Райцентр Калужской области, расположенный примерно в 106 км к северу от Калуги и 80 км к югу от Москвы. На р. Протве. Население – около 15 тыс. человек.
Субъективно
Краеведы говорят, что в Боровске лучше чем где-либо сохранилась «рядовая застройка» XVI-XIX веков. Кажется, что время замерло не только в домах и геранях на окнах, но и в людях.
Большим город никогда не был, легко передавался «большими» князьями из рук в руки. Во время нашествия Лжедимитрия II Боровск потерял большинство жителей и 6 из 16 храмов. В XVII в. в городе жило меньше тысячи человек, крепость была слабой, гарнизон – маленьким.
Даже в старину Боровский край воспринимался как место для отдыха, успокоения. Так Пётр I неоднократно, порой до месяца, отдыхал на р. Истье, лечился здешними минеральными водами.
В 1812 г. французы при отступлении взяли Боровск и, убедившись, что казна увезена, а вино вылито, с досады сожгли 5/6 города вместе с Пафнутиев-Боровским монастырём. 11 октября Наполеон был в городе на пути к Малоярославцу, а 14-го – уже откатываясь от Малоярославца. В Боровском уезде во всей силе развернулось партизанское движение, которое и нанесло основной урон войскам Наполеона; народные мстители убили здесь 2193 интервентов и пленили 1300. До сих пор на ул. Ленина (бывшей Успенской) стоит трёхэтажный дом, где останавливался Наполеон.
В XIX в., хотя и появились в городе заводики, но всё-таки основной доход боровчанам приносил сбор грибов и огородничество. Недаром город назван в честь соснового бора.
Пафнутий Боровский до монашеского пострига носил имя Пафнутий. Родился он в селе Кудинове, около Боровска в семье принявшего православие татарина Мартина и его жены Фотинии.
Постриг Пафнутий принял будучи ещё молодым, в Покровском монастыре. Наставником его был ученик Сергия Радонежского Никита Серпуховской. Пафнутий Боровский является основателем Боровской обители Рождества Богородицы, которую сейчас больше знают как Пафнутиево-Боровский монастырь.
Монастырю в г.Боровск уже больше 555-ти лет. Монастырь действующий.
Монастырь находится в 3 км от Боровска на левом берегу Протвы. Одной стороной он погружён в лес. Те, кто приезжают на рейсовом автобусе, идут к Боровскому монастырю через лес по тропинке. Особенно прекрасной эта прогулка получается весенним утром, когда поют птицы.
Когда русские стали прогонять ханских баскаков, один из них был вынужден креститься и поселиться в сельце под Боровском. В 20 лет внук бывшего баскака постригся в Покровском монастыре в Высоковской слободе Боровска с именем Пафнутия и прожил в нём 30 лет. На 51-ом году жизни он заболел, оставил игуменство, постригся в великую схиму и ушёл в лес. Туда к нему стали собираться монахи.
Пафнутий Боровский во всём подавал пример братии нового Боровского монастыря. Келья его была самая убогая, из пищи он брал худшее, в понедельник и пятницу не вкушая совсем, а работу брал самую тяжёлую и первым приходил на службу в храм. Не удивительно, что его любили и почитали. Немало постриженников и учеников Пафнутия впоследствии прославились святостью, среди них наиболее известны прп. Иосиф Волоцкий и его брат, архиепископ Ростовский Вассиан Рыло.
К Богу Пафнутий отошёл в 1477 г., 83-х лет, предсказав день своей смерти. При жизни прозорливого старца считали своим молитвенником московские князья Василий Тёмный и Иоанн III, а после смерти – Иоанн IV Грозный. Память святого празднуется 1 (14) мая.
Благовещенский собор Боровска сегодня хранит как святыню посох преподобного Пафнутия.
Около 1467 г. белокаменный собор Рождества Пресвятой Богородицы расписывал известный иконописец-мирянин Дионисий. Преподобный многому научил молодого Дионисия. Иконописец по болезни ног не мог приступить к работе. Св. Пафнутий сказал ему: «Дионисий! Бог да благословит тебя, начни доброе дело; Господь и Пречистая Матерь Божия подаст здравие ногам твоим». Мастер, поверив словам преподобного, принялся за дело и выздоровел. В другой раз в нарушение заповеди старца не есть мяса в обители Дионисий отведал ягнёнка и тут же так заболел, что вовсе не мог двигаться. Преподобный заповедал мастеру слушаться наставников и исцелил его при помощи освящённой воды.
