В.П. Быков

Источник

II. История спиритизма

Я не буду описывать историю спиритизма, как такового, по тому трафарету, который очень излюблен адептами всех «тайных» и антихристианских учений – вообще и спиритизма – в частности, потому что весь этот трафарет полон известной тендециозности и имеет конечной своей целью не то, чтобы оправдать,– Боже упаси, спиритизм, говорят спириты, как и религия и социология будущего, не требует никакого оправдания; его, по искреннему убеждению каждого правоверного спирита, никто не посмеет ни в чем обвинить, – а чтобы вывести на поверхность жизни только лишь его положительные свойства и привлечь к нему внимание тех людей, которые нужны этому учению.

Трафаретная история спиритизма замечательна сама по себе уже тем, что, трактуя о полном возможности, искусстве и о невозбранности вызывания живыми людьми душ умерших, она иллюстрирует свои доводу библейскими и историческими фактами, свидетельствующими как раз то, что появление душ умерших всегда происходило не по желанию того или другого человека, не благодаря его искусственным методам и приемам, а по воле Всемогущего Творца и Промыслителя, – по воле Бога.

Даже единственный Библейский эпизод вызывания умерших – вызов духа Самуила Аэндорской волшебницей17 свидетельствует о том обычном для спиритизма факте подделки феноменов, которыми, так богата практика современного спиритизма ибо, по свидетельству Библии, Саул самолично духа Самуила не видел18 и ответы на свои вопросы получал, очевидно, тоже через волшебницу.

Затем ссылка на библейский закон Моисея, воспрещающего вопрошание мертвых, не только не подтверждает реальность этого факта, а наоборот устанавливает, что и в то, древнее время, было много обманов в этой области ибо и в законе Моисея, и пророчествах везде, где только говорится о запрещении вызывать умерших, везде указывается, что самое это деяние и воспроизводители его – обманщики, заблуждающие чад Божьих19, и мотивом этих запрещений, несомненно, служила нереальность явлений – нет, мотивы запрещения были несомненно однородны с мотивами запрещения в наше время практики знахарям, колдунам с целью ограждения человечества от самого наглого дерзкого, грубого, обмана; от издевательства над святыней человеческой веры, над стремлением получить удовлетворение своих духовных запросов, и от обаяния сатаны.

А раз вы выкинете из существующей истории спиритизма те факты, – в которых различные видения душ умерших; такие феномены, как человеческая речь из уст Валаамовой ослицы; вещие пророческие сновидения; преподанный Божественным Промыслителем своим избранникам дар прозрения, ясновидения произошли, помимо всякого личного участия того или другого человека, а только лишь по воле Господа Бога, то на долю общепринятой истории спиритизма останется: или пустое место, или факты голых обманов, или деяния тех древних чародеев – колдунов, связь которых, выражаясь на современном языке оккультистов, с демонической бесовской силой установлена с самых отдаленных времен древности. Но так как господа спириты две последние группы явлений к истории спиритизма не относят, – то, серьезной истории спиритизма, обоснованной на реальных фактах, и самого спиритизма, как учения о вызывании душ умерших, как самостоятельного, доступного каждому метода общения с загробным миром с помощью спиритических приборов и без таковых – не существует.

Поэтому я и возьму на себя смелость воспроизвести опыт этой истории на совершенно других основаниях и, смею думать, довольно верных, потому что за ними стоят авторитеты Церкви, авторитеты истории и, как это не странно кажется, авторитеты того же спиритизма и оккультизма.

Самый первый и в высокой степени характерный спиритический сеанс мы находим на первой странице Библии в III гл. книги Бытия.

Так как всякое другое воспроизведение этого факта, кроме простых искренних святых слов Библии, не будет иметь характера ни той жизненности, ни той правдивости, ни той вдохновенности, каким дышит подлинное Библейское изображение этого факта, мы позволяем себе сделать дословную выписку из Библии этого события:

…"Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

«И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте из и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов, его и ела; и дала также мужу своему, и он ел»20.

В этом описании можно видеть схему и физического, и психического спиритических сеансов, и нравственно моральную сторону их. И, если вдумывающийся и наблюдательный добросовестный спирит захочет поискать между приведенным выше Библейским повествованием и каждым спиритическим сеансом точек общности, то он найдет их на каждой строке этого повествования и на каждом шагу спиритического учения.

Не отрицая существования Бога, дух тьмы через своего медиума-змея, самым тонким коварным способом, прежде всего, клевещет на Бога: «подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

Сатана прекрасно знал, что Бог благословил для питания человеку все произрастания земли, исключая дерева познания добра и зла, а он ставит вопрос: подлинно сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева? Далее, не отрицая Бога, он изменяет Его Божественный закон, свидетельствуя о том, что, если они нарушат Его заповедь о не вкушении плода запрещенного дерева, то они не только не умрут, а у них откроются глаза, и они будут как боги, знающие добро и зло.

Разве эта схема не повторяется на спиритических сеансах у спиритов изо дня в день?

Разве не обычный прием духа тьмы чувствуется в самом начале спиритической деятельности каждого новичка, сначала подчеркивающего ему настоятельную необходимость служения Богу, подчинение Его великим законам, а затем постепенное уклонение от Божественной правды, своеобразное перетолковывание Его великих законов, а в некоторых случаях даже полная отмена из и замена другими, «отвечающими духу времени»; и в гонце концов полное уклонение от Бога?

Разве сам по себе спиритический сеанс не инсценирует приведенное выше библейское повествование самым своим существованием, хотя бы в следующем измененном перифразе:

Всемогущий Творец вселенной точно огненными словами запечатлел в своем Божественном Слове: «сокровенное принадлежит Господу Богу нашему, а открытое нам и сынам нашим»21, а мы соглашаемся, собираемся вместе, для того чтобы сдернуть дерзновенной рукой эту завесу?

Самая организация спиритического сеанса является живым упреком совести каждому, участвующему в ней, как живое, неопровержимое свидетельство того, что мы поддались змеиному нашептыванию духа тьмы, повторяющему свои излюбленные слова: подлинно ли, что Бог запретил вам пользоваться всем, что назойливо напрашивается в наш ум и сердце?

Ваш дух несомненно в тайниках своего сердца ответил ему, когда вы шли на первый спиритический сеанс: нет, Господь запретил приподымать завесу только лишь того, что естественным путем сокрыто от нас, что не доступно очам нашего понимания, о чем сказано: «сокровенное принадлежит Господу Богу нашему».

Но в ваш разум назойливо текли другие мысли: «напрасно; стоит только приподнять это сокровенное, и ты будешь, как Бог.

«Ты постигнешь то, что закрывало от тебя это хитрое запрещение».

И, как в первом библейском сеансе духа тьмы, повергнувшем людей в грехопадение, сатана воздействовал на внешнее чувство легкомысленной женщины, указавши ее взору, что этот соблазн приятен и вожделен, «потому что дает знамение», так и на спиритических сеансах те- захватывающие и ум, и сердце феномены различных проявлений, которые приковывают к этому учению человеческие сердца, доканчивают свое дело в введении людей в беспощадный, мучительный грех.

Запрещенная завеса приподымается.

Вот первый исторический факт, который, хотелось, чтобы всегда стоял перед глазами увлекшихся и увлекающихся спиритизмом.

Знаменателен тот факт, что дух тьмы, желая отвлечь все человечество от внимания к себе и, в частности, спиритов – от уяснения в приведенном выше библейском событии методов его воздействия на человеческие души, как мы упомянули раньше, усиленно распространяет версию, что первые семь глав Библии представляют собой иносказательные изложения мировой космогонии, которые никоим образом читать и понимать в прямом смысле нельзя.

Последующими этапами спиритизма в истории человеческой жизни должно назвать следующие моменты.

Во время пребывания человека в условиях райской жизни, человек ни одного мгновения не заботился о своем будущем, он был, как дитя, в буквальном смысле этого слова.

Как дитяти, не приходит в голову мысль о том, что оно будет есть завтра за завтраком или во время обеда, так и первым людям в райской жизни не приходили в голову заботы о пище и о питье, а тем более стремления, к завоеванию каких-нибудь исключительных позиций в жизни.

Беспредельная любовь к Господу Богу; исполнение Его великих заповедей; лицезрение Его любвеобильного отеческого образа, – все это делало их жизнь безмерно счастливой.

Но…лишь только они преступили заповедь своего любимого Отца; лишь только они проявили преступное стремление, постигнувши сокровенное, сделаться такими же богами, как Он –поползновение гордыни было наказано, они лишились райской жизни, и детская беспечность сменилась мучительно заботой; радость общения с Ним, с Богом, уступила место тревоге о завтрашнем дне.

