В.М. Скворцов

Скопчество как секта и обличение ее заблуждений

Источник

Содержание

IIIIIIIVVVIVII

Полемикоистолковательный разбор 12 ст. 19 гл. Евангелия Матфея

 

 

I

Скопчество вместе с хлыстовством относятся наукой к разряду тайных мистических сект: последователи оных, всемерно скрывая от непосвященных в секту свое учение, всячески таятся в своей принадлежности к сектантству и стараются показаться ревностными исполнителями обрядовой стороны православной Церкви, хотя и не веруют в силу и спасительное значение православных таинств и обрядов. Заключая в себе отражение языческих идей Индии и Персии и доктрины древних христианских и богомильских ересей, скопческая секта, по существу своего веро- и нравоучения, должна быть отнесена скорее к язычеству, чем к христианству: с последним ересь имеет лишь общие достопокланяемые имена Св. Троицы, Искупителя, некоторых святых ангелов и человек.

Появившись в Орловской губернии, во второй половине XVII века, в многолюдном хлыстовском корабле Акулины Ивановны, известной хлыстовской богородицы, скопчество тесно связано, как по истории происхождения, так и по характеру учения, с хлыстовством и разделяет все главнейшие заблуждения последнего, противонравственные воззрения и гнусные деяния, с присоединением к хлыстовству своих новых, крайне диких и нелепых умствований о лице Искупителя и особливого изуверства, выражающегося в оскоплении.

О Боге. Скопцы, как и хлысты, о Боге и о свойствах Божиих, о Церкви говорят очень мало. Они учат, что существует небо и земля, мир духовный и материальный. О небе учат, что существует семь небес; на седьмом небе обитают: Святая Троица, Богородица, архангелы, ангелы и святые. Но под этими названиями они разумеют не лица, но только нравственные свойства и понятия, проповедуя, таким образом, языческий пантеизм.

С особенной обстоятельностью у скопцов и хлыстов развивается мысль о тесной, непосредственной связи Бога и человека, так что через эту связь между Божеством и человеком, последний способен сделаться Богом. Отсюда, основным догматом сектантов-мистиков служит теория перевоплощения, по которому Бог воплощался и может воплощаться в хлыстовстве и новоскопчестве неопределенное количество раз, смотря по надобности и по нравственному достоинству людей, а в староскопчестве Бог Спаситель воплощался только два раза.

О Христе. У скопцов понятие «Христос» означает не определенное, собственное лицо Богочеловека, Основателя христианства, а понятие нарицательное, обозначающее человека, обладающего известными духовными свойствами. Отсюда же вытекает и ложный богохульный взгляд сектантов на Иисуса Христа, Сына Божия, и на возвещенное Им откровение. Иисус Христос, по учению этих сектантов, не есть Ипостасный воплотившийся Бог, единственный Искупитель мира. Он один из христов, в котором пребывало божество, как пребывает и в последующих хлыстовских, а затем и скопческих христах. Иисус Христос был учителем и законодателем для Своего времени. Посему и возвещенное Им откровение, заключенное в книгах св. Писания, которое якобы повреждено, сектанты-мистики не считают для себя обязательным, хотя прямо его и не отвергают: они даже пользуются подходящими текстами св. Писания. Главным источником вероучения скопцов и хлыстов служит учение лжехристов и лжепророков.

О Церкви. Сектанты-мистики свое общество считают церковью истинной, внутренней, духовной, в противоположность церкви внешней, плотской, как называют они православную Церковь. Эта последняя, по их мнению, имеет только прообразовательное значение церкви духовной. Таинства православной Церкви якобы прообразуют радения. Поэтому у сектантов и хлыстов и не воспрещается наружно принадлежать к православной Церкви и оказывать усердие к храмам. Считая таким образом посещение православных храмов и участие в таинствах православной Церкви делом безразличным, сектанты с полным презрением относятся к православным, особенно же к духовенству православной Церкви. Таким образом, отличительной чертой сектантов по отношению к православной Церкви служит крайнее лицемерие.

О человеке и нравственности. В учении о человеке, о нравственности хлыстовско-скопческие секты одинаково разделяют веру в предсуществование душ и душепереселение.

В основе нравственного учения хлыстовства и скопчества лежит дуализм, или учение о том, что дух есть начало доброе, чистое, непорочное, заслуживающее забот и внимания, тело же – начало злое, – создание дьявола; оно греховно и не чисто, забота о нем есть служение Адамову греху, угождение сатане. Отсюда, заповедь христианскую об умерщвлении греховных стремлений сектанты понимают в грубом, буквальном смысле – умерщвления тела. Плоть, т. е. естественные потребности телесной природы, особенно же стремление к продолжению рода, как источника бедствий и страданий человека, должна быть умерщвляема всевозможными средствами для того, чтобы заключающаяся в теле душа могла беспрепятственно достигнуть своего назначения.

Из этого вытекают заповеди этих сект: не пить хмельного, не есть мяса, не жениться; отсюда же первыми и исключительными добродетелями у сектантов являются: воздержание, труд и пост. То же значение умерщвления плоти имеют между прочим и радения, которые у скопцов совершенно тождественны с хлыстами.

О будущей жизни. По учению скопцов и хлыстов, будущая жизнь начнется страшным судом, который откроется по трубному гласу «у хлыстов – саваофа Данилы Филипповича». Самый же суд будет производить «христос Иван Тимофеевич»; у скопцов судить будет основатель скопчества Селиванов, и придет батюшка искупитель в Москву и зазвонит в Царь-колокол. По этому гласу пойдут в Петербург люди полки-полками, а с небес слетит вся сила небесная, т. е. все таинственно воскресшие еще на земле сектанты. По совершении суда, настоящие дольние небеса, теперь видимые нами, распадутся, и над землей явится «небо ново», где сектанты и станут наслаждаться блаженством. На небе устроен пресветлый град Сион; в этом Сионе постоянно светит солнце. Там сады, цветы; на цветах сидят птицы райские и воспевают песни архангельские. Там палаты из чудного хрусталя, постели божественные, в каждом чертоге цветы неувядающие, одеваются там в сияющие золотые ризы, никогда не унывают, всегда веселятся.

