III. Спиритизм, его феномены и философия
Огромная сила и обаяние спиритизма заключаются в том, что он, прежде всего, каждого обращающегося к нему, поражает и увлекает своими чудесами; своими необычайными феноменами.
Чрезвычайно резонно правоверные спириты заявляют, что феномены спиритизма – ключ к человеческой душе, к человеческому сердцу. И ведь, на самом деле, стоит только поглубже присмотреться к истории психологии любого обратившегося к спиритизму, к какому бы он положению, состоянию, сословию, образованию, возрасту не принадлежал, – метод обращения его к спиритизму до поразительности одинаков.
И в горе, и в радости, и в веселом настроении игривой компании, и в переживании таких моментов, когда, кажется, готова душа разлучиться с телом, спиритизм никогда не обшибается в своих методах привлечения к себе.
Вот веселая жизнерадостная компания молодых людей.
Все переговорено.
Над всем от души посмеялись.
Все переиграно.
Все перетанцовано.
Вдруг раздается чей-то веселый голос:
– Господа! Давайте вертеть столы; займемся спиритизмом.
Моментально около стола устанавливается группа жизнерадостной, веселой молодежи.
– В темноте, господа… в темноте… обязательно в темноте, – задорно выкрикивает веселый почти детский, женский голос, очевидно уже знакомый с характером спиритических радений.
– И полная тишина, – басит первокурсник студент.
Привертывается электричество.
Затворяются двери и моментально водворяется мертвая тишина.
Спустя ¼ часа стол приходит в движение. Эти движения все более и более усиливаются.
– Ну что же, господа – это неинтересно … зачем толкаете?.. Иван Иванович?
– Да ей Богу же нет, Анна Александровна.
– Нет, нет никто не толкает… никто не толкает, – раздается несколько голосов.
Как раз в этот момент стол, подымаясь одной ножкой, начинает отчетливо резко стучать ей в пол.
– Ну, а это что? Раздается тот же недовольный голосок.
– Да, позвольте, Анна Александровна, лучше проверьте, шалит это кто или нет? Укоризненно говорит кто-то из окружающих: и тогда уже обвиняйте.
– А как это сделать? Оживленно спрашивает тот же голос.
– Ну, вот спросите сколько вам лет… сколько у вас денег в кармане.
Сейчас же делается опыт.
И ко всеобщему удивлению стол одной, двум вопрошающим ответил ударами ножки с поразительной точностью.
Остальным соврал.
Но уж, конечно первые две попались на удочку.
Сейчас это у них, быть может, исчезнет из памяти. Но первая жизненная неудача; первый недочет, и кто-то напомнит ей об этом случае. Случайно подвернувшийся знакомый даст адрес, – где собираются спириты, устраивают сеансы, и эти две жертвы, как находящиеся под гипнозом, пойдут туда, добьются своего и, быть может, на короткое; быть может, – на довольно продолжительное время, а быть может, и до конца жизни засядут в этот капкан. В особенности, если хоть изредка им придется наблюдать, быть может случайные совпадения, а, быть может, и действительное исполнение спиритических предсказаний.
Человеческая натура таковы, а зараженная спиритизмом – в особенности, – не обращает внимания на ложь, а регистрирует в своей памяти – только лишь удачные случаи.
Бывают и другие случаи, другая почва для вторжения в человеческую душу спиритического учения.
Это потеря близкого лица: отца, матери, жены, сына, дочери, друга.
В особенности в последнее время, когда смерть косит жатву сплошь и рядом мгновенным размахом беспощадных рук самих умирающих.
Самоубийством.
Сейчас есть, существует…около тебя живой, веселый, жизнерадостный. Делит с тобой и горе, и печали, и радости. И вдруг – мгновение, и нет его.
Около тебя холодный, бездыханный труп.
Ум отказывается верить, чтобы он куда-то бесследно исчез из мирового пространства; чтобы его не было около тебя. Хочется слышать его голос, хочется протянуть к нему свои руки.
И вот в это время кто-то напоминает тебе, когда-то давно слышанное тобой, на что ты в свое время не обратил ни малейшего внимания – о том, что есть люди, есть целая наука, знания, с помощью которых ты можешь говорить с дорогим тебе существом; можешь поделиться с ним всеми твоими переживаниями.
И ты, как ворон, жаждущий крови; как заключенный в темнице, ищущий чистого, свежего воздуха, стремишься разузнать: где это, кто это и как?
И опять, как будто, по какой-то роковой случайности, кто ни будь придет к тебе, разговорится с тобой и скажет тебе адрес известного ему спиритического кружка.
Достаточно этому человеку только лишь раз войти в сеансовую среду; только лишь раз попасть в атмосферу этого не то гипноза, не то самогипноза, чтобы навсегда оказаться в плену спиритического учения.
В таких случаях неудач не бывает. Здесь тоже, как будто, чья-то ловкая рука, по вперед обдуманному плану, руководить событиями.
На первом же сеансе случайно медиум назовет имя умершего; а может быть даже не случайно укажет какой ни будь маленький факт, какое ни будь событие из его жизни, которое может быть известно только лишь самому умершему, да пришедшему сюда его родственнику, и человек захвачен.
Вот обычная история увлечения спиритизмом.
Есть, конечно, исключения из приведенных схем, но они или незначительны, или представляют собой только лишь перефраз того, что мы сказали.
Во всяком случае, не смотря на чрезвычайно большое разнообразие спиритических феноменов, – все они по своей схеме распадаются на следующие четыре основных разновидностей: движение столов: левитация их (подъем в воздух); гравитация (увеличение в весе, неподвижность, стремление к низу) и круговое вращение; переносы предметов; материализация призраков; пушущий медиумизм; интуитивный медиумизм, и слепки, и отпечатки.
Все остальные феномены можно подвести под любую из приведенных групп.
Постараемся в сжатых чертах познакомиться с характером этих феноменов.
Прежде всего, необходимо иметь в виду, что спиритизм, преследуя в своей основной задаче вызывание душ умерших, в воспроизведении этого деяния разделяется на две группы: на единоличное вызывание, когда этим занимаются по одиночке, и на групповое, – когда в этом участвует известная группа людей, или так называемый «кружок».
Первую группу правоверные спириты считают рискованной, и предостерегают от нее всех новичков в этом деле; но кто, несмотря на это, отдается этому занятию, тот почти всегда производит вызывание только лишь путем, так называемого, пишущего медиумизма.
Что же касается групповых форм вызываний, то он практикуют все существующие в этом направлении формы.
Приступим прежде всего, к описанию феноменов так называемого «физического» порядка, а именно, – вращения столов.
Мы не будем здесь указывать подробностей организаций этих сеансов, так как наша задача не пропагандировать спиритизм, а главным образом доказать, что во всех, так называемых спиритических феноменах проявление душ наших умерших не играет ровно никакой роли, и что ни какая человеческая сила, даже более, – ни какая мировая сила, по собственной воле по собственному хотению, вызвать из загробного мира ту или другую разумную сущность не в состоянии, не могут.
Мы здесь укажем только лишь на главнейшие условия, соблюдаемые спиритами, как необходимый ритуал спиритического действия, но на самом деле, как один из факторов, способствующих проявлению того или другого феномена.
Эти условия следующие: сеансовая комната должна быть всегда одна и та же.
Предметы, находящиеся в ней, должны быть одни и те же во все время производства сеансов.
Участвующие в сеансах спириты и медиумы должны быть неизменно одни и те же.
Посадка участвующих вокруг стола предоставляется или опытному руководителю кружка, или медиуму, который, будто бы, в этих случаях основывается на каких-то только лишь ему одному известных духовных соображениях и правилах.
Больных индивидуумов на сеансы не допускают.
Во время сеансов все должны находиться в цепи, т. е. сидеть, соединивши свои руки на столе с руками соседей.
Сеансы вызывания духов должны происходить непременно при абсолютной тишине, если ожидается материализация призрака; и при общем пении молитв, иногда и светских песен, или даже тихой музыкальной мелодии, если ожидаются феномены физического уклада т. е. подъемы столов, их вращение, переносы предметов, и т. д.
Все сеансы такого порядка за исключением сеансов пишущего медиумизма должны происходить при абсолютной темноте.
Все эти условия спиритами мотивируются так:
Комната, предметы и люди на сеансах должны быть одни и те же потому, что привыкающие к обстановке духи настолько сливаются с флюидами, – так называются излучения или вернее истечение эфирной материи из каждого живого и мертвого предмета, – что всякое нарушение в этом смысле порядка временно приостанавливает свободное появление духов.
Посадка по указанию руководителя кружка мотивируется тем, что он, как опытное лицо, находясь под воздействием духов, усаживает участвующих так, что по степени внутренней силы один другому равномерно помогают.
Больных не допускают на сеансы, потому что каждый, участвующий в сеансовом кружке, настолько доверчиво открывает свою духовную природу, что легко может воспринять в себя и болезнетворные начала своих недужных сочленов.
Цепь, – так называется соединение во время сеанса рук всех участвующих на сеансе – нужна, с одной стороны, для контроля участвующих, чтобы не было подделок, обмана; в особенности если на сеансе принимает участие профессиональный медиум, в этих случаях, даже устраивают цепь из ног под столом, а с другой стороны, – для того, чтобы легче объединялись выделяющиеся флюиды и по этой цепи, как по проводам, направлялись бы к медиуму.
Абсолютная тишина при материализации нужна для того, чтобы звуковые волны не мешали концентрироваться материализации духа.