Они увидели, что они наги и первые плоды порывистых шагов горделивой самостоятельности выразились в том, что они вынуждены были сделать себе из листьев прообраз современной одежды; а затем, после изгнания из рая, в сплошной уклад их жизни вошла борьба за существование, личная обособленность, личный эгоизм, потом открытая борьба сначала с природой и стихиями; далее с дикими зверями с животными и, наконец, с таким же человеком, как и они сами.

Не будет ошибочным предположение, что самым первым дефектом новой жизни, который встал перед глазами первых людей, так неразумно освободившихся от Божественного попечительства, было неведение о том, что готовил грядущий день; откуда ждать опасности; где искать спасения, – и поэтому, само собой разумеется, к разрешению этих самых насущных проблем жизни был направлен весь ум и опыт первых людей.

Это естественно и потому, что всегда человек, теряя, что-либо, стремится так или иначе компенсировать эту потерю.

При таких условиях создалось стремление к предугадыванию будущего, и на этой почве, конечно, вековым опытом создалась, прежде всего, астрология, основателями которой, как утверждаем предание, были пастухи, которые во время ночных пастбищ созерцали небесные аспекты и сопоставляли им известные мировые события.

С течением времени, когда культура, идя поступательным движением, объединила людей в семьи, затем в различные группы, общества, создался религиозный языческий культ, а вместе с ним и жреческие касты.

Как известно, жрецы древних эпох занимали очень видные жизненные позиции и являли особый высокообразованный правящий класс. Поэтому, само собой разумеется, все стремление их было направлено к тому, чтобы обладать в области человеческих знаний такими преимуществами перед всеми остальными людьми, какие делали бы их прежде всего самой необходимой сущностью для этих остальных людей, а затем ставили бы их на позиции неизмеримо выше существующих вокруг них положений; и, само собой разумеется, в делах управления судьбами народа своей религии они должны были стремиться к тому, чтобы возможно меньше впадать в роковые ошибки и недоумения.

Таким образом в жреческих кастах сосредоточивались все тайные знания своей эпохи, которые с течением времени и опытов пополнялись и обновлялись.

Вне всякого сомнения, шел навстречу этим людям и тот, кто поставил их на ложный путь искания способов и знаний к самообожествлению.

Но так как жизнь – вообще, а управление людьми, представляющими из себя конгломерат самых различных темпераментов, способностей, развитий, требовали от управителей и жрецов почти нечеловеческих умов, то, помимо знаний таинственных и неизведанных свойств и сил природы, жрецы нуждались и в знаниях, могущих не только облегчать человеческие страдания, человеческие судьбы, человеческие невзгоды, но и способствовать безапелляционному влиянию на физическую и нравственную человеческую природу, в воспитательном, в бодрящем отношениях, и в смысле укрощения строптивых, наказания своевольных, ослушников; и в целях постоянного держания в руках массы не только благими, но и устрашающими мерами.

Для этого в храмах происходило в высокой степени упорное, внимательное, строгое изучение человеческой духовной природы, природы – вообще и непосредственной связи между этими двумя мировыми сущностями.

Исследовались всевозможные методы духовного, нравственного и физического усовершенствования человека; духовно-нравственного и физического воздействия на человека человеком же.

Таинственные, не исследованные свойства природы и методы воздействия человека на природу и природы на человека.

Таким образом создалась так называемая «магия», разделяющаяся в своей основе на две части: на магию «белую», «благодетельную» и на магию «черную» или «злобную».

Все эти чудеса; все искусство производить все сверхъестественное, последовательно прогрессируя и исторически развиваясь в колыбели народов – на Востоке, естественно и зафиксировалось на Востоке – в Индии, затем в Египте, потом среди Вавилонских или Халдейских жрецов и, наконец, уже отчасти перекочевало в Персию.

Так, например, еще у древних гвебров или парсов жрецы иначе не назывались, как «мобедами», то же «магами».

Религию этих жрецов основал Зороастр и изложил ее в книге Зенд-Авеста. От этих жрецов этой таинственной науке научились греки и назвали ее «магией».

Таким образом, магия основана на двух верованиях: – 1) что в природе, независимо от сил вещественных, есть еще другие силы – невидимые и 2) что человек может овладеть этими силами и посредством их действовать решительно на все силы и вещества природы.

В эти знания между прочим вошло и знание вызывания умерших, как одно из тех явлений, которое может особенно влиять на духовную природу человека.

Это знание считалось самым ценным, во-первых потому, что оно, открывая каждому человеку реальное подтверждение существования загробной жизни, подтверждало культ умерших; а затем оно служило самым ярким подтверждением, в случаях надобности, установленных законов религии и законов действительной жизни.

Слова страдающего богача в притче Божественного Спасителя мира о богатом и Лазаре, где первый, находясь в адских мучениях, просит Авраама послать Лазаря к его братьям, живущим на земле, для убеждения их в истинной праведной жизни, – представляют собой живой отголосок указанного выше языческого метода вызывания умерших, для вящшего подкрепления правильности существующих законов.

Для этого изучались составления различных курительных порошков, одуряющих ароматических трав.

Для этого приводились люди, которым желали показать умерших, в различные ненормальные состояния.

И это учение, это искусство было прототипом современного спиритизма, хотя и носило название «некромантии».

Но, как я сказал уже выше, все эти знания были достоянием только лишь одной касты; и последние, по вполне понятным причинам, дабы не ослабить свое влияние, держали эти знания, только лишь в очень надежных руках и доверяли этим хранителям их только после целого ряда самых разнообразных испытаний последних.

Для поступления в жрецы – вообще требовались люди, обладающие смелым, сильным умом; огромной скрытностью, сосредоточенностью, с твердой непреклонной, железной волей, соединенной с величайшей неустрашимостью.

После многих лет всевозможных, самых разнообразных испытаний, прежде чем войти в ту группу жрецов, которые получали звание «мага» и обладание «магическими» секретами, вступающие принимали посвящение; и при этом проходили целый цикл окончательных испытаний, могущих сказать «за» или «против» духовной устойчивости, энергии и самоотвержения посвящаемого.

Так, например, посвящаемые в елевзинские таинства должны были проходить длинные, темные, подземные ходы и пещеры; перешагивать пылающие костры; переходить глубокие, быстрые водяные потоки по легким чуть держащимся мосткам, имея в руках зажженным наполненный до краев маслом светильник. Проходить по узкому лабиринту, наполненному змеями, или под беспрерывно рассекающими воздух, чьими-то неведомыми руками, мечами. И горе тому из испытуемых, кто в это время дрогнет, прольет масло из светильника или затушит светильник, он погибает в этих стремнинах неведомого водопада, или падает под остриями ужасных лезвий.

Но, если он победоносно прошел все эти испытания, он получает звание «миста», т.е. посвященного в небольшие тайны жреческой касты.

Спустя много лет, доказавши свою способность хранить маловажные сокровенности своей науки, он посвящается в высшую степень и получает звание «Эпонта», т.е. посвящаемого в самые серьезные и глубокие тайны.

И вот какие прерогативы власти давались посвященным:

Они могли повелевать людьми и стихиями, ангелами и демонами.

Оставаться сколько угодно без пищи.

Могли делать зараженную не чистую воду – здоровой.

Мановением руки – утолять голод и жажду у других людей.

Смущать умы людей.

Погружать по собственному соизволению из то в скотский столбняк, то в сатанинскую ярость.

Заставлять их забывать страдания и не чувствовать болей.

Делать из изумительно храбрыми и послушными.

Чарующими призраками удовлетворять их страстные желания.

Распоряжаться по собственному усмотрению всеми их чувствами, силами, мыслями, волей и желаниями.

Чародейством, наговорами разрешать самые трудные судебные дела.

Одним прикосновением исцелять всякую болезнь и даже вырывать из объятий смерти.

Самая ужасная из стихий, огонь, делается покорным рабом такого человека. От его голоса он будет вспыхивать, ослеплять глаза самых неверующих людей. Вода не будет в силах погасить его. Во всякое время, по желанию посвященного, этот огонь может пасть на землю, произвести расщелину, и последняя поглотить свою жертву.

Посвященный будет переходить по воде, как по суху; предсказывать перемены в погоде и в жизни людей; играя молнией, как дитя с зажженным факелом.

Но, горе тому, кто оскорбит, пренебрежет или отвергнет посвященного.

Он может поразить его мгновенно болезнью, проказой, слепотой и даже смертью.

