прот. Иоанн Козлов

Источник

Повиновение властям (против странников)

1) Иоанн Дамаскин – «три защитительных слова» стр. 53: «Мы покорны тебе, царь, в делах, касающихся жизни (т. е. делах века сего): податях, пошлинах, получении (твоих) даяний, в том, в чем вверено тебе управление нашими делами».

2) кн. о Вере л. 190 и об.: «Даже до крещения Константина великого погании царии и воеводы были и над христианами неудобь носимыя мучительства творили. Единаче же ни Иисус Христос, ниже апостоли и по них последствующии святии епископи восточнии и западнии не сметали с себе ярма царскаго... По соборе первом Никейском царь Константин арианин кроваво ересь свою вводил, Никейский собор хотя попрати. Тогда же бяху и гонение от него терпяху Афанасий Александрийский, Павел Константинопольский и ини мнози, – а подданства отрещися и сами не хотели, и иных не учили. Отступник же Иулиан, отступив от православные веры, идолослужение обновил и христины мучительски во идолослужение принуждал, церкви обирал и разорял... По нем же подобный ему злый еретик Валент арианин наступил и ересь свою распространял, а правоверных изгонял. При них же бяху Василий Великий, Григорий Богослов и ини мнози, иже терпеливе гонение то ношаху, а к сопротивлению или отступлению не приводили... л. 191: «Вонми же, православный читателю, и рассуждай, яко тии помяновении патриарси и папежеве большия вины имели до царей, обаче же не дерзаху отступати или сопротивлятися и из подданства не выбивалися».

3) Благовестное ев. Луки зач. 101, (Лк.20:21–25), стр. 345 (изд. 1897 г.): «И вопросиша Его, глаголюще: Учителю, вемы, яко право глаголеши и учиши, и не на лицы зриши, но воистину пути Божию учиши. Достоит ли нам кесареви дань даяти или ни? Разумев же их лукавство, рече к ним: что Мя искушаете? Покажите Ми цату: чий имать образ и надписание? Отвещавше же, рекоша: кесарев. Он же рече им: воздадите убо кесарева кесареви, а яже Божия Богови. Толков. Феофилакта: «Господь... научает, что телесная подчиненность владеющему нашими телами, царь ли он или тиран, нисколько не препятствует нам духовно благоугождать Богу духов. Итак, отдавайте, – говорит, кесарево кесареви, а Божие Богу. И смотри, не сказал: давайте, но – отдавайте. Это, – говорит, долг: посему и уплати должное. Государь твой хранит тебя от неприятелей, жизнь твою делает мирною: за это ты обязан ему податью. И иначе: то самое, что ты носишь, то есть, монету, ты имеешь от него же самого. Итак, монету царскую ему – царю и возврати опять».

4) Благов. Ев. Иоанна зач. 35. гл. 10, ст. 1. л. 165: «Аминь, аминь глаголю вам, не входяй дверми во двор овчий, но прелазя инуде, той тать есть и разбойник»... «Се же глаголет о Февде и Иуде и подобных им»... «прежде Христа прельстивша люди, погубиста же и развратиста, яков же будет и антихрист».

В чем же состояло учение Февды и Иуды, каким будет и антихрист? – «не подобает жрети о имени кесареве» (Благовестное ев. Матфея зач. 90, л. 173).

5) Блаж. Августин учит: «Спрашивает кесарь изображение свое – давайте; спрашивает Бог изображение свое – давайте. Не отказывайте в дани ни кесарю, ни Богу... Образ должного служения предписывает Сам Господь, чтобы мы воздавали кесарева кесареви, а Божия Богови. Ибо хотя мы и призываемся в такое царство, где не будет никакой в таком роде власти, однако, пока идем этим путем, пока находимся в этом веке, где действует всякая власть и начальство, мы терпим это условие жизни ради порядка дел человеческих, ничего не делая притворно и в этом самом не столько подчиняясь людям, сколько Богу, Который приказывает это, или владыке временному ради Вечного» («Учение блаж. Августина о взаимных отношениях между государством и церковью» соч. Родникова стр. 202–203, изд. 1898 г.).

6) Посл. Иуды 1 ч. 7–8: «Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, – так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть отвергают начальства и злословят высокие власти».