В противоположность этому блаженству, мучения не-сектантов будут ужасны. Так, например, изображается женщина, сидящая на лютом звере; два великих ужа разъедают ее голову и два сосут ее груди, из уст исходит пена, в ушах две огненных стрелы, собаки грызут ее руки и т. д. Другая женщина, стремглав бегущая в адское жерло, тащит за собой своего мужа; их встречает ликующий бес. Все эти образцы, как блаженства, так и мучений, представлены в народном духе и потому могут сильно действовать на воображение простого человека и, естественно, они способны больное воображение совращенного в секту мистика подвигнуть на такую ужасную операцию, как скопчество.

Особенности собственно скопческого учения, отличающие последнее как от хлыстовского, так и от всякого другого учения, составляющие, так сказать, самую душу скопчества, касаются, собственно, двух пунктов – учения об оскоплении и о лице основателя скопчества – Селиванова.

Сходясь с хлыстами в общем (дуалистическом) воззрении на душу и тело человека, скопцы сходятся, в частности, с ними и во взгляде на половые стремления или потребности человека. Эти стремления обозначаются у сектантов-скопцов одним общим именем «лепости». Половые стремления служат корнем или источником всякого другого зла. «Лепость, – говорит основатель скопчества, есть одно из величайших зол в мире; она есть лютый змей, пожирающий весь мир; она от Бога отвращает и к Богу идти не допущает» («Послание». Раск. и Острож. ч. 2, 396). Первые люди, рассуждают сектанты, созданы были не имеющими половых органов. Когда же они согрешили (половыми пожеланиями), то на теле их и образовались отличительные знаки мужчины и женщины; они (эти знаки) изуродовали человека физически, они же извратили и нравственную природу. Так как половые органы – следствие греха, и сами они служат источником всякого зла, то, чтобы очистить тело и поднять человека нравственно, необходимо их уничтожить или отсечь и таким путем достигать такого состояния, в котором уже невозможно грешить: «змею бить, говорил Селиванов, так бей до конца, поскорее, – покуда на шею не вспрыгнула и не укусила».

Начало оскопления скопцы относят ко времени Иисуса Христа и апостолов. Ветхозаветное обрезание служило прообразом «великого таинства» оскопления. До Христа люди не проразумевали этого «таинства» и предавались «лепости». Дабы открыть людям верный путь к чистоте и святости и освободить людей от плотской жизни, Отец светов послал в мир Сына Своего. Иисус Христос, Сам принявши оскопление от Иоанна Крестителя, на Тайной вечери оскопил Своих учеников. Иуда, шед, удавися, т. е. женился, поясняют скопцы, или, как передает это Андреянов, «Иуда не удавился на осине, а женился на Аксинье». В научении людей оскоплению, по взгляду сектантов, и заключалось все дело искупления, совершенного Иисусом Христом. Научив людей «чистоте», Христос якобы умер естественной смертью. По смерти душа Его вместе с «божеством» вознеслась на небо, тело же предалось тлению. После Иисуса Христа, проповедь апостолов увеличила число скопцов. Искупитель, явившийся в первый раз в смиренном и униженном виде, обещал придти на землю вторично – во славе. И вот, когда люди забыли завет Иисуса Христа и снова стали предаваться «лепости», искупитель явился вторично на земле в лице Селиванова, явился с той же целью проповедовать оскопление. Пришедший во второй раз искупитель явился во славе, в царском величии. Селиванов не кто иной, как император Петр Федорович III. Рождение «государя-батюшки» было славное и чудесное. Он родился от чистой и непорочной девы – Елисаветы Петровны, которая оставила царский престол и скрылась в Орловской губернии под именем хлыстовской богородицы Акулины Ивановны. Селиванов – второй искупитель – пришел на землю не для того только, чтобы научить людей оскоплению, но и затем, чтобы произвести последний, окончательный суд над миром. Правда, этот суд, по мнению скопцов, уже совершается, но совершается невидимо, – невидимо «искупитель» отделяет овец от козлов, но так продолжится только до тех пор, пока не исполнится апокалипсическое число скопцов Откр. 14:1–4, т. е. пока число их не достигнет 144 тысяч. Когда же исполнится это число, тогда лжеискупитель произведет открытый суд над миром, «смирит явного царя и весь его синод». Первого (царя) он удалит с русского престола, – сам примет «скипетр и державу» и «в пречистом своем теле» воцарится в обновленной и очищенной от всякой нечистоты России. Сам искупитель Петр III (он же Селиванов), после временного управления Россией, умрет естественной смертью; тело его положено будет в раке благоверного князя Александра Невского, божество же его удалится на седьмое небо для соединения с саваофом, матушкой Акулиной Ивановной и предтечей Ал. Ив. Шиловым. Со смертью Селиванова видимый мир не кончится, а будет существовать бесконечно. Люди также бесконечно будут наслаждаться земными благами; причем продолжение рода человеческого одни из скопцов объясняют тем, что люди будут жить бесконечно, не изменяясь в числе, а другие говорят, что рождение будет совершаться от одного целования.

II

Формы оскопления различны, главнейшие же и древнейшие две: это неполное и полное оскопление. Первый вид оскопления сектанты называют словами «малая печать», «первая чистота», «сесть на пегого коня». Эта форма состоит в отнятии у мужчин, по выражению скопцов, «удесных близнят» или «ключа ада», т. е. в отнятии testiculorum с частью scroti.