Он может запретить земле давать такому оскорбителю свои произрастания; воде – свою влагу. Он может отравить воздух, которым дышит его оскорбитель, нарушить мир, его окружающий, и внутренний покой его души чуть не навсегда.

Вот, по сказаниям древних, какую страшную силу приобретал каждый посвященный носитель тайн жреческой касты. И, по единогласному свидетельству древних писателей, они действительно обладали этой чудовищной силой.

На почвах всех этих знаний создались прежде всего языческий аскетизм, факиризм, а затем почти все низшие и высшие практические знания.

Сюда вошли герметизм, алхимия, астрология, математика древних и целая масса тех наук, в основе которых лежало исследование законов и сил природы и утилизации их.

И, так как все это было закрыть от простого народа, от непосвященных, страшной толщей непроницаемой стены охранения тайн, то понятно будет каждому то обаяние жрецов, которое понуждало простой народ, смотреть на них при жизни, как на полубогов, а после смерти, как на богов.

Но вот наступил момент раскола в тесно сомкнутой среде языческих жрецов, как это всегда водится, из-за преобладания властью.

Часть недовольных покинула свои вековые кадры и ринулась в народ для того, чтобы искать среди них своих почитателей и поклонников.

Благодаря этому событию, большинство тайн перешло в народные массы, и отвергнутые жрецами протестанты и изменники, хотя и были подвергаемы самым ужасным преследованиям, начиная с обвинения их в волшебствах, колдовстве и чернокнижии и кончая смертными приговорами, производимыми над ними или раками наемных убийц из-за угла или по приговорам трибуналов на лобных местах, – скорлупа оккультных тайн была расколота, и в народной массе, кроме руководивших ей жрецов, создался легион всевозможных кудесников, волхвователей, колдунов, магов. И все они, в желании завоевать массу, подчинить ее с не меньшей интенсивностью по сравнению со жрецами своей воле, – прежде всего утилизировали арсеналы своих знаний в области черной магии, злоупотребляя всеми ее неблагожелательными свойствами и приемами.

И преобладающее влияние оказывала в этом случае некромантия со своими методами вызывания мертвецов.

Лишнее говорить, что ничто так не поражало человеческую душу, как последнее, и этим, конечно, только лишь и можно объяснить и по сейчас сохранившееся в народно представлении понятие о волшебстве и чернокнижии, имеющее в своей основе непременное вызывание мертвецов, бесов и демонов.

Обаяние чернокнижников в народе было неотразимое, и отношение народа к ним выливалось только лишь в две формы, или в страх и подчинение, или в стремление убрать с жизненного пути такого вредного человека, как колдун, посредством убийства.

Само собой разумеется, это обаяние, этот престиж привлекал к себе многие незаурядные умы, и к истинным волхвователям и кудесникам присоединялись целые массы ловких обманщиков, проходимцев, которые, бесцеремонно обманывая народ, сбивали его с толку, наводили на него панический ужас и еще более восстанавливали его против носителей тайных знаний.

К этому присоединялись, как и во всяком движении такого рода, и так называемые «бессознательные обманщики», т. е. такие, которые, – не подозревая в себе свойств, однородных с открытыми в наше время: гипнозом, телепатией, психометрией, – проявляли эти способности и сами понимали их, как дары, полученные ими от Вельзевула, сатаны.

Само собой разумеется, попутно с этим не отставала и так называемая благодетельная «белая магия», но, так как ни что так страшно не влияет на человеческую душу, как страх и ужас, то на поверхности жизни самое видное место занимала «черная» магия и «некромантия», а «белая» магия была только лишь редким исключением.

К ворвавшимся, таким образом, в жизнь тайным знаниям древних присоединялись различные наблюдения, приемы и знания, относящиеся к этой области, из народной жизни, окрашенные яркими красками местного невежественного суеверия.

При чем эти последние по своей ритуальной жестокости доходили иногда до ужасающих форм. До таких форм, которые в состоянии были у самого непритязательного на эстетику человека вызвать глубочайшую мерзость и отвращение к адептам и носителям этих тайн.

Для примера укажу на немногие примы, сохранившиеся в некоторых оккультных прописях и до вашего времени.

Так, например, для того, чтобы приобрести крючок, «привораживания», человек должен сделать целый ряд самых ужасных преступлений: укравши в 12 часов ночи черную кошку, он должен ее живую опустить в крепкий, кипящий кипяток и варить до тех, пор, пока в обнажившемся скелете кошки между ребер не обнаружится такое ребро, которое на одном конце имело бы закругление, напоминающее собой вязальный крючок.

Вот этим то самым крючком, если только ищущему посчастливится найти его, довольно прикоснуться к одежде того или другого субъекта, чтобы навсегда приворожить его к себе.

Или кому неизвестная масса судебных процессов по обвинению в выкапывании из могил мертвецов и в вытапливании из них сала, для производства свечей, при освещении которыми каждый вор, будто бы, может совершенно незаметно проникнуть в жилище и учинить ту или другую кражу, будучи совершенно невидим для хозяев этого жилища.

Все это такие факты, которые в огромном большинстве случаев представляют из себя только лишь один сплошной вздор, создающий с одной стороны ужас и охотников на преступления, а с другой стороны – никогда не приводящий к желанным результатам.

И вот эти то знания проходят через историю человеческой жизни какими-то странными полосами.

То вы видите, после известных крупных исторических событий, их необычайный рост и подъем; то они теряются на фоне жизни, о них даже нет и речи, как будто, для того, чтобы через какой-то промежуток времени они могли совершенно неожиданно снова ворваться в жизнь с особенной силой и произвести целую пертурбацию в ней.

Так мы видим периодические упадок и возникновение «черной» магии и колдовства в древней истории, в библейской жизни еврейских народов. Точно также приходится отмечать и такие периоды, где человечество, как будто, совершенно забывало о существовании вражьих сил.

Но на самом деле, эта сила ни на одно мгновение не оставляло человечество, она, как будто, только давала отдохнуть ему, временно стихала, умолкала в народной массе, но, потом воскресала во всей своей силе и заставляла говорить о себе все человечество.

Если мы будем рассматривать кривую тайных знаний в связи с эволюцией религиозных верований в народе, то мы можем отметить тот в высокой степени интересный факт, что вершина кривой оккультных знаний достигала своей наивысшей точки только лишь тогда, когда вера в Бога падала в народ до самого нижнего градуса жизненной скалы, и, наоборот, самое низкое падение кривой оккультных знаний приходилось на самый высокий подъем религиозного верования.

Как будто бы два существа, почти равные по своей силе, оспаривают друг у друга власть, приводя ко взаимной борьбе каждый свою армию из живых людей.

Схема этой борьбы ясно свидетельствует о том, что у Бога есть личный враг, которого Он мог бы уничтожить, но которого Он тем не менее сохраняет, дабы люди, научившись противодействовать его злому началу, укреплялись в добродетели и искали сознательно поддержки и помощи у Искупившего человечество Своей кровью Господа Иисуса Христа, и сознательно шли к Его Божественной Церкви, как к тому единственному убежищу, которое только одно ограждено могущественным обетованием: «и врата ада не одолеют ее».

Чтобы человечество ярко определенно видело, что сатана существует; что он постоянно неизменно борется против своего Владыки и уступает Ему только лишь в последней крайности.

Что у всех народов, как бы они не были отделены друг от друга началами физических и естественных преград, от сказания об Ормузде и Аримане – великом творце и о зломыслящем враге его в персидских легендах – до Бога и сатаны в христианстве, – везде свидетельствуется об этой вековечной борьбе; при чем у Всемогущего есть ангелы и небесные легионы; а у сатаны бесчисленное полчище демонов, имя которых тоже легион, рати которого также многочисленны, и военачальники которого, по дошедшим до нас сведениям, носят имена Веельзевула, Асмодея, Магога, Дагона, Магона, Астарота, Аза и Габарима.

Борьба эта особенно отражается на человеческие души, у всякой из которых на ряду с охраняющим ее ангелом есть и демон, внушающий ей зло, и ей (душе) предоставлен самостоятельный выбор между ними.

И в то время, когда милосердный Господь, вследствие своей справедливой терпимости и любви, старается оказать слабым человеческим душа ту или другую помощь, ту или другую поддержку, хитрый и завистливый сатана предпринимает аналогичные по началу приемы с Божественными и увлекает слабые души в сторону от законов Божественного добра. Смешивает, как говорит великий учитель христианской церкви Иоанн Златоуст, истину с обманом, и завербовывает человека со слабой душой в ряды своей армии, делая его своим служителем – здесь на земле и бесправным рабом – в будущей жизни.

При этом он не брезгует никакими средствами в соблюдении указанной выше аналогии.