7) Римлянам Рим.13:1–7: «Всяка душа властем предержащим да повинуется, несть бо власть, аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть. Тем же противляяйся власти, Божию повелению противляется. Воздадите убо всем должная: ему же убо урок урок, а ему же дань дань, а ему честь честь, и ему же страх страх».

8) Иоанн Златоуст т. 9, стр. 778–779, в толк. на приведенные слова: Нe сказал (апостол) дайте, но воздайте, при том присовокупил: должная, так как исполнение этого не есть дар, но долг, и если не исполнишь, то будешь наказан, как неблагодарный... Если (апостол) узаконил это, когда начальниками были язычники, то тем более должно это быть ныне, когда мы имеем начальниками верующих... Так угодно Богу, чтобы начальник, принявший от Него власть, имел свою силу. Если и не сознающий за собой ничего худого предстанет пред судиею со страхом, то тем более должен страшиться делающий дурное. А ты от этого будешь в еще большей чести, потому что унижение создается не тем, что ты оказываешь другому почтение, а тем, что не оказываешь его. И начальник тебе же будет удивляться и хотя бы он был даже неверный, прославит твоего Господа».

9) Ириней Лионский кн. 5. гл. 24, § 2, стр. 645 (а по изд. 1900 г. 497): «Для пользы народов установлено Богом земное правительство, а не диаволом... чтобы, боясь человеческой власти, люди не поедали друг друга, подобно рыбам, но посредством законодательства подавляли разнообразную неправду народов. И потому, берущие от нас подати – правители – суть Божии слуги, для этого самого несущие свою службу».

10) Исидор Пелусиот ч. 2, стр. 8–9: «Поскольку равночестность по обыкновению часто возжигает войну, то Бог не попустил быть народоправству, но установил царскую власть, а потом за ней и многие начальства. Какие же, спросишь? Начальника и подчиненного, мужа и жены, отца и сына, старца и юноши... Даже у бессловесных животных можно видеть подобное сему. Поручителями в этом пчелы, подчиняемые царской власти, журавли и стада диких овец. Если же посмотришь и на море, то и оно окажется не лишенным сего благочестия. И там многия породы рыб имеют одного правителя и вождя».

11) Григорий Богослов т. 2, сл. 17, стр. 77: «Между нашими законами есть один закон, – закон похвальный и прекрасно поставленный духом, который дал свои законы, сличив возможное и наилучшее. По сему закону, как рабы должны быть послушны господам, жены мужьям, церковь Господу, ученики пастырям и учителям, так и все обязаны давать дань, повиноваться властям предержащим не токмо за гнев, но и за совесть (Рим.13:5–6), и не делать закона ненавистным, делая зло, – не доводить себя до меча, но, очищаясь страхом, заслуживать похвалу от власти».

12) Иоанн Златоуст т. 9, стр. 774: «Хотя бы ты был апостол или евангелист, хотя бы ты был пророк и кто либо другой, но подчинение власти не подрывает благочестия».

13) Его же Беседы на 14 посл. стр, 2413–2414: «Но негли речет кто, яко не за всех молитися и проч., повелевает апостол только за верных. Что убо егда глаголет за царей? Не Быша бо тогда воистину благочестивии царие, но даже до многа времени нечестивии нечестивых приимающе».

14) Апостол Толковый зач. 282, л. 906 об.: «За весь мир, и за царей, и за вся, еже во власти, молитва от церкви бывает. Но речет кто, еже глаголет за вся, толико верны разумеет, но несть се, и не Быша тогда царие Бога хваляще, но в неверии Быша, ибо во время таин и за неверныя достоит моление приносити».

15) Ефрем Сирин ч. 7, стр. 51: «Всяка душа, говорит, которая если подчинена будет властям, да повинуется им: ибо нет власти (если) не от Бога. Несправедлив ли или жесток будет кто (из начальников), для укрощения несправедливых и для одобрения праведных дается он (начальник). Если же ласков и правдив будет, то по милосердию он дан. Каковы бы и где бы они ни были, они однако существуют по повелению Божию. И так, кто сопротивляется начальнику, который есть мститель зла, тот Божией воле противится. А противящиеся, за это сами себе осуждение получаю».