Пение при феноменах физического характера рассматривается, как фактор, усиливающий выделение флюидов, коими распоряжаются духи для воспроизведения физических явлений и чудес.
Рисунок 1
Темнота рассматривается, с одной стороны как фактор, гарантирующий внимание участвующих на сеансах, а затем, как средство, предохраняющее, якобы, медиума от неожиданного перехода из состояния транса в нормальное, что всегда вызывает, по уверению спиритов, известное нервное потрясение (нервный шок).
Насколько в этом случае правы спириты, мы увидим ниже, а теперь приступим к знакомству с феноменами вращения столов.
Из рисунка 1 мы видим схему обыкновенной спиритической цепи.
Если мы одновременно с этим обратим внимание на цепь египетских жрецов, вокруг лежащего около их ног саркофага с мумией (рис. 2), то уже из одного этого, мы имеем право заключить, что обе эти цепи аналогичны и что спиритическая цепь только лишь подтверждает языческое происхождение спиритизма.
Рисунок 2
Рисунок 3 передает нам спиритическую организацию для подъема стола, произведенную в Милане в 1892 году при участии известного медиума Евзапии Паладино и при контроле профессоров Ломброзо и Рише.
Рисунок 3
Здесь мы видим, как один из участников наблюдает за коленами и ногами медиума.
Рисунок 4 дает нам представление о так называемой левитации, т. е. подъеме стола, при участии того же медиума Евзапии Паладино, профессора Скиапарелли, который находится налево от стола, и у него видны только лишь одни руки, затем профессора Брофферио и г. Дюпрейль, который одну руку левую, держит на столе, а правой наблюдает за коленами медиума. Этот сеанс также имел место в Милане в 1892 году.
Рисунок 4
Рисунок 5 передает нам феномен подъема стола притом же медиуму, наблюдавшийся в Риме в 1893 году.
Рисунок 5
Рисунок 6 показывает нам феномен подъема стола при медиуме Евзапии Паладино, при участии профессора Варшавского университета Охоровича и доктора Сегар; при чем они оба держат медиума за руки, а Сегар ногой контролирует ноги медиума.
Рисунок 6
Рисунки 7 и 8 передают нам феномен поднятия стола при участии Прудона, Манжена Геронана и Роша; причем на рис. 8 мы видим подъем стола уже при полном отсутствии чьих-либо рук.
Рисунок 7
Рисунок 8
Рисунок 9 передает нам феномен подъема стола при медиуме Полити, при участии мадам де-Тейло г-на Лемерлэ, г-на Тато и доктора Дарье.
Рисунок 9
Рисунок 10 дает нам представление о полете стола через цепь участвующих при медиуме Полити.
Рисунок 11 знакомит нас с подъемом не того стола, вокруг которого сидят сеансирующие, а соседнего предмета – этажерки. Этот сеанс имел место в Париже при участии медиума Паладино, и гг. Максвел и де-Роша.
Рисунок 10
Рисунок 11
Рисунок 12
Рисунок 12 дает картину подъема стола, находящегося вне цепи сеансирующих при медиуме Карансини в Риме.
Рисунок 13 передает, при том же медиуме, подъем более тяжелого стола.
Рисунок 14 дает при том же медиуме переносы предметов из палатки, находящейся сзади медиума.
Здесь я считаю необходимым объяснить, что в серьезных спиритических организациях, в сеансовой комнате делают в одном из углов ее так называемую «палатку». Делается это обыкновенно таким образом: на простой бечевке, перетянутой в угле от одной стены к другой, вешают простую белую простыню или какую ни будь материю и кладут туда те вещи, какие должны подлежать переносу во время сеансов. По свидетельству спиритов, эта палатка играет роль конденсатора – собирателя тех флюидов, с помощью которых духи, будто бы, могут производить переносы заготовленных там предметов.
Рисунок 13
Рисунок 14
Рисунок 15
На рисунке 15 мы видим, при участии того же медиума, полет из палатки скрипки.
Рисунок 16 дает финал сеансов с этим медиумом, имевших место в 1909 году в Риме.
Здесь медиум, находящийся под контролем двух соседей, которые все время держали его за руки оказался без пиджака, а пиджак – висящим около палатки.
Необходимо подчеркнуть здесь то обстоятельство, которое, обыкновенно, вызывает вопрос со стороны многих слушающих мои лекции.
Рисунок 16
Каким образом снимаются фотографии спиритических феноменов?
Для съемок тех феноменов, о которых мы сейчас рассказываем, существуют обыкновенно два периода времени: момент съемки во время хода самого сеанса и момент, следующий за сеансом, так сказать, результаты сеанса.
Для регистрации хода самого сеанса, обыкновенно делают так: на все время сеанса устанавливают фотографический аппарат, заряженный наивозможно чувствительной пластинкой, и направляют объектив аппарата на ту сторону, где должен происходить тот или другой феномен. Затем, как только сделают темноту, убеждаются, не имеется ли – где источника света, открывают объектив аппарата и держать его до перерыва сеанса. Когда же устраивают перерыв, то, прежде всего, закрывают объектив, а потом уже дают свет.
Приведенные же здесь снимки подъема столов происходили при свете мания, так как Евзапия Паладино относится к группе бодрствующих медиумов, а г. Полити и другие, которые имеют наклонность во время сеансов впадать в транс, участвуют в сеансах с завязанными глазами.
Точно таким же способом поступают, если хотят зарегистрировать фотографически не только лишь конечные результаты сеансов, но и ход их, как например на рисунках № 12, 13, 14, и 15, то эти снимки делают при вспышке магния во время хода сеанса, для чего перед началом сеанса медиуму завязывают плотно глаза.
* * *
Теперь перейдем к наглядному знакомству с самой высокой формой спиритических феноменов, с так называемой «материализацией духов умерших».
Необходимо заметить, что эти феномены бывают чрезвычайно редки и достигаются они иногда только при упорном сеансировании одних и тех же лиц на протяжении десятков лет добросовестного и терпеливого исследования.
Самыми ценными в этом случае снимками, характеризующими последовательное развитие и эволюцию этих феноменов, должно назвать трансцендентальные фотографии Битти, рекомендованные А. Н. Аксаковым в его труде «Анимизм и спиритизм».
В этих фотографиях довольно точно воспроизведены все последовательные варианты развития феномена материализации.
Рисунок 17 дает нам форму самого первого феномена материализации.
Световое пятно является неизбежным началом развития этого феномена почти в каждом сеансе.
Мы очень просим обратить внимание на последующее развитие феномена, проходящее в рисунках 18, 19, 20 и 21.
Рисунок 17 | Рисунок 18 |
Рисунок 19 | Рисунок 20 |
Рисунок 21 | Рисунок 22 |
Следующие затем рисунки 22, 23, 24 дают наглядную картину дальнейшего развития феномена материализации.
Точно такую же цепь этой последовательности дают рисунки 25, 26, 27.
Рисунки 28 и 29 передают уже стремление материализации влиться в более определенный контур человеческой фигуры.
Рисунок 23 | Рисунок 24 |
Рисунок 25 | Рисунок 26 |
Рисунок 27 | Рисунок 28 |
Опытные спириты утверждают, что большая или меньшая продолжительность этой эволюции находится в зависимости от успешности так называемой «гармонии» между участниками сеанса в смысле однообразия в ожидании однородного явления.
Рисунок 29 | Рисунок 30 |
Рисунок 31 | Рисунок 32 |
Рисунок 33 | Рисунок 34 |
Чем скорее наступает эта гармония, тем скорее получается желаемый феномен.
Рисунки 30 и 31 дают вполне законченный вид призрака.
Здесь я считаю уместным обратить внимание своего читателя на следующий факт.
Я лично доверяю только лишь этой форме материализации, так как неоднократно лично наблюдал ее и нахожу ее, исключающей всякую возможность подделки.
Она постоянно фосфоресцирует т.е. излучает из себя несколько туманный, расплывчатый, флюидирующий свет.
Затем, если находишься близко около нее, ее не сразу увидишь. Она видна только лишь на известном расстоянии и когда в нее усиленно, настойчиво всматриваешься.
Далее, находясь в постоянном колебании, вернее «дрожании» появляющаяся материализация, всегда прозрачна, сквозь нее при самом небольшом внимании видимы лежащие за ней предметы.
По моему личному мнению, за очень небольшими исключениями, более плотные призраки, какие мы увидим ниже, всегда говорят за грубую подделку их и, как мы увидим дальше, факты в этом случае говорят за меня.
Исключение мы делаем только для тех случаев, где действует сила сатаны, ибо в святоотеческих писаниях христианской Церкви указываются случаи, в которых сатана очень часто появлялся в виде совершенно реального человека.
Наконец необходимо подчеркнуть, что появляющиеся призраки умерших, изображенные здесь на рисунках 30 и 31, никогда не имеют очертаний формы глаз, внешнего вида лица, бороды, усов.
* * *
Теперь приступим к знакомству с фотографиями более оплотненных материализованных фигур.
Знаменитый английских физик Крукс в своих исследованиях медиума, мисс Флоренсу-Элизу Кук, получил материализацию Кети Кинг, которую зарегистрировал посредством фотографии и этим самым в свое время наделал очень много шума. Материализация Кети Кинг была действительно в этом направлении шедевром.
Рисунки 32 и 33 дают чрезвычайно ясное представление об этой форме материализации.