У Господа Бога Творца неба и земли есть Свои священнослужители и верующие на земле, которых Он в известное время собирает в Свои храмы, устанавливает для них дни и часы молитвы.

Сатана тоже имеет своих преданных служителей, своих верующих, которых он собирает в свои храмы, для служений, которые удовлетворяют самым разнообразным вкусам, желаниям, страстям, запросам и требованиям, начиная со служения в домах терпимости, в оргиях разврата и кончая таинственными собраниями оккультистов, спиритов и дьяволопоклонников.

И в то время, как служители истинного Бога и Его Единородного Сына Иисуса Христа стремятся вести людей только лишь в одну Святую Апостольскую Церковь, во главе которой находится Сам Господь, угашая все отдельные извращенные человеческие вкусы, страсти и чувствования; направляя их только лишь на один определенный путь единения с Искупившим человечество Господом Иисусом Христом, – сатана, в лице своих служителей, неизменно изобретает все новые и новые способы для того, чтобы под эгидой, как будто, истины; под эгидой, как будто, стремления к Божественным путям, изобрести все новые и новые формы отвлечения человеческих душ от вечной правды и увлечения из на путь гибели.

И вот каждый новый подъем сатанинской работы; всякое быстрое повышение его исторической кривой непременно вносит в человеческую жизнь или реставрацию какого-нибудь забытого заблуждения, или созидание новых пут, новых козней, начиная от сатанизма и кончая самыми разнообразными нестроениями человеческой жизни до всевозможных видов революции: в семье, в обществе, в государствах, в религии.

И, как война в человеческой жизни неизменно родит героев, так и каждый новый выпад сатаны родит борцов и героев в необъятной армии Христа, и последние, постепенно повышая свою благословенную кривую, низвергают в пропасть минувшего новое изобретение духа тьмы.

Так идет эта вековечная борьба и будет идти до той поры, пока дьявол, прельщавший людей, не будет ввержен в озеро огненное и серное, где со своими ревностными служителями и будет мучиться и день, и ночь во веки веков22.

Но, так или иначе, во всяком случае последний подъем на мировой кривой сделают служители Всемогущего Бога и истинные дети Распятого и Воскресшего Христа…

И вот, то понижаясь, то падая, то теряясь, как будто, бесследно в области человеческой жизни, то бурно вырываясь на поверхность ее широко клокочущей лавиной, – оккультные знания, тая в своих недрах некромантию, бурным потоком самых ужасных эпизодов, процессов, целым рядом мучительных казней, во время которых сожгли только лишь на одних кострах до 1 500 000 народа, всплыли на поверхность исторической жизни народов в XV, XVI, XVII, XVIII веках и снова послужили импульсом к созиданию среди человечества своих новых форм, новых организаций.

В то время, когда великая инквизиция нещадно карала предающихся волшебству и чернокнижию; когда под сводами монастырских застенков раздавались мучительные крики, – сплошь и рядом, как мы их назвали раньше, – бессознательных обманщиков, обвинявшихся в волшебных деяниях в сношениях с сатаной, а на самом деле с искренним доверием практиковавших таинственную мазь, которая вызывала после ее втирания в тело, ощущение вырастания на последнем перьев и крыльев; а в голове – сначала головокружение, каскадами подымающее всю человеческую сущность; а затем – самые дикие галлюцинации, фантастические картины образов и призраков; в эту эпоху умственных и нравственных эпидемий, когда целые монастыри, города, селения делались местом истерических феноменов, начиная с истерической анестезии, амавроза, амблиопии, метеоризма и кончая параличом, захватывались целые селения в роде С. Медара (в 1727 г.), и захватывались каким-то повышенным тонусом в области физических и психических чувств, – в это время особенно усиленно создавались тайные организации для охранения, развития, распространения и практики тех как будто, забытых, как будто, умерших знаний древних которые в это время вдруг откуда то появлялись и группировали вокруг себя своих сторонников, своих адептов.

И здесь, как и везде, война давала своих героев. На темном фоне огромной армии врагов Христа появлялись крупные имена, которые создавали целые школы, целые направления в области распространения сатанинских учений. Такими были: Альберт Великий, Агриппа, Парацельз и др.…

Некромантия, как искусство вызывания мертвых, занимала и в эту эпоху возрождения тайных знаний – самое видное место.

Тайные организации этой эпохи имели своей целью оградить знание древних от участи, которая постигла их во время внутренних раздоров между жреческими кастами, т. е. от простого народа, и поэтому у них, как и у жрецов, были установлены соответствующие посвящения.

Но опыт жреческих каст новых организаций указал их сторонникам, что ограниченное количество посвящений недостаточно исчерпывает собой те испытательные мероприятия, которые вполне гарантировали бы сохранение основных тайн новых организаций ее членами.

И вот некоторые организации ввели у себя 12; некоторые 18; некоторые 24; а некоторые 30 и 33 степени посвящения при чем во многих из них, – начиная с 8-й до последней степени посвящения за раскрытие тайн, равно как и за добровольный выход из организаций, была установлена смертная казнь. Затем член каждой степени посвящения знал только лишь членов одной маленькой группы этой степени или отдела и задачи, и тайны только лишь этой мамой группы.

Таким образом на этой почве впервые создались организации масонских лож.

Как свидетельствует история масонства, у первых организаторов масонства основная задача выражалась только лишь в объединении единомышленников по религиозным и нравственным воззрениям и в охранении таинственного достояния оккультизма. Но, заняв положение по отношению хранения тайных знаний с одной – со своей стороны, и к народной массе – с другой, они сразу стали на одну плоскость со жрецами древних языческих каст, почувствовали в своих руках очень большую власть для управления народами и , охваченные этим стремлением, принялись за то, чтобы занять доминирующее положение в жизни, и из всего, кроме них, существующего в мире создать такую общественную единицу, которая была бы по отношению к ним такой же массой, какою во времена языческого культа была масса непосвященных по отношению к жрецам.

Поэтому, для усиления власти, масонские организации в сферу своего влияния стали включать решительно все, не исключая социального и политического строя народной жизни.

Очень многие, рассматривающие жизненные исторические явления только лишь с той позиции, какая представляется им в данный момент, трактует масонские организации – вообще, как политическую авантюру той или другой группы людей данного времени, вне зависимости ее от каких-либо других условий. Тогда как, рассматривая в жизненных явлениях масонство, как и все, являющееся в известный момент, только лишь прямым результатом целого ряда предшествовавших событий, не трудно подметить в нем скрытую вражду против христианства жреческих языческих каст, чему, несомненно, способствовало водворение в них, под новыми названиями оккультных знаний, древних волхвований, некромантии, чернокнижия, и стремления подчинить своей власти весь мир.

С этими орудиями древнего богоборства в масонство неизменно вошли и методы, и способы их жизненной практики.

Чтобы не быть голословными мы приводим здесь откровенное признаний нашего современника, известного французского оккультиста и масона Барлэ, который нижеследующими таблицами свидетельствует, – к чему стремится современное нам масонство и какую роль играет во всем этом оккультизм и в частности – спиритизм.

Вот программа теоретических знаний каждого масона и оккультиста.

I. Классификация теоретических знаний, долженствующих войти в цикл оккультизма:

При внимательном ознакомлении с ней, мы видим, что она, главным образом, охватывает собой все, что касается основной сущности человеческой души в связи со всем, что так или иначе может влиять на душу.

Очевидно, здесь очень немного отводят места физическому развитию человека, так как практически считают устаревшим, – древний принцип: mens sana in corpo sano, – в здоровом теле – здоровый дух, и идут в осуществлении нового принципа: mens sana corpus sanum creat, – здоровый дух создает здоровое тело, – т.е. стремятся воспитывать только лишь дух, в уверенности, что последний воспитает тело.

Считаем необходимым отметить, что эта система воспитания особенно страшна тем, что она забирает дух каждого индивидуума в железную дисциплину воспитателя.

Но посмотрим, что Барлэ говорит в следующей второй, своей таблице:

II. Практические знания оккультистов:

(осуществление теории)

магия:

Эта таблица развертывает перед нами схему практического осуществления теоретических оккультных знаний.

Неприкровенность ее осведомляет нас, что здесь мобилизованы все силы темных средств, начиная с животного магнитизма, который так энергично теперь входит в моду, как отворяющий двери человеческого доверия, и кончая всеми аксессуарами черной мании до черной мессы включительно.

Здесь мы видим, как последовательно схватывается духовная сила, которая должна овладеть современным человечеством.

Здесь мы видим, что роль спиритизма чрезвычайно почтенная во всем этом персонале активных выступлений масонских организаций.