16) Никифор Константинопольский, творения, ч. 2, стр. 148: «Если нужно ссылаться на законы, то пусть законодательствует Павел, говоря: «воздадите всем, емуже страх, емуже честь» (Рим.13:7) и прочее, что он перечисляет в этом месте. Если же они не слушаются Павла, то вероятно не послушают и Христа, повелевшего чтить изображение кесаря. Когда искушавшие показали монету, Он не сказал: плюйте и попирайте ее или сделайте что либо иное бесчестящее и позорящее, хотя Он был Бог и имел власть над всем, но: «воздадите кесарево кесарю и Божие Богови» (Мф.22:21). Что это иное, как не оказание высшей чести. Говоря одинаково о том и другом, как бы устанавливая закон, Он повелел воздавать подобающее Богу, также и кесарю, идолопоклоннику и язычнику».

17) Маргарит, л. 317: «Аще бо князем сих, иже от царя поставляемых, аще и лукави суть, аще татие, аще и разбойницы, аще и неправедни, аще что либо ино суть, боимся и трепещем не ради лукавства преобидяще их, но ради сана рукопоставльшего почитающе их».

18) Послание многословное инока Зиновия, стр. 144–146: «Вопрос о мудровании Косого. Писасте ми, яко пришельцы они глаголют... не подобает же в христианох властем быти и воевати... нищия псы, не подобает им подаяти... всписание на отступников: сия убо пришельцев ваших и такова лжая сквернословия писасте ми; в сицевых же глаголех их, сами показаша свое велико злочестие и хулу. Ибо никая же злочестивая ересь таковыя хулы извеща и своими их глаголы являются пришельцы ваши, яко не суть христиане, но еллини суще они, аще и чернеческая одеяния носяще Быша и не токмо отступницы от Бога показашася глаголы своими, но и самого антихриста яко предотечи суть и апостоли его».

19) Там же, стр. 284: «Ныне же видим вас не нищих духом, но яко антихриста гордящася, возносящася на вся власти и владычества учиненныя Богом, не любите Богом поставленные царския и святительския чиноначальники, ни хощете владоми быти от господей ни наставлятися от духовных пастырей и учителей».

20) Бароний, лето 1, л. 10 об.: «Того же лета воста ересь галилейская, о ней же есть в деянии апостольских, в словесех Гамалиила, о ней же пишет Иосиф: «яко Иуда гавланитянин от града Гамалы, согласився с Садохом фарисеем, отводил от него людей, дабы Августу, кесарю римскому, дань по всем мире собирати повелевшему, даней, аки людие вольнии, не давали; глаголюще, яко людем Божиим того порабощения терпети не подобает, довлеет единому Богу десятину давати и Его самого Господем нарицати, не кесаря, ниже Ирода. И тако людей возмутиша и многое число к себе обратиша, смятения на властей творяще. А римляне противо им воинство послаша и Иуду того мятежника убиша и его наследников разгнаша. Но ересь тая по смерти Иудине пребысть и нарицается галилейская».

21) Раскольники и острожники, Ливанова, т. 4, стр. 98 (из цветника Евфимия): «У ап. Павла: несть власти, аще не от Бога учинены суть. Михаил князь Черниговский царю Батыю татарскому сице исповеда: тебе, царю, вручено от Бога царство и нас десница Вышнего покорила есть; подобне и Александр Невский князь тому же Батыю поклонися: понеже, рече, Бог почти тебя царством, св. апостол Петр рече: повинитеся царю, яко обладающу, князем яко от него посланным, не только благим и кротким, но и строптивым, и паки ап. Павел: всяка душа властем предержащим да повинуется; в ветхом завете: св. Даниил рече: царю во веки живи и проч.; в новом св. Феодор Стратилат царю Диоклетиану глаголя: радуйся, царю божественнейший, и инии святии многочисленнии иноверных властей хулити не дерзаху, чему последующе и поморские отцы нынешним властем покаряхуся и честным титулом оных, аще и неверных во ответех своих нарицаху; писано бо есть: князю людей твоих да не речеши зла... чему и нам последовати долженствует и почитати власти, аще и иноверныя, подобает».

