли весь монастырь и до основания разорили Брылеву отшельническую пустынь.
В 1686 году по именному указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей Железноборвский монастырь с землями, с крестьянами и со всеми его угодьями приписан был в Донской Московский монастырь. Монастырь в трудные годы продолжал помогать государству. В 1700 году по грамоте царя Петра I монастырь высылает большую сумму денег на строительство кораблей. В 1701 году монастырю возвращается полная самостоятельность. Но воля Петра, приступившего к осуществлению реформ, отразилась на всех монастырях и в частности на Железноборовском. Когда для изготовления пушек потребовалась медь, и с колоколен храмов снимали для этой цели колокола, тогда и Железноборовский монастырь не избежал этой участи, отдавши один из семи висевших на колокольне колоколов. В 1724 году к Железноборовскому монастырю были причислены со всей землей, крестьянами и угодьями Благовещенский Ферапонтов монастырь на устье реки Монзы и Флоровский Спасский на реке Воче невдалеке от Солигалича.
Монастырь имел свои подворья в Галиче, Буе и в Костроме. На этих подворьях работало до пятисот монахинь-вышивальщиц. Из добываемой монастырем железной руды выплавлялось железо, из которого ковались гвозди, лемеха, сошники, косы, замки, ключи, топоры и многое другое. Монастырь положил начало развитию кузнечного дела и других ремесел. Особенно же он славился работами вышивальщиц по бархату, атласу, парче — бисером, золотым шитьем, стеклярусом. Мастерицы-монахини, работавшие для монастыря, создавали подлинные произведения искусства. Монастырь славился своими благоговейными службами, строгим образом жизни иноков, большой миротворческой деятельностью. Монахи монастыря первыми начали на костромской земле обучать крестьянских детей, боярских и дворянских отроков грамоте по Псалтыри. В 1764 году обитель была переведена в число заштатных и из бывшего, далеко не скудного, сделался настолко ограниченным, что не имел возможности содержать более шести человек.
В описи 1765 года указано, что в монастыре были две каменные церкви - Иоанна Предтечи и Рождества Богородицы, богато и красиво убранные. Монастырь имел свои подворья в Галиче, Буе и в Костроме. На этих подворьях работало до пятисот монахинь-вышивальщиц. Из добываемой монастырем железной руды выплавлялось железо, из которого ковались гвозди, лемеха, сошники, косы, замки, ключи, топоры и многое другое. Монастырь положил начало развитию кузнечного дела и других ремесел. Особенно же он славился работами вышивальщиц по бархату, атласу, парче - бисером, золотым шитьем, стеклярусом. Мастерицы-монахини, работавшие для монастыря, создавали подлинные произведения искусства. Монастырь славился своими благоговейными службами, строгим образом жизни иноков, большой миротворческой деятельностью. Монахи монастыря первыми начали на костромской земле обучать крестьянских детей, боярских и дворянских отроков грамоте по Псалтыри.
Каменное строительство началось в 1743 году построением одноэтажной церкви с пятью главами в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом преподобного Иакова Железноборовского и святителя и Чудотворца Николая, а освящена церковь в 1757 году игуменом Досифеем. Вскоре после этого началось строительство другой каменной церкви одноэтажной с пятью главами во имя Рождества Иоанна Предтечи с каменной колокольней. Церковь освящена игуменом Феофаном в 1761 году. Внутренность храмов украшена была резными и вызолоченными на полимент иконостасами со святыми иконами греческого письма. В 1811 году вместо деревянной ограды сделана новая, каменная, с небольшими по углам башнями. После 1825 года построены каменные настоятельские и братские кельи. Вне монастыря выстроена деревянная гостиница для приезжающих и богомольцев.
При игумене Порфирии (1843-1850) построены: одноэтажный небольшой корпус для гостиной внутри монастыря, каменный, с деревянной крышей; такой же корпус для братской трапезы близ башни, в которой прежде находился трехсвятительский храм. После 1917 года трагична судьба насельников монастыря. В 1927 году иноков из братского корпуса выгнали. По рассказам местных старожилов, они стали жить в подклети церкви Рождества Пресвятой Богородицы в тесноте, холоде и сырости. Было монахов человек 20. Последний инок монастыря (к концу жизни) схиархимандрит Серафим (Борисов) после его закрытия служил в различных храмах Костромской епархии. 8 лет провел в лагерях Архангельской области. По решению Святейшего Синода в 1994 году решено возродить Иоанно - Предтеченский Железноборовский мужской монастырь. И вновь затеплились лампады иноческого жития. На подворье подвизаются 13 человек братии. Наместником монастыря является иеромонах Ферапонт (Кашин).
Современное состояние[править | править код]
В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.
Возрастает число насельников обители.
Совершенствуются формы социального служения.
Храмы[править | править код]
- Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
- Церковь Трех Святителей
- Церковь Иоанна Предтечи
Святыни[править | править код]
- Святые мощи преподобного Иакова Железноборовского
- Храмовые иконы
Престольные праздники[править | править код]
Рождество Пресвятой Богородицы - 21 сентября
Церковь Трех Святителей - 12 февраля
Иоанн Предтеча, пророк - 7 июля (Рождество), 11 сентября (Усекновение главы), 6 октября (Зачатие), 20 января – Собор
Фото[править | править код]
-
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
-
Церковь Трех Святителей
-
Церковь Иоанна Предтечи
Видео[править | править код]
Как добраться[править | править код]
Адрес: Россия, Костромская обл., Буйский р-н, с. Борок, ул. Колхозная, 43
До г. Буй поездом или автобусом.
Далее автобусом от г. Буй до поворота на Борки.
Паломнику[править | править код]
Иаково-Железноборовский мужской монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с древней историей монастыря и его духовным наследием.
Монастырь традиционно является местом паломничества, целью которого, в первую очередь, является совершение молитвы у монастырских святынь. К сожалению, монастырь пока не может обеспечить ночлегом большие группы паломников, поскольку и сама братия весьма стеснена в жилищных условиях. Но братия монастыря готова с радостью принять паломнические группы без ночлега и, при условии предварительной договоренности, обеспечит паломников питанием.
Телефон: (+7 49435) 33-180
E-mail: is-ke@yandex.ru