Его роль чисто воспитательная, а средства: порабощение, навождение, некромантия и чернокнижие.

Но какая конечная цель этих пресловутых и теоретических и практических оккультных знаний?

Куда и к чему стремится вся эта поразительная организация?

Чего хотят современные реставраторы жреческих каст?

Это г. Барлэ показывает нам в третьей своей таблице.

III. Какие конечные цели преследует оккультизм

Вот конечные цели оккультистов и масонов!

Они ясны.

Дальше идти некуда.

Совершенствование (?) священного учения. Значит переделка Евангелия, Апостольских посланий, учителей Церкви, отмена Церкви, установленной Господом Иисусом Христом.

А затем?

Затем народный апостолат; моральное управление народом, конечно, всего мира.

Потом, само собой разумеется, – и это и натурально, и последовательно, – сосредоточение в их руках просветительной деятельности всякого рода.

И наконец воспитание Властителей.

И вся внешняя деятельность, должна выражать собой священнослужение. Вероятно, в духе и в виде черной мессы.

Есть чудные слова Спасителя, Который, говоря об обольстителях, которые приходят в овечьей одежде, объяснил, что «по плодам их узнаете их»23.

Я думаю, – приведенные выше, намеченные плоды, ясно говорят сами за себя, – откуда, из какого лагеря идут они.

Таковы конечные результаты реставрации тайных знаний древних в XX столетии.

И вот что обещает в грядущем человечеству масонство, а с ним оккультизм и спиритизм, в частности. Знаменательнее же всего тот факт, что признание, Барлэ, который, не задумываясь над тем, что мы живем в эпоху открытия аэропланов, телефонов, радия, Х-лучей, совершенно свободно рассуждает о колдовстве, оборотнях, навождениях и т. д., и т. д.

И в то же время современное человечество, которое, энергично прикрываясь доводами науки, отрицает и Бога, и сатану, считая все это и суеверием, и вымыслом, – безапелляционно принимает и навождение, и поручу, и одержимость, и некромантию, и чернокнижие, и даже черную мессу из уст авторитета оккультизма, ни на одно мгновение не противопоставляя ему обвинения в суеверии в распространении досужей фантазии досужих умов.

Пусть уважаемый читатель не смущается тем, что эта новая теория, новые планы масонства идут в жизни в связи с оккультизмом, это не новость.

И эти планы, как и эта организация, существовали давно, но тогда они были достоянием глубокой тайны, а теперь о них говорят открыто, ясно и свободно.

И тогда, и теперь цель у них была одна – борьба с христианством.

Но, так как, вести эту борьбу открыто было рискованно, как теперь, так тем более и тогда, то стремление масонских организаций в этом направлении пошло значительно дальше своих предшественников, языческих жрецов, и более культурно: они стали стремиться всеми силами к тому, чтобы в ряды управляемых ими семей, обществ и даже государств так или иначе сначала завербовать все христианство, а потом… потом аннулировать его и стереть с лица земли.

Так они и начали делать.

Имея с одной стороны точки соприкосновения оккультизма с христианской религией на общности верований в загробную жизнь, в культ духов, они не могли особенно настойчиво объединять оккультизм средневекового уклада, оккультизм Парацельса, Альберта Великого и других с христианством, так как сам по себе оккультизм той эпохи был обставлен, не говоря уже о богохульных и кощунственных ритуалах. с внешней стороны аксессуарами таинственного страха и ужаса; да, кроме того, закулисную сторону и не выгодно было делать достоянием широкой публики; в особенности всего, что касается загробной жизни и культа духов, так как существовавшие в то время приемы некромантии, в виде хотя бы набальзамированной головы удушенного ребенка, обрызгиваемого перед началом каждого сеанса теплой человеческой кровью и других ужасов, сопутствующих актам вызывания умерших, – никоим образом не могли быть популяризуемы среди христиан, – масоны стали изыскивать другие способы для вовлечения в свои сети слабых в вере христиан, ищущих с одной стороны – новизны в личных переживаниях, а с другой – новых горизонтов для удовлетворения своих духовных запросов.

И вот с одной стороны в масонских организациях стал широко пропагандироваться религиозно – христианский мистицизм, а с другой стороны в XVIII веке масонами французских лож делается первая, легкая попытка указать обществу на точки соприкосновения между оккультизмом и ритуальной стороной христианской католической религии. По свидетельству епископа Аррасского, в начале XVII столетия некоторыми масонскими организациями был сделан опыт объединить оккультные знания с христианской религией на внешних формах обрядовых установлений. Так, например, известны труды одного католического патера, – увлекшегося оккультными учениями и вступившего в масонскую ложу, на основании которых последний устанавливал тесную связь между папской тиарой, первосвященническим древнееврейским головным убором и тиарой жреца, волхва и великого мага ассиро-вавилонского и египетского культа. Точно таким же образом был сделан опыт установить связь между семисвешниками оккультными и семисвешниками христианской религии. Далее создавались какие-то смутные уподобления оккультных сеансов мессам христианской католической Церкви. К этому времени подоспела мистическая философия Якова Бёме, затем Сведенборга, восхищавшегося до целого ряда небесных селений и слышавшего речи ангелов; потом мистика Иоганна Шиллинга в XVIII столетии и наконец германского философа Эккартгаузена и друг., создававших очень скользкую почву для перехода от христианства к оккультизму; затем в XIX столетии появились работники на этой почве в духе современного Элифаса Леви, усиленно работавшего в этом направлении. И, конечно, все они преуспевали насколько это было в их силах среди людей, отошедших от истинной религии, и потом, как это всегда водится, ищущих удовлетворения в суррогатах ее. Но огромная масса людей, менее развитых с общеобразовательной точки зрения, но твердо стоящих на догматах родных верований, эти попытки не приняла. Да и не имела особенно большого успеха эта попытка и среди высших классов, хотя сатаной были мобилизованы в эти эпохи такие капитальные силы, как например, Джузеппе Бальзамо, известный под кличкой графа Калиостро – с одной стороны, а Вольтер – с другой.

Так что одни теоретически расшатывали веру отцов, всячески ослабляли тяготение к ней человеческих душ; другие в то же время поражали сверхъестественными чудесами; третьи указывали на безгрешность увлечения открывающимися новыми знаниями, прикрывая их подтасованными изречениями из Слова Божия и освещая расплывчатыми тезисами туманной мистической философии. И наконец, четверные указывали, что все это можно приобрести в той или другой масонской лавочке.

Но, повторяю, это блестящих успехов не имело.

Вскоре после этого наступил период падения кривой, идущей от духа тьмы, и в волнах мировой истории, как-то незаметно утонуло это стремление, перейдя из поверхностной работы в подпольную.

А подпольная работа затем была уже такова:

Франция, после векового фанатизма и многовекового религиозного плазменного чувства, быстрым темпом, начиная с последних лет царствования Людовика XIV скатилась сначала к рационализму, затем к области свободного рассуждения в делах веры, затем к последовательному охлаждению в религии и, наконец, к полному безверию.

Все, что было необъяснимо разумом, неуловляемо наукой, то безусловно отвергалось.

На место догматов христианства, сначала вступила так называемая «натуральная» религия, которая была ничто иное, как деизм.

Затем в силу какого-то непонятного для неверующих и мало верующих тяготения, но вполне понятного для каждой верующей и знающей Слово Божие христианской души, движение ищущих новых горизонтов соскользнуло на плоскость пантеизма, а затем дошло до чистого материализма т. е. до атеизма, до полного и ужасного отрицания Бога.

Проповедники отрицания, пользуясь каким-то невероятным успехом, в короткий промежуток времени по всей стране посеяли миллионы противохристианских идей.

Последние, – благодаря их популярности, моде на них, а главным образом, благодаря тому, что они предоставляли полную свободу мысли и действий каждому, поощряли самолюбие; одобряли слабости и дурные стороны падшей человеческой природы, – все более и более отрывали людей от устоев веры и религии и бросали их в области самых разнообразных авантюр.

И всем памятно, – к чему, к каким общественным государственным переворотам привело это направление несчастную Францию.

С конца XVIII столетия Франция испробовала на себе всевозможные формы правления, все комбинации государственной, общественной жизни и не могла остановиться ни на одной из них.

Когда же антихристианские философии привели Францию к конечным своим результатам – к коммуне, – тогда сплошные грабежи, воровство, растреливание, казни, разгром чужой собственности приняли такие колоссальные размеры, что все не слепые увидали, к чему ведут новейшие верования людей, отошедших от основ христианской религии.

И в начале XIX столетия ясно явилось стремление религиозных исканий и искания идеалов.

