I. Сатана
Если бы в наш культурный век где-нибудь появился человек, воскресший из мертвых, и приступил бы к повествованию того, что он видел в загробном мире, а в особенности в том месте, которое на нашем цивильном и церковном языке носит название «ада», вне всякого сомнения, общественная жизнь по отношению к такому индивидууму разделилась бы на три группы. Первая, и довольно немногочисленная, сочла бы этого человека или ловким аферистом, стремящимся к наиболее успешной эксплуатации легковерной толпы, или просто ловким обманщиком; другие сочли бы его человеком, утратившим психическое равновесие, «ненормальным человеком», которому в этом случае особенно доверять не следует; и, наконец, третья, и самая большая группа людей, окружила бы его целым рядом самых живых, самых разнообразных вопросов.
И он, как переживший лично своим собственным сердцем, своей собственной душой все ужасы надвигавшейся на него мучительной смерти, все страдания предсмертной агонии, все личные сознательные, но безмолвные переживания последних расставаний души с телом, и наконец, леденящий ужас холодной сырой беспросветной могилы, – несомненно оставил бы своим безыскусственным повествованием глубокий след в тех сердцах, которые терпеливо и доверчиво выслушали бы то своеобразное повествование.
И думается мне, что самой величайшей наградой для этого человека было бы то, если хотя один из целой массы слушающих его принял к сведению все его повествование, глубоко поместил его в своем собственном сердце. Придерживаясь его, расставил бы соответствующие вехи на своем жизненном пути и в течение всего своего земного странствования шел с таким расчетом, чтобы ни на одно мгновение не уклоняться на тот путь, не попадать в те ухабы, которые калечили жизнь, доставляли миллионы терзаний тому, кто развернул перед ним страницы своей жизни, своей смерти и своего воскресения.
О как бы был счастлив этот повествователь!
Во-первых, его умиротворяло бы сознание, что эпопея его личных переживаний не была бесцельной, а послужила уроком хотя одной человеческой душе.
Во-вторых, его до некоторой степени утешало бы сознание, что он не остался неблагодарным Вернувшему его снова к жизни.
И в-третьих, его душу успокаивало бы сознание, что он не закопал в землю этот данный ему тяжелый, мучительный опыт. Опыт, послуживший импульсом к добросовестному исследованию и разоблачению причин, введших этого человека в объятия смерти. И, если человек этот, после мгновенного просветления своих духовных очей, постигнет, что эта причина – тот или другой совершенный им грех, – приступить к тщательному раскрытию его, к обличению себя и других, им одержимых, он, несомненно, тем самым, если не искупить своего падения в грех, то, при Божественном вразумлении и помощи свыше, опытом пережитого греха можно принести пользу, предупреждая от него других.
Таким бы воскресшим человеком хотелось назваться и мне.
И вот, приступая к бесприкровенному описанию того, чем я, быв заблужден, заблуждал других, – я просил бы Господа Бога только об одном, чтобы хотя одна душа добросовестно вчиталась в нижеизложенное повествование, обстоятельно поразмыслила над ним, припомнила и подыскала то, чего, быть может, здесь нет, что упущено, не захвачено, не исследовано автором этого труда, и раз навсегда отгородила бы себя всевозможными способами от возможного падения в те ухабы; от возможного заблуждения в тех дебрях; от возможного переживания тех страданий, и, наконец, от возможной гибели в той пучине, – которые, будучи прикрыты флером лукавых и заманчивых ухищрений, стоят на конце того ужасного пути, по которому шел автор этих строк.
Если такая душа найдется, я буду считать, что цель моего труда достигнута и что он благословлен Тем, Кто воскресил мою умиравшую душу и указал мне поведать миру о моем грехе, о моей смерти и о моем воскресении…
Когда я оглядываюсь назад, на минувшее увлечение спиритическими и оккультными знаниями, когда я теперь отрезвленными глазами и разумом переоцениваю те ценности минувшего, которые так недавно заполняли всю мою личную жизнь, все ее интересы, которые являлись альфой и омегой всех моих желаний, стремлений, идей и даже чисто практических предприятий, – меня невольно охватывает страшный, мучительный ужас перед той таинственной силой, которая может захватить врасплох разумную человеческую душу, мгновенно завертеть, закрутить ее в вихре каких-то неизведанных ощущений, заставить видеть не то, что видится; мыслить, думать и даже слышать не то, что мыслится, думается и слышится; настолько усыпить чтобы не сказать: – парализовать, рассудок, сознание, что человек перестает белое называть белым, прекрасное – прекрасным, злое – злым и идет по воле этого страшного, беспощадного повелителя, не сознавая, не ощущая над собой его жестокого, мучительного гнета.
И как должно быть тяжело для тех, окружающих и любящих этого несчастного невольника, не видящего своей неволи, которые видят весь ужас, всю реальность надвигающейся гибели на ослепленного пленника и бессильны вывести его из этого пленения, указать ему весь ужас его состояния и спасти его!
Бедные матери, бедные жены, бедные дети, бедные отцы, бедные братья и сестры!
Только теперь мне стали понятны и ваши тревоги, и ваши страдания, и глубина ваших молитв, которыми одними только и можно спасти такую погибающую душу.
Да, если кто желает самолично и реально убедиться в существовании сатаны, пристально всмотреться в его демоническую политику и, от чего избави Бог всякого, сделаться его жертвой, – тому необходимо с головой отдаться спиритическим и оккультным учениям и предать им свою душу, в точном смысле этого слова.
Что сатана существует – это не подлежит сомнению для каждого верующего человека. Об этом на протяжении тысячелетий трактует Божественное Слово, в виде Св. Евангелия, Библии и учений святых отцов.
За это говорит вся молитвенная деятельность Святой Православной Церкви, все ее богослужения, песнопения, молитвы.
Это утверждает вся ее почти двухтысячелетняя история.
С первого выпада любимого сатанинского средства – клеветы, на этот раз клеветы иудейских книжников и фарисеев на светлую личность Божественного Спасителя мира; с первых струй Его драгоценной крови, обагрившей Пречистое тело Богочеловека, до кровавых потоков последнего мученика, православного христианина, собранных в таинственные сосуды на исторических холмах седого Днепра и до современной клеветы, ежедневно, ежечасно выпускаемой в наши коварные дни против Церкви Христовой врагами ее, – все это живые безмолвные факты существования сатаны, его ухищрений и его вековечной борьбы с Господом Богом.