На месте этого собора был потом построен новый, фрагменты росписей Дионисия остались только на отдельных каменных блоках.
Монастырю не раз пришлось отражать литовские и татарские набеги. В 1610 г. крепость осадили войска Лжедимитрия II вместе с поляками гетмана Сапеги. Оборону держал князь Михаил Волконский с воинами, монахами и жителями Боровска. После 10 дней осады враги вошли в крепость и убили всех, кто был в монастыре. В том числе – пребывавшего на покое архимандрита Иоасафа – руководителя героической обороны Троице-Сергиева монастыря.
Князя Волконского, который бился до конца, настигли и убили в Успенской церкви. Летописец написал о чуде: «Того ж князя Михаила кровь прыснула на левой крылос, и многожды тое кровь скребляху и мыша, но не можаху тое крови ни соскресть, ни смыти». Этот же летописец поведал, что число убитых доходило до 12 тыс. По преданию, изменник указал полякам ход под Тайницкой башней, которую с тех пор называют «башней измены».
Когда в 1919 г. большевики впервые попробовали ограбить монастырскую ризницу, куда жертвовали многие русские цари, на окрестных церквях ударили в колокола, и крестьянское большинство остановило произвол. Но в 1922 г. монастырь всё-таки закрыли, устроив здесь исправительную колонию, потом музей на основе церковного имущества, расхищение которого довершили немцы в 1941 г.
Современное состояние
Сегодня монастырь восстановлен. Действует 5 храмов. Братия – немногим более 10 человек.
Сердце обители – собор Рождества Пресвятой Богородицы (1586); в нём покоятся мощи прп. Пафнутия. Сохранились: трапезная палата с церковью Рождества Христова (1511), больничные палаты с церковью пророка Илии (1670), колокольня (1690), архимандритские палаты и братские корпуса (XVII в.). Под пристроенной к архимандритским палатам церковью свт. Митрофана, патриарха Цареградского (1760) расположена усыпальница настоятелей.
Святой источник. У стены монастыря – затянутые ряской пруды, вырытые монахами при Пафнутии. Кваканье сотен лягушек заглушает всё. Эти пруды, имевшие оборонительное значение, подпитывает р. Истерьма. А между прудами и рекой находится святой источник прп. Пафнутия с купальней.
Боровский монастырь принимает трудников мужского пола.
Проезд. На автобусе, по дороге от Балабаново к Боровску сойти, не доезжая до конечной, – на ост. «Посёлок Роща» – и около 1 км пройти пешком налево через лес.
Адрес: 248002, Калужская обл., г. Боровск, п/о Роща. Тел.: (48438) 4-47-62, 4-37-39.
Время работы: Богослужения. Пн.-Сб. – братский молебен, полунощница, часы – в 5.30, в 7.00 – литургия. В Вс. две литургии – в 7.00 и в 10.00. Молебен прп. Пафнутию в Пн.-Сб. – в 12.00, в Вс. – в 14.00. Вечернее богослужение в 17.00.
Сайт : www.pafnuty-abbey.ru
Благовещенский собор – главный храм города Боровска . Он был сооружён в XVII в. и переделывался до XIX в. Среди его икон примечателен резной образ Николы Можайского, предположительно – XIV в. Ранее он находился в другом храме, сожженном французами в 1812 г. Святынями собора являются чтимая икона прп. Пафнутия и его посох.
Храм Дмитрия Солунского в слободе Рябушки упоминается в истории слободы ещё в XVII в. До 1764 года храм принадлежал известному монастырю Боровска - Свято-Пафнутьеву Боровскому монастырю. Будучи изначально деревянным, в 1804 году храм обновляется и на его месте возводится светлый каменнный.
В церкви три престола - в честь св.вмч. Дмитрия Солунского, в честь св.вмч Георгия Победоносца и в честь святителя Николая Мирликийского.
Главной святыней храма является чудотворный образ великомученика Дмитрия Солунского
В настоящее время храм действующий.
Из Москвы в Боровск: С Киевского вокзала или ст. Очаково на электропоезде до Балабаново (кроме «экспрессов»). Электрички идут чуть реже двух раз в час, ехать 1 ч 50 мин. Затем от Балабаново на автобусе до Боровска (ходят каждые 20 мин, и столько же ехать).
На машине по трассе М3 до Балабаново, затем 15 км в сторону. Всего 113 км, 1 ч 40 мин пути.
Из Санкт-Петербурга в Боровск: проезд в Боровск на машине по М10 и в Клину свернуть на А108, 780 км.