И как это ни странно, – может быть это было простое совпадение, может быть здесь была видна чья то руководящая рука но по ту сторону Ла-Манша в 1842 году, в заседании так называемой «международной ассоциации» или «в интернациональном товариществе», вожаки этой адской шайки открыто заявили, что Парижская коммуна до сих пор действовала по программе, предписанной ей главным Лондонским Комитетом «международного товарищества», и что цель товарищества теперь достигается: ниспровергаются все религии, все законы, все власти и вся собственность предается в распоряжение пролетариату.

И здесь же было заявлено во всеуслышание, что всем следует во всех проявлениях жизни признать за идеал сатану, так как он является нормальным типом того общества, которое вырабатывается современной идеей и нормальным типом современного человечества, восстающего против религиозного и политического гнета, и что теперь было бы более чем своевременно удовлетворить духовные запросы ставшего на грани между прошлым и будущим человечества, давши ему такое верование, такое идеалистическое учение, которое, зиждясь на древне-языческом культе, враждебно относящемся к христианству, примирило бы отклонившихся носителей последнего с религиями, диаметрально противоположно относящимися к идеям Христа.

Неправда ли – как определенно и ярко выражается в этом явлении исконная борьба сатаны с Божественным Спасителем мира?

И что же? Шесть лет спустя, в 1848 году в Нью-Йоркском штате, в селении Гойдесвиль в семействе гражданина Фокса под влиянием какой-то таинственной силы в стенах занимаемого им дома стали слышаться разного рода стуки и скрипы.

Долго обитатели дома мучились над разгадкой этих явлений.

Что они не предпринимали, все было безрезультатно: стуки назойливо повторялись и беспокоили семью Фокс до тех пор, пока 9-ти летняя дочь Фокса, в один из вечеров, укладываясь спать, не задумалась с беспечностью дитяти, с неустрашимостью ребенка, – на таинственный стук в стене ответить таким же стуком. Стук повторился. Девочка заинтересовалась этим странным ответом, воспроизвела определенное число стуков в стену; в ответ послышалось такое же количество ударов. После довольно длинного ряда таких экспериментов, девочка, утомившись, решила мысленно заставить силу, повторяющую ее стуки, произвести определенное число ударов. Желание девочки немедленно было удовлетворено.

Само собой разумеется, такой факт тотчас же сделался известным родителям и через короткий промежуток времени посредством условленного числа ударов таинственная сила, воспроизводящая их, объяснила, что действия эти происходят или вернее производятся духом хозяина этого дом, который 31-го года был убит, и тело его зарыто в этом же доме. Произведенные раскопки в пределах этого дома сначала ничего не дали, но, спустя полгода, по уверению семейства Фокс, при возобновлении раскопок в указанном духом месте были найдены человеческие кости.

А немного спустя почти в редком доме в разных городах Америки не было точно таких же стуков и, кроме того, началось уже наблюдаться передвижение мебели и других предметов.

Спустя же четыре года манифестация духов сделались почти всеобщими: духи повсюду стучали, двигали мебель и различные предметы домашнего обихода, играли на музыкальных инструментах, поднимали людей на воздух.

И не было ни одного уголка в Северно-Американских штатах, где бы не только люди малокультурные, малоразвитые, а судьи, профессора, ученые, пасторы не отдавали этому новому явлению все свое свободное и не свободное время.

Так как причина этих явлений приписывалась действиям духов, то и сами явления были названы спиритическими.

Знаменательнее всего было то, что к раскрытию и пользованию этими явлениями в самых различных уголках земного шара и в самых отдаленных друг от друга по расстоянию, как-то сами собой изобретались известные методы и приемы, настолько однообразные, что как будто их преподавало везде одно и то же лицо.

Так были открыты медиумы т. е. как мы уже говорили раньше, люди, посредством которых духи могли вступать в переговоры с живыми людьми, приводя медиумов или в состояние полного сна (транс) когда они утрачивали сознание, память, забывали свою собственную личность: кто они и что они, и в одном случае называли себя именем одного умершего, дух которого желал проявиться к живым; в другом случае – именем другого лица и т. д., и т. д.

Другие медиумы впадали в состояние полусна (полутранса) и утрачивали не все личные способности, а только часть их.

Наконец была третья группа медиумов, находившихся во время происходящих при них явлений в состоянии полного бодрствования. Кроме того, существовала другая градация медиумов по специальностям: при одних происходили только лишь грубые физические явления, при других велась только лишь беседа духов.

Некоторым наблюдателям пришла счастливая мысль так скомбинировать буквы алфавита, чтобы по числу таинственных звуков, определять место нахождения букв и, следовательно, самую букву. Получился род духовного телеграфа, и таинственные существа могли с большим удобством беседовать с присутствующими. Затем выдумали чрезвычайно подвижные гадательные маленькие столики (планшетки), выдумывались различные аппараты, так называемые: психографы, скриптоскопы и т. д.

Дальше, брали обыкновенный карандаш, прикрепляли его к ножке маленького столика (планшетке), к корзинке, к дощечке, и эти последние, при наложении на них рук, приходили в движение и писали сообщения духов.

Наконец, карандаш перешел уже в руки самих медиумов, и при посредстве этого способа духи оказались наиболее говорливыми и умственно производительными.

Попутно с этим, интерес к производству спиритических опытов и переговорам с духами эпидемически распространялся повсюду в геометрической прогрессии.

И уже в 1852 году, т. е. спустя четыре года после появления первых спиритических феноменов, в Соединенных Штатах, насчитывалось до 30 000 медиумов с несколькими миллионами убежденных спиритов. В высокой степени знаменателен тот факт, что, когда в 1852 году некоторые из скептически относившихся к этим явлениям в составе 14 000 человек подали в федеральный конгресс Северо-Американского Союза адрес с просьбой о научном разъяснении распространяющихся необычайных явлений, просьба эта, вполне нормальная и законная, удовлетворена не была.

А между тем спиритизм распространялся и распространялся.

Медиумы печатали свои адреса с указанием часов сеансов почти во всех повременных изданиях, на ряду с торговыми объявлениями. Вывешивали на своих квартирах большие вывески.

Спиритические же явления давали все более и более новые факты. Так, на листах бумаги, положенных по требованию духов в темных местах, или даже под могильными плитами стали появляться изречения и афоризмы, воспроизведенные автографом умерших за из подлинной подписью. Тяжелые предметы то двигались, то подымались и опускались сами собой.

В темных залах замечались искры, сияния различных форм и переменных цветов, слушались то громкие удары, то гармонические звуки музыкальных инструментов.

По мере развития спиритических кружков и в зависимости от уклада характера сеансирующих вырабатывались различные более уже сложные разновидности медиумов и медиумизма, так: были медиумы, которые, не зная, кроме родного, никакого языка, писали целые трактаты на различных иностранных языках. Или люди, совершенно невежественные в области искусства, как медиумы, писали прекрасные картины в жанре Рафаэля, Рембрандта и др. Были медиумы, которые во время сеансов рисовали целые эпохи будущего и предсказывали события за несколько десятков лет. Вырабатывались медиумы, которые ставили точный диагноз самых загадочных болезней и назначали точные, исцеляющие эти болезни, лекарства. Появлялись и такие, которые ясно обнаруживали редкие ораторские способности и через посредство их говорили духи самых громких имен: так, например, в некоторых кружках апостол Павел читал свои послания, давал на них соответствующие комментарии. Евангелисты досказывали не досказанное в евангелиях. Отцы церкви толковали священное писание. Различные поэты минувшего говорили свои стихи, и т. д.

Из Америки спиритизм в марте 1853 года перекочевал сначала в Англию потом во Францию и Германию, и пережил там точно такую же схему своего развития, по какой он развивался и в Америке, т. е. сначала в форме стуков, потом столоверчения, затем писания и наконец непосредственных сообщений.

Это учение в Европе захватило таких ученых, как например: Араго, Фарадей, Тиндаль, Шеврель, Фламмарион, физик Де-Морган, химики: Крукс, Гейгинс, ученые Варлей и Кокс, естествоиспытатель Уоллес, математики – Римман, Цольнер, писатели Теккерей, Троллоп, которые подошли сначала к изучению спиритических феноменов с предубежденностью против них, а затем сделались ярыми последователями спиритизма. Но знаменательнее всего тот факт, что, спустя пять лет после появления этого движения на европейском материке, в 1858 году некто Ипполит Ривайль (Rivel), бывший сначала учителем среднего учебного заведения, а затем режиссером одного из Парижских бульварных театров, известный под псевдонимом Аллан Кардека, с помощью духов написал в форме катехизации довольно стройно, по первому взгляду, сформулированную спиритуалистическую философию с религиозно-мистическим оттенком.

