(не показаны 3 промежуточные версии этого же участника)
Строка 58:
Строка 58:
Мощи святых и чудотворные иконы в Казахстане находятся в храмах и монастырях Русской Православной Церкви.
Мощи святых и чудотворные иконы в Казахстане находятся в храмах и монастырях Русской Православной Церкви.
АКМОЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ
'''АКМОЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ'''
'''АСТАНА.''' [[Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (Астана)|Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших»]]:
'''АСТАНА.''' [[Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (Астана)|Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших»]]:
Строка 104:
Строка 104:
Список всех храмов Казахстана смотрите '''[[Казахстан (храмы)|ЗДЕСЬ]]'''.
Список всех храмов Казахстана смотрите '''[[Казахстан (храмы)|ЗДЕСЬ]]'''.
=== [[Кафедральный собор Вознесения Господня (Алматы)]] ===
=== [[Кафедральный собор Вознесения Господня (Алматы)]] ===
[[Файл:Кафедральный собор Вознесения Господня (Алматы).jpg|мини|350px|справа||alt=Кафедральный собор Вознесения Господня (Алматы)]]
[[Файл:Кафедральный собор Вознесения Господня (Алматы).jpg|мини|300px|справа||alt=Кафедральный собор Вознесения Господня (Алматы)]]
О необходимости православного собора для города Верного говорили ещё первые епископы Туркестанской епархии в конце XIX века; по вопросу велась переписка, были составлены проект и смета, однако он был осуществлён только в начале XX века. 26 сентября 1903 года епископ Туркестанский и Ташкентский Паисий (Виноградов) освятил закладку храма. Туркестанский Софийский кафедральный собор (впоследствии переименован в Свято-Вознесенский кафедральный собор) строился в 1904—1907 годах инженером А. П. Зенковым по проекту талантливого архитектора — Константина Аркадьевича Борисоглебского.
О необходимости православного собора для города Верного говорили ещё первые епископы Туркестанской епархии в конце XIX века; по вопросу велась переписка, были составлены проект и смета, однако он был осуществлён только в начале XX века. 26 сентября 1903 года епископ Туркестанский и Ташкентский Паисий (Виноградов) освятил закладку храма. Туркестанский Софийский кафедральный собор (впоследствии переименован в Свято-Вознесенский кафедральный собор) строился в 1904—1907 годах инженером А. П. Зенковым по проекту талантливого архитектора — Константина Аркадьевича Борисоглебского.
Строка 118:
Строка 118:
=== [[Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы (Астана)]] ===
=== [[Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы (Астана)]] ===
[[Файл:Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы (Астана).jpg|мини|350px|справа||alt=Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы (Астана)]]
[[Файл:Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы (Астана).jpg|мини|300px|справа||alt=Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы (Астана)]]
Решение о строительстве Успенского собора в Астане было принято в 2004 году, когда на Астанайскую и Алматинскую кафедру был назначен митрополит Астанайский и Алматинский Мефодий. В январе 2006 году был заложен первый камень и состоялось освящение фундаментной плиты нового собора, на Пасху 2006 года состоялось первое богослужение. Успенский кафедральный православный собор построен при поддержке и непосредственном участии президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева.
Решение о строительстве Успенского собора в Астане было принято в 2004 году, когда на Астанайскую и Алматинскую кафедру был назначен митрополит Астанайский и Алматинский Мефодий. В январе 2006 году был заложен первый камень и состоялось освящение фундаментной плиты нового собора, на Пасху 2006 года состоялось первое богослужение. Успенский кафедральный православный собор построен при поддержке и непосредственном участии президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева.
Строка 132:
Строка 132:
=== [[Кафедральный собор Введения Пресвятой Богородицы (Караганда)]] ===
=== [[Кафедральный собор Введения Пресвятой Богородицы (Караганда)]] ===
[[Файл:Кафедральный собор Введения Пресвятой Богородицы (Караганда).jpg|мини|350px|справа||alt=Кафедральный собор Введения Пресвятой Богородицы (Караганда)]]
[[Файл:Кафедральный собор Введения Пресвятой Богородицы (Караганда).jpg|мини|300px|справа||alt=Кафедральный собор Введения Пресвятой Богородицы (Караганда)]]
14 июля 1991 года состоялось освящение места под собор и закладка первого камня. В 1993 году было завершено строительство купола.
14 июля 1991 года состоялось освящение места под собор и закладка первого камня. В 1993 году было завершено строительство купола.
Строка 150:
Строка 150:
Список всех монастырей Казахстана смотрите '''[[Казахстан (монастыри)|ЗДЕСЬ]]'''.