Следующий за сим рисунок 34 передает одновременное зафотографирование г-на Крукса с материализованным призраком Кети Кинг.
А рисунок 35 представляет собой зафоторгафированного доктора Гулль, обследующего материализованную Кети Кинг.
Рисунок 35 | Рисунок 36 |
Но не следует упускать из вида то обстоятельство, что в 80-х годах медиум г-жа Кук была изобличена в обмане25.
В точно таких же проделках были разоблачены медиумы: мистрисс Уильямс, затем госпожа Бастен, поэтому снимки их материализации мы не приводим.
Следующий рисунок 36 представляет частичную материализацию руки, происходившую при медиуме Эллингтон.
А на фотографии 37 мы видим снятым медиума Эллингтон вместе с призраком некоего Абдула, появлявшегося при нем. Медиум Эллингтон, как об этом свидетельствует спиритическая литература, нигде не был замечен в обмане.
Точно таким же образом и другой медиум г-жа Эсперанс. Этот медиум, хотя и очень часто фигурировал на ряду с профессиональными медиумами, но он никогда не брал за свои сеансы деньги и допускал окружать себя самым строгим контролем, одна из форма которого заслуживает особенное внимание, как это изображено на рисунке 38, это – заключение медиума в особую сетку.
Рисунок 37 | Рисунок 38 |
Рисунок 39 | Рисунок 40 |
При г-же Эсперанс появлялся призрак духа, называвшего себя «Иолантой». На рисунке 39 мы видим, как раз изображение появления этого духа.
Кроме этого, в присутствии г-жи Эсперанс очень часто появлялась, так называемая «золотая лилия», которая исчезала тотчас же, когда г-жа Эсперанс приходила в нормальное состояние. Этот феномен мы видим на рис. 40.
В первой половине 1900-х годов чрезвычайно много шума наделал в Америке, затем во Франции медиум Миллер, при котором происходили удивительные материализации, одна из них изображена на фотографии 41, где г-н Миллер, стоящий рядом с призраком, находился под контролем двух французских врачей, в самый момент появления призрака.
Но в 1908 году – г-н Миллер был точно таким же образом уличен в подделках феноменов.
И французский врач П. Сентив говорит: «если Леон Дени (один из учеников Аллан Кардека) и после этого продолжает верить, что Миллер могущественный медиум, – это доказывает лишь, что мошенники недаром оперируют среди самых верующих спиритов». (П. Сентив «Симуляция чудесного»).
Рисунок 41 | Рисунок42 |
Рисунок 43 | Рисунок 44 |
Рисунки 42 и 43 представляют собой снимки с фотографии одного очень интересного, находящегося в настоящее время в Германии медиума, известного под названием «женщины в маске». Этот непрофессиональный медиум, говорят спириты, очень хорошая достойная уважения женщина. Желая демонстрировать перед публикой некоторые из явления спиритизма, она надевает маску, чтобы не быть узнанной.
Особенности ее медиумизма чисто акустического свойства. Так, вблизи ее слышится шум, как будто от легкого взрыва. Если она становится на чертежную доску, с ногами в войлочных туфлях или обернутыми материей, то в доске слышатся громкие стуки, притом в совершенно определенном ритме, смотря по тому, какую мелодию желают услышать. Вблизи ее слышится также звон колоколов. Она способна отклонять магнитную стрелку и заставлять звучать колокольчики, повешенные под стеклянным колпаком. При фотографировании этого медиума проявлялся епископ Губерт (рис. 42), от имени которого «женщина в маске» говорила на сеансах и который утверждает, что он жил в VIII веке; а иногда проявляется монахиня Кордула (рис. 43).
Этот медиум за последнее время стал избегать выступления на публичных сеансах, опасаясь часто практикующихся в Германии грубых попыток разоблачения, следствием которых почти всегда бывают судебные процессы.
Говоря о плотных материализациях нельзя обойти молчанием один в высокой степени интересный, но, к сожалению, никем не изученный и обстоятельно неисследованный факт, имевший место 11 или 12 лет назад в Саратове, в совершенно не спиритической семье одного инженера г. Г-ва.
Супруги Г-вы были чрезвычайно далеки не только от желания знакомиться со спиритизмом, но даже от самой мысли о нем. И вот в один из вечеров, возвращаясь в карете из театра, Г., подъезжая к дому, совершенно случайно выглянул из окна кареты и увидел у подъезда стоящей свою жену, тогда как на самом деле она была с ним в карете. Невольно взглянувши на то место, где сидела его жена, он заметил, что она самым прекрасным образом спит. Г. моментально разбудил ее и, когда они подъехали к подъезду, их встретил человек уже с отворенными дверями.
Г., вылезая из кареты, спросил своего слугу, – почему он, не дождавшись звонка, отворил двери. Последний ответил ему, что, в доме, все слышали длительный звонок и, когда он отворил дверь, то перед его глазами скользнула фигура барыни, хотя, как он видит теперь, барыня была в карете.
С этого времени с госпожой Г. на глазах мужа стали происходить прямо необычайные явления, то, входя в будуар жены, когда последняя молилась, он видел стоявшую радом с ней какую-то совершенно незнакомую ему женщину (рис. 44); то иногда, входя в будуар жены, он видел ее лежащей на полу в глубоком обмороке, а над ней стояла опять эта же самая женщина (рис. 45). Это повторялось так часто, что г. Г-в, даже имел возможность фотографировать эти феномены.
Бывали между прочим и такие случаи, как например, во время званого обеда у Г. в то время, когда г-жа Г. распоряжалась подачей блюд своим гостям, она моментально падала на стул в каком-то странном полуобморочном состоянии, а сзади ее стула появлялась женская фигура, обходила кругом стола сзади оторопевших гостей; снова подходила к г-же Г. и исчезала. В то же время г-жа Г. приходила в себя и продолжала свой прерванный разговор или прерванное распоряжение, как будто ничего не произошло.
Будь г. Г-вы знакомы хотя бы даже со спиритической на этот счет теорией и приемами, – они отнеслись бы к этому явлению более серьезно.
Но это знание было чуждо им, и она, а в особенности ее муж, стали так часто вызывать эти феномены, что вся эта история закончилась страшным нервным расстройством г-жи Г., которая была затем отправлена на излечение в одну из Московских лечебниц для нервных больных, где спустя 6 лет и скончалась в тихом помешательстве.
В доказательство правдивости спиритических теорий, относительно находящегося около каждого человека своего духа покровителя, спириты дают в своей литературе целую серию фотографических снимков, на которых, кроме снимающегося, фотография будто бы схватывала и фигуру находящегося около него незримого спутника.
Рисунок 45 | Рисунок 46 |
Из этого рода фотографий, наиболее достоверными у спиритов, считаются работы немецкого фотографа Мумлера. И вот что передают они нам.
На рис. 46 мы видим англичанина, сзади которого находится прозрачная фигура девушки.
Фотография 47 показывает, что около молодой женщины находится фигура, очевидно, кого-то из диких племен.
На фотографии 48 сзади известного французского доктора оккультиста снята женская фигура.
На рис. 49 мы видим сзади спавшего в трансе господина типичную фигуру русского рабочего.
Рисунок 47 | Рисунок 48 |
Рисунок 49 | Рисунок 50 |
Рисунок 51 | Рисунок 52 |
На рис. 50 мы видим около дамы маленькую девочку.
На рис. 51 мы видим сзади старушки фигуру какого-то мужчины.
На рис. 52 мы видим сзади женщины фигуру как будто цыганки.
Рисунок 52 принадлежит библиотеке французского исследователя профессора Дюрвиля.
* * *
Теперь перейдем к самой распространенной форме общения с потусторонним миром среди спиритов всех стран света, – к способам и явлениям в области так называемого пишущего медиумизма.
Спириты разделяют явления в этой области на три группы: на феномены самостоятельного письма духов, которые чрезвычайно редки в спиритизме, и о них говорит лишь только один исследователь, немецкий спирит Гильденштубе, который клал чистые листы бумаги и карандаши по могильные памятники, на гробницы, мавзолеи и т. под. и получал, по его уверению, начертания потусторонних деятелей собственными автографами. Затем на феномены писания с помощью планшетки, – прибора, о котором мы будем говорить сейчас же, – и на письмо, самостоятельное, – медиумами во время транса и во время барственного состояния.
Рисунок 53 как раз представляет собой автограф начертаний, исполненных непосредственно самими духами; причем часть его, изображенная русскими словами, приписывается известному русскому поэту Пушкину.
Каким образом воспроизведены эти автографы на самом деле, и можно ли безусловно доверять исследованиям Гильденштубе, – мы на этом останавливаться не будем; но те автографы непосредственного письма, которые приходится встречать в различных спиритических кружках, когда вопрос касается самого тщательного расследования феномена, в большинстве случаев неизменно находятся между положениями, с одной стороны, устанавливающими, – как будто непосредственное начертание было сделано кем либо из медиумов, находившихся в трансе; с другой стороны, как будто бы, это было написано еще при жизни тем или другим из умерших и т. д., и т. д.
Во всяком случае этот вопрос всегда остается недостаточно определенно выясненным и открытым.
Хотя в то же время известны такие факты, как появившийся в 1882 году известный престидижитатор Мариус Казнев, который в опровержение спиритических феноменов, своими фокусами достигал, и даже, пожалуй, превзошел, самые сложные спиритические явления.