Так что для некоторых, благодаря этому труду, спиритизм стал на одну плоскость с религией.

В шести томах этого сочинения, которое, по свидетельству автора, строилось так: он ставил духам известные вопросы, а они отвечали ему на них, – трактовались: в первом – «Книга Духов» (Le Livre des Esprits) о загробной жизни духов, об из эволюции там, о теории перевоплощения (многократность существований), о формах общения живых с умершими, о влиянии духов на человеческую жизнь и т. под. Во втором томе – « Небо, Рай и Ад» дается целый ряд рассказов потусторонних существ о своей жизни в минувшем существовании, о связи этой последней жизни с предыдущими существованиями; о надлежащем (спиритическом, конечно) понимании будущих наград (о Рае и вечности мучений, об аде).

В третьем томе «Книга бытия» делается попытка спиритического объяснения сущности и природы Бога, происхождения вселенной, чудес, совершенных Господом Иисусом Христом; спиритическое толкование различных библейских фактов и предсказания спиритизма о будущем.

Четвертая книга носит название «Евангелие по спиритизму», где опять точно таким же образом делается попытка дать спиритическое толкование Евангелию Божественного Спасителя мира.

Пятый том носит название « Книга Медиумов», в нем описываются разновидности медиумов, способы вырабатывания медиумических феноменов и методы отношения к медиумам. В этой книге, если есть, что доброе, так это предупреждение о том, что лучший из медиумов считается тот, кто подвергается наименьшему обману со стороны духов; а также констатирование того факта, что все медиумы подвержены одному общему недугу, – горделивости, вследствие чего они и делаются жертвой «шаловливых духов» (обманщиков) и т. д.

Шестой том представляет собой «Посмертные сочинения Кардека», в котором он уже довольно прозрачно отрицает Божественную личность Спасителя, низводя Его на степень великого медиума.

Более подробное ознакомление с этой философией мы будем иметь ниже, теперь же подчеркиваем тот факт, что учение Кардека можно считать в спиритизме единственным, которое так быстро дало философскую систему с видимой и очень неприкровеннай тенденцией построить мосток для перехода от христианства к спиритизму под лукавым прикрытием, как бы, перехода «от спиритизма к христианству».

Как мы говорили раньше, по системе вложенного в спиритизм лукавства, коварства и хитрости, равного ему не найдешь ничего в мире.

Когда именно перекочевал спиритизм в Россию, установить точно не представляется возможности, но во всяком случае в начале 50-х годов XIX столетия.

С достоверностью можно указать только лишь то, что в Россию он вошел в определенной, законченной форме т. е. в форме уже столоверчения, пишущего и говорящего медиумизма и т. под.; но в такой эпидемической силе, что в 1853 году московских митрополит Филарет уже выступил со строгим обличением «стологадания», как преступного богохульного языческого дела.

А в 1854 году профессор Бутлеров рассказывает об одном сложном медиумическом явлении, с которым он встретился в Москве в уважаемом верующем и набожном семействе С. Т. Аксакова.

Спиритическое увлечение в России сразу проникло не только в такие пункты, ка Петербург и Москва; но, по свидетельству профессора Н. П. Вагнера, в 1853 г. сеансы происходили уже в Херсоне, Воронеже, Уфе, Харькове и других городах, где ими увлекались лица, довольно видные по своему общественному положению.

Самое же обстоятельное спиритическое движение в России было в 60-х годах. И к этому движению примкнули такие серьезные ученые, как составитель толкового словаря, доктор В. И. Даль; затем профессор Юркевич, потом известный математик и академик М. В. Остроградский и другие.

В деле распространения спиритизма в России сыграла видную роль в смысле выявления феноменов знаменитый медиум Даниил Юм, женатый на родственнице профессора Бутлерова. Сеансы его увлекли массу лиц самого различного общественного положения.

А с теоретической стороны, – популяризацией этого движения занялся известный русский апостол спиритизма А. Н. Аксаков, который в течение многих лет хлопотал о разрешении печатать на русском языке его труды по спиритизму и издавать специальный журнал.

В 70-х годах в лагерь спиритов перекочевали профессора С.-Петербургского университета А. М. Бутлеров и Н. П. Вагнер. Последний довольно часто в момент ослабления интереса к спиритическому движению, как это было в 1893 году, выступал в защиту его на страницах таких солидных органов печати, как «Новое время».

Не менее серьезную рекламу этому движению сделал в 1874 году ярый противник спиритизма профессор Д. И. Менделеев, составивший специальную комиссию для исследования спиритических феноменов.

В эту комиссию в то время вошли Петрушевский, Краевич, Квитка, Мясоедов, Фон-дер-Флит, затем Вагнер, Бутлеров и А. Н. Аксаков.

Кардинальная ошибка этой комиссии заключалась в том, что она подходила к исследованию феноменов с условиями, подавляющими всякую возможность свободного проявления их.

Но, несмотря на то, что была установлена полная несостоятельность спиритических исследований, благодаря чему спиритизм, как таковой, был признан результатом бессознательных мышечных движений участников сеанса; сознательным обманом медиумов, – комиссия эта сделала спиритическому движению большую рекламу, и оно довольно усиленно протолкнулось в народную среду.

Но с конца 80-х годов интерес к этому увлечению на верхней плоскости жизни стал заметно ослабевать. А когда умерли корифеи русского спиритизма: Аксаков, Бутлеров, Вагнер оно, будто замерло совсем, но это была только лишь видимая сторона дела, – на самом деле, – спиритическое движение развивалось подпольно и росло во внутренней жизни России. И не по указке русских пропагандистов спиритизма, а благодаря проникшим в Россию через русские масонские ложи, переведенным на русский язык, рукописным сочинениям Аллан-Кардека, в особенности его «Книги Духов». Так что, когда в 1905 году пишущий эти строки приступил к широкой пропаганде и насаждению спиритического учения через свои журналы в духе Аллан-Кардека, Рустана, Роберт-делль-Оуэна – в философско-догматической части его, а в практической – в духе эксперименталистов: Крукса, Цольнера, Ришэ, Роша и других, то, сверх всякого ожидания, откликнулись в первые годы издания журналов «Спиритуалист», «Голос всеобщей любви», «Смелые мысли» и газеты «Оттуда» до 50 000 человек, желавших подписаться на них.

Это обстоятельство вызвало переполох даже в церковной печати. Я помню в Оренбургских епархиальных ведомостях была напечатана статья, автор которой вполне резонно отмечал в этой пропаганде, угрожавшую людям, слабым в вере, опасность отойти от родной религии, скрепляя свои доводы тем соображением, что, если считать около каждого подписчика не менее десяти человек читателей, то контингент, отравляющих этим ужасным ядом, достигает до 500 000 человек в год.

Это только лишь для одной России.

И действительно, когда редакция издаваемых мной журналов открыла широкий доступ всем русским спиритам, желающим поделиться результатами своей практики с ней, стала поступать такая масса корреспонденции от лиц самых разнообразных состояний, положений и грамотности, что она еле успевала прочитывать всю эту переписку.

Здесь же выяснилось, что у нас в России увлекались спиритизмом не только помещики, чиновники, священники, словом вообще интеллигентные развитые люди, но и простые крестьяне.

Скажу в скобках, спустя уже много лет после полного своего отклонения от этого учения, мне пришлось встречать в Тамбовской губ., в Борисоглебском уезде правильно организованные спиритические кружки среди простых крестьян.

Когда же я, по благословению Оптинских старцев, заканчивал свою спиритическую деятельность в изданиях литературы и по организации кружков, количество спиритических кружков в России превышало 3 500, – конечно, я говорю здесь о кружках частного семейного характера; при этом знаменательные такие факты, что на долю Петербурга и Москвы из указанного выше количества приходилось 1 672 кружка и из них около 1 000 падало на Петербург, а остальное на Москву.

Насколько широко распространилось это учение можно судить по нижеследующим двум фактам: в Петербурге в двух домах было: в оном – у Пяти Углов (Загородный просп.) при двадцати двух квартирах, – двадцать два кружка, а в другом, – на петербургской стороне, – при 36 кв. – 36 кружков; а в Москве в одном доме в Грузинах, в котором имелось 47 квартир и было 47 кружков.

Располагая своих подписчиков по роду занятий и общественного положения с приблизительной точностью можно установить, что из лиц сельского населения количество читателей представляло 27%; чиновного, служилого люда 53%; лиц свободных профессий и совершенно самостоятельных 12%; духовенства, которое выписывало мои издания для борьбы с этим злом, было 8%.

