Историко-археологическое и статистическое описание Боровского Пафнутиева монастыря — архимандрит Леонид (Кавелин) <br><span class=bg_bpub_book_author>Архимандрит Леонид (Кавелин)</span>

Историко-археологическое и статистическое описание Боровского Пафнутиева монастыря — архимандрит Леонид (Кавелин)
Архимандрит Леонид (Кавелин)

(1 голос5.0 из 5)

Историко-археологическое и статистическое описание Боровского Пафнутиева монастыря Калужской губернии, всвязи с историческим сказанием о преподобном Афнутии, Боровском чудотворце, основатель оного, с приложением свидетельств о благодатных знамениях, явленных им страждущему человечеству, составленное архимандритом Леонидом.

Издание 3-е

Значительно исправленное по первоисточникам и главнейшим пособиям. (С приложеним сказания о последних днях его жизни).

Местоположение монастыря

Боровский Пафнутиев мужеский, первоклассный штатный монастырь находится на левом берегу реки Протвы, в трех верстах, к востоку от уездного города Боровска (Калужской губернии). Он расположен на отлогой покатости горы, при дороге от Боровска к городу Серпухову. Северную и западную стороны монастыря обнимают монастырские пруды и речка Истерма, отделяемая от прудов насыпной плотиной, имеющая течение на юг и впадающая в реку Протву. За Истермой, на правом берегу её, лежит по косогору монастырский сад, крестьянская земля и Рощинская слобода с приходской её церковью на горе; на южной стороне монастыря расположены монастырские, городские и Рощинской слободы крестьян деревянные лавки для ярмарок; за ними крестьянские дома той же Рощинской слободы, а далее река Протва, имеющая течение на восток. На восточной стороне монастыря не в дальнем расстоянии скотный монастырский двор с огородами и Ребушинская слобода с приходской её церковью на горе.

Житие св. Пафнутия Боровского

Месяц Май, открывающийся для вселенской церкви памятью великого Пророка Иеремии, процвел и для нас, в самый первый из своих дней, житием преподобного основателя Боровской обители, св. Пафнутия. Житие его написано одним из знаменитых учеников его, братом преподобного Иосифа Волоколамского, Вассианом, архиепископом Ростовским, который воодушевил некогда красноречивым своим посланием Великого Князя Иоанна III, собирателя земли Русской, отстоять ее от полчищ Ахматовых и сокрушить навсегда иго неверных, два века тяготившее Россию.

Преподобный Пафнутий происходил от рода Агарянского. Когда, попущением Божиим за грехи наши, пришел безбожный Батый, во множестве своей силы, и опустошил всю землю Русскую, Князей же её мечем пожал, как созревшие колосья, и вместо их поставил Агарянских властителей, называемых Баскаками, тогда один из них был дед Пафнутиев и властвовал как Баскак в своем участке. Но после первого страха облегчилось иго варварское и благородные Князья наши возвратились опять в свои уделы; начало истребляться нечестие Агарянское и самые Баскаки побуждаемы были по местам принять христианство. В то время и дед Пафнутиев обратился ко истинной вере и наречен был во святом крещении Мартином. У него родился сын Иоанн, сочетавшийся браком с благочестивой Фотинией и благословенным плодом их супружества, был сей блаженный отрок, в мире называвшийся Парфением. В отчине родительской возрастал он в сельце Кудинове, за три версты от города Боровска, и вместе с годами возрастал и разумом, украшаясь благочестием и добрыми нравами; божественное писание, которое изучал прилежно с юных лет, направило его на путь спасения. Двенадцати лет оставил он дом родителей и все красное мира, чтобы удалиться в обитель родного города, по месту называемую Высокой, где был храм Покрова Богородицы, и несмотря на юные годы был пострижен игуменом Маркеллом в ангельский образ. Не оставил его, однако опытный вождь без руководства и вверил многолетнему старцу священноиноку Никите, который был в свое время учеником чудного Сергия, Радонежского Чудотворца. Через него почила и на юном Пафнутии благодать, излиянная на сего отца иночествуюших. Никита поставлен был от своего блаженного учителя настоятелем в обители Зачатия Матери Божией города Серпухова, но в глубокой старости лишившись света очей, переселился на родину в обитель Боровскую.

Читать далее…

Комментировать