Он на глазах у всех брал чистый лист бумаги, запечатывал его в конверт и предлагал кому-либо из присутствующих написать на другом листке, какие угодно имена, например, латинских авторов. После этого он вскрывал конверт и там оказывались написанными на листке те же самые имена и тем же самым почерком.
Но, повторяю, эти явления чрезвычайно редки, и мы не будем останавливать на них своего исключительного внимания.
Рисунок 53 | Рисунок 54 |
Самый же распространенный способ медиумического писания в наше время у спиритов, это, как мы сказали выше: начертание с помощью планшетки; писания медиума в состоянии транса и без такового самым обыкновенным порядком, простым карандашом и на простой бумаге, и сообщение с духами через блюдечко. Почему спириты последний способ относят к области пишущего медиумизма, – я не знаю.
Познакомимся с методом писания с помощью планшетки.
Планшеткой называется маленький, в ¼ аршина длины и 2 вершка ширины, столик, имеющий три ножки на чрезвычайно подвижных металлических или слоновой кости колесиках.
На место третьей ножки вставляется обыкновенный карандаш.
Рисунок 54 дает ясное представление о планшетке.
Под планшетку подкладывается возможно большой лист простой писчей бумаги. Лучше всего берется для этого бумага обыкновенного типографского размера.
На эту бумагу ставится планшетка; на планшетку участвующие в этом сеансе кладут, слегка прикасаясь к ней, по одной, а иногда по две руки.
Обыкновенно больше двух лиц в сеансе с планшеткой не участвуют, но очень часто пользуются планшеткой единолично.
Американские, а теперь многие и русские спириты, приучившие себя не приступать ни к одному делу без совета с духами, обзаводятся так называемыми «дорожными планшетками», немного уменьшенного размера, чем указанная выше, и практикуют этот способ общения с духами всегда единолично.
Сначала планшетка приходит в колебательное движение, потом начинает, находясь под руками, быстро бегать по столу, вычерчивая на бумаге простые круги и линии.
Затем движение начинается более ровное, спокойное, и карандаш планшетки сначала не ясно, а потом все яснее и яснее вычерчивает целые слова, а потом фразы. (Рис. 55).
Спириты придают чрезвычайно большое значение в сеансах этого рода тому обстоятельству, что здесь обыкновенно участвуют два не сговаривающиеся между собой лица, и тем не менее у них получается чрезвычайно стройное сообщение.
Тогда как, казалось бы, если бы они водили планшетку сами, то у них всегда наблюдались бы диссонансы, как в движении планшетки, так и в получении сообщений.
Некоторые спириты, прежде чем садится за планшетку, в течение недели до сеанса, в тот час, в который они предполагают устроить сеанс, собираются вместе и призывают духа, с которым они хотят говорить, в форме молитвы, прося его явиться в назначенный день, в назначенный час и дать им то или другое назидание, сообщение или предупреждение.
Способ медиумического писания непосредственно самим медиумом в бедственном состоянии или в состоянии транса не представляет собой ничего особенного. Дают медиуму карандаш и бумагу, и последний пишет.
Весь вопрос здесь зиждется на доверии или на недоверии к медиуму.
Если медиуму явно верят, то, конечно, принимают этот феномен, как феномен исключительного порядка.
Если не доверяют, то медиумизм этого порядка исчезает с горизонта спиритической практики данного кружка.
Хотя необходимо заметить, почти все самые правоверные спириты обладают этим даром и очень часто прибегают к карандашу, в особенности во время желания, единолично вырешить тот или другой вопрос.
Существуют медиумы, которые пишут целые сочинения, целые тома романов.
Но, само собой разумеется, вера в них устанавливается только лишь правдивостью написанного.
Скажу одно, здоровые, нормальные люди, – не спириты, везде на этот способ общения с духами смотрят, как на самую грубую мистификацию.
Самый же распространенный способ общения с духами – это так называемое «общение через обыкновенное чайное блюдечко».
Обыкновенно это делается так: на лист бумаги или на картоне большого формата выписывается в разбивку алфавит, затем берется простое чайное блюдечко, перевертывается вверх дном и на одном из боков его или наклеивается черная полоска бумаги, или проводится маленькая линеечка чернилами.
Затем опрокинутое блюдечко кладется на указанный выше алфавит, двое участников кладут на блюдечко один – правую, другой – левую руку. Остальные две руки иногда замыкаются цепью, а иногда нет, и устраивают этого рода сеанс, так как он изображен на рисунке 56.
Рисунок 55 | Рисунок 56 |
Сначала, как и планшетка, блюдечко производит слабые движения. Потом эти движения все больше и больше увеличиваются, блюдечко начинает быстро бегать по листу бумаги; затем движение снова становится медленнее, и блюдечко начинает подходить к буквам намеченной на нем полоской. Эти буквы выписываются на бумагу, из них составляются слова, из слов фразы; и таким образом получаются иногда целые диалоги бесед с духами, а иногда целые трактаты на различные большей частью философские темы.
Этот способ общения с духами, как мы сказали выше, чрезвычайно распространенный, широко практикующийся, и почти вся русская спиритуалистическая литература сообщения духов обязана своим происхождением этому традиционному блюдечку.
Для проверки этого способа общения существовало чрезвычайно много способов, из них видное место занимало, конечно, завязывание глаз тем, кто садится за блюдечко, но он выдерживал и этот контроль.
Но, когда один из добросовестных скептиков по отношению к спиритизму предложил нам устроить нижеописанный контроль, – этот способ общения с духами – его не выдержал.
Принцип этого контроля чрезвычайно прост: на алфавит, вместо букв, выписываются первые 30 цифр, в самом произвольном порядке.
Затем должно вырезать из картона два круга; один большего, а другой несколько меньшего радиуса. На верхнем крае круга большего радиуса в произвольном порядке должны быть помещены все буквы русского алфавита; а в верхнем крае второго круга должны быть в произвольном порядке помещены 30 цифр, указывающие местонахождение русского алфавита. При этом цифры второго круга должны быть расположены так, что, если меньший круг наложит на больший, то каждая цифра малого круга должна находиться под каждой буквой большего круга.
Потом кладут меньший круг на больший и прикрепляют его к последнему в их общем центре, – но, так, чтобы меньший, верхний круг свободно вращался на своей оси. Словом, чтобы оба эти соединенные круга представляли собой тот вид, который изображен на рисунке 57.
Перед тем, как только медиумы уселись за блюдечко, положенное на алфавит из указанных выше цифр, – где ни будь в стороне должно на изображенном нами контрольном аппарате перевернуть по собственному произволу первый верхний круг так, чтобы цифра 1, предположим, поместилась не под буквой Э, как это показано на рисунке, а под буквой Ш; и чем-либо прикрепить верхний круг к нижнему, чтобы он произвольно не перевернулся.
Булавкой, кнопкой или чем-либо в роде этого.
Ведь, если духи, как таковые, находятся вне пространства и времени и читают не только самые замысловатые алфавиты, но и наши мысли, то они должны моментально постигнуть предложенный им шифр и, уже, подводя через медиумов блюдечко к цифрам, расположенным на алфавите, с не меньшим успехом, чем при листе бумаги, на котором занесен подлинный алфавит, должны также легко составлять слова, фразы и целые сообщения.
Рисунок 57
Но мы делали опыт с этим прибором с «испытанными» медиумами, и в 850 экспериментах во всех случаях получался только лишь один простой набор букв.
Так что этот опыт может служить ярким доказательством того, что сообщения, получавшиеся через блюдечко, были или результатам, как это объясняет доктор Котик в своей «Эманации психофизической энергии», – непроизвольного наблюдения алфавита периферией зрительных органов медиума или, в очень редких случаях, благодаря какой-то скрытой форме ясновидения. Ближе присматриваясь к этой форме медиумизации, мы объясняем ее несколько проще; в каждом кружке почти всегда находится один и тот же алфавит с неизменным расположением букв, и усаживаются за него постоянно одни и те же медиумы, которые так наметались за время своей практики с этим алфавитом, что, если им даже завяжут глаза, то они, определив свободной рукой местонахождение алфавита, его углов и середины, совершенно свободно могут подводить блюдечко к желательным буквам и давать желательные ответы.
Медиум одного очень старого спиритического кружка в г. Чистополь, Казанской губ., г. Яс-вин, как метод удачного нахождения букв на алфавит, широко практикующийся, по его мнению, медиумами очень многих русских кружков, называл мне, между прочим, такой способ: следует заучить расположение букв алфавита от половины листа в ту и в другую сторону; затем перед началом сеанса положить палец свободной руки на нижнюю часть алфавита там, где находится эта половина, и, зная приблизительно расстояние между буквами и их порядок, можно в сознательном и «бессознательном» (?) состоянии довольно точно подводить блюдечко к желаемым буквам.
Так что, несмотря на то, что этот способ общения с духами считается самым распространенным и, благодаря ему создавались, создаются и будут, очевидно, долго еще создаваться у спиритов целая литература, целые философские, догматические трактаты, – мы имеем полное основание категорически установить, что существующие в спиритизме обман и симуляции наибольшее применение, по простоте описанного способа общения с духами, через блюдечко, нашли себе именно здесь.
Лучшим доказательством этого вывода может служить пока тот факт, что духи, вступающие в общение с семьей католического религиозного исповедания, – свидетельствуют, что в загробном мире доминируют доктрины этого самого исповедания.
Тоже самое наблюдается в семьях и в кружках, где медиумы начитались или наслышались теорий Аллан Кардека.
Совсем не то сообщают духи, появляющиеся в семьях православного вероисповедания и незнакомых с философией Кардека.
