Священномученик Алекси́й (Орлов), архиепископ Омский
Дни памяти
9 февраля (переходящая) - Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
12 августа - Собор Самарских святых
Житие
Краткое житие священномученика Алексия (Орлова)
Священномученик архиепископ Алексий (Орлов) родился 8 февраля 1862 года в семье самарского священнослужителя, прошёл местные духовные школы и окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию, после которой служил по духовной части. В августе 1923 года он был хиротонисан во епископа Бугульминского, но вскоре отпал в обновленчество и в 1923–1924 годы временно управлял раскольнической Куйбышевскою епархией. Однако, уже в 1924–1927 годы мы видим Владыку Алексия во православных архиереях на Курганской кафедре, а в 1927–1931 гг. - последовательно на Малмыжской, Енотаевской и Сызранской кафедрах.
В августе 1931 году 60-летний архиепископ прибыл на постоянное служение в Омск. Омское служение Владыки Алексия продолжалось четыре года, до тех пор, пока в апреле 1935 года он не был арестован. До августа 1935 года Владыка Алексий продолжал значиться правящим епископом Омской епархии. 25 октября того же 1935 года он был сослан на пять лет в городок Мирзоян - крохотный райцентр неподалёку от Чимкента. Правда, в Мирзояне Владыка Алексий прожил недолго - здесь его арестовали 15 мая 1937 года, а 27 августа того же 1937 года расстреляли. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года Владыка Алексий прославлен в сонме новомучеников и исповедников Российских ХХ века.
Источник: sttatiana-omsk.ru
Полное житие священномученика Алексия (Орлова)
В миру Алексей Степанович Орлов, родился 8 февраля 1862 года, в городе Самаре в бедной семье псаломщика. Семья была глубоко верующей.
Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
16 августа 1895 года рукоположен в сан священника, и состоял на службе в разных храмах города Самары, а затем в сане протоиерея, – в Самарском кафедральном соборе.
В 1922 году овдовел, и в том же году принял монашество.
9 июня 1923 года состоялась его хиротония во епископа Бугульминского, викария Самарской епархии.
В конце 1923 года уклонился в обновленчество и был назначен обновленческим епископом Бугурусланским, с правом временного управления Самарской епархией.
В 1924 году в Самарском кафедральном соборе всенародно принес покаяние за уклонение в обновленчество, и был снова принят в общение Русской Православной Церковью в сущем сане.
В 1924 году назначен епископом Курганским, викарием Тобольской епархии.
16 сентября 1927 года назначен епископом Мамалыжским, викарием Сарапульской (Ижевской) епархии.
11 февраля 1931 г. назначен епископом Енотаевским, викарием Астраханской епархии.
По воспоминаниям А.И. Кузнецова, епископ Алексий (Орлов) прибыл в Астрахань в сентябре 1930 года, после ареста временно Управляющего Астраханской епархией епископа Вольского Андрея (Комарова). Фактически все время, пока епископ Андрей находился под стражей, до февраля 1931 года, на епископа Алексия легло бремя управления епархиальными делами.
Епископ Алексий был скромным, обаятельным человеком и за это он пользовался всеобщей любовью верующих. В обхождении он был очень прост, вел аскетический образ жизни, ежедневно служил в храме, главным образом в храме Князя-Владимира, около которого он жил в доме на улице Радищева, 38. Верующие старались приглашать его и в другие приходские храмы, где он любил служить по престольным праздникам.
Сохранилось описание внешности епископа: высокий рост, пышная, буквально до пояса, борода, белое румяное лицо с добрыми глазами и милой выразительной улыбкой.
Однажды, в канун праздника Сретения Господня, произошел такой случай. Епископа Алексия пригласили служить всенощную в Тихвинской церкви. Он приехал, прихожане встретили его, и служба началась. Вскоре сюда же в церковь прибыл епископ Андрей (Комаров), утром освобожденный из тюрьмы. Он, никем не встреченный, прошел в алтарь. Что произошло в алтаре неизвестно, но только на литургию вышел епископ Андрей. В церкви поднялся шум, были слышны голоса: «Где епископ Алексий?» Верующие подступили к епископу Андрею и стали требовать его удаления, желая, чтобы службу продолжил епископ Алексий. Владыка Андрей хотел, что-то сказать, но во всеобщем гвалте его не было слышно. Служба была сорвана. Естественно, что этот самый случай никак не мог способствовать хорошим отношениям между епископами. Владыка Алексий остался в Астрахани на положении викарного архиерея, но служить ему удавалось изредка и только в Князь-Владимирском храме.