Список всех монастырей Казахстана смотрите '''[[Казахстан (монастыри)|ЗДЕСЬ]]'''.
=== [[Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (Астана)|Богородицкий Астанайский монастырь (Взыскание погибших)]] ===
=== [[Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (Астана)|Богородицкий Астанайский монастырь (Взыскание погибших)]] ===
[[Файл:Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (Астана).jpg|350px|мини|справа|alt=Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (Астана)]]
[[Файл:Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (Астана).jpg|мини|300px|справа|alt=Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (Астана)]]
Астанайский в честь иконы Божией Матери «Взыскание Погибших» женский монастырь — православный монастырь в Астане. Открыт в 1995 г. в результате преобразования женской монашеской общины, организованной при храме князя Александра Невского (конец XIX века) в 1930 годах сосланными насельницами закрытых монастырей.
Астанайский в честь иконы Божией Матери «Взыскание Погибших» женский монастырь — православный монастырь в Астане. Открыт в 1995 г. в результате преобразования женской монашеской общины, организованной при храме князя Александра Невского (конец XIX века) в 1930 годах сосланными насельницами закрытых монастырей.
Строка 164:
Строка 164:
=== [[Иверско-Серафимовский женский монастырь (Алматы)|Иверско-Серафимовский женский монастырь]] ===
=== [[Иверско-Серафимовский женский монастырь (Алматы)|Иверско-Серафимовский женский монастырь]] ===
[[Файл:Иверско-Серафимовский женский монастырь (Алматы).jpg|350px|мини|справа|alt=Иверско-Серафимовский женский монастырь (Алматы)]]
[[Файл:Иверско-Серафимовский женский монастырь (Алматы).jpg|мини|300px|справа|alt=Иверско-Серафимовский женский монастырь (Алматы)]]
Иверско-Серафимовский женский монастырь — монастырь Русской Православной Церкви в Алма-Ате. Бывший в прошлом казачьим, Софийский собор (главный монастырский храм, освященный в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии) является старейшим храмом города Верного (Алма-Аты).
Иверско-Серафимовский женский монастырь — монастырь Русской Православной Церкви в Алма-Ате. Бывший в прошлом казачьим, Софийский собор (главный монастырский храм, освященный в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии) является старейшим храмом города Верного (Алма-Аты).
Аксайская Серафимо-Феогностовская пустынь основана на месте подвигов и мученической кончины святых преподобномучеников Серафима и Феогноста, официально прославленных Церковью в 2000 году. Обитель находится недалеко от города Алма-Ата (ранее - город Верный), на величественных вершинах Заилийского Алатау, в Аксайском ущелье, среди необычайной тишины и вечнозеленых тянь-шаньских елей, у места, называемого по-казахски Кызыл-Жарским урочищем, что по-русски значит «красный обрыв». Здесь возвышается поклонный надмогильный деревянный крест. На каменном подножии его выгравирована надпись: Иеромонахи Серафим и Феогност мученически погибли 29.VII/11.VIII 1921 года.
Аксайская Серафимо-Феогностовская пустынь основана на месте подвигов и мученической кончины святых преподобномучеников Серафима и Феогноста, официально прославленных Церковью в 2000 году. Обитель находится недалеко от города Алма-Ата (ранее - город Верный), на величественных вершинах Заилийского Алатау, в Аксайском ущелье, среди необычайной тишины и вечнозеленых тянь-шаньских елей, у места, называемого по-казахски Кызыл-Жарским урочищем, что по-русски значит «красный обрыв». Здесь возвышается поклонный надмогильный деревянный крест. На каменном подножии его выгравирована надпись: Иеромонахи Серафим и Феогност мученически погибли 29.VII/11.VIII 1921 года.
Казахста́н (каз. Қазақстан [qɑzɑqˈstɑn], официально Респу́блика Казахста́н, каз. Қазақстан Республикасы) — государство, располагающееся в центре Евразии, бо́льшая часть которого относится к Азии, а меньшая — к Европе. Располагается между Каспийским морем, Нижним Поволжьем, Уралом, Сибирью, Китаем и Средней Азией.
Православие — вторая по величине религиозная конфессия в современной республике Казахстан после ислама. Общее число православных в стране составляет около 4,2 млн человек или порядка 26 % населения республики (данные на 2009 год). Православия традиционно придерживается русское и славянское, и, в меньшей степени, другое русскоязычное население республики, хотя значительная часть населения республики в целом нерелигиозна.