Это на почве чисто-религиозных верований, на почве борьбы его с Церковью, на почве идеалистических позиций, но он не бездействует и в обыденной жизни обыкновенного человека.
«Князь мира сего», при небольшом навыке к наблюдению за окружающей жизнью, виден на каждом шагу.
Посмотрите беспристрастным взглядом на нашу современную жизнь.
Что она представляет собой?
Все, что хотите, но только не счастливый этап для человека и не жизнь его в Боге и в Его великих законах.
Стоит только присмотреться, к чему стремится современное человечество, чего оно жаждет, какие его конечные идеалы, – чтобы услышать один общий лейтмотив, увидеть один определенный ритм, одно направление, один знакомый взмах, хотите, дирижерской палочкой, хотите – магически жезлом злого волшебника.
Непрерывная, неустанная борьба с Богом.
К чему стремится так называемая политика?
К разделению, к борьбе, к вражде, к взаимоугнетению, к торжеству сильного над слабым.
А между тем, божественный закон один, и воля Всемогущего Творца и Его Божественного Сына и вчера, и сегодня, и во веки – неизменно одна:
«Любите друг друга»5.
«Да любовь, которою (Ты) возлюбил Меня, в них будет»6.
Любовь Отца Небесного к Его Божественному Единственному Сыну, – вот какой любовью желает Господь, чтобы люди любили друг друга.
Посмотрите на современную печать.
Я думаю, здесь иллюстраций требуется меньше всего.
Всему в ней есть оправдание, всему есть защита.
Одна только Церковь и ее служители не имеют пощады в современной печати.
Всем возможно впасть в преступление, в ошибку во всех областях человеческой жизни, и всякий может найти в современной печати оправдание, свой raison d’erte, – печальным исключением пользуется только лишь одна Церковь и ее служители. Здесь им оправдания не полагается.
Наоборот, самая ничтожная ошибка, самое, если так можно выразиться, свойственное каждому человеку, уклонение кого-либо из служителей Церкви (ведь, последние такие же люди, как и все мы, а не сошедшие с неба ангелы!) – в сторону заблуждения, греха или одного из жизненный увлечений, – раздуваются до геркулесовых столбов.
И во всем этом цель одна: чтобы побольше набиралось таких доверчивых, немеющих рассуждать, не твердых умом, людей, которые, ради чужого греха хотя бы кого и из служителей Церкви, отходили от последней, а вместе с тем и от Господа нашего Иисуса Христа, стоящего во главе Церкви; отрекались от этого недоступного дьявольской силе оплота, который единственно только лишь один во всем мире, во всей вселенной, являет собой естественную защиту, естественное и верное убежище от козней сатаны.
Этим же несчастным, которые попадаются на эту курьезную удочку, закрываются духовные очи к уразуменью всей нелепости мотива обречения на погибель своей души, ради прегрешения другого, такого же, как и он, члена Христовой Церкви и, – как служителя Церкви, значительно чаще каждого мирянина имеющего возможность обратиться к Господу и испросить у Него Его любвеобильного прощения, – несомненно уже раскаявшегося и оправданного7.
Посмотрите на область народного образования. Все представляет собой только лишь одну сплошную борьбу с религиозными началами, с верой отцов. И эта борьба ведется опять-таки определенно, систематично, последовательно вытравляя в юной человеческой душе без малейшего остатка все, что так или иначе может в грядущем побудить человека возвратиться к выброшенным идеалам веры.
Знаменательно то, что всю эту ужасную сатанинскую работу делают люди, за небольшим исключением, совершенно не сознающие того, что они делают, и не дающие себе отчета в конечных результатах своей деятельности, а так, двигаясь, как будто, по общему течению, следуя какой-то одной роковой моде.
Чрезвычайно характерен также тот факт, что, в виду постоянного стремления человеческой души искать веру, жить верой, опираться на что-нибудь в моменты тяжелых переживаний, – указанной выше таинственной силой – сатаною, на разрушенной им истинной святыне человеческой души, в виде длинного нескончаемого ряда великих имен подвижников святой христианской Церкви, создаются для современного человечества оазисы его сатанинской религии, в виде мавзолеев, памятников, музеев известным Богоотступникам, борцам с христианством; и давно уже существует на западе календарь подвижников современного социализма, анархизма и атеизма, – разрушителей нравственных основ семьи, общества и государств с точным указанием дат рождения, смерти или казни каждого из них. И, как прямое последствие этого календаря, вводится в жизнь новый тип современных праздников, в виде однодневок-забастовок среди распропагандированного рабочего люда и учащейся молодежи.
Таким образом, на медленно подготовляемую почву отрицания христианства, воспитываемого неверия и атеизма насаждается необходимый для каждой человеческой души религиозный культ, но уже культ не Христа, не Господа Бога, а «культ сатаны».
Всмотритесь в современную семью и сравните ее со строем родственных ей же семей одного-двух минувших поколений, и вы заметите, как в семьях этих поколений на протяжении десятилетий медленно, систематически вытравлялось христианство, Слово Божие; беспощадно выдергивалась дорогая для каждой глубоко верующей души связь с Церковью, со святыми обычаями глубокой старины.
Сравните жизнь ваших дедов с жизнью ваших внуков не только в области духовных проявлений, но и во внешнем укладе семейной жизни, и вы увидите страшную, неизмеримой глубины, пропасть между этими поколениями.
Там был страх Господень.
Там была удивительно крепкая вера.
Там считалось стыдом, чтобы замужняя женщина где-либо без мужа появлялась с посторонним мужчиной.
В наше время люди не боятся ничего.
Худая слава считается одной из форм современной рекламы.
Вера, как таковая, исчезла. Верующий человек, а тем более церковный, считается представителем атавизма.
Наличность, при законной семье, семьи нелегальной является показателем высшей культурности, а появление где-либо в обществе с двумя «супругами» – это высший шик, – cachet.
Если вы внимательнее вглядитесь в то, – каким путем проводилась эта реформа жизни, то вы будете поражены той пунктуальностью, той терпеливой настойчивостью, с которой проводилась в жизнь это отделение человека от святого, дорогого, высокого, от Церкви, от Бога.
Это беглое наблюдение весьма назидательно с той стороны, что оно определенно вычерчивает ту схему политики, которую регулярно то в том, то в другом варианте практикует сатана.