В апреле 1931 года, епископ Алексей был удален из города. Только в 1933 году, из письма самого владыки, астраханцы узнали, что же произошло:
"Как-то я купил, – писал епископ Алексей, – стопу почтовой бумаги, каждый лист которой был украшен жирной типографической печатью: "Религия – орудие угнетения трудящихся масс". Этот лозунг я искусно переделал, и у меня получилось: "Религия – орудие утешения трудящихся масс". В такой переделке бумага и защеголяла по свету, в моей деловой корреспонденции. Кому – то показалось это вольностью, и я оказался в Сызрани".
5 июня 1931 года был назначен епископом Сызранским, викарием Самарской епархии, но и здесь он пробыл недолго. Почти тут же его выслали в Сибирь, в Омск.
24 августа 1931 года он был назначен епископом Омским.
11 августа 1933 года был возведен в сан архиепископа.
24 апреля 1935 года был арестован на основании справки, составленной СПО УНКВД по Омской области, в которой говорится:
"По имеющимся в нашем распоряжении данным, проживающий в гор. Омске архиепископ ОРЛОВ Алексей Михайлович – 73 г., будучи враждебно настроен по отношению к существующему строю, сгруппировал вокруг себя единомышленников из Тихоновского духовенства и беглых людей, наиболее активными участниками являются: Топорнин Дмитрий Алексеевич, 64 л., священник Ильинской церкви; Зайцев Петр Прокопьевич – 65 л., дьякон Ильинской церкви; Перепелкин Ефим Артемович – 55 л., бывший миссионер; Жарков Николай Иванович – 50 л., бывший кулак.
Данная группа во главе с архиепископом Орловым А. на протяжении нескольких лет систематически занималась ведением антисоветской агитации, направленной против политики партии и Соввласти, распространяя провокационные слухи о предстоящей войне и неизбежности гибели Советской власти...
В связи с закрытием в г. Омске Знаменской церкви Тихоновской ориентации архиепископ Орлов под видом своих именин созвал у себя на квартире нелегальное сборище – сторонников, на котором выступал перед присутствовавшими с агитационной речью, призывая помолиться, чтобы избавить Церковь и страну от бед и напастей.
На основании вышеизложенного... арестовать по данному делу лиц... и привлечь к ответственности по ст. 58-10-11 УК РСФСР..."
Через месяц с небольшим список обвиняемых пополнился бывшим священником Валерианом Михайловичем Сапожниковым, омским священником Петром Александровичем Кузнецовым и священником Степаном Авксентьевичем Шалыгиным все по той же статье. Так в недрах НКВД была сформирована группа "церковников-вредителей".
На допросах, которые продолжались до 10 июля 1935 г., владыка держался с достоинством, показал себя человеком честным, бесстрашным, полностью доверяющим своему ближайшему окружению. Из материалов допросов выяснилось, что владыка разъяснял пастве пагубность раскола и обновленчества, оказывал материальную помощь ссыльному и репрессированному духовенству, содействовал бежавшим из ссылки священнослужителям, беспокоился о материальных нуждах вверенной ему паствы, остро реагировал на взрыв в г. Омске Ильинской церкви.
10 июля 1935 г. было составлено обвинительное заключение, в котором значилось
"...ОРЛОВ Алексей Степанович, 1862 г.р., ОБВИНЯЕТСЯ в том, что:
возглавлял к-р пораженческую группу духовенства Тихоновской ориентации. Сам распространял провокационные слухи о скорой предстоящей войне Японии с СССР и неизбежности гибели Сов. власти, обрабатывал верующих в пользу Японии, доказывая, что она является защитницей христианства;
распространял провокационные слухи, что в случае войны Красная Армия восстанет;
в связи с убийством Кирова говорил, что "много пострадало невинных".
22 июля 1935 г. дело было передано на рассмотрение Особого Совещания при НКВД СССР.
25 октября 1935 года архиеп. Алексий был осужден по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР за "участие в контрреволюционной группе" и приговорен к 5 годам ссылки, в Казахстан.
23 декабря 1936 года он прибыл в г. Мирзоян (современный Тараз). Здесь архиепископ Алексей помогал организовывать «староцерковническую» (принадлежащую к Патриаршей Церкви) общину, составлял списки ее членов, писал заявление в райисполком и давал советы по регистрации общины. Несмотря на запреты властей, по просьбам верующих совершал требы.
