Азбука веры Православная библиотека Святитель Никифор, патриарх Константинопольский, исповедник

святитель Никифор, патриарх Константинопольский, исповедник

(~758–828)

История Древней Церкви

Послания

Слова

Spuria (приписываемые)

Собрание сочинений

святитель Никифор, патриарх Константинопольский, исповедник
святитель Никифор, патриарх Константинопольский, исповедник

Богослов, проповедник, защитник Православия от иконоборческой ереси.

Биография

Дни памяти: 13(26) марта (Перенесение мощей), 2(15) июня


Святитель Никифор Исповедник родился в Константинополе во второй половине VIII века. Глубокая вера и готовность к подвигу исповедничества были заложены в нем его родителями, Феодором и Евдокией. Они дали сыну настоящее христианское воспитание, подкрепленное примером их собственной жизни. Отец его пострадал как исповедник Православия от императора-иконоборца Константина Копронима (740-775). Мать, разделявшая все испытания своего мужа, последовала за ним в изгнание, а после его смерти вернулась в Константинополь и окончила жизнь в иночестве.

Святой Никифор получил хорошее светское образование и затем, во время правления Льва IV (775-780), стал царским советником. Находясь при царском дворе, он продолжал вести строгую, добродетельную жизнь, твердо хранил чистоту Православной веры и ревностно защищал почитание святых икон. После смерти Льва IV, в царствование Константина VI (780-797) и его матери святой Ирины, в 787 году в Никее был созван VII Вселенский Собор, осудивший иконоборческую ересь. Глубоко зная Священное Писание, святой Никифор от имени императора выступил на Соборе в защиту Православия, чем оказал большую помощь святым отцам Собора.

После Собора святитель Никифор несколько лет оставался при дворе, но полная суеты жизнь всё более и более тяготила святого. Он оставил службу и поселился в уединении, при Босфоре, проводя жизнь в научных трудах, безмолвии, посте и молитве. Святой Никифор построил церковь, основал монастырь и вел строгую иноческую жизнь еще до принятия иноческого пострига.

В царствование императора Никифора I (802-811), после кончины святого патриарха Тарасия, святой Никифор был избран на его место, принял иноческий постриг и священнический сан и был возведен на патриарший престол 12 апреля 806 года, в день святой Пасхи.

При императоре Льве V Армянине (813-820), яром приверженце иконоборческой ереси, для Церкви вновь начался период смут и гонений. Император вызвал из ссылки епископов и клириков, отлученных от Церкви VII Вселенским Собором и, составив из них еретический собор, потребовал, чтобы Патриарх явился на него для прений о вере. Патриарх отказался рассуждать о вере с еретиками, так как учение иконоборцев уже было предано анафеме VII Вселенским Собором. Он всячески старался образумить императора и его окружение, безбоязненно разъяснял народу учение о почитании святых икон, пророчески предрекал скорую гибель еретиков от «карающей руки Господней». Тогда еретический собор отлучил от Церкви святого патриарха Никифора и его предшественников – блаженнопочивших патриархов Тарасия и Германа. Святой Никифор был сослан сначала в монастырь в Хрисополь, а затем – на остров Проконнис в Мраморном море.

После 13 лет лишений и скорбей 2 июня 828 года святой патриарх Никифор скончался в изгнании.

13 марта 847 года нетленные мощи святого патриарха Никифора, пролежавшие в земле 19 лет, с торжеством были перенесены в Константинополь в соборную церковь Святой Софии.

Святитель Никифор был выдающимся церковным деятелем своего времени, «украшением века и кафедры» и, много послужив Церкви, оставил обширное духовное наследие – многочисленные труды исторического и догматического содержания.

Каноны, приписываемые святителю Никифору Исповеднику, в действительности ему не принадлежат и подписаны его именем ради убедительности; ядро сборника этих канонов сложилось только на рубеже X–XI веков и затем многократно дополнялось. Одна из нескольких различных редакций этого сборника вошла в состав т.н. Афинской синтагмы, с которой еп. Никодимом (Милашем) был сделан русский перевод этих канонов.


Тропарь святителю Никифору, патриарху Константинопольскому, глас 4

Правило веры и образ кротости, / воздержания учителя / яви тя стаду твоему / Яже вещей Истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, / нищетою богатая, / отче Никифоре, / моли Христа Бога // спастися душам нашим.

Ин тропарь святителю Никифору, патриарху Константинопольскому, глас 4

Иже первороднаго Царства отец, / правоверный службы истинный пастырь бысть, преподобне, / Царя града, Церкви всех матере явися светильник, Никифоре, / моли Христа Бога, // да спасет души наша.

Кондак святителю Никифору, патриарху Константинопольскому, глас 4

Победы венец с Небесе, / о Никифоре преславне, / яко прием от Бога, / спасай верою почитающия тя, // яко священноначальника Христова и учителя.

Ин кондак святителю Никифору, патриарху Константинопольскому, глас 1

Лик патриаршеский святую твою память / хвалами и песньми, Никифоре, чествует, / в преложении бо прият душу твою, славне. / Тем днесь честная Церковь, величающи Христа Царя, // славит Единаго Человеколюбца.