Чего-либо честного, открытого, прямого, бьющего в глаза, в этой политике встретить нельзя.
Все совершалось, между прочим, под тем или другим прикрытием, – из-за угла.
Сначала менялась внешняя обстановка жизни.
Выходило из моды старинное, разлапистое кресло, длинные семейные, красного дерева, диваны, пузатые комоды, громоздкие, имеющие свою историю, бюро и шифоньеры. На место из ставились новые причудливой формы кушетки, козетки. То тут, то там, в гостиных разбрасывались красивые изящные уголки, задрапированные причудливыми ширмочками. Но, – вместе с громоздкой, старинной, неуклюжей мебелью, выносились из гостиных, как не гармонирующие общему ансамблю художественной обстановки, стильному гарнитуру, большие, освещенные лампадами, старинные, семейные божницы; наполненные русской святыней, массивные киоты с украшенными богатыми, драгоценными ризами, образами.
На место их стыдливо вывешивались, по возможности повыше и понеприметнее, маленькие, еле заметные образки; а старина размещалась сначала в спальнях, в будуарах; а потом, когда новомодная обстановка лукаво-змеиной поступью вторгалась и в эти последние, святая старина выносилась на кухню и, в лучшем случае, отдавалась в ближайшую приходскую церковь или продавалась старьевщикам, а в худшем, – если к этому времени другая мода, неразрывно идущая с первой, мода новой обстановки души, – отрицание веры и Бога – вторгалась и в самых людей, много лет чтимые лики небожителей, вместе со старой рухлядью, относились в чуланы, на чердаки, в конюшни, в сараи.
Наконец каким-то еще менее заметным порядком исчезали из современных жилищ культурных людей, из-под прикрытия густой листвы тропических растений в гостиных и эти последние маленькие образки, – светильники православия.
И все это, повторяю, незаметно, последовательно, так что хозяева своих домов, на глазах которых произошло это превращение, не в состоянии хотя бы приблизительно установить, – когда все это случилось и как все это устроилось?
По такой же системе исчезло из наших семей Слово Божие и Евангелие, а вместо него появилась свободная литература о свободной безнравственности, а за ней – порнография.
Точно таким же образом исчез древний обычай благочестивых христиан проводить в семье, в молитвенном настроении предпраздничные вечера, субботы, уступив из современным журфиксам, вечеринкам, балам и театрам.
Незаметно водворился в жизни современный синематограф, который, открыто трактуя, что учащейся молодежи и рабочему населению самое удобное время для зрелищ и развлечений «подпраздничное», понижает и без того низкие цены на субботы и привлекает публику самым сногсшибательным репертуаром.
И вот, в то время, когда почти во всех провинциальных городах, где только вкоренился синематограф, – который в большинстве случаев там носит название «электро-биографа», – точно так же, как и во многих пунктах наших столиц, всенощные бдения в церквях совершаются почти при пустых храмах и, в лучшем случае, при наличности доживающих свой век стариков или старушек, – синематограф переполнены молодежью, у входных дверей стоят толпы дожидающихся очереди, и владельцы этих учреждений выручают в подпраздничные дни от 800 до 1000 рублей за вечер.
Наше грядущее поколение, цвет нашего будущего, услаждается далеко… далеко не христианскими, и даже не нравственными лицезрениями.
А ослепленные отцы и матери восторгаются, что современная культура так энергично, так симпатично идет навстречу молодому поколению, выбирая дни, за которыми идет свободное, праздничное утро, когда молодежь может свободно выспаться.
Да культура ли – это?
Не скрывается ли за ней «некто другой», кому нужен не отдых молодежи, а отдаление ее души от храма, от молитвы, и именно в то время, которое определено Церковью?..
Теперь даже стали появляться и в обществе, и в печати мысли, что-де театр, – то же богослужение, в особенности, если в театральной пьесе проводится нравственная тенденция.
Чему же удивляться, что у нас не по дням, а по часам выплывают на поверхность жизни дети-преступники? Чуть не каждый день рестораны, и всевозможные места увеселений обагряются кровью совершенных в каком-то повальном безумии убийств?..
Но этого мало; на горизонте все новых и новых реформ, вносимых в жизнь современной культурой, вырастает вопрос о необходимости полного сокращения праздничных воспоминаний православной Церкви.
Здесь тоже культура?..
Если – да, то почему же она идет походом только лишь на одну Церковь и ее святые установления?..
Не следовало бы всем нам, христианам забывать, что за всеми этими эксцессами культуры стоит призрак библейского эпизода с израильским священником Илием, сделавшимся со всем своим домом жертвой страшного возмездия за то, что он не воспитывал своих детей в стразе Божием и не обуздывал их в уклонениях от правды Божественных законов8.
Таким образом уходят из жизни: стыд, совесть, правда и страх Господень.
Все по одному и тому же методу.
Все, благодаря одним и тем же приемам сатаны и прикрываясь одними и теми же мотивами.
Есть красивое выражение в нашем церковном языке: «окрадыание сатаной». Оно, как нельзя лучше, по своей точности, характеризует эту работу «князя мира сего».
Обкрадывается все: сознание, разум, лучшие светлые побуждения, лучезарный свет Божественной правды, – обкрадывается последняя и единственная возможность спокойно и мирно проходить человеку свой обычный жизненный путь…
Что представляет из себя современная семья?
Ее давно уже нет в точном смысле этого слова. А существуют, за очень редкими исключениями, какие-то жалкие развалины, обломки семьи.
Раньше семья была тем красивым очагом жизни, в котором можно было отдыхать набираться новых сил. Жена считала себя до смерти мужа одной неразрывной сущностью с ним; а муж считал себя такой же сущностью – с женой.
Теперь многие семьи – синоним товарищей-каторжников, прикованных к постылой каторжной тачке, от которой каждый стремится вырваться на возможно большую, полную свободу.
И так во всем, в литературе, в искусстве, не говоря уже о современном театре, живописи, поэзии, выливающейся в форме самого ужасного, самого неприкровенного отрицания всего существующего в жизни, – в форме так называемого «футуризма», – этого анархизма современной общественной жизни.
Если добросовестно следить за эволюцией жизни нашей эпохи, то везде можно увидать одну и ту же конечную цель, – вытеснить из сознания людей и из их жизни Бога, уничтожить человеческую веру, выкрасть из души самые лучшие, самые ценные идеалы христианства, самые святые сокровища, примиряющие с болезненными остриями жизни, и поставить когда-то веровавшего человека лицом к лицу со страшной духовной нищетой и, как с выходом из создавшегося положения, к поклонению богам мира сего, или к полному, реальному уничтожению своей личности…
Ужасная, мучительная, но действительная правда!