Здесь вы узнаете, что загробный мир и его насельники исключительно держатся на принципах православия.
Если семья или кружок и медиум этого кружка заражены, благодаря теософской пропаганде, теориями, буддизма, – здесь духи трактуют вам о «Нирване» о «Карме» и «перевоплощении».
Не говоря уже о вопросах более практического характера.
Теперь перейдем, по моему мнению, к самой интересной спиритической области, к описанию так называемого «интуитивного медиумизма».
Под словом, «интуитивный медиумизм» должно подразумевать то состояние медиума, когда он, помимо своего сознания, помимо своей личной воли, своего личного «я», вследствие какого-то неведомого внешнего или внутреннего фактора, получает известный внутренний импульс, который мгновенно охватывает его внешнюю и внутреннюю природу, вызывает во всех его чувствах, мыслях и движениях какой-то определенный ярко выраженный аккорд известного переживания.
Интуитивный медиумизм, в строгом понимании этого слова, чрезвычайно близко подходит к тому состоянию человеческой психики, которое является совокупностью эмоций, вызванных, например, музыкальной мелодией минорного тона.
Индивидуум не имеет никаких причин для грустного настроения, но будучи охвачен случайно этими музыкальными мелодиями, вдруг начинает тосковать, грустить, плакать. Это настроение наталкивает его, до этого момента иногда очень веселого, жизнерадостного, на воспоминание об утраченных друзьях, о минувших тяжелых воспоминаниях и тому под.
Точно также игривые звуки национальной, залихватской пляски, помимо нашего желания, понемногу заставляют серьезного, очень часто нерасположенного к танцам, человека сначала покачивать в такт головой, потом притопывать ногой или прищелкивать пальцами. Почти неизбежно вслед за сим у него появляется воспоминание о далекой молодости, о веселых прибаутках; и может даже кончиться тем, что он пустится в пляс.
В таком же порядке старый отставной солдат-нищий, обычно еле передвигающий ноги, заслышав звуки военного марша, как-то автоматически выпрямляется, подымает голову вверх и устарелыми ногами мерно шагает, попадая в такт размеренного марша.
Вот самое наглядное определение интуитивного медиумизма.
Человек совершенно спокоен, настроен на определенный уравновешенный лад. Вдруг его неожиданно охватила волна молитвенного настроения. Он, как автомат, опускается на колени и, соответственно этому настроению, этой интуиции, его мозг припоминает наиболее возвышенные молитвы, наиболее памятные песнопения.
К области интуитивного медиумизма должно отнести предчувствие, тоску, беспричинные слезы, беспричинный смех, веселость.
И эта форма медиумизма никогда не выражается словами, речами или даже пением какого-либо импровизированного вокализма (пение без слов).
Но раз этот вед медиумизма начинает выражаться словами, какой-нибудь поэтической импровизацией, пением, то уже это не будет феномен интуитивного медиумизма.
Это уже – последующее явление, вызванное создавшимся настроением, и оно является большей частью, как бы наведенным воспоминанием минувшего уже интуитивного фокуса.
Короче, – интуитивный медиумизм – рефлекс неуловимых и непередаваемых человеческим языком впечатлений.
И вероятнее всего он потому и обратил внимание на себя теоретиков спиритизма, что почти всегда имеет в себе эмоции автоматических предугадываний.
После неопределенной интуитивной тоски, почти всегда в окружающей жизни человека происходит какое-нибудь тяжелое событие. Радостное же интуитивное настроение всегда предшествует какому-нибудь приятному событию. Или наоборот, смотря по каким-то не разгаданным индивидуальным свойствам.
Нижеследующие рисунки передают эту форму медиумизма, повторяем происходящую всегда без слов.
Рисунок 58 воспроизводит феномен молитвенной интуиции.
Рисунок 59 дает нам феномен интуиции воинственного настроения.
Рисунок 60 передает выраженную медиумом интуицию скорби.
Рисунок 61 воспроизводит интуицию беспомощности.
Рисунок 62 дает ясное представление интуиции сомнения.
Рисунок 58 | Рисунок 59 |
Рисунок 60 | Рисунок 61 |
Рисунок 62 | Рисунок 63 |
Но меркантильные адепты спиритизма, вернее эксплуататоры этой области пошли в этом направлении значительно дольше.
В то время, когда приведенная чистая форма интуиции, казалось, должна бы сделаться достоянием психологов, предметом научных исследований, которые, быть может, сумели бы найти связь между этими феноменами и законами воздействия на человеческую природу, – добрые или злые силы; грубое невежество или стремление к материальной, а иногда моральной корысти – среди спиритов приписали интуитивному медиумизму чудодейственное свойство: моментально каждый раз, по собственному желанию медиумов, сливаться с любым из потусторонних духов, как высшего, так и низшего порядков.
При чем одни медиумы инсценируют эти феномены за презренный металл, а другие ради снискания себе исключительного уважения, присущего высокой роли «носителя великих духов», «руководителей человечества», «жрецов высокого культа» и «магов» таинственных знаний.
Ради всего этого указанные выше представители спиритизма выступают одни в роли «интуитивных» медиумов, сливающихся каждый раз с душами умерших, друзей и родственников, приходящих к ним посетителей, и разрешают последним вопросы о выгоде или невыгоде предстоящих браков, о достоинстве или недостатках жениха, или невесты, как это, например, изображено на рис. 63.
При чем для этого с помощью специального помощника, роль которого на этом рисунке воспроизводит высокая полная дама, стоящая в дверях, медиум, сидящий на диване в белом корсаже, взявши за руку вопрошающую даму в вуали, впадает в транс и говорит, процеживая сквозь зубы, как полагается спящей, ошарашенной необычностью остановки молодой даме, всякую небылицу в лицах, дабы в какие-нибудь 25–30 минут заработать 7–10 франков в Париже или 2–3 рубля у нас в России.
Другие, более примитивные медиумы, как например, французский медиум г-жа Шардьи, делает это гораздо проще: она, выслушав пришедшую к ней вдову только что схороненного мужа и желающую узнать, что испытывает в данный момент ее «бедный Жан», в «том мире» моментально воспринимает интуицию несчастного Жана и начинает, как это видно из рисунка 64 общими фразами, передавая мимически страдания несчастного грешника, говорит приблизительно так: «я здесь, дорогая Тереза, спасибо тебе, что ты пришла узнать о моей участи…О, если бы ты знала, как я страдаю в жестоких муках ада…О, если бы ты чувствовала мои мучительные боли"…
Начинаются отчаянные вопли, трагикомическое завывание и непередаваемые жесты Жана в хрупком теле г-жи Шардьи.
Оторопевшая вдова, растроганная адскими страданиями несчастного мужа, выдает расходившейся г-же Шардьи 10-ти франковую плату и уходит в переднюю.
Но лишь только захлопнулась за ней дверь вошел депутат Сенского департамента и заявил г-же Шардьи, что он хотел бы спросить у духа генерала Кирилла Буланже, – каков его взгляд на современный политический строй Франции, – в г-жу Шардьи, уже вселился бессмертный генерал и начинает разносить политику современного правления Франции. (Рис. 65).
Рисунок 64 | Рисунок 65 |
Все это так быстро, так просто и так легко, чтобы не сказать – до глупости нелепо, проводится в стране легкого жанра, фарса и опереток.
Но совсем не смешно и не весело воспроизводятся феномены интуитивного медиумизма, нашедшего к несчастию себе место кое-где и у нас в России, не исключая обеих столиц.
Вот как он проводится в некоторых из русских кружков:
В то время, когда культурная Франция привлекает к своим спиритическим забавам генерала Буланже, ворошит костями Жан-Жака Руссо, Вольтера, Золя и друг., в нашем отечестве, в стране богоискателей, вызываются духи Святителя Николая Чудотворца, Великомученицы Екатерины, Серафима Саровского, Иоанна Златоустого, здесь же не брезгуют и Савонаролой; но есть и такие организации, и кружки, где, страшно сказать, вызываются Пресвятая Богородица, Иоанн Предтеча и даже Сам Господь.
Ужас охватывает каждую душу только лишь при одной мысли об этих кощунственных деяниях.
Делается это обыкновенно так до наивности глупо, нелепо, что невольно, при всем нежелании верить в силу и наличность сатаны, ясно видишь, – как он заволакивает своей тонкой сетью человеческие души и настолько затемняет рассудок и сердце, что обладатель из не видит не только ужаса совершающегося, но даже не видит и признака безумия среди участвующих в этих, поистине, преступных собраниях…
Вот схема этих антихристианских радений, списанная с натуры:
За большой стол, накрытый белой скатертью, в комнате, где стоит с одной стороны написанное во весь рост изображение Спасителя, а в переднем углу освещенное лампадой тоже большое изображение Святителя Николая, покровителя кружка, усаживаются несколько человек медиумов.
Затем прочитывается данная духами молитва и около образа Святителя Николая окропляется святой водой пол. Из-за стола встает очередной медиум, становится на это место. Закрывает глаза. Складывает на животе руки и затем певучим, измененным голосом начинает говорить: «Здравствуйте дети мои: я ваш покровитель…Святитель Николай…»
Заскрипели карандаши записывающие начатую речь, и полился бесконечный набор витиеватых фраз, испещренных тем, что когда-то давным-давно говорилось и в наших проповедях, и в святоотеческих писаниях.