Второй вид оскопления состоит в отнятии самого ствола, по выражению скопцов, «ключа бездны». Относительно же лиц женского пола, первый вид оскопления состоит в повреждении uteri и в отнятии clitoris, а второй вид оскопления состоит в отнятии грудей у женщин. В позднейшее время, в скопческой секте стали практиковаться и другие изуверные действия, однородные с оскоплением, в нанесении себе ран скопцами и скопчихами, посредством острого оружия или же прижигания раскаленным железом, а также горячей серой. Раны, эти встречаются даже у лиц не оскопленных, но принадлежащих к секте, на различных частях тела, более всего на груди, в форме рубцов под сосками и в детородных органах (обыкновенно срезывании правой стороны малых срамных губ), бывают поранения на ногах, повыше колен, на руках, на животе, на лопатках, под мышками, на пояснице и на крестце. Нанося себе эти поранения, сектанты в качестве кровавой «жертвы искупления», как выражение веры и удостоверение в действительной принадлежности к обществу скопцов; цель же все одна и та же – убить плоть и сделать ее бесстрастной. О некоторых из этих поранений скопцы говорят, что через них причисляются они к лику или пятикрылых или шестикрылых ангелов. В числе других видов оскопления нужно отметить – у мужчин, так называемых, перевертышей или «кручеников», также намеренное принятие женским полом вовнутрь разного рода веществ, с целью ослабления или прекращения половой деятельности организма, например, острой водки, настоя каких-то трав. «Перевертыши» или «крученики» – это те несчастные, у которых по большей части, в детстве скопческие мастера перекручивают семенные канатики и, таким образом, разрывают связь между ними и организмом, вследствие чего и прекращается способность оплодотворения.

III

Для опознания тайных последователей скопческой секты и для отличия их от хлыстовства, необходимо пастырям, при своих наблюдениях за подозреваемыми в сектантстве, иметь в виду следующие, принадлежащие собственно скопчеству, особенности культа, быта и организации скопческих общин или кораблей. Прежде всего, необходимую принадлежность богослужебного ритуала собственно скопцов составляет большой платок в руках кормщиков и кормщиц, как символ власти и уполномочия данного лица от самого батюшки «искупителя», который каждому новоизбранному настоятелю провинциальных кораблей вручал «крест и платок», как символ посвящения такового на управление общиной.

Для радений своих сектанты отводят особые помещения, несколько отличающиеся от обыкновенных жилых домов. Хлыстовско-скопческие моленные помещаются на заднем фасаде дворовых построек, так что одной стороной, обыкновенно, примыкают ко двору, а другой в сад или огород; обыкновенно моленные окнами на улицу не выходят, ведут к ним всегда несколько ходов и со двора, и снаружи. При таких зданиях устраиваются двойные, т. е. с надворной стороны и из сада, сени, а иногда вокруг моленной идет дощатый потайной коридор, с дверями во все четыре стороны. Во дворах, куда примыкают моленные, кроме ворот, всегда можно найти одну-две калитки.

Внутри хлыстовско-скопческие моленные представляют собой довольно обширную и необычайно чистую и опрятную комнату (горницу), и которую ведет малая передняя, а у скопцов еще бывает отгороженная небольшая комнатка для приюта оперируемых. Вокруг стен моленной стоят скамьи, нужные для сиденья радеющих, имеются также и два-три стула или табуретки для сиденья в переднем углу кормщикам и кормщицам, а также для пророчиц и богородиц; перед красным углом находится стол, накрытый белой скатертью. Божница обильно уставлена бывает иконами, богатыми и чтимыми православной Церковью, при этом у скопцов предпочитаются иконы девственников и девственниц, а также Иоанна Предтечи, иногда в виде отрока, обнимающего агнца, Варвары Великомученицы, Иоанна Богослова, Николая Угодника, Покрова Пресвятой Богородицы, Георгия Победоносца на белом коне, а также Архистратига Михаила, икона Христа Спасителя и Божьей Матери с отверстым сердцем, Господь Вседержитель, в виде всевидящего ока, с парящими окрест ангелами, внизу Адам и Ева рукоплещущие и др. Находятся и кресты разных видов и величины.

Вместе с тем, скопцы свято чтут и бережно хранят портреты Селиванова, Шилова, Акулины Ивановны, Императора Петра III-го и с его изображением монеты.

При моленных можно находить на чердаке или под полом потаенные помещения для укрывательства на случай появления полицейского дозора. Богослужебные собрания устраиваются по ночам всегда с большими предосторожностями, причем около дома остаются караулы, спускаются с цепей собаки.

Из особых богослужебных действий у скопцов известно причащение крошками сухариков из баранок, освященных на могиле скопца Шилова.

Временем для радений бывают некоторые из чтимых праздников православной Церкви, например: Троица, Духов День, Покров Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Успение Богоматери. Есть у сектантов нарочитые свои праздники, посвященные воспоминанию разных моментов из жизни первооснователей секты, у скопцов, например, 15 сентября – день наказания Селиванова. Собрания происходят также и во дни избрания кормщика корабля, принятия нового члена, по случаю приезда каких-либо известных сектантов или смерти одного из членов. По характеру и значению своему, бывают собрания чрезвычайные или годовые, где участвуют лица священные и присягавшие: бывают собрания и простые, в роде бесед, куда собираются интересующиеся.

IV

По вопросу об отличительных признаках в образе жизни последователей скопческой секты, в науке имеются строго определенные наблюдения, которыми устанавливается, что скопцы, как равно и хлысты, ведут свой особый образ жизни, резко отличающийся от прочих православных мирян, вследствие чего мнение местного населения, или, так называемая, народная молва, обыкновенно, всегда способна правильно уличить тайных последователей секты из своих односельчан.