Православие (в его русской традиции) появляется на территории Казахстана в ходе русской колонизации Сибири и Дальнего Востока на севере современного Казахстана появляется, хотя первые формы христианства несторианского толка проникли на территорию Средней Азии и Южного Казахстана вдоль великого шёлкового пути юго-востока в IV—V веках и сохраняли доминирующее положение в регионе до VII—VIII веков, когда арабское завоевание принесло с собой ислам в междуречье Амударьи и Сырдарьи. Концентрация православных выше на севере республики и в крупных городах.
Мало кто знает, но христианство на территорию современного Казахстана и Средней Азии было привнесено в первые века по Рождестве Христовом. По церковному преданию, святые апостолы Варфоломей, Филипп, Матфей и Фома распространяли Евангельское учение в Индии и соседних с нею странах, к которым относятся средне-азиатские земли и территория Семиречья. Еще одним благовестником в азиатском крае стал апостол Андрей Первозванный, который отправился с проповедью северными дорогами Великого шелкового пути: посетил Центральную Азию, Скифию, Согдиану.
По свидетельству А.Р. Бируни 2, христианское учение уже через двести лет после Воскресения Христова стало известно в городе Мерве (ныне город Мары в Туркмении). К III веку христианство утвердилось в Фергане, Самарканде, Бухаре, Маргиане. На этих землях, включая район озера Иссык-Куль, впоследствии образовались крупные митрополии. Здесь было создано знаменитое Хорезмийско-Хвалисское архиепископство; огромная Эфталийская империя провозгласила христианство государственной религией, о Евангелии узнали и за Великой Китайской стеной.
Но с V века в Средней Азии стало распространяться несторианское учение о Христе 3. А с ХIII века христианство в этих краях стало постепенно вытесняться исламом. С XIV века о христианах Центральной и Средней Азии нигде более не упоминается. Однако сохранились свидетельства, что на берегу Иссык-Куля в XIV веке стоял армянский христианский монастырь, в котором, по преданию, находились мощи святого апостола Матфея. Таким образом, христианство в Средней Азии и Казахстане среди тюрков получило распространение с самых первых веков, намного раньше, чем в Киевской Руси среди славян, и просуществовало более тысячи лет.
Л. Головкова, В. Королёва, О. Хайлова. «Караганда святая, благословенная». Старец Севастиан и другие подвижники
В XIX веке для проповеди православия на землях северного Казахстана была основана Киргизская духовная миссия (в царской России казахов называли киргизами или киргиз-кайсаками), которая просуществовала до 1917 года, будучи закрыта в плане всеобщей борьбы коммунистического правительства с религией.
С начала 1990-х годов наблюдается возрождение православных традиций в Казахстане, хотя параллельно происходит упадок общей числа и доли их в населении из-за массовой эмиграции русскоязычных в постсоветский период. 7 мая 2003 года 3 епархии Русской православной церкви были организованы в Казахстанский митрополичий округ. 6 октября 2010 года на территории Казахстана образованы 3 новые епархии. 5-6 октября 2011 года из прежних шести епархий были выделены
ещё три.
Гонения на Церковь в Казахстане начались с началом установления в крае советской власти. Это было связано с тем, что население края состояло в основном из казаческого и купеческого сословий, которые, в большинстве своем, были ярыми противниками большевизма. В центральном и северо-восточном Казахстане власть переходила из рук в руки. Начался страшный террор. И первые репрессии коснулись местного духовенства. В эти годы были уничтожены наиболее авторитетные и ревностные труженики на ниве Христовой, которые со всей очевидностью понимали, что следование духу и слову Евангелия несовместимо с революционным началом.
В 1930-х – 1950-х годах в Казахстане находилось одно из самых страшных подразделений ГУЛАГа – Карлаг (Карагандинский исправительно-трудовой лагерь). Среди его узников было немало православных архиереев, священников, монахов и мирян, принявших смерть за Христа. В начале XXI века удалось собрать множество материалов о подвигах казахстанских новомучеников.
Караганды еще не существовало, когда в 1921 году в окрестностях будущего города пролилась кровь убиенных мучеников, отдавших жизнь свою за веру и Церковь Христову. Пройдет всего десять лет, и невинным жертвам, пострадавшим в степных пределах, не будет числа, а саму землю Карагандинскую современники и потомки назовут «святой, благословенной».
Л. Головкова, В. Королёва, О. Хайлова. «Караганда святая, благословенная». Старец Севастиан и другие подвижники
В Казахстан, как на окраину Советского Союза, расположенную далеко от центра Церковного управления и духовной жизни России, ссылали самых авторитетных представителей церковной иерархии и лучшую часть духовенства, тем самым, отстраняя их от участия в решении насущных церковных вопросов, отлучая от управления своими епархиями, и окормляемой паствы.