22) Внутренние вопросы в расколе, Смирнова, стр. 103: «Богу по силе моей молюся о здравии государском и о спасении и утверждении царства его» (слова инока Авраамия).

23) Там же, стр. 104: «А за царя Бога молят, то обычное дело... благословите, преподобные матки, небесных красот смотрящие, како труждаетеся, со страстьми и похотьми бравшеся и молящеся о благосостоянии святых Божиих церквей и о царе Феодоре и иже с ним пекущихся» (слова прот. Аввакума).

24) Там же, стр. 106: «А за царей Бога молим соборне и келейне, как прилично по Писанию, а не своим разумом. И священницы наши в ектениях глаголют сице: о царех наших и великих князех Иване и Петре и о всех болярах и всех их Господу помолимся. И в прочих ектениях, как прилично. О том есть много свидетельств в божественном писании... И мы глаголем в тропаре: Спаси, Господи, люди своя и благослови достояние свое, победы царем нашим на сопротивные даруй, и своя сохраняя крестом люди... А что кривотолки о том нас поносят, и на то нам нечего смотреть, надобе Бога боятися и потом святому писанию внимать. Мы поем: утверди, Боже, веру христианскую, спаси люди и помилуй царей наших и великих князей Ивана и Петра, и цариц: и чад их, и отец наших духовных, еже о Христе с братиею, и вся христианы, Господи, спаси. И аще хощете, и вы творите такожде. А кривотолков слушать не хотим, понеже у них мудрование не от божественнаго писания, но от своего разума. Должны мы повиноватися правде, а не кривотолкующим».

25) История об отцах и страдальцах соловецких. стр. 20–21: «Воевода Мещеринов взем его (архимандрита Никанора) пред себе, глагола со гневом: рцы ми, Никаноре, чесо ради противился еси Государю? Чесо ради, обещався увещати прочия, не токмо преступи обет, но и сам с ними на сопротивление совещался еси? Чесо ради воинство во обитель не пустите и, хотящия идти, оружием отбиваете? На сие «священный» старец отвеща: самодержавному Государю ниже противляхомся, ниже противитися помышляхом когда, зане научихомся от отец к царем чествование паче всего являти... Мы царем никогда же противитися смышляхом, говорит другой старец Макарий, но подобающее поклонение и честь, якоже от Божиих законов научихомся, тако без всякого препятства отдаем».

26) Христианское чтение за 1884 г. ч. 2, стр. 192 (у Токманцева в «Выписках» стр. 57): «Вопросы преподобного и богоносного отца нашего Анастасия Синаита, глава 46. Вопрос: «Если начальствуют у нас иудеи, или язычники, или еретики, должно ли молиться за них в церквах? Ответ: Должно. Потому что когда апостол предписал молиться за царей и всех начальствующих, то еще язычниками были все цари и властели в мире».

27) Бороздина «протопоп Аввакум» стр. 22, прилож.: «Егда и о царе отщепенце молишься, благоверным его не нарицай, но просто имя рцы: Спаси, Господи, царя (имя рек), на сопротивные даруй, сиречь на бесовы и на диаволы да и прочая».

Возражения о повиновении властям

1) Благов. ев. Матфея зач. 73. (Мф.17:27), л. 139: «Да не соблазним их, шедше в море, вверзи удицу, юже прежде имаши рыбу, возми и отверз уста ей, обрящеши статир, той взем даждь им за Мя и за ся... толков.: Да... Не соблазним их, даждь дань; не яко должно бо даю, но яко онех немощь исправляя. Научимся отсюду, яко не подобает соблазняти кого, егда несть нам повреждения о вере».