Мы не будем говорить здесь о том, что в то же время сохранились еще, и, пожалуй, даже возрождаются вновь такие светлые уголки, где ярким пламенем вспыхивает живая любовь к Господу, к религии, – не оскудевают Пророки у Господа Бога, – это другой вопрос.
Мы отмечаем здесь только лишь ту, доминирующую в нашей жизни сознательную силу, которая преследует одни определенные цели.
Это деятельность сатаны.
Знаменательнее всего тот факт, что в то же время сатана тщательно проводит в жизнь сознание, что его, как сущности, как ярко очерченной индивидуали, нет. И с одной стороны – для людей развитых, интеллигентных сущность сатаны аннулирует наука, а с другой – среди темной массы и людей среднего развития – спиритические, спиритуалистические, оккультные и теософические знания авторитетно заявляют, что сатана и его ангелы – это только лишь праздная фантазия досужих умов; бредни старых женщин; выдумка церковников и поэзия эпоса.
И вот, под прикрытием небытия, сатана свободно входит во все двери; чрезвычайно легко проникает в незащищенные умы и сердца и, вместе с собой, вносит ту страшную заразу, которая очень часто навсегда отравляет человеческую жизнь и ведет людей к полной гибели.
Мне припоминается изумительная по своей картинности и простоте притча Божественного Спасителя мира, рассказанная Евангелистом Матфеем, о тех людях, которые, после посева пшеницы, спали, и, когда проснулись и увидали, что со всходами пшеницы взошли и плевелы, в недоумении обратились к хозяину с вопросом: «Что это значит? не сеялась ли на этом поле только лишь одна пшеница?» Хозяин же сказал, что, когда люди спали, пришел враг и посеял плевелы9.
Так и здесь, убаюканные сагой небытия носителя зла на земле, люди проспали, просыпают и посейчас тот ужасный момент, когда «будто бы несуществующий» враг приходит и сеет свои ужасные плевелы среди зеленеющих злаков пшеницы.
Припоминается мне и другое место из Божественного Евангелия. Очень важное. Очень убедительное. Когда Божественный Спаситель мира говорил Своим ученикам о последних днях мира, и ученики спросили Его: «когда же все это будет: какие признаки этого?» – Он, вместо прямого ответа, прежде всего, сказал им; «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас»10.
Вот этого-то великого «берегитесь», «бодрствуйте» и нет у нас.
И, благодаря отсутствию их, и создается, и созидалось, и будет созидаться то, что мы сейчас видим вокруг себя разросшимся, укоренившимся и настолько глубоко пустившим корни, что, кажется, все потеряно, спасения нет, и …ужасаемся.
В доброе старое время, когда вера в существование этого носителя мирового зла жила с верой в Бога, в силу честнаго Креста Господня среди истинных христиан, а не христиан только по паспорту, – да таких тогда и не было, – сатане трудно было делать свои дела по изловлению в «когти гибели» человеческих душ.
Как велика и изумительна сила Креста Господня я наблюдал на многих спиритических и оккультных сеансах, да и не я один, а очень многие из ныне существующих лиц, на которых я буду ссылаться в последующих беседах.
Да этого мало, о силе креста и его изумительных, чудесных свойствах парализовать злую волю духа тьмы очень много трактуется даже в книгах далеко не христианского направления, взять хотя бы, например, оккультный «Dictionnaire infernal», par. M. Collin de Plancy. Paris. 1825. Вот что там говорится на этот предмет в кратком описании жизни св. мученика Киприана (Cyprien11).
«Св. Киприан, родившись в III веке по Р. Х., был сын очень богатых родителей язычников и имел единственную сестру Иустинию. С семилетнего возраста Киприан был посвящен сатане и должен был изучать все тайны волхвования. Затем, достигши известного возраста, он отправился в другую страну для окончания своего образования, где и получил такие познания, что мог оказывать влияние не только на живых людей, но даже на все силы природы, на ветер, облака и мог во всякое время вызывать мертвецов и заставлял из говорить. Насколько необъятна была сила этого человека, можно судить потому, что его трепетали бесы; с ним лицом к лицу беседовал сам сатана.
Когда Киприан находился вдали от своей семьи, Иустиния втайне от родителей познакомилась с одним христианином – дьяконом, который часто повествовал ей о Божественном Спасителе мира, о Его великом учении, о Его жизни, страдании, смерти и воскресении. Глубокая проникновенная проповедь быстро захватила юную хорошую душу девушки, и она, охваченная неземным восторгом любви к Спасителю, приняла крещение и тотчас же понесла проповедь о Христе в свою семью. Последствием этого было то, что вслед за ней приняли христианство отец и мать. И когда Киприан получил известие о переходе их в христианство, то так вознегодовал на свою родную семью, что навсегда отрекся от нее и никогда уже в нее не возвращался.
Умерли старики. Киприан в то время был уже и главным жрецом в храме Аполлона, и великим волхвом, и оккультистом. Иустиния же вела высокий, целомудренный образ жизни. Много лет спустя, Киприан совершенно случайно встретил Иустинию и, не узнавши в ней сестру, воспылал к строгой подвижнице безумной страстью.
Понимая, что все его личные усилия в достижении желаемой взаимности будут тщетны, Киприан решил воспользоваться своими оккультными знаниями. Вызвавши одного из демонов, он поручил ему возбудить к нему в Иустинии страсть и привести ее к нему. Демон отправился к девушке, когда она спала, и начал пробуждать в ней страстные помыслы.
Но Иустиния проснулась и, почувствовав около себя духа тьмы, осенила себя крестным знамением и моментально отогнала этим от себя обитателя ада. И последний, как опаленный, возвратился к Киприану и сказал, что он ничего не в силах сделать с этой девушкой, которая каким-то таинственным знаком парализовала всю его силу.
Киприан вызвал другого демона, более сильного по роду своих воздействий на человеческую сущность. Но и этот возвратился посрамленный крестным знамением Иустинии. Киприан вызвал еще более сильного обитателя ада, но и тот принес одни и те же результаты.
После целого ряда вызывания еще более сильных демонов, не давших Киприану желаемого, он страшными заклинаниями вызвал самого сатану и поручил ему выполнить его задачу.