Нравственно-практическая и бытовая сторона жизни последователей скопческой секты определяется кодексом хлыстовских заповедей, преподанных основателем последней секты Даниилом Филипповичем. Из этих заповедей к внешнему собственно быту имеют отношение следующие, неизменно, как закон, сохраняемые сектантами: «хмельного не пейте, мясного не ешьте, плотского греха не творите, не женатые не женитесь, женатые разженитесь, на родины, крестины и на свадьбы не ходите, заповеди держите в тайне, ни отцу, ни матери, ни духовному отцу не говорите, Св. Духу верьте».

Нарушение какой-либо из этих заповедей влечет за собой недопущение последователя к посещению радений и исключению из корабля, которое может быть и временным, впредь до раскаяния и исправления. Наиболее строго у скопцов наблюдается воздержание от мясной пищи. Кроме того, что последователи скопчества не пьют крепких напитков и вина и не едят мясной пищи; они не курят табак и чуждаются табачного дыма; решительно и упорно удаляются они от посещения свадебных торжеств даже у близких своих родных и односельчан, от обязанностей дружек при свадьбах, восприемников при крестинах, хотя в редких случаях заочно, не стоя у купели, и соглашаются сектанты именоваться крестными отцами и матерями новорожденных.

Решительно не принимают никакого участия последователи скопчества и в общественных увеселениях и игрищах своих православных односельчан, светских песен не поют. В одежде сектантки-женщины и девицы избегают ярких цветов, а предпочитают цвета белые, темные и синие или же пестрые с красными крапинами по белому, темному фону, при этом повязываются скопчихи платками низко, закрывая весь лоб до глаз, подобно инокиням-монахиням; глаза всегда держат долу (вниз); выражение глаз у скопцов и скопчих обыкновенно тихое, неопределенное, безучастное и апатичное; на челе лежит печать страдания и безропотной покорности; при этом глаза глядят и поворачиваются медленно и равнодушно, не блестят, не отражают мысли и душевных движений; та же вялость и безжизненность замечаются у скопцов и в разговоре, в ответах на вопросы, в движениях.

При обращении внимания на общий внешний вид последователей скопчества, наблюдается склонность к ожирению и рыхлость тела, обилие подкожного жира и мышечной ткани, особенно у лиц старого возраста; цвет кожи матовый, мутный, без блеска, нечистый, неопределенный, отливающий в серый или в желтоватый (картофельный) тон. Редко встречается на лицах румяность кожи, которая ударяет в кирпичный, нечистый цвет. Наблюдениями устанавливается также, что все последовательницы скопчества из девиц оказываются обыкновенно сохранившими целомудрие, вообще поведение фанатично-бракоборное. Супруги, вступив в секту, хотя бы и не имели физического оскопления, прекращают плотское сожитие, спят обыкновенно на разных половинах. Семейства скопческие лишены подрастающего юного поколения и оставляют впечатление вымирающего дома.

Будучи горды и заносчивы в сношениях с односельчанами, к которым относятся с непримиримой ненавистью, к духовенству сектанты выказывают большое подобострастие, подчеркивают везде и во всем свою особую неестественную набожность и необычайное усердие к обрядам и таинствам православной Церкви, что требуется учением скопчества, как одно из средств охранения секты и ограждения ее от кары закона и правительства; между тем, на Св. Пасху сектанты избегают освящения пасхи и христосования. На погребение своих сочленов сходится обыкновенно вся община и гроб покойника несут на руках сами, при чем скопчих – одни женщины, без участия мужчин.

Под большие праздники, когда у скопцов бывают свои радения, в церковь являются сектанты нередко первыми, но молятся здесь без усердия, вид имеют усталый, изнуренный и сонливый. Св. Тайн скопцы приобщаются нередко даже по несколько раз в год, но известны случаи, что сектанты извергают св. дары в платочки, в рукава, держат за скулами и проч. Словом, величайшее, веками дисциплинированное лицемерие и скрытность характеризуют отношение к православию последователей тайных сект.

V

Для уяснения общественного значения и степени вредности скопческой секты, необходимо сказать также и о социальных воззрениях скопчества. Секта скопцов не есть только простое сектантское братство, нераздельно живущее, мыслящее и чувствующее себя единой и великой русской семьей. Будучи религиозно-нравственной общиной, она в то же время усвоила свои политические тенденции и особенно социальное направление, мысля себя как бы особым царством в русском государстве. Из истории секты и догматического учения открывается, что секта основателем своим признает императора Петра III, он же и Селиванов. Сектанты почитают свою небесную и земную царицу Елисавету Петровну, в лице крестьянки Акулины Ивановны, умершей в Орловской губернии; существует у скопцов также и свой цесаревич Константин, добровольно отказавшийся от престола и странствующий под именем Алексея Гранова, и свою цесаревну Елену Павловну и княгиню Марию Федоровну, девицу редкой красоты. Вообще, скопческая мифология изобилует многими известными именами государственных деятелей.