Разбор: Если ссылку странников на статир, который Христос дал за Себя и за Петра сборщикам, мы возьмем в связи с предыдущими словами, то увидим, что о власти гражданской, о дани именно этой власти, здесь нет ни одного слова. «Приступиша, приемлющи дидрахмы к Петру и реша: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Глагола: ей. И егда вниде в дом, предвари его Иисус, глаголя: что ти мнится, Симоне, царие земстии от киих приемлют дани, или кипсон, – от своих ли сынов, или от чужих? Глагола ему Петр: от чужих. Рече ему Иисус: убо свободни суть сынове» (Мф.17:24–26, зач. 73). Толков. Феофилакта: «Бог определил давать священникам дидрахму. Отсюда и возник обычай всем вообще первенцам платить дидрахму, т. е. пять сиклей или двести оболов. Но так как и Господь был Первенец, το и Он платил эту подать священникам» (Благов. в р. п. стр. 240, изд. 1875). Как видно, тот статир, который просили от Христа был данью не царю, не гражданской власти, а на храм. Христос по этому и говорит, что на храм Ему нет нужды платить подать, потому что Он – Сын Божий, «Если цари земли не берут подати с своих сыновей, а с чужих, то как Царь Небесный возьмет подать с Меня, Своего Сына? Ибо эта дидрахма предназначалась для храма и священников. И так, если сыновья земных царей свободны, т. е. ничего не платят, то тем более Я» (там же).

Но Христос платил, кроме подати на храм, еще подать и царю, как о том говорит св. Григорий Богослов ч. 4, стр. 285: «Христос принял на Себя человечество при наложении подати, когда кесарь делал перепись целой земли, Сам Бог дал смертному дань, чтобы даровать смертным облегчение от рабства. Почти благодать Христову и пощади людей».

Кирилл Александрийский ч. 8, стр. 229: «А они (иудеи) лгали и свидетельствовали против Него, говоря Пилату, что Он развращает народ и запрещает давать подать кесарю» (Лк.23).

Альфа и Омега, гл. 46, раздел 3, л. 356: «Господь же наш Иисус Христос, егда пребываше в мире сем, власти мирской не противися, но повеле Петру дань отдати».

2) Иоанн Злат. на ев. Матфея, бес. 70. л. 403 (в русск. переводе т. 7, стр. 712): «Ты же егда слышиши: воздаждь кесарева кесареви, веждь... яко ничим же благочестие повреждают, ибо аще что таково будет, то несть уже кесареви, но диаволь урок таков и дань».

Разбор: Читаем у Златоуста выше, с 711 стр: «Покажите Ми говорит Он, златицу кинсонную. Когда же они показали Ему, то Он и теперь, как и в других случаях, и их собственными устами произносит приговор, и заставляет их самих сознаться, что должно платить дань кесарю, – в чем и состояла главная и торжественная Его победа над ними... Когда они на вопрос Его: чей это образ? отвечали: кесарев, то Он сказал им: воздадите кесарева кесареви (ст. 20–21). Платить дань не значит давать, но отдавать должное; и в подтверждение этого Он указывает на изображение и надпись. А чтобы они не сказали: Ты подчиняешь нас людям? прибавляет: и Божия Богови. И людям надо воздавать должное, и Богу – то, чем мы в отношении к Нему обязаны. Поэтому и Павел говорит: воздадите всем должная: ему же урок, урок; ему же дань, дань: ему же страх, страх» (Рим.13:7).

Еще слова Златоуста читаем в Толков. Евангелии, слово 22 в неделю всех святых, л. 163 об. – 164 (по Филаретовск. 180 л. об.): «аще имения и злата хотят гонящии, дадите, елика имате и вся презрите, аще хотят почесть, дадите им, да никую же притчу имеют. Аще же веру вашу отъяти потщатся, сохраняйте всяким образом главу, сиречь веру вашу».

Эту же мысль подтверждает и преп. Иосиф Волоколамский в своем Просветителе, сл. 7, стр. 178 (по 2 изд.. а по 4-му стр. 287): «подобает тем покланятися и служити телесне, а не душевне и воздавати им царскую честь, а не Божественную, якоже Господь глаголет... Аще сице и пοклоняешися и служиши, несть τи на пагубу души, но паче от сего научишися боятися Бога».

3) Феофилакт на 1 посл. ап. Петра. т. 5, стр. 59–60 (Казань 1905 г.) «Мы не должны повиноваться царям, когда они приказывают нам что-либо безнравственное».