Сатана взялся за поручение Киприана и, превратившись в красивую смиренную христианскую девушку, сумел довольно скоро войти в доверие Иустинии и расположить ее к себе. Молодая христианка на этот раз совершенно поддалась влиянию своей новой подруги. И, когда последняя предложила ей отправиться с ней к Киприану, Иустиния согласилась. Но, по обыкновению, как это он делала перед началом каждого дела, лишь только на осенила себя крестным знамением, ее мнимая подруга исчезла.
Возвратившийся сатана с грустью в голосе сообщил Киприану, что и он не может ничего сделать с Иустинией, потому что христиане обладают таким страшным орудием, перед которым бессильно все.
После целой массы еще других различных волхвований, которые предпринимал оккультист Киприан, и которые пред чудной силой креста превращались в ничто, Киприан задумался и окончательно усомнился в целесообразности и силе оккультных знаний"…
Затеем, как известно, Киприан пришел к Иустинии, покаялся перед ней, потом принял христианство, сделался горячи и ревностным исповедником Христа и окончил свою жизнь мученической смертью в Никомидии около 268 года по Р. Х.
Вот что, повторяю, забыто современными христианами. И вот умаление чего в нашей личной жизни открывает беспрепятственный доступ духу тьмы во все области нашего существования…
Но, где особенно тонка, хитроумна, если так можно выразиться, филигранна работа сатаны, и где лучше всего и ближе можно наблюдать его и как сущность, и как вполне реальную индивидуаль, – это в спиритизме, оккультизме и теософии.
Если тщательно и беспристрастно проследить всю историю возникновения, связь между этими тремя формами современного богоборства падшего ангела с Божественным Промыслителем, то, мне кажется, нигде нельзя увидеть более ярко роль его лукавой политики.
При самом беглом и первом впечатлении все эти три формы кажутся поразительно враждебными одна другой.
Так, спиритизм в самой своей основе носит доктрины, трактующие о полном подчинении человеческой личности потустороннему миру.
По учению одной спиритической фракции, человек являет собой ту сущность, управляя путями которой, тот или другой из отошедших духов искупляет свои грехи, совершенные им в его минувшем существовании на земле.
По учению другой фракции, каждый из живущих на земле являет собой перевоплощенную личность, существовавшую уже много раз на земле с промежутками между этими существованиями от шести недель до нескольких столетий, и появившуюся теперь для искупления своих грехов и для выправления своих преступных и греховных наклонностей, выявившихся в прошлом существовании.
Третья фракция утверждает, что души умерших, вращаясь в невидимом мире, почти постоянно вселяются то в одного, то в другого человека – с одно стороны, для того, чтобы этим путем загладить ошибки и грехи своих минувших существований, а с другой – дать возможность воплощенному в данного субъекта духу проявить свою «свободную волю» в смысле личной борьбы со злом, которое могут внушать данному индивидууму мятущиеся духи, сливаясь с его основным, воплощенным в него духом.
Словом, так или иначе, но философия спиритизма и спиритуализма трактует о полном уничтожении личности в каждом отдельном человеке.
С самых первых шагов вступления неофита в область спиритизма, духи направляют его в лоно той религии, к которой он или принадлежал, или принадлежит. Обычно духи настаивают на возможно частом посещении храмов Божьих, богослужений, на исполнении существующих обрядов и таинств: при чем очень часто настаивают на реставрации давно забытых или отмененных установлений Церкви, преданий, так что получается впечатление о ревностном восстановлении духами «древляго» благочестия. Обуславливают возможно частое причащение св. Христовых Тайн, грозя никогда не проявляться ослушнику их воли. Затем, с течением времени, когда у индивидуума исчезли все сомнения о вероятном присутствии здесь чего-либо бесовского, те же духи указывают ему его постоянного духа покровителя и руководителя, в большинстве случаев кого либо из великих подвижников его исповедания, но нередко таковыми бывают и Юлий Цезарь, и Нерон, и какой-либо Иван из Красивой Мечи, и т. под... Утвержденный спирит, получив такого покровителя, понемногу, незаметно для самого себя, обращаясь к нему для разрешения всех своих жизненных проблем и доходя до того, что он не встает с постели, не спросивши духа покровителя, оставляет и Церковь, и похвальную ревность к реставрации «древляго» благочестия, и весь отдается во власть или какому-нибудь неслыханному в истории Церкви мученику или Ивану из Красивой Мечи.
В конце концов, когда, – благодаря очень остроумной критике духа-покровителя, и Церкви, и ее служителей, которая выражается в том, что дух просит молиться о заблуждающихся знакомых батюшках, об архипастырях и т. под., – спирит охладеет к Церкви в достаточной степени, ему понемногу открывают, что Христос только лишь великий медиум12 (Christianisme et Spiritisme. Leon Denis), и все произведенные Им чудеса – феномены высокой формы медиумизма; что каждый доверившийся своему духу-покровителю, может делать точно такие же чудеса и, даже значительно большие; что истинная Церковь не там, где обращенный спирит был раньше: то только лишь преддверие вот «этой истинной Церкви» – того спиритического сеансового собрания, в котором этот спирит принимает участие, и что для Бога гораздо приятнее, если спириты будут сеансировать во время церковных богослужений, сливаясь в братской любви между собой и, главным образом, с потусторонним миром, нежели молиться по одиночке, каждый о своем личном, будничном и эгоистическом благе и т. д., и т. д.
Совершенно обратное представление вносит в человеческое сознание оккультизм.
По его учению, каждый человек, сообразно степени его духовного развития, представляет собой звено между низшими духами – с одной стороны, и высшими, и Богом – с другой; или между низшими и высшими духами – с одной стороны, и Богом – с другой.
Последнее состояние присуще только лишь магу и учителю.
Благодаря такому своему положению, человек являет собой только лишь пункт для перехода духа низшей природы в более высокие сферы.
В обоих этих состояниях человек может совершенно свободно распоряжаться духами, утилизировать их для своей и для их надобностей и, таким образом, сглаживать все большие и малые скорби и шероховатости жизни и делать ее блаженной и радостной здесь – на земле и там – в незримом мире.
Каждое из указанных выше состояний достигается перевоспитанием своего тела и духа – путем физической и нравственной тренировки.
При этом оккультисты чрезвычайно отрицательно относятся к спиритам и нещадным образом громят медиумов и медиумизм.