Таким образом, общество скопцов, рассматриваемое со стороны теоретической, со стороны учения, верования и надежд, должно признать обществом противогосударственным, со своими политическими мечтами и вожделениями, которых сектанты ожидают и об осуществлении которых молятся, считая православную Русь ниже и как бы зависимой от «скопческого царства»; сектанты признают себя подданными своего царя Петра Федоровича, он же Селиванов, он же и «искупитель», о котором держится убеждение, что он чудесным образом жив до настоящего времени и скрывается в Сибири, ожидая, пока количество скопцов достигнет 144 тысяч, явится же он в славе и силе. Царствующих императоров секта почитает как бы наместниками своего тайного царя Петра Федоровича, называя их в отличие от последнего «явными царями». Секта держится убеждения, что тайный царь их Селиванов должен когда-то обратно взять у «явного царя» свой царский престол и основать царство скопцов. Сообразно с изложенным взглядом на себя, как на отдельное царство, скопческая секта устраивает и свой внутренний быт. Так, у скопцов существуют с самых первых времен исторического основания секты свои главные центры и ряд преемственных начальников, которые данной от лжецаря и искупителя властью поставляют учителей на управление отдельными обществами, или, по выражению сектантов, «провинциальными кораблями». Главнейшими средоточными пунктами скопчества являются: внутри Империи – обе наши столицы, Одесса, Кавказ, Сибирь, за границей – Добружда, Яссы, Галац, Бухарест. Видное место по количеству кораблей, на протяжении всей истории скопчества, занимает и Тульская губерния, откуда уроженцем был один из главных и первых, после Селиванова, насадителей скопческого лжеучения, крестьянин Шилов. Первые, известные в истории, скопческие корабли были основаны в селе Сосновке, Орловской губернии, затем Тамбовской – Моршанский уезд, в Орловской губернии, Калужской, Московской, в г. Риге, где был в ссылке Шилов, умерший в 1880 г. и погребенный в Шлиссельбургской крепости. Могила Шилова служит местом особого почитания и поклонения скопцов; последние ходят сюда освящать хлеб для своего причастия, в виде сухариков и баранок; с этой целью в памятнике сделаны отверстия, куда опускают освящаемые сухарики. По своему внешнему положению и внутренней бытовой жизни, скопчество сплочено в большой мере, нежели все наши другие сектантские общины, так что скопцы всех местностей образуют собой одно чисто кагальное, живущее одними узкими кружковыми интересами, сообщество.

Будучи рассеяно по всем местам России, в форме отдельных общин или кораблей, скопческие общины, однако, находятся между собой в деятельных устных и письменных сношениях и во время знают все то, что совершается с их сектой в той или другой местности, что предпринимает против них миссия и правительство. Для передачи важных известий, у некоторых скопцов есть особая (шифрованная) азбука и живая почта в лице так называемых ходячих миссионеров. Вследствие сплоченности секты, и самое владение имуществом у скопцов имеет характер коммунизма. Внутренняя склонность секты особенно сильно направляется на сокрытие лиц – мастеров, совершающих оскопление. В скопческой секте крепко держится правило не указывать лица, совершившего оскопление. Так, новое лицо, вступающее в скопческую секту, дает перед общиной, принимающей его, клятву в верности, причем иногда бывают совершаемы некоторые особенные действия, имеющие целью усилить эту клятву.

Для сокрытия лиц, совершивших оскопление, оскопленные, обыкновенно, обстоятельства оскопления своего объясняют по общему, наперед заученному, шаблону; употребляются и некоторые другие меры, иногда сложные. Лица, делающие донос на скопцов, подвергаются жестоким преследованиям от последних. Тесная внутренняя сплоченность скопческой секты, между прочим, поддерживается особой своего рода должностью так называемых «комиссионеров» или миссионеров. Последние бывают странствующие и постоянные; первые приносят нужные известия в другие местности: на них лежит обязанность разузнавать, где представляется возможность взять, в видах пропаганды, у бедных родителей молодых или несовершеннолетних детей, для помещения их к скопцам в услужение или в заведения в число рабочих. Они же бывают и посредниками между родителями этих детей и скопцами-хозяевами. Миссионеры занимаются и прямым совращением в скопчество или привлечением к нему теми или другими многочисленными способами. Для выполнения такого назначения, лица эти весьма часто находятся в странствованиях и переездах и редко бывают когда оскопленными физически, а если они и приняли оскопление, то уже оправданные по суду. Постоянные миссионеры заботятся о собирании и заготовлении нужных сведений и материалов для странствующих, распространяют полученные от первых сведения среди членов кружка, внушают, разъясняют и руководят охраной нравственных и материальных интересов своей местности или пропагандируют прекращение половой деятельности.

VI

Будучи рассеяно по разным местам нашего обширного отечества, скопчество, по своему управлению и внутренней бытовой организации, распадается на мелкие общины или корабли, обнимающие иногда последователей, проживающих в одной только деревне или в нескольких ближайших местностях.

В одной местности бывает по нескольку самостоятельных кораблей. Корабли эти независимы друг от друга по своему управлению: каждый из них имеет своего особого управителя или учителя и «кормщика». Власть последнего безгранична в отношении прочих рядовых членов общины. Наставник является полновластным начальником и неусыпным блюстителем догматов веры и главным распространителем учения секты в пределах своего корабля, а также руководителем пропагандой через подручных и способных к сему лиц (миссионеров). Догмат скопчества требует от каждого члена, особенно же от кормщиков или наставников, ревностного распространения изуверного лжеучения секты и, в частности, искусства оскопления, что почитается главным средством к приобретению для наставника духовных даров благодати Божией. Исполненными величайших даров Духа из мастеров-кормщиков почитаются те, кто успеет совратить и оскопить не менее 12 жертв.

Являясь блюстителями и распространителями лжеучения своей веры, наставники обязаны следить и за нравственностью подчиненных членов своей общины. Деятельность их в этом отношении обнаруживается целым рядом мелочных предписаний, относительно внешнего поведения последователей секты.

Кормщик есть также управитель, а в некоторых случаях и совершитель богослужения на своем корабле.

Среди последователей кормщики пользуются уважением со стороны подчиненных и обильными материальными благами.

Каждый новоизбранный в кормщики, по правилам скопческой секты, подвергается особому обряду просвещения.