15 мая 1937 года был арестован Мирзоянским РО НКВД по обвинению в участии в «контрреволюционной организации церковников», и заключен в тюрьму г. Мирзоян.
Проходил по одному делу с расстрелянными в г. Чимкенте митрополитами Кириллом (Смирновым), Иосифом (Петровых) и другими священнослужителями и мирянами.
В обвинительном заключении по данному делу, вынесенном 23 августа 1937 г., владыка Алексий обвинялся в том,
"что на территории Южно-Казахстанской области Каз. ССР, отбывающими административную ссылку бывшими видными церковниками Смирновым К.И., Петровых И. и Кобрановым Е. был организован контрреволюционный центр, куда вошли значительные по количеству кадры церковников, монахов, попов, кулаков и офицеров. В основу центр ставил своей задачей организацию всех к/р сил церковников в строго законспирированное подполье для активного повстанческого выступления против советской власти в момент ожидающейся интервенции против СССР, установления Патриаршества и главы Церкви над государственной властью. С этой целью среди руководящего состава главой Русской Церкви было решено считать Смирнова Константина и о чем были поставлены в известность некоторые к/р формирования к/р организации. В разных населенных пунктах СССР, вплоть до рабочих центров, на фабриках были организованы рабочие общины, тайные монастыри, где под руководством епископов, попов и монахов проводились вербовки новых членов в к/р организацию, проводились пострижения...
Руководители центра на условные адреса регулярно получали денежную помощь из разных мест СССР от своих филиалов, которыми на местах по установке центра проводились тайные сборы средств среди верующих..."
Кроме общего обвинения было поставлено в вину:
"Орлов Алексей – организатор новых нелегальных общин в Манкенте и Мирзояне. Являлся организатором к/р ячеек, связистом между архиепископом Ташкентским Борисом Шипулиным и Иосифом Петровых. Вел к/р агитацию о скором падении Мадрида и высказывал пораженческие настроения".
На допросах владыка Алексий не отрицал, что "помогал, как духовное лицо оформить религиозную общину староцерковническую, технически составлял списки лиц, входящих в общину, писал заявление в райисполком и безграмотным давал советы как нужно идти в райисполком регистрировать общину"; не отрицал, что "имел связь с архиепископом Борисом Шипулиным, который управляет Ташкентской епархией, у него состоял на учете, как служитель религиозного культа, т.к. каждый служитель религиозного культа по правилам староцерковным должен стать на учет, где бы он не находился...". Но на вопросы о его антисоветской и к/р деятельности отвечал: "Никакой а/с деятельностью я не занимался". При предъявлении обвинения заявил: "Виновным себя не признаю ни в чем".
Протокол последнего допроса занял две строчки:
"Вопрос: Вы являетесь членом к/р организации церковников и должны признаться, рассказать откровенно и подробно о своей к/р деятельности.
Ответ: От откровенных показаний отказывается, заявляет, что не знает".
26 августа 1937 года тройкой при УНКВД по Южно-Казахстанской обл. был осужден по ст. 58-10,58-11 УК РСФСР за "антисоветскую деятельность" и приговорен к расстрелу.
4 сентября 1937 года был расстрелян близ города Чимкента, у Лисьей балки. В настоящее время место захоронения неизвестно.
5 июля 1958 года Президиумом Южно-Казахстанского областного суда был реабилитирован по 1937 году.
22 июня 1989 года Прокуратурой Омской обл. был реабилитирован по 1935 году.
Канонизирован на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
Литература
- Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.1. С.147.
- Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.961.
- Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 1917-1997. Т.9. М., 1997. С.112, 721.
- Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000г.
- Православная энциклопедия/ Под. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т.1: А-Алексий Студит. М.: "Православная энциклопедия", 2000. С.652.
- Забвению не подлежит: Книга памяти жертв политических репрессий Омской области. [Т.6]. Омск: Кн.изд-во, 2002. 440с. С.188-192.
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Величайшее из безобразий есть безобразие заповедывать другому делать то, чего сам не исполняешь, ибо никакой не получим мы пользы от чужих дел.
1365 год. В память чудесного исцеления в день Архистратига Михаила свт. Алексием татарской ханши Тайдулы в Кремле был основан Чудов монастырь.
Ангелы Божии хранят человека и в нуждах помогают ему
Для чего Господь попускает праведным страдать от нечестивых, а также терпеть и другие беды?