Чрезвычайно красноречиво и правдиво указывая на тот вред, который приносят эти несчастные прежде всего самим себе, делаясь во время спиритических сеансов непосредственным достоянием самых низших и самых зловредных духовных существ, а затем человечеству, оккультисты не менее нещадно порицают и теософию, считая таковую тем туманным, беспочвенным религиозным конгломератом, который отводит людей от истины (должно понимать от оккультизма), от деятельного проявления дарованных человеку духовных и физических сил, которые так нужны общей гармонии мироздания, о обвиняя ее в преступном стремлении к разрушению религий древних.
Во второй половине семидесятых годов, когда теософия только что вышла из лаборатории Блавацкой, наиболее видные представители оккультизма западной Европы, во главе с Парижским доктором председателем масонского ордена мартинистов, Ж. Энкосом, известным более под фамилией доктора Папюса, выступили с официальным заявлением о том, что они ничего общего с теософским учением не имеют и основных его доктрин не признают.
В религиозно-исповедном же отношении оккультисты признают только Бога, но рассматривают Его сквозь призму каббалы и с огромной пантеистической окраской. И очень нередко можно встретить оккультиста, который даже, как будто, держит в подчинении у себя и Самого Бога. Один из очень древних оккультистов (Агриппа) оставил даже такую теорию, что «сферы», окружающие Бога, и природа Самого Бога находятся в полной зависимости от состояния внутреннего миросозерцания каждого оккультиста».
Божественного Спасителя мира одни оккультисты признают, как Сына Божия, как реальную сущность, снисходившую на землю и пострадавшую от людей, но не для искупления человечества от греха, а вследствие того, что Его чистоту и безгрешность не мог принять без озлобления греховный мир (Леви).
Другие признают Христа, как высокую Божественную сущность, бывшую когда-то на земле, но теперь уже не существующую. Тот же Христос, которого воспринимают и признают христиане, ничто иное, как эгрегуар – личность, созданная в мировых волнах посредством усиленного желания иметь эту сущность, такой огромной цепью людей, какую представляют собой в данное время есть христиане.
И, наконец, третья группа оккультистов рассматривает Божественного Спасителя мира, как великого учителя своей эпохи, как великого «посвященного», «мага».
Что же касается сущности Божественного Спасителя мира, то на этот счет в оккультизме можно встретить все, что хотите, но только не истинный христианский взгляд. Так, здесь можно встретиться с давным-давно осужденными и, казалось, умершими теориями и ересями, начиная с Арьевой ереси IV века, что Христос был Сыном Божьим не по своей природе, а по «посвящению», и им-де может быть каждый посвященный и каждый маг, достигший наиболее беспрекословного подчинения ему духов, и т. д., и т. д.
Теософия, отрицая спиритизм, как способ вызывания духов и умерших и признавая абсолютный вред медиумизма, отдает безусловное предпочтение оккультным знаниям.
Основной задачей человека теософы считают «познание в самом себе Бога». «Так как Бог везде, то Он есть и в тебе, а потому твоя задача должна заключаться прежде всего в том, чтобы найти в себе Бога. Раз ты это сделал – говорят теософы: нашел Его, ты имеешь право жить».
Достаточно, по их уверениям, путем созерцательной жизни найти в себе Божество, чтобы вступить в непосредственное общение с Богом; чтобы Он говорил, мыслил, делал и думал через такого Своего избранника.
Последний в этом случае должен рассматриваться, как носитель Божества, как копия Бога. Каждое его слова должно быть живым законом. Каждое его изречение, есть изречение Самого Бога, переданное через него (Франц Гартман).
Грех теософией понимается не как зло, не как преступление, а как ступень, по которой человек идет по пути к добродетели (Гартман).
Оккультизм принимается теософией в его лучших проявлениях – белая (добродетельная) магия – и по стольку, поскольку она способствует человеку выяснить в себе Божество и дает человеку средства для проявления его божественных (?) сил.
Не правда ли, – как здесь ярко повторяется искони подмеченный Словом Божьим метод уловления сатаной человеческих душ на удочку гордыни; «вы будете как боги»13 и как характерно это для учения сатаны?
Соломонова пентаграмма (пятиконечная звезда) играет в теософии такую же роль, как крест в христианстве, даже, пожалуй, большую. С помощью пентаграммы можно даже увидеть Бога.
Заключительным аккордом в теософическом учении следует назвать веру в перевоплощение (многократность существований на земле) и стремление к созданию мировой универсальной религии, в которой понятие о Боге совершенно пантеистическое.
Бог, распыленный в пространстве, находится и в воде, и в камне, и в дереве, и в траве, и в животном, и в человеке, и всюду, и во всем, существующем в природе. Бога, как духовной незримой, необъятной индивидуали – нет. Бог – это только совокупность всего мира, всей вселенной, и всего живущего в ней от пресмыкающего до венца творения – человека. Бог – гармония мироздания.
Христа в теософии низводят на степень такого же великого посвященного, какими были на земле: Кришна, Рама, Будда, Пифагор, Моисей, Фо, Лао-Тцзэ и др. (Шюрэ).
Вот в конспективных чертах основные положения указанных выше трех учений, как будто враждебно относящихся одно к другому. Но далеко не так это на самом деле; при видимой розни, они тесно связаны одно с другим. И вот главные точки их соприкосновения: во всех трех учениях белой нитью проводится учение о перевоплощении.
Особенно красиво и заманчиво оно рисуется, как мы увидим дальше, спиритами и теософами.
На эту ужасную удочку идет беспредельная масса современной, мало утвержденной в своей религии и совершенно незнающей священного писания, публики.
Трактуя о том, что все на земле имеет свою оборотную сторону; каждый плюс должен иметь соответствующий минус; рядом с светом неизменно следует и тень, все эти три лжеучения утверждают одно, что, если человек в настоящем своем существовании беден, угнетен, обижен, оскорблен, то в следующем перевоплощении, которое может последовать с одинаковым успехом и через шесть недель после смерти индивидуума и через тысячу пятьсот лет, он будет непременно богат, силен, славен, и…в обратном случае – наоборот.
Тот, кто в настоящем существовании преступен, греховен, совершил какой-либо тяжкий грех, – тот в будущей перевоплощенной форме искупит этот грех или сознательным деланием добра, или теми условиями жизни, которые будут даны ему для этого искупления. Но каждый неминуемо, как сущность Божества, сольется с Предвечным и будет вкушать с Ним от блаженства вечной жизни. Так что погибших и осужденных не будет.