Разбор: О безусловном ли непокорении говорит бл. Феофилакт? Конечно, нет. Немного выше приведенных слов у него читаем: «нужно оказывать подчинение властям добродушное и искреннее, без неприязни к ним и как бы по принуждению, не питая в сердце злобы, не прикидываясь искренними и простыми, оказывать повиновение не наружно только, а с расположением сердечным... наша покорность начальникам доказывает наше благоповедение и сверх сего посрамляет неверных. Ибо, когда они злословят нас, как гордых, а видят, что мы смиренны и в чем следует, покорны, то чрез это более пристыжаются» (стр. 58). Вообще бл. Феофилакт не отрицает повиновения власти, как то делают странники. В «Благовестнике», стр. 130 (изд. Сойкина) читаем: «во внешних делах, касающихся телесной жизни, должно подчиняться царям, а во внутренних, духовных, Богу».

4) Никон Черногорец, сл. 17, л. 134: «Ты же, егда слышиши: отдадите кесарева кесарю, она его разумей точию, яже ничто же благочестию повреждающа, яко аще что таково будет, не к тому кесарева, но диаволя дани суть сицевая».

Разбор: Пред приведенными словами мы читаем следующее: «отдадите кесарова кесарю, несть бо се дати, но отдати и се от образа и надписания показуется. Да не рекут, яко человеком покоряеми, приведе: и Божия Богови. Мощно бо и человеком, яже тех, исполняти и Богови даяти, яже нам должни суть Ему».

Что преп. Никон Черногорец не отрицал подчинения власти, об этом говорит он дальше (в Тактиконе, сл. 20, л. 119 об.): «И паки яко да покаянем явлене меры наша и повиновение подобне, якоже божественные правила повелевают к царю же и к архиерею. И к царю убо повиновение телесное и уроком дани и прочая подобающая, душевное же ни... Молитеся о царех и всех, иже на предвладычествиях сущих... яко да тихо и безмолвно житие поживем. И сего ради ничтоже ино есть изряднейше паче царева и священства. И ов убо на телесная, ов же на душевная. И обаче два сия начала в двоих действуют, и телесных, – глаголю, – и душевных к Божию благоугождению».

Там же сл. 17, л. 93: «И в новем (завете) Бог взаконевает, и не разлучает добрыя князи на злыя: но подвластным повелевает всяку честь имети, и приязньство ко всякой власти яков же аще есть, кроме аще не повреждается благочестие». Ясно, что преп. Никон Черногорец учит о повиновении власти, какова бы она ни была, лишь бы она не посягала на благочестие. Тем более для нас важно свидетельство Никона Черногорца о повиновении власти, что он находился под властью неверных, о чем и говорит. напр. в сл. 25, л. 145: «от иноплеменник держими есмы», и еще: «Иноверцы держат страну нашу» (сл. 20, л. 124). На 124 об.: «И обаче ныне держащии иновери, аще внимаем, и паче ныне аще и отныне пребудут тако, ни какоже нас вредят; но и вельми пользуют, аще хощем и не возбраняют нам творити добродетель».

5) Ипполит в. 1, стр. 101–102: «Верующие в Бога не должны лицемерить, ни бояться людей, облеченных властью, за исключением тех случаев, когда совершается какое-нибудь злодеяние. Наоборот, – если начальники, имея в виду их веру в Бога, принуждают их сделать что-либо противное этой вере, то тогда им лучше умереть, чем исполнить приказание начальников... Таким образом и Даниил, когда ему препятствовали молиться, не подчинился приказанию царя и таким образом славы Божией не поставил ниже славы человеческой».

Разбор: Но кто же спорит, что в вере нужно повиноваться Богу, а не людям? Но, храня веру в Бога, христианин должен давать и кесарю, что ему подобает, как того и требует самая его вера: «противляяйся власти, Божию повелению противляется».

О прор. Данииле Ипполит замечает: «Следует обратить внимание на благочестие блаженного Даниила, – как он хотя и был, по-видимому, занят царскими делами, но в то же время ежедневно пребывал в молитве, воздавая таким образом кесарево кесареви а Божия Богови» (там же стр. 100)... «Он не только соблюдал заповеди Божии, как этого требовал закон, но с великим усердием и точностью следовал приказаниям царя, и ни одним грязным поступком, совершенным из-за какой-либо ничтожной корысти, не желал замарать свою чистую совесть» (там же стр. 98–99).

6) Странники ссылаются на некоторых святых, что будто бы они не повиновались власти, напр., свв. Анастасий Персиянин, Вавила, Евфимия, Феодор Начертанный, Арефа и Кирилл с Мефодием.