В числе 53% служилого и чиновного люда находилось 32% чинов военной корпорации.

По религиям: принадлежащих к христианским религиям было 99,7%; иудейской – 0,2% и магометанской и буддийской 0,1%.

Эти вычисления касаются только лишь тех моих читателей и подписчиков, которые находились в пределах России.

Само собой разумеется, в такой же прогрессии находился и общий рост поступательного спиритического движения по всему земному шару. На всемирном Бельгийском съезде в 1910 году общее количество спиритов исчислялось, конечно, приблизительно по опросам участвующих на съезде делегатов в 1 400 000 человек и, кроме того около 10 000 000 сочувствующих этому движению. Т. е. первые имели правильно организованные общества, собрания, кружки, а вторые еще таких организаций не имели. В Америке, в Австралии, в Европе, в Англии и в России это движение приняло религиозный оттенок.

В Америке и Австралии оно носит название спиритуалистической религии или религии духа, имеет свои храмы, молитвенные дома, и все ритуальные богослужения совершаются в этих последних. На должность пасторов очень часто выбирают женщин, две из которых были на указанном выше всемирном спиритуалистическом съезде.

В Англии спиритическое движение выродилось между прочим в религиозную секту, которая носит название «детей великого духа» или «новой церкви».

История возникновения этой секты, чрезвычайно интересна и ее нельзя обойти молчанием.

По свидетельству членов этой секты один из серьезных кружков спиритов в течении 12 лет собиравшихся вместе, на 13 год своего существования в день пятидесятницы вдруг совершенно неожиданно для сеансирующих огласился каким-то необычайным шумом в своей комнате, после которого все мгновенно впали в полутранс, увидали друг на друге горящие огненные языки и стали говорить каждый на неведомом другому наречии.

Затем, когда они немного поуспокоились, они услышали где-то выше них проговоривший голос: «идите и проповедуйте по всей земле царство Св. Духа».

Это было принято за указание свыше, и все члены этого кружка разбрелись по Европейскому материку, неся новое учение «Великого Духа».

Собираются они все вместе в Лондоне только лишь тогда, когда получают уведомление о смерти кого-либо из сочленов своего основного кружка.

Тогда они устраивают молитвенное собрание, выбирают нового члена взамен выбывшего и разъезжаются на проповедь вновь.

В конце 90-х годов прошлого столетия двое из членов этой секты, как об этом сообщалось в большой печати того времени, приезжали в Москву, а затем в Ясную Поляну для увещевания Л. Н. Толстого отказаться от своего заблуждения.

Появление в то время в морозные декабрьские дни в Москве на Никольской улице в легких летних пиджаках двух англичан, которые сумели без копейки денег, руководимые, по их выражениям «великим духом» пробраться с севера Франции в Россию, вызвало в то время очень много разговоров.

Сначала с ними очень много носились, а затем не знали, как от них отделаться потому что, пробравшись к Л. Н. Толстому, они не хотели уезжать от него до тех пор, пока не выведут его из заблуждения и при этом оба объявили себе абсолютную голодовку.

Помню это доставило очень много хлопот С. А. Толстой, обращались даже, кажется, к содействию полиции. Кончилось это тем, что «детям великого духа» купили шубы, взяли проездные билеты и чуть не насильно отправили их в Англию.

В 1906 году эта же самая секта появляется уже под названием «пятидесятников» сначала в Германии, а затем в Финляндии. В настоящее время она перекочевала в Россию и уже имеет свои молитвенные собрания в Петербурге. Чтобы ближе судить о характерных особенностях этой секты достаточно только присмотреться к ее молитвенным собраниям.

Последние по первому впечатлению, вначале, очень напоминают собой молитвенные собрания баптистов или евангельских христиан.

Обыкновенно собрания пятидесятников разделяются на две группы: на призывные собрания и на собрания внутренние. Первыми называются те собрания, в которых идет только лишь проповедь пятидесятников и приглашение вступить в их организацию, а во-вторых – их личные молитвы.

Призывные собрания начинаются пением гимнов, затем, – чтением Слова Божия. При чем читаются только лишь те места из всей Библии, которые имеют хотя какое ни будь отношение к Св. Духу. После этого чтения, выходит проповедник и начинает приглашать находящихся на молитве принять крещение Св. Духом. Это самый важный акт из ритуала «пятидесятников». Желающие подходят к проповеднику, становятся на колени. Он накладывает на крещаемого руки; и подвергаемый крещению на глазах почти всех присутствующих переживает какое-то странное состояние: последовательно то бледнеет, то синеет, наконец, на глазах у всех с ним происходят тонические судороги, и, когда спрашивают посвещающего – что это значит, – он обыкновенно говорит, что сейчас происходит у крещаемого очищение Св. Духом его плоти.

Затем, крещаемый падает в глубокий обморок, во время которого все присутствующие читают молитву Св. Духу, прося Его об очищении крещаемого.

Приблизительно через 20–30 минут крещаемый приходит в сознание, поднимается на ноги и начинает произносить членораздельными слогами самую невообразимую тарабарщину. Руководители собрания объясняют присутствующим, что это проявляется дар речи на различных языках. Затем отдельные слоги переходят в определенные слова и фразы, потом начинается обыкновенная речь, в которой крещеный увещевает присутствующих последовать его примеру и точно таким же образом принять крещение.

Очень часто такой проповедник, шумно врываясь в среду остальных присутствующих на собрании со словами: «Покайтесь и примите св. Духа иначе погибнете», производит чрезвычайно тяжелое впечатление или ненормального человека, или человека, впавшего в экстаз.

Внутренние собрания этой секты, на которые имеют доступ только лишь принявшие крещение напоминают собой вариант самого обыкновенного спиритического сеанса с той только разнице, что на последнем спириты сидят вокруг стола и в большинстве случаев в полной тишине, а на собрании пятидесятников все стоят вокруг нескольких молящихся и при пении гимнов медленно передвигаются в одну сторону.

* * *

В это время, по свидетельству бывших на таких собраниях, некоторые впадают в состояние, очень напоминающее собой обыкновенный медиумический транс и точно таким же образом пророчествуют, сообщают различные назидания, наставления, пророчества и т. под…

* * *

Вот в общих чертах правдивая история спиритического учения, которое медленным, но довольно верным способом, захватывает души современного человека в свои цепкие когти и ведет определенным путем к верной гибели.

Есть очень много людей, которые никак не могут согласиться с последним доводом, видя вполне реальные примеры, где люди с пути неверия, через спиритизм, приходили к истинной вере. Но они упускают из виду одну очень глубокую истину, что Господь приводит к себе людей самыми различными путями, и, если мы, начиная с обращенных в христианство в первых веках и кончая той огромнейшей армией великих подвижников и праведников христианства, имена которых, вследствие их численности, теряются в человеческой памяти, всмотримся в историю их возрождения, то мы не найдем ни у одного из них по способам своего обращения к Господу одинаковых путей с другими.

Пути Господни неисповедимы и различны для каждого из Его избранников.

В этом сказывается только лишь великая мудрость Божества, создающего при разнообразии человеческой индивидуали, самые разнообразные пути.

И если тот или другой праведник пришел к Господу по пути от неверия, через блуд или через разбой, – то этому он обязан не блуду и не разбою, а Его неистощимому милосердию, желающему спасти каждую человеческую душу за горячие молитвы, быть может, любящей матери, нежной супруги, страдающих детей и т. д.

О, как ошибаются многие, отрицающие великую роль молитвы за нас других людей!..

Божественный Спаситель мира самолично дал ясный пример значения этой молитвы в двух случаях при Своей личной жизни на земле, исцеляя больных только лишь по вере окружающих Его24.

И никоим образом, здравомыслящему человеку не придет мысль, изучая психологию обратившегося к Господу разбойника, считать разбой путем, ведущим к Богу.

Точно также и спиритизм.

Ниже мы увидим каким страшным грехом считается он пред лицом Бога живого.

И, прежде чем ставить этот вопрос на такую высокую точку, нужно прекрасно знать, как много зла и несчастия приносит в человеческую среду этот страшный грех.

Как много лжи, сатанинской гордости; отклонения от Бога и от истинной веры в Него; развалом семе, разврата, преступления, самоубийств приносит он в среду увлекшихся, по неведению, им.

Мы не говорим уже здесь о физических страданиях, о расстройстве здоровья, о сумасшествии…об этом мы будем говорить ниже.

* * *


Источник: М.: Издание Быковой Е.I., 1914. – 516 с.

Комментарии для сайта Cackle