Кончилась речь Святителя Николая – общего характера, начинается постановка вопросов ему на темы общественной, частной и личной жизни.
Одно осуждается, другое поощряется.
Ищущему место артисту – певцу указывается должность приказчика в какой-то железной лавке.
Какой-нибудь болящей ставится диагноз болезни и назначается место и способ лечения.
Кто-то из медиумов посылается с миссионной целью в тот или другой пункт нашего отечества…
Кончена беседа Святителя Николая, – выходит другой медиум становится на то же место и вы слышите: «Мир вам, дети мои! Я Екатерина мученица… пришла побеседовать с вами"… и так до конца.
Ужас охватывает душу теперь, когда оглядываешься назад и сознаешь, что отошел от этого, беспредельного, безграничного сатанинского заблуждения.
И невыразимо странным кажется теперь после, – как мог разумный, взрослый, состарившийся, нормальный человек восхищаться всем этим; благоговеть перед этим, и все полученное на этих безумных полусатанинских, полухлыстовских шабашах считать за великое Божественное откровение?
Каким образом на протяжении довольно продолжительного времени можно было не видеть человеку со здравым умом и свежей памятью, что то, что сказал Николай Угодник вчера, положим, через одного медиума – вследствие неудачного, не исполнившегося предсказания, сегодня через другого медиума он же отменил; и такие отмены продолжались десятки раз, чтобы не сказать более, на протяжении очень короткого времени, – и пишущий эти строки так же, как и многие другие, с благодарением преклоняли колени перед образом Святителя, лобызали его лик, вознося ему слова благодарности за полученное от него новое предсказание?
Разве в этом омрачении человеческого ума не видна хитрая властная рука мирового обманщика сатаны, могущего облекаться, по словам апостола Павла, в образ «Ангела Светла».
Нет, если кто хочет увидать сатану во всем его неприкровенном виде, тот пусть идет на спиритические радения и в особенности интуитивного медиумизма.
К этой же группе эксплуатации медиумизма следует отнести и уличных медиумов, типтологов (стучащих), которых нередко можно встретить на людных улицах Парижа.
На рисунке 66 изображена одна из таких уличных сцен, медиум сидит около столика, на верхней доске которого изображен алфавит, под буквами алфавита стоят цифры, показывающие порядковое место каждой буквы в алфавите.
Как это видно на рисунке, вокруг медиума толпятся уличные любопытные и зеваки.
Некоторые из них подходят к медиуму и за несколько сантимов предлагают ему, – поставить духу тот или другой вопрос.
Медиум кладет иногда две руки, а иногда одну на лежащую на столешнице подвижную деревянную дощечку и последняя под рукой медиума начинает производить целый ряд постукиваний, считая которые, определяют сначала буквы алфавита, затем составляют из них слова, а из слов целые фразы, сообщения.
Таким образом вопрошающие получают желаемые ответы.
Но точно также можно наблюдать и другую сценку, которая передается рисунком 67.
Один из таких медиумов сидит около столика, имеющего на своей верхней доске грифельную столешницу, а на ней двигающуюся планшетку. Подходящие к столу клиенты за несколько сантимов предлагают медиуму ответить на тот или другой вопрос духу. Медиум и вопрошающий кладут руки на лежащую на столе планшетку. Последняя быстро приходит в движение, и через несколько минут получается желаемый ответ.
Заканчивая описание наиболее выдающихся феноменов психофизического и чисто физического свойств проявления потусторонних сущностей в спиритизме, мы не можем обойти молчанием чрезвычайно редко практикующихся, но все-таки практикующих методов, так называемого, получения оттисков, слепков или снимков на мягкой глине, на муке сообщающихся со спиритами душ из отошедших друзей.
Эти феномены получаются при медиумах очень исключительных способностей, к разряду каковых принадлежит между прочим известный медиум Евзапия Паладино.
Рисунок 66 | Рисунок 67 |
Феномены эти достигаются, обыкновенно, таким образом: на довольно почтенном расстоянии от медиума, в какой-либо тарелке или другой плоской посудине помещается мягкая глина, употребляемая художниками для отпечатков масок или самая обыкновенная мелкая мука или сухой гипс.
После сеанса на этом материале иногда получается отпечаток того или другого лица.
Так на прилагаемом рис. 68 мы видим отпечаток какого-то старческого лица.
На следующем рис. 69 мы видим неясную группу каких-то оттисков.
Но, всматриваясь в контур прилагаемого рисунка 70, мы можем ясно отличить на нем, на верху, как будто пальцы руки, а в нижней части рисунка – глаза, нос, рот и уши какого-то субъекта.
Рисунок 68 | Рисунок 69 |
Рисунок 70 | Рисунок 71 |
Рисунок 72 | Рисунок 73 |
На рисунке 71 мы видим девять самых разнообразных оттисков того же описываемого нами характера…
Рисунки 72 и 73 передают нам единственный, зарегистрированный спиритический литературой случай, проникновение магии через материю.
На ножку круглого стола с выступами и резными украшениями, по своему диаметру превышающими цельное деревянное кольцо, висевшее на веревке, прикрепленное к другому концу стола, какими-то неведомыми законами и способами, моментально наделось это кольцо.
Этот феномен был воспроизведен известным в спиритизме медиумом г. Слэд.
Следующий рисунок 74 воспроизводит феномен, который был в первые проявлен при том же медиуме Слэд. Но этот феномен был неоднократно воспроизведен в других кружках и при других медиумах. Он показывает, что на гладкой бечевке, оба конца которой были наглухо припечатаны к другому предмету или друг к другу, с помощью духов были сделаны узлы.
Рисунок 74
При этом же медиуме г. Слэд получался феномен непосредственного писания духов.
Делалось это обыкновенно так: между двумя совершенно чистыми положенными друг на друга грифельными досками помещался маленький кусочек грифеля.
Доски же перевязывались в разных направлениях бечевкой и опечатывались. Г. Слэд клал их себе на колени, накладывал на них руки. И, когда доски распечатывались, то на внутренней стороне их оказывалось воспроизведенное начертание различных цитат и изречений.
* * *
Вот все наиболее общие и наиболее употребительные формы общения спиритов с потусторонним миром.
Если существуют какие-нибудь варианты, как например, перенос предметов на далекие расстояния; феномены так называемых «неспокойных домов», где воспроизводится духами бросание предметов, перевертывание, перекидывание мебели, – все эти явления можно легко отнести к той или другой группе указанных выше спиритических феноменов.
Но коварный замысел всей схемы спиритизма заключается в том, что он, т. е. спиритизм посредством этих явлений приводит всякого исследователя спиритизма к прямой необходимости познакомиться с конечной целью этого учения – с его душой.
И вот за целым рядом физических явлений, к которым приступает каждый отдельный человек, каждый отдельный кружок, следует обычно желание познакомиться с теорией этого учения, с его доктринами.
И навстречу желающему выходить философия спиритуализма Аллан Кардека.
Здесь человек, загипнотизированный спиритической областью чудесного, начинает уже прямо глотать подносимую ему пищу, не разжевывая.
И таким образом, получается то, что душа доверчивого человека, «на слово» принимает все то, что вкладывается в ее ошеломленный ум, при закрытых для понимания и логического мышления, глазах и ушах.
Ошеломленному необычайными физическими феноменами, иногда изумительными предсказаниями, развертывается спиритами евангельское учение Христа, где говорится о бессмертии душ, о загробном мире, но где не только не говорится, но доже воспрещается, как мы увидим это ниже, общение с другим миром. Но спириты этого вопроса не касаются, а начинают трактовать о поражающих и чрезвычайно льстиво заманивающих доверчивую душу сообщениях потустороннего мира, изображенных в разное время самими духами и скрепленных текстами евангелия.
Здесь мы прежде всего знакомимся с тем, что будто весь мир делится на два плана: на план духов незримых, невидимых, невоплощенных и на план духов, воплотившихся, видимых в лице современного человечества. При чем сущности первого плана управляют всеми судьбами, жизнью и даже образом мышлений сущностей второго плана.
Далее удостоверяется, что Господь Бог, как Таковой, без сомнения существует.
Что же касается враждебной для Него сущности – сатаны, бесов и демонов, то таковых нет; так что между Богом и человеком все эти бесчисленные миры, все это безграничное пространство заполнено только лишь душами умерших людей, которые, по степени своей духовной эволюции, бывшей на земле и в других мирах жизни, разделяются на духов высших, праведных, блаженных; на духов средних градаций и на духов низших, даже чуждых стремлению к усовершенствованию. И эти-то последние духи понимаются невежественными в спиритизме людьми, как духи зла, демоны, бесы, сатана и т. п.
Все существующие в поднебесном пространстве духи неоднократно появлялись на земле и будут появляться и впредь с помощью так называемого «перевоплощения».
Таким образом, каждый из нас существовал на земле уже много раз, и бесчисленное число раз будет существовать и впредь. Кончая свой жизненный путь здесь на земле, – мы в том мире представляем собой предсуществующую душу для каждой рождающейся сущности. Перевоплощение, как таковое, являет собой величайший акт Божественной мудрости, справедливости и милосердия.
Во-первых, благодаря ему, человечество прогрессирует в практической жизни на земле. Во-вторых, перевоплощению мы обязаны тем, что у нас довольно быстро идет вперед жизненный прогресс во всех сторонах человеческой жизни. Дикари и носители атавизма заменяются культурными нациями и стремлением к гуманитарным началам. В-третьих, с каждым перевоплощением человек все больше и больше освобождается от грехов. И, когда он совершенно освободится от таковых, – он может быть снова ниспослан на землю, но уже с чисто миссионными предназначениями.