Второе место в скопческой иерархии принадлежит кормщице корабля, которая называется также «восприемницей», «пророчицей», «богородицей», или «божницей». Значение кормщицы в каждом корабле также громадно, а в некоторых отношениях она выше кормщика: она разделяет с ним труды управления общиной, а в случае смерти первого, она остается единственной управительницей корабля. Ей, главным образом, предоставляется право принятия новых членов в секту; она же более других заботится разженить женатых и укрепить в обычаях холостой жизни неженатых, она же воспитывает в бракоборном духе секты молодых девушек. Нравственное влияние кормщицы бывает неотразимо сильно. Обыкновенно, кормщица бывает более других красивой наружности, твердого характера, умна и бойка на словах.

У кормщика и кормщицы есть свои помощники. Упомянутыми должностными лицами, однако, не исчерпывается вся иерархия скопческих общин. Каждый корабль имеет своих ангелов, архангелов, апостолов, проповедников, пророков и пророчиц.

VII

Прозелитизм секты. Как известно, все религиозные секты отличаются в известной мере духом прозелитизма, в силу которого и пропаганду своего лжеучения между другими иномыслящими считают не только делом добрым, но и спасительным подвигом. Скопчество в этом отношении наукой признается одной из самых вредных и опасных сект, так как в ней прозелитизм и пропаганда лжеучения обусловливается догматическими воззрениями скопчества и считается в такой же мере обязательным догматом, как вера в искупителя и царя Петра III или в Селиванова. Как замечено было нами выше, скопцы веруют на основании ложно понимаемого места Апокалипсиса Откр.14:1–4, что когда число их достигнет цифры 144, наступит страшный суд, за которым последует торжество последователей этой секты, как народа избранного, убеленного чистотой; тогда скопцы окружат престол агнца и будут в царстве искупителя первенцами славы и блаженства, судиями и вершителями вообще судьбы остального человечества, участь которого, как не искупленного, будет, по взглядам сектантов, несчастной. А потому всякий член скопческой общины, особенно же те, кто принял на себя управление кораблем (кормщики, пророки и пророчицы, наставники, матушки-богородицы, проповедники, миссионеры и проч.), с фанатическим рвением и одушевлением стараются увеличить ряды своих последователей, чтобы как можно скорее осуществить таинственное число (144), тем более, что распространителями лжеучения совратители и скопители почитаются в скопческих общинах за людей особо добродетельных и близких к Богу.

В исторических сведениях об этой секте имеются указания на существование заповеди или обета, даваемого каждым членом при чиноприеме в секту, не только сохранять тайны, но и распространять веру скопческую.

В виду же того, что скопчество содержит изуверное учение об оскоплении, которое не может не внушить естественного страха и трепета перед мучительностью операции, способной оттолкнуть и самого мужественного прозелита секты, а также и в силу строгости наших карательных законов, преследующих не только за оскопление, но и за пропаганду этого изуверного и гнусного лжеучения, и за самую принадлежность к нему, скопческая секта путем изощрения и долгого исторического опыта выработала и традиционно поддерживает строго организованную систему хитрой пропаганды и настойчивого распространения своего гнусного лжеучения. Для совращения православных она имеет свой институт особых мастеров и специалистов относительно проповеди и всех других способов совращения и оскопления. Главные деятели пропаганды – это вышеописанные миссионеры секты, т. Е. переходящие из одного района в другой, таким образом они имеют возможность следить за интересами всего скопчества и объединять общины, разъединенные пространственно, а также постоянные миссионеры или комиссионеры, действующие и наблюдающие за распространением секты в известных ближайших пунктах и общинах. В качестве распространителей секты выдвигаются, обыкновенно, люди бывалые, хитрые, смышленые и ловкие, притом одушевленные верой в мнимую правоту, превосходство и спасительность учения секты.

Данными истории и позднейшими наблюдениями установлено, что главные распространители секты бывают чаще всего, так называемые, скопцы духовные или оправданные по суду; оскопленными физически не всегда бывают даже и сами мастера-оскопители. Уклонение от физического оскопления допускается дисциплиной секты при одной вере адепта в спасительную силу этой операции, причем, по-видимому, духовные скопцы дают обеты, что они, по совершении всех подвигов своего миссионерского служения секте, непременно сподобятся стать шестикрылыми ангелами и проч. Таким образом непринятие видимой печати убеления и чистоты распространителями секты является способом или средством укрывательства со стороны секты полезных деятелей своих от тяготеющей над изуверами кары, тем более, что изнурение плоти и «кровавая жертва закона искупления» за плотский грех может быть приносима скопцами под разными видами и формами, не исключая поранений, трудно наблюдаемых при исследованиях.

Итак, указанием на принадлежность известного лица или кружка, или сообщества в скопческой ереси, помимо физического оскопления, должны для наблюдателей служить следующие видимые признаки: бросающаяся в глаза набожность сектантов и выдающееся из ряда прочих односельчан напускное, притворное усердие их к наружному исполнению обрядов господствующей Церкви и полная корректность в отношениях к Церкви и духовенству, не мотивированная ни религиозным настроением таких субъектов, ни образом их мыслей, ни общим поведением, при наличности в жизни отщепенцев несоответственных для мирян привычек, которые делают сектантов как бы монахами в мире и выражаются: 1) в упорном уклонении последователей от употребления мяса, которого гнушаются, как скверны, вина или водки, курения табака, веселого, хотя бы и невинного времяпрепровождения и народных игрищ, нарядов и проч.; в намеренном и постоянном уклонении от посещения свадеб, похорон православных людей, от крестин, родин, уклонение от восприемничества, хотя бы события эти были и в кругу близких родных.

2) Смиренный, изнуренный вид, мистическое восторженное настроение духа, особый цвет кожи, скромность в одежде женщин, своеобразная повязка головы особого цвета платками, выдающаяся чистота домов и своеобразность устройства тех из них, где происходят моления.