Разбор: Но одно забывают странники, что неповиновение этих святых было в вере, когда их принуждали отречься от веры или по каким-нибудь вообще уважительным причинам, а повиновения в делах, не касающихся души, святые никогда не отрицали.

Напр., великомученица Евфимия говорила: «Цареву и твоему, Анфипате, повелению, аще Небесному Богу не будет противно, повиноватися подобает» (Четь-Минея 16 сентября, л. 70 об., а по изд. 1089 г. л. – 105).

В Житии свв. Кирилла и Мефодия читаем: «Христос ваш даде дань за Себя и за иныя, – вы же почто не творите дел Его и не хощете даяти дань? Аще друг друга заступаете, то дань за братию дадите нашему великому и крепкому языку измаилитску. Глагола Философ: аще кто в след учителя ходит и ходити хощет, а другий некто, усретший его, и совращает, не веля по учители шествовати, но ити инако, – той друг ли его есть, или враг? Отвеща: враг есть. Глагола Философ: Христос, егда даде дань, которое в то время бяше царство – измаилитское или римское? Они же реша: римское. И рече Философ: убо мы Учителю Христову Господу последующе, даем дань царю в новом Риме (Константинополе) седящему и ветхим Римом обладающу» (Четь-Минея, 11 мая, л. 534 и об., по изд. 1700 г.).

Игнатий Богоносец писал в 4 посл. Антиохийцам, л. 56: «Царю повинуйтесь в тех, в них же есть безбедственное повиновение. Князей не раздражайте до огорчения, да не даст вины ищущим ее против вас».

Св. Феона, епископ Александрийский, живший в ужасное Диоклетианово гонение, писал: «Должности ваши, к которым вы приставлены, исполняйте тщательно со всею любовью к императору. Повеление императора, которое не оскорбляет Бога, считайте как бы происшедшим от Бога и выполняйте с любовью, тщательно и с приятностью» (Историческое учение об отцах церкви Филарета архиеп. Черниг. τ. 1, стр. 131, изд. 1882 г.).

В Баронии, лето 253, числа 3, 4 и 5: «Посла по всему государству Римскому повеление и указы своя Декий, христиан еже бы мучити. То поганстии начальницы с радостию творяху... не токмо словесы устрашаху прежде верных, но и оружием оным прежде мучения показующе вериги, ножи, мечи, огнь, зверей и ямы, и седалища железныя во огни, дреколия и пазноки железныя, – единых предаваху, других судяху, оных искаху, иных гоняху, прочим имения отъемляху». По что делали христиане? Перестали ли они платить дань? Правда, «мнози от христиан страха ради мучений от Христа отрекошася»... «друзии дабы яве не пожерли диаволом, пенязьми искуповахуся и сии нарицахуся либеллятицы, сиесть, хартийцы, ибо от судей некия хартии, дабы свободны были, куповаху... Инии же, не отрицашеся Христа и исповедующе веру свою, а за сие, дабы не были пред судом истязани, ниже мучены, пенязи даваху». В Баронии далее, ч. 5, л. 149 об. замечается: «и сии не согрешаху».

В «Церновной истории» Феодорита кн. 4, гл. 14, стр. 257: «Самосат оглашался уже воплями и плачем: ибо как скоро тот слуга известил знакомых, о чем было ему приказано... тотчас все стали оплакивать потерю пастыря, и река вдруг наполнилась отправлявшимися в путь (судами). Плывшие на них достигли Зевгмы и, увидев там желанного пастыря, с рыданиями, стонами и слезами старались убедить его – остаться и не отдавать стада в добычу волкам. Когда же, не убедив его, они выслушали произнесенную себе апостольскую заповедь, ясно повелевающую повиноваться начальникам и властям (Рим.13:1), то одни приносили ему золото, другие – серебро, иные – одежду». (О Евсевие Самосатском).


Источник: В помощь миссионеру, пастырю и ревнителю православия: пособие по новейшей полемике с расколом, изложенное по предметам в алфавитном порядке / Оленецкий епархиальный миссионер-священник И. Козлов. - Петроград: Тип.-литогр. Петроградской одиночной тюрьмы, 1915. - 571, [2], XVII, [3] с.

Комментарии для сайта Cackle