Промежутки между перевоплощениями одного и того же духовного индивидуума, т. е. когда дух находится в бестелесном состоянии, может проходить время от 6 недель до 1500 лет.
Благодаря перевоплощениям, так быстро прогрессируют подвиги человеческого ума, ибо, что человек недостаточно ясно формулировал в своем минувшем перевоплощении, то это он даст в более ясной и определенной форме в будущем существовании.
Перевоплощение является актом величайшей Божественной справедливости и милосердия еще и потому, что оно несет нарушавшему Божественные законы в минувшем существовании справедливое возмездие в его настоящем и будущем перевоплощениях.
Безжалостный богач делается самым несчастным бедняком. Деспот, властелин, забывавший различать в своем рабе такого же человека, как он, – в грядущем перевоплощении передается в плен или делается рабом самых безжалостных владык.
Клеветник подвергается всем страданиям клеветы, и т. д.., и т. д…
Но эта, так называемая «Карма», – возмездие за содеянное дурное, не единственная цель законов перевоплощения.
Божественная справедливость в грядущих перевоплощениях несет исполнителю ее законов и претерпевавшим различные страдания, соответствующие компенсации: бедняк делается богачом; переносивший физические страдания в минувшем существовании – в грядущем перевоплощении будет наслаждаться полнотой здоровья. Кто терпеливо и безропотно переносил тяготу мучительного рабства в минувшей жизни на земле, – тот будет совершенно свободен в своем новом появлении на земле и будет повелевать своим бывшим властелином.
Но…Боже упаси, если он в своем новом и счастливом положении впадет в какой-либо шарж, – ему в следующем перевоплощении неизбежно придется влачить существование в соответствующих его прегрешениям наказаниях. Таким образом, ни вечности мучений, о которых так ясно и определенно говорит Божественный Спаситель мира, ни вечности блаженств не существует.
Все это только лишь временная преходящая форма переживаний.
Один из известных спиритов Англии, как мы сказали выше, приблизительно так формулирует обещанные Господом страдания грешникам: «ад для грешников в грядущем его существовании – больницы, тюрьмы, остроги, каторги, исправительные дома, нищета, бедность, порок и т. д., и т. д.».
При каждом своем переходе в иной мир, перевоплощенная душа совершенно забывает все, что переживалось ей в своих прежних существованиях.
И при этом она с каждым перевоплощением неизменно делает шаг вперед, но никогда не возвращается назад, т. е. в ту сторону падения в которой она была раньше.
Духи или души, достигшие высших степеней усовершенствования, как мы только что сказали, чрезвычайно часто посылаются Божественным Промыслом на землю для миссионных целей, для того, чтобы своим личным примером и жизнью помогать человечеству энергичнее двигаться по пути усовершенствования. Такими в ветхом завете были Авраам, Моисей, Илия и другие праотцы и пророки; в новом же завете – Дева Мария, Иоанн Предтеча, св. апостолы и все угодники, а затем Иисус Христос.
При этом нельзя не отметить следующего в высокой степени характерного факта: в самом начале спиритического движения, в прошлом XIX столетии последователи спиритизма, если так можно выразиться, с чрезвычайно большей осторожностью касались имени Божественного Спасителя мира, и большей частью ограничивались только лишь намеками на Него; но, по мере распространения спиритических доктрин, философы спиритуализма все с большей и большей беззастенчивостью относятся к личности Божественного Спасителя мира, и один французский адвокат, некто Рустан, в своем сочинении «Откровение из откровений» определенно заявил, на основании спиритических доктрин, что Иисус Христос был только лишь одной из тех чистых человеческих душ, которые иногда ниспосылались в наш мир; и что тело Его было составлено из флюидов, чем физиологически объясняется то, что родившая Его Дева Мария осталась девой.
Таким образом здесь возродились вновь две древних ереси; в III веке персидский уроженец Манес учил, что Христос не имел настоящего тела, а только лишь призрак его, поэтому Он в действительности не пострадал и не умирал.
В V же веке некто Евтихий утверждал, что тело Христа было не такое, как человеческое, и, несомненно, поэтому только, что в то время не было в лексиконе человеческого наречия слов «токи» и спиритического «флюида», что одно и то же, – Евтихий в своей ереси не употреблял этих выражений.
Любопытнее всего тот факт, что корифеи спиритической литературы Аллан Кардек, при появлении указанной выше книги Рустана, не опровергал его теории, а будто бы сказал, что она появилась преждевременно. Но в начале 1871 года в основанном им журнале «Revue spirite» был напечатан ряд посмертных статей Кардека и его сообщений с того света, вышедших в свет под общим заглавием «La nature Iesus Christ» (природа Иисуса Христа), в которых Божественная природа Спасителя мира отвергается прямо и систематически.
Следует обратить внимание на тот коварный метод, которым неслось спиритизмом в жизнь это сатаническое учение.
Сначала Кардек в своей философии завоевывал человеческие души благоговейным отношением к Божеству и к Евангельскому учению; а потом, когда доверившиеся этому учению души стали почти безапелляционно верить слову спиритического пророка, последний начал открыто заявлять о том, что Христос никогда не был Богом.
Но этого мало, в одном из популярных спиритических сочинений ближайшего друга и последователя Кардека, Леона Дени «Спиритизм и христианство», – автор этой книги говорит о Христе, как о величайшем медиуме своей эпохи, и что таковым легко может сделаться каждый правоверный спирит.
Я чрезвычайно благодарю Господа Бога за то, что вовремя прекратил печатание этих двух сочинений: шестой том сочинений Аллан Кардека и «Спиритизм и христианство» Леона Дени, которое предназначено было мной в виде бесплатной премии к одному из издававшихся мной антихристианских спиритических журналов.
И каким непоправимым преступлением я считаю изданные мной четыре тома собраний сочинений Аллан Кардека, которые я усиленно распространял, находясь под гипнозом этого сатанинского учения. И ни одного мгновения не сомневаюсь в том, что, если Милосердный Господь простит мне этот великий грех, то только лишь по великой молитве за меня тех служителей, пастырей и архипастырей Святой Христовой Церкви, которые, в силу своей христианской любви ко мне недостойному и в силу своего высоко христианского всепрощения, молятся за меня.
По учению спиритов всякая душа, как воплощенная в человеческое тело, так и развоплощенная, т. е. свободная от тела, имеет всегда при себе духа покровителя, назначенного ей Самим Богом.
Дух покровитель является собой сущность из разряда высших духов, надлежащим образом, путем целого ряда перевоплощений, очищенной от всех грехов. Обязанность духа покровителя состоит в том, чтобы наблюдать за вверенной ему душой; внушать ей добродетельные стремления; отвращать от дурных наклонностей, нисколько в то же время не стесняя ее свободной воли для выбора между добром и злом.
Каждая человеческая душа по своей сущности – не материальна, но, будучи облечена в тело и без него, пока она совершенно не очистится от грехов, она заключена в полуматериальную оболочку, состоящую из вещества, до того тонкого, прозрачного и неосязаемого, что, при обыкновенных условиях, она для наших чувств остается неподдающейся ощущениям.
Духи, развоплощенные, этой своей полуматериальной оболочкой, которую спириты называют (perisprit) периспри или по-русски придух, влияют на душу, находящуюся в телесной оболочке через периспри этой последней.
Душа, облеченная в периспри, по уверению спиритов, имеет точно такую же форму и вид, какой имеет и человеческое тело. Поэтому души умерших, появляясь в виде призрака, принимают на себя внешний вид и форму того тела, в которое они были облечены при жизни на земле.
Души воплощенные и развоплощенные, как мы уже знаем, всегда излучают из себя особые лучи, так называемые «токи», «флюиды».
Смотря по степени очищения души, токи эти бывают или добрые, или злые. Следовательно, и влияние они оказывают на воплощенные души тоже доброе или злое.
При этом существует такой закон, что воплощенный в человеческое тело дух может привлечь к себе духа только лишь одинаковой с ним степени совершенства, т. е. человек мало нравственный привлекает к себе на сеанс духа то же мало нравственного.
Человек более высокой духовной конструкции точно также привлекает к себе и духа более высокой нравственной, духовной конструкции. Если говорят, что «духи соединяются с медиумом», то это значит, что флюиды духа, вдохновляющего медиума, сливаются с токами последнего.
По уверению спиритов, как мы сказали раньше, во всем мироздании других духов, кроме тех, которые воплощаются в человеческое тело, не существует.
Поэтому то, что у христиан называется «ангелами» и дьяволами, у спиритов принимается, как одни и те же человеческие души, только одни из них очищены от пороков и дурных наклонностей, а другие – нет. И одни из них направляют человечество к добру, а другие – ко злу; но, в конце концов, путем целого ряда перевоплощений последние духи очистятся, будут вечны, самостоятельны и равны с духами, очистившимися раньше их.
Воскресение тел совершится, но не так, как это понимают христиане. Воскресшие умершие будут облечены точно таким же телом, каким сейчас облечены развоплощенные духи, т. е. в то, что мы называли «периспри».
И, как на пример такого тела, они указывают на тело Божественного Спасителя мира, поучившее после Его Воскресения способность проникать сквозь твердые тела, стены и т. д., и т. д.