3) Бракоборство, выражающееся: а) в отрицании законного брака, как скверны, и соединенное с презрением ко всем живущим в супружестве и рождаемым детям; б) в проповедовании о спасительности и необходимости расторжения брачного союза состоящих уже в супружестве; в) в фактическом уклонении членов неженатых, холостых, вдов и девиц от вступления в брак, в оставлении состоящими в супружестве лицами брачного сожительства, прекращении в скопческих семействах рождаемости детей.

4) Отправление сектантами в ночное время, тайно от других, при охранении домов, где происходят собрания, караулом, особых молений, состоящих в пении, пророчествах и изнурительных радениях, служащих способом умерщвления плоти и влекущих за собой расстройство физического и умственного здоровья участников, возбуждающих в членах общины фанатизм и экзальтацию: радения эти приводят к решимости подвергнуться изуверной операции.

5) Общинная кагальная сплоченность и кружковая обособленность последователей секты от других односельчан. Таким образом, совокупность изложенных признаков, при установленности в общине фанатического оскопления кого-либо из членов или хотя бы одной проповеди об оскоплении, составляет несомненные признаки принадлежности данной общины к скопческой секте, предусматриваемой 203 ст. Улож. о наказан.

Полемикоистолковательный разбор 12 ст. 19 гл. Евангелия Матфея

В числе распространенных среди русского народа сект существует так называемое скопчество. Это тайная изуверная секта проповедует необходимость физического оскопления для всякого человека, желающего получить спасение своей души. Таким образом, физическое самоискажение через совершенное отнятие (у мужчин или уродование у женщин) половых органов поставляется у последователей этой секты необходимым условием для получения спасения или «искупления от всех грехов». Секта эта, не смотря на свое свирепое изуверство, продолжает доселе по местам отторгать от лона Церкви несчастные жертвы фанатизма. Свое дикое лжеучение сектанты-скопцы стремятся оправдать на основании 12 ст. 19 главы Ев. Матфея Мф.19:12.

Действительно, у евангелиста Мф.19:12 записаны следующие слова Господа нашего Иисуса Христа: «Ибо есть скопцы, которые от чрева матерняго родились так; и есть скопцы, которые сделались скопцами от человеков, и есть скопцы, которые сами себя сделали скопцами ради царствия небеснаго. Кто может снести, тот снеси». Но то ли слова эти значат, тот ли истинный смысл их, какой дают им скопцы? Заповедь ли это Господня о самоискажении? Решительно нет! Сомнение в правильности скопческого понимания этих слов Господних естественно рождается уже при взгляде на толкование заключительного выражения Господня. Господь говорит: кто может снести, тот снеси, а скопцы утверждают, что всякий должен, что другого пути для достижения спасения и нет. Очевидно, слова Господни поняты в противность намерению Его, мысль Его слов усилена, ей дан объем слишком большой до извращения. Кроме того, заключительную речь Господню скопцы приурочивают к ближайшим словам (о скопчестве). Между тем слова эти Господь начинает частицей: ибо. А эта частица показывает, что за ней следующие слова заключают мысль второстепенную, вводную – для пояснения главной мысли, а не главную, к которой должно относиться заключение, как последнее слово. Отсюда возникает подозрение, что скопцы не только без права усилили мысль Господню, но и извратили самый порядок мыслей и их взаимное отношение. В таком случае невозможно и верное понимание, и верное толкование.

Чтоб верно понимать чьи бы то ни было записанные слова, а тем паче св. Писания, необходимо: 1) толковать их в связи с другими, им предшествующими и последующими; 2) иметь в виду обстоятельства, при которых они произнесены и именно: кто, когда, кому и для какой цели произнес эти (записанные) слова? 3) сличить их с другими (параллельными) местами, содержащими ту же мысль, но выраженную другими словами. При толковании же св. Писания, кроме вышесказанного, необходимо еще 4) справляться, как Церковь Христова объясняет то место Писания, которое мы желаем уяснить себе. Она, по апостолу, есть столп и утверждение истины 1Тим.3:15; ей апостолы вверили не только букву Писания, т. е. верное его понимание. Преемники же апостольские – предстоятели частных церквей – частью в писаниях своих, частью же при взаимных совещаниях на соборах, отличили подлинное апостольское предание и таким образом совершенно оградили истину от искажения еретиками.

Нет никакого сомнения, что при объяснении Мф.19:12 скопцы не приняли ни одной из вышесказанных мер к избежанию ошибки в понимании этого и по их взгляду весьма важного места Писания; иначе они пришли бы совсем к другому заключению. Прочитайте 19 главу ев. Матфея, начав с 1-го стиха по 12-й включительно, всмотритесь в состав речи Господней, вы сейчас увидите, что слова Господа о скопцах составляют вводную часть речи о безбрачии, по поводу возражения учеников, вслушавшихся в беседу Господа с фарисеями о разводе. Дело было так: фарисеи хотели узнать мысли Господа о разводе мужа со своей женой. Подошли и спрашивают: (ст. 3) по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? – Господь отвечал (ст. 4–6), что брак нерасторжим, что изначальная мысль Божия при сотворении мужа и жены была именно такова. Поэтому что Бог сочетал, того человек не должен разлучать! (ст. 7). Как же Моисей позволил разводиться? – возразили фарисеи (ст. 8). Моисей дал вам такое позволение по жестокосердию вашему, – отвечал Господь. Изначала же не было так. Поэтому (ст. 9) Я вам говорю: кто разведется с женою своею не за нарушение супружеской верности, и женится на другой, тот прелюбодействует. – Ученики Господни, вслушавшись в эту речь, говорят (ст. 10): Если такова обязанность мужа к жене, то лучше не жениться! На это-то возражение Господь и сказал (ст. 11): Не все могут снести это, а только те, кому дано (ст. 12). Ибо есть скопцы, которые из чрева матерняго родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сами себя сделали скопцами ради царства небеснаго. Кто может снести, тот снеси!