О необходимости православного собора для города Верного говорили ещё первые епископы Туркестанской епархии в конце XIX века; по вопросу велась переписка, были составлены проект и смета, однако он был осуществлён только в начале XX века. 26 сентября 1903 года епископ Туркестанский и Ташкентский Паисий (Виноградов) освятил закладку храма. Туркестанский Софийский кафедральный собор (впоследствии переименован в Свято-Вознесенский кафедральный собор) строился в 1904—1907 годах инженером А. П. Зенковым по проекту талантливого архитектора — Константина Аркадьевича Борисоглебского.
Адрес: Казахстан, 050 010 г. Алматы, Парк 28-ми Гвардейцев-Панфиловцев, ул. Гоголя 40 »В»
Проезд: Собор находится на территории парка имени 28 гвардейцев-панфиловцев.
Решение о строительстве Успенского собора в Астане было принято в 2004 году, когда на Астанайскую и Алматинскую кафедру был назначен митрополит Астанайский и Алматинский Мефодий. В январе 2006 году был заложен первый камень и состоялось освящение фундаментной плиты нового собора, на Пасху 2006 года состоялось первое богослужение. Успенский кафедральный православный собор построен при поддержке и непосредственном участии президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева.
2007 год в истории собора ознаменовался тем, что для него были отлиты и привезены колокола. В августе 2009 года митрополитом Мефодием было проведено освящение пяти куполов и крестов Успенского собора.
14 июля 1991 года состоялось освящение места под собор и закладка первого камня. В 1993 году было завершено строительство купола.
23 мая 1995 в недостроенном храме состоялась первая служба — Пасхальная вечерня.
В своём основании храм имеет форму Ноева ковчега. Архитектурные формы Собора с куполами, служебными переходами, пристройками, лесенками, окнами напоминают уютный, сказочный терем-теремок.
Адрес: 100024, Республика Казахстан, город Караганда, ул. Гапеева, 1А
Астанайский в честь иконы Божией Матери «Взыскание Погибших» женский монастырь — православный монастырь в Астане. Открыт в 1995 г. в результате преобразования женской монашеской общины, организованной при храме князя Александра Невского (конец XIX века) в 1930 годах сосланными насельницами закрытых монастырей.
В 1930-е годы священомученик Павел Гайдай, находившийся в ссылке в захолустном Акмолинске, предсказывал своим духовным чадам: «Какой большой город здесь будет! И трамваи ходить будут, и монастырь еще будет». В то время на весь Акмолинск было три грузовых машины, ездили на лошадях да на верблюдах. А батюшка провидел далеко вперед. Когда в начале 1970-х годов архимандрит Кирилл организовал монашескую общину, а потом зарегистрировали монастырь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших».
Адрес: Казахстан, Акмолинская область, Астана, пр. Республики, д. 12-Б
Иверско-Серафимовский женский монастырь — монастырь Русской Православной Церкви в Алма-Ате. Бывший в прошлом казачьим, Софийский собор (главный монастырский храм, освященный в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии) является старейшим храмом города Верного (Алма-Аты).
Монастырь был учрежден указом Святейшего Правительствующего Синода от 20 декабря 1908 года. Основой монастыря стала женская община при Всехсвятской церкви близ Верненского кладбища на Ташкентской аллее. Настоятельницей обители стала приехавшая из Ставропольского Иоанно-Мариинского монастыря монахиня Нектария.
31 декабря 1908 года владыка Димитрий после литургии торжественно обнародовал указ об открытии Иверско-Серафимовской женской монастырской общины.
Адрес: Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Латифа Хамиди, д. 30
Аксайская Серафимо-Феогностовская пустынь основана на месте подвигов и мученической кончины святых преподобномучеников Серафима и Феогноста, официально прославленных Церковью в 2000 году. Обитель находится недалеко от города Алма-Ата (ранее - город Верный), на величественных вершинах Заилийского Алатау, в Аксайском ущелье, среди необычайной тишины и вечнозеленых тянь-шаньских елей, у места, называемого по-казахски Кызыл-Жарским урочищем, что по-русски значит «красный обрыв». Здесь возвышается поклонный надмогильный деревянный крест. На каменном подножии его выгравирована надпись: Иеромонахи Серафим и Феогност мученически погибли 29.VII/11.VIII 1921 года.
Адрес: Казахстан, 040900, Алма-Атинская область, Аксайское ущелье Карасайского района
Проезд: Монастырь находится высоко в горах, в Аксайском ущелье, на склоне Кызыл Жар (Красный обрыв), на территории Иле-Алатауского Национального природного парка, в 12 км от города Алматы.