Устанавливая, что то, что христиане называют бесами и дьяволами, есть ничто иное, как те души, которые находятся еще на такой степени совершенства, что они не понимают, что такое совершенство, и, привыкши всеми силами к злому, стараются возможно большее количество душ, воплощенных на земле, совратить к злу, спириты допускают, что многие из этих душ совершенно не способны к раскаянию и к исправлению.
И вот, когда Церковь прибегает к заклинаниям бесов и диавола и именем Бога повелевает им оставить свою жертву, – спириты считают такой метод неосновательным и неразумным, говоря, что эти заклинания способны лишь еще больше раздражать и ожесточать злобные, блуждающие души, как незаслуженное оскорбление последних.
Спириты в таких случаях обращаются к умершим на своих сеансах с кротостью, с братской любовью, с увещаниями, что они этим только лишь вредят самим себе, увеличивая новым грехом гордости и упорства свои собственные страдания.
Отрицая вечность посмертных мук и ад, спириты особенно настоятельно проповедуют: любовь к Богу, покорность Его воле, любовь к ближнему, смирение, самоотвержение, и т. д.
Они даже своим остальным догматом имеют девиз: «без милосердия нет спасения».
Получая откровения от духов через посредство медиумов, спириты, как это мы сказали выше, разделяют – медиумов на целую массу категорий, смотря по способности медиума.
По смыслу спиритической философии, духи, желая прийти на помощь человечеству, создают для него медиумов самых разносторонних способностей: от медиума стучащего, до медиума, лечащего все человеческие недуги.
По уверению спиритической теории и практики, души отошедших всеми силами стараются из любви к человечеству привлечь его к познанию невидимого мира. Для этого очень часто созидаются так называемые «непокойные дома», где духи самоубийц, лиц, умерших без веры в Бога, производят самые разнообразные чудесные феномены: перекидывают мебель, различные предметы и даже устраивают так называемые феномены «самовозгорания», т. е. пожары, воспроизводимые духами.
Спириты особенно любят пропагандировать эти явления, считая их чрезвычайно яркими подтверждениями существования загробного мира и появления среди живущих душ умерших, хотя это не отрицают почти три четверти всех существующих на земном шаре религий и ни одна из христианских деноминаций. Но эти примеры точно также ни на одно мгновение и не подтверждают законность и нормальность самостоятельного вызывания загробных духов, наоборот, устанавливают непозыблемость факта появления последних не по нашему желанию, а по Божьей воле.
Свои доктрины перевоплощения, как и многое из своего учения, спириты стараются, – как мы увидим ниже, отрицая Божественную личность Христа, – когда случается надобность подтверждать плохо подтасованными евангельскими изречениями.
Излюбленными текстами в этом случае являются текст 17 гл. 12 ст. Евангелия от Матфея, где Божественный Спаситель мира говорит про Иоанна, называя его Илией «говорю вам, что Илия уже пришел и не узнали его и поступили с ним, как хотели».
Далее точно таким же текстом, якобы, подтверждающим перевоплощение, называют 15 ст. 6 гл. Евангелия от Марка, где евангелист свидетельствует о том, что царь Ирод, услышав об Иисусе, говорил: «это Иоанн Креститель воскрес из мертвых»…Другие говорили: «это – пророк или как один из пророков».
Третьим любимым текстом спириты считают 2 и 3 ст. гл. 9 Евангелия от Иоанна, в котором повествуется что, когда Иисус и ученики Его увидали слепого от рождения, то последние спросили его: «Равви, кто согрешил, он или родители его, что он родился слепым?» Иисус отвечал: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии».
Здесь спириты своим оправданием считают то обстоятельство, что Христос в Своем ответе на вопрос учеников с предположением о прегрешении слепого до рождения, не остановился подробно на опровержении бессмысленности этого вопроса, если бы де не существовало верования в перевоплощение и у Самого Христа.
Но спириты совершенно игнорируют явное возражение на первый текст в 17 ст. 1 гл. Евангелия от Луки, в котором говорится об Иоанне Предтечи, что он пришел пред Христом «в духе и силе Илии, – а не Илией. В том же Евангелии от Луки в гл. 20, 35–36 ст. наоборот ясно говорится: «а сподобившиеся достигнуть того века…умереть уже не могут».
Что же касается второго текста (Марк 6:15), то стоит только взглянуть на параллельный этому месту, ст. 8, 9 гл. Евангелия от Луки, чтобы увидать, что иудеи, говоря об Иисусе, что не Илия ли Он, или не другой какой из умерших пророков понимали, не перевоплощение Иисуса, а прямое воскресение: «другие (говорили), что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес».
Что же касается беседы Иисуса с учениками о грехе слепорожденного «до рождения», то не трудно усмотреть в самой форме ответа Христа ученикам на этот вопрос отрицание даже вероятия этого предположения: «не согрешил ни он, ни родители его».
Такая форма отрицания очень обычна в практической жизни, в особенности, когда центр внимания в беседе переносится на другую плоскость.
Например, на вопрос: правда ли, что при полете в безвоздушных пространствах можно достигнуть быстроты до 500 верст в час? В ответе: «ни в безвоздушном, ни в насыщенном воздухом пространстве такой быстроты достигнуть нельзя» – во всяком случае нельзя усматривать подтверждения возможности полетов в безвоздушном пространстве. Наоборот, ответчик всякое предположение об этой возможности считает не подлежащим серьезному обсуждению и даже не заслуживающим того, чтобы останавливать на нем свое внимание. И частицами отрицания: «ни-ни» и тоном своей речи он свидетельствует, что об этом предположение не может быть и речи.
Но самой главной базой этого лжеучения и Кардек, и все спириты считают слова Христа в беседе с Никодимом, где он говорит: «если кто не родится свыше не может увидеть царствия Божия»26, заменяя слово «свыше» словом «снова». Но, во-первых, в греческом подлиннике это слово выражено словом «anoten», которое никоим образом нельзя перевести иначе, как «свыше», ибо оно обозначает буквально «свыше». А во-вторых, в 5 ст. этой же гл. Божественный Спаситель мира поясняет Сам: «если кто не родится от воды и духа не может войти в царствие Божие»27.
Повторяю, что, кроме приведенных спиритических доктрин, существует масса других. Но указанные выше являются наиглавнейшими. Перечисляют же второстепенные положения, – это значит написать не одну такую книгу, а добрый десяток.
О некоторых из них мы скажем в следующих главах.
Вообще же спириты утверждают, что они – «самые истинные христиане», и что их исповедание веры не составляет новой религии, а, являясь новой психологической философией, только лишь пополняет старую созданную Христом религиозную форму.
Что же касается усматриваемой разницы между положениями спиритической философии и христианским катехизисом, то спириты это объясняют тем, что прежнее понимание христианства было предназначено для человечества минувшего и для известной в ту эпоху степени его образованности.
В настоящее же время христианское понимание православной катехизации выполнило свое первоначальное назначение, говорят спириты, и теперь с успехом культуры и цивилизации необходимо дальнейшее развитие христианства в формах, более подходящих современности.
Здесь я считаю своевременным указать на полную тождественность указанного стремления спиритов с приведенными в предыдущей главе задачами масонских организаций, – пересоздать все формы священнорелигиозных установлений.
Не правда ли, знаменательное совпадение?
«Христос, рассуждают спириты: бывши на земле, провозглашал только лишь основные элементарные истины, соображаясь с состоянием, пониманием и со степенью умственного развития современного Ему человечества. И многое при этом говорил иносказательно, в притчах.
Многое Им было не досказано, потому что в то время это не могло быть принято и понято. И, говоря Своим ученикам, что Он пошлет им Духа, Который своевременно все объяснит и расскажет им, Он имел в виду современное возрождение спиритизма.
И вот теперь это время настало».
Через сношения, установившиеся у спиритов между живущими на земле и душами умерших поступает в мир от обещанного Христом Духа истины разъяснение всех Божественных тайн; всего недосказанного Христом в то время; всего, что было сказано Им в загадочных притчах, в намеках, в параболах и гиперболах.
Поэтому, спиритизм, по уверению спиритов, представляет собой продолжение, развитие того, что принесено было на землю Христом: высшую степень откровений, необходимых для современных человеческих знаний, приспособленных к настоящей степени зрелости человеческого рода.
Другие спириты, наиболее утратившие способность с благоговением относиться к истинному христианству, продолжают свой путь гораздо смелее: они говорят прямо, что теперь функция управления миром второй ипостасью Св. Троицы – Сыном Божьим закончена, так же как была закончена эпоха управления миром перед приходом на землю Христа – Богом Отцом.
Теперь мы вступили в эру управления миром царством духов во главе с третей ипостасью – Св. Духом…
Здесь мы лицом к лицу сталкиваемся с ересью древних неоплатоников во главе с Оригеном…
* * *
Вот в сжатых чертах все, что дал нам современный спиритизм.
Попробуем со следующих глав дешифровать это учение нашего времени; найти истинные причины приведенных в этой главе явлений и основные мотивы и побуждения его теоретических доктрин.
А затем, как в сложной загадочной картинке, попытаемся отыскать главного виновника вдохновителя, руководителя и покровителя этого учения.
И показать к каким конечным результатам ведет оно всех, безотчетно доверяющихся ему.
* * *
Жюль Боа пишет в «Journal de l'Universale des Annales» 5 сент. 1909 г.; «я констатировал в Лондоне так, что уже не остается и тени сомнения, все детские трюки и грубые фокусы знаменитой Флоренсии Кук, которая так великолепно водила за нос Вильяма Крукса».