Из изложенного ясно видно, что этим учением подрывается вся основа христианского догмата об искупительной жертве Божественного Спасителя мира. Да, если принять во внимание проводимую этими учениями обязательность аннулирования всех греховных деяний, эта жертва и не могла иметь место в истории человеческой жизни.
Ад, по катехизации одного английского спирита (Магардчай), для каждого грешника в данном его существовании будет в форме искупления его настоящих грехов в одном из следующих его перевоплощений.
«Больницы, тюрьмы, суды, полицейские учреждения, исправительные заведения, каторжные работы, телесные наказания, болезни, нищета, нужда, подчинение, рабство – в нашей жизни – это ад для тех, кто в переживаемую нами эпоху, вторично придя на нашу землю, за свои грехи в минувшем существовании подпадает под гнет перечисленных бедствий», – говорит указанный выше спирит.
Ничего в мире, ни в этой, ни в будущей жизни не прощается.
Закон возмездия, или, как его называют и индусы, и теософы, и буддисты, и спириты, и оккультисты, – закон «Карма», требует непреложного возмездия.
Как удар молота в горах вызывает соответствующее, далеко раскатывающееся, эхо; как колебание струны создает звук, – так и всякое зло должно создавать соответствующее отражение, соответствующее страдание носителю его, и по закону Кармы не должно пройти бесследно ни одно соделанное зло для соделывающего его.
Сатаны, как сущности, как индивидуали, нет и у теософов.
Это – неправильно понятое человечеством сказание первых семи глав Библии.
Бесов, как служителей этого сатаны, не существует. Изгнание бесов Спасителем должно рассматривать, как изгнани пороков, греховных наклонностей. Есть только низшие духи – души неразвитых, умерших в темноте и невежестве, людей, есть еще недостаточно сформировавшиеся мировые сущности, носящие название «лярвов», «элементалей» и «элементарий», – бесформенные существа, на подобие тех микроорганизмов, которых мы встречаем под микроскопом, в капле воды, которые, созидаясь на почве человеческих страстей, поддерживаясь и питаясь ими, с течением времени, благодаря множественности перевоплощений, могут улучшаться и физически, и духовно; принимать форму человека, и идти тем же путем усовершенствования, каким идет и человек, приближаясь к своему Творцу.
Словом – полное отрицание Слова Божия и самых элементарных основ христианского вероучения.
По учению спиритизма, оккультизма и теософии личность Божественного Спасителя мира последовательно низводится на степень простого человека, и этого мало, как мы упоминали выше, кощунственно приравнивается к той группе полубольных, полунормальных людей, каких принято называть во всех этих учениях «медиумами», и очень часто констатировать их мошеннические проделки и симуляции.
Далее, во всех этих учениях, – мироздание определяется только тремя группами: Бог, человек и дух.
Человек никогда не регрессирует в духовной области, а только прогрессирует.
Невидимый мир состоит только лишь из духов одного и того же порядка: из человеческих душ.
Основная цель спиритизма, оккультизма и теософии – создать избранный народ (peuple modele), народ – не Бога Библии, не Бога Христа, и не Бога Духа Святого, как известной Божественной сущности, а бога духа, воспитанного и развитого человеческими усилиями.
А в закулисной стороне этих учений, которую очень и очень многие не видят и о существовании которой не подозревают, лежат: свобода, равенство, право, могущество и обожествление каждой отдельной человеческой личности; словом, все, что делало бы людей без особых трудов и усилий над самими собой «сынами Божьими».
Замечательнее же всего тот факт, что каждый вступивший в цикл описанных верований, неизменно следует обычным путем: сначала вступает в спиритизм, затем, после многолетнего пребывания в этой школе, переходит в оккультизм и заканчивает свою духовную эволюцию теософией, которая, прикрываясь тестами Евангелия и Апостольских посланий, заканчивает всю эту изумительную, хитросплетенную задачу, – нахождением Бога в самом себе; отрицанием Божественного Спасителя мира, Его страданий, Его Божественного Воскресения и заменой святого креста, который, как мы видели выше, является страшным орудием против сатаны, Соломоновой пентаграммой.
Причем ядро этих верований, – учение о перевоплощении, начало которого решительно теряется в истории человеческой жизни, – раньше следы этого учения находили за 1500 лет до Р. Х.; теперь же, после ассиро-вавилонских раскопок, существуют намеки на него даже далее, чем за 5000 лет до Р. Х., – только лишь за последнее время на глазах всего мира указывает, какую конечную цель преследует неизвестный автор его.
В далеком Айдаре, под крылышком папесы теософии Ани Безант и ее друга мистера Лидбитер в 1911 году объявился перевоплощенный Христос, сын индуса Наравайяна, – Кришна-мурти.
Около этого имени теперь создалась новая масонская ложа «Звезда Востока», и на поклонение Кришна-мурти стекаются со всех концов света спириты, оккультисты и теософы.
Таким образом загадка разгадана.
Вероятно, наши отдаленные предки, считаясь с ересью перевоплощения, долго ломали себе головы, к чему ведет эта страшная кознь сатаны; быть может, многие, кроме, конечно, святой Христовой Церкви, которая осудила эту ересь на шестом вселенском соборе, не догадываясь в чем заключается ее конечная цель, обходили это учение презрительным небрежением.
Но теперь, спустя тысячелетия, цель этого сатанинского замысла обнаружилась.
Готовился перевоплощенный Иисус Христос!..
Более ужасного, более кощунственного замысла, как этот, кроме сатаны, не мог придумать никто.
И кто, вдумавшись в этот факт, осмелится отрицать благодатную силу Церкви, во главе которой стоит Сам Господь и которую никогда не одолеют врата ада; Церкви, которая, духовно провидя конечную цель теории перевоплощения, давным-давно, осудила эту теорию, несмотря на всю ее сатанинскую увлекательность?
И какую ужасную роль сыграли те, кто по тем или другим сатанинским проискам оторвавшись от Церкви, тотчас же – потому что, как за бортом корабля – морская пучина, так и за бортом Церкви, только лишь сети одного сатаны, – сделались его достоянием и обслуживали эту ужасную паутину человеческой гибели.
Вот почему тотчас же за появлением перевоплощенного Кришна-мурти те из членов всемирной теософической организации, которые увлекались этим учением, предполагая найти в нем истину, немедленно покинули теософию и сделались противниками ее.
Несколько лет назад мне пришлось встретиться на Западе с одним из видных членов верховного еврейского кагала, как известно, до 1885 года имевшего место в Лондоне.
Почтенный раввин был космополит по религии, и вот что он, между прочим высказал в откровенной беседе: «Бог знает, мы очень часто, в особенности за последнее время, теряемся в догадках: может быть, распятый Христос и был истинный Мессия, так как проходят века, и еврейский народ теряет надежды, медленно разлагаясь, а обетованный нам Мессия не приходит. Нам часто приходит в голову, – для спасения своего народа, – альтернатива: или признать Мессией распятого Христа и таким образом предать проклятию всех своих несчастных предков и облечь на политическую, гражданскую и религиозную смерть древнейший в мировой истории народ, или… выдумать своего Мессию и…перевернуть весь мир"…Раввин немного задумался, а потом добавил, сладка, самодовольно улыбаясь: «до сих пор нам кто-то помогает…думается поможет…и в этом случае…
Я думаю, что помощь эта уже, как будто, приходит.
Готовя теорией перевоплощения контингент почитателей перевоплощенного, сатана в свое время нашел и последнего:
…Появился бы артист,
А публика давно уже готова…
В пределах Петербурга еще и мысли не было о созидании буддийского храма, а оккультизм, совместно с теософией, уже готовили публику изречениями из забытых «Ведь», пичкали от добра ищущих добра туманными афоризмами индуизма, мудростями всевозможных Суоми-Вивеканандов, законами иогизма, Хатта-Иогов, Раджи-Йогов; и, как недавно в книге, изданной сыном известного русского публициста, православного слуги России, ее до некоторой степени гордости, – «Как сделаться йогом» на последних страницах, где трактуется, как о методах медитации, о глубоких вдыханиях, – излюбленный – спиритами, оккультистами и теософами, и, кстати сказать, крайне вредный и нелепый прием, – чрезвычайно просто и свободно говорится, что этим методом пользовались Будда, и Христос (ужас!), – усиленно развенчивали Небесного Венценосца. И, когда возникла мысль о созидании языческого капища Будде, уже были готовы в преизбытке и буддисты, и сторонники буддизма…
А как энергично проводится теория перевоплощения в широкую публику, так называемой, «популярной литературой», – лучшей иллюстрацией может служить та масса выпущенных и выпускаемых не только за границей, а даже и у нас, в России, всевозможных полуграмотных сказок, под громким названием «оккультных» романов, где теория перевоплощения вводится чуть не в основную догму законов мироздания, и где, попутно, разрушаются старые идеалы, и кощунственно подрывается авторитет не только Божественной Библии, а даже Святого Евангелия.
Замечательнее всего это то, что главной приманкой во всех указанных учениях для людей, мало знакомых со Словами Божественного Писания, служит один общий, довольно известный, как я говорил уже, метод сатаны, уловлять человека на слабейший из его недостатков, – на чувство гордости.
«Вы будете, как боги«…
«Вы будете знать решительно все»…
«Вы будете повелевать всем и всеми"…
Словом, почти построчное повторение того, что так просто и так сильно и жизненно описано в способе искушения первых людей, в 3-й главе книги Бытия, но…обратите внимание на изумительно предусмотрительный маневр сатаны: дабы в жизнь не особенно проникало это неприкровенное освещение его деятельности, на первых же уроках и спиритизма, и оккультизма, и теософии «первые семь глав Библии учат понимать, не буквально, а переносно, как космогонию, в которой иносказательно переданы самые сокровенные формулы и рецепты воспроизведения различных предметов творения, которые могут быть открыты только лишь посвященными алхимикам и магам».
Я кончаю это предисловие к моим дальнейшим очеркам и, уверен, если бы я писал о сатане в жизни всю свою жизнь, я не в силах был бы исчерпать все, что дает в этом направлении и вся мировая история, и даже одна только современная жизнь.
Я здесь старался беглыми штрихами наметить только лишь те позиции, те этапы, ко которым добросовестный, наблюдательный ум мог бы видеть весь тактический ход «его мрачности»; а затем для того, чтобы в дальнейшем не повторяться и дать возможность читателю самому видеть, где в спиритизме находится работа сатаны.
А затем, я думаю, если практическая жизнь свидетельствует, что только тот может считаться с неуязвимым своим врагом, кто зорко наблюдает за его тактическими выпадами, то в деле охраны каждым своей души от вечной гибели в пасти того, кто, как лев ходит, рыкая и ища кого поглотить,14 – это наблюдение нам очень необходимо, тем более, что Сам Господь наш, Иисус Христос постоянно говорил Своим ученикам, и, само собой разумеется, через них и нам: «бодрствуйте»15. Затем величайший из его Апостолов ставил в непременную обязанность зорко следить за тем, какими путями мы ходим,16 дабы, незаметно обольстясь сетями сатаны, мы нечаянно не сошли с пути Христа на путь сатаны. Особенно принимая во внимание, как об этом свидетельствует величайший из вселенских учителей Христовой Церкви то, что «сатана постоянно смешивает обман с истиной».
А что в этом случае Иоанн Златоуст абсолютно прав, вы усмотрите из последующего.
Ниже я расскажу истинные факты, как сатана увлекает в свои сети людей через спиритизм.
Какие создает от верования.
Как он поражает человеческий ум феноменами, созданными большей частью на почве неизведанных еще человеческими знаниями физиологических сил человеческой природы; частью же, пользуясь его усыпленным доверием, и, самое главное, отсутствием постоянной связи с Церковью и духовного молитвенного бодрствования.
И как он губит прежде всего, в людях самые лучшие импульсы человеческой души, самые ценные возвышенные стремления к Богу и к Божественной правде, а затем и самих людей. И я надеюсь, – Господь поможет мне в этом.
* * *
Мы приводим передачу жизни этого святого по «Dictionnaire infernal», хотя она во многих положениях расходится с описанием жизни св. мученика Киприана в Четиях-Минеях св. Дмитрия Ростовского, – память его 2 октября, – в виду важности взгляда на силу Св. Креста самих оккультистов.
Медиум – лицо, обладающее способностью посредничества между людьми и миром духов, – могущее получать непосредственно от них ответы на вопросы, советы, сообщения, указания.