Приняв во внимание совокупность этой речи Господней, легко усмотреть, что главная мысль, главный предмет ее а) не скопчество (как сектантство его понимает), а безбрачие. Ученики заявляют, что лучше не жениться, если такова обязанность мужа к жене; а Господь говорит: нет! Это не всем удобно, потому что не все могут снести безбрачную жизнь. Затем, выделив тех, кто может перенести (Он – по обычаю того времени – назвал их иносказательно скопцами), заключает: кто может снести, тот снеси! б) что заключение это (примем ли мы его за повеление, или за позволение) относится, очевидно, к безбрачию, а не к скопчеству, о котором речь введена для разъяснения главной мысли, и о котором, заметим, во всем новом завете больше и речи нет.

Ясно, что скопцы не обратили должного внимания на состав речи Господней и поторопились заключением! Не пришли бы они к странной мысли, что Господь повелевает уродовать себя; увидели бы, что здесь даже и повеления-то нет. Есть только согласие, дозволение: Господь говорит только, кто может, – тот снеси, и притом снеси не уродование своего тела, а безбрачную жизнь! Желая уяснить себе волю Божию, скопцы, как все сектанты, не сочли нужным навести справки в Церкви Христовой, как она изъясняет это место, пререкаемое сектантами. Ведь Церковь есть божественное учреждение: Господь чрез своих апостолов сложил в ней, как в сокровищнице, все необходимое для нашего наставления, освящения и спасения. Церковь не могла не знать подлинного смысла этих слов Господних.

Из истории церковной мы знаем, что с самых первых времен, даже при апостолах, среди христиан являлись люди, кои речь Господню о скопцах понимали буквально (как и нынешние скопцы); некоторые из них (напр. Ориген), по горячности своей веры, даже скопились. Церковь не терпела такого извращения мыслей Господних; не слушавших ее вразумления и уродовавших себя она отлучала, не считала своими. Были и такие толкователи этого текста, которые первые два вида скопцов, т. е. от рождения или от людей, понимали буквально, а последний вид, т. е. ради царства небеснаго, понимали духовно, иносказательно. Церковь и этих не одобряла, старалась объяснить им их уклонение от истины. Строго православный, от апостолов преданный Церкви, смысл слова скопец в этом тексте был и навсегда остается – во всех трех случаях – иносказательный, уподобительно разъясняющий взгляд Господа на безбрачную жизнь.

Доказательство апостольского происхождения такого толкования мы имеем в правилах св. апостолов, которые они передали Церкви в руководство наравне со своими посланиями. Вот эти правила: прав. 21. Скопец аще от человеческаго насилия таковым соделан, или в гонении мужеских членов лишен, или также рожден, и аще достоин, – да будет епископ, т. е. дозволяется ему быть произведенным во епископа. Прав. 22. Сам себе скопивший да не будет принят в клир. Самоубийца бо есть и враг Божий. Прав. 23. Аще кто от клира скопит самого себе, да будет извержен, ибо убийца есть самого себе. Прав. 24. Мирянин, себе самого скопивший, на три года отлучен да будет от таинств. Ибо наветник есть своея жизни. – Кажется, ясно. Буквально понявший слова Господа о скопцах и такое свое понимание приложивший к делу – по апостольскому приговору – наказывается, как самоубийца и враг Божий!

Касательно же того, хорошо ли сами-то апостолы поняли Господа, не может быть никакого сомнения. Они имели Духа Святого, Который и дан был им для того, чтобы наставлял их на всякую истину и припоминал, что и в каком смысле говорил им Господь Иисус. Одного этого наставника достаточно было для ограждения их от всякой ошибки. Но и независимо от сего, апостолы могли знать (и без сомнения знали) от Самого Господа точный смысл Его слов о скопцах. Из Евангелия видно, что апостолы были очень заинтересованы вопросом о безбрачной жизни. Евангелист Марк, замечает Мк.10:10, что когда Господь кончил Свою беседу с фарисеями о разводе и вошел в дом, то ученики опять предложили Господу вопрос о безбрачии. Значит, пожелали подробного, ясного, собственного для них разъяснения этого предмета, и конечно получили; потому что после сего уже не было больше и речи о том.

К авторитету божественному не излишне присоединить и попытку человеческой мысли. Если мы с достаточным вниманием всмотримся в слова Господа о скопцах, то думается, что и нашими, человеческими силами без особенного труда можно понять, что здесь речь иносказательная. Форма речи Господней такова, что не сходится с буквальным толкованием. При буквальном толковании она выходит или неточна, или неверна, а ни того, ни другого допустить нельзя.

1) В ответе Своем апостолам, Господь назвал скопцами и тех, кто родились так, т. е. с поврежденными, совершенно не отвечающими своему назначению половыми органами. Но понятно, что это не скопцы, а уроды. Скопец тот, кто будучи рожден с совершенно здоровыми половыми органами или сам себя изуродовал для каких-либо целей, или другим дозволил причинить себе уродство, или потерпев насилие, доведен до уродства. Значит, если Господь урода назвал скопцом, то слово скопец употребил иносказательно, разумея под этим словом равную неспособность к брачной жизни как скопца, так и урода. И это не без примера; мы знаем, что Господь подобную замену одного слова другим употребил и еще в одном случае, напр., Ирода назвал лисицей, кто же это понимает буквально? (Лук.13:32).

2) С другой стороны, не без значения в этом ответе и слово – есть. Господь говорит есть скопцы. След., представляет все три вида скопчества действительно существующими. О первых двух видах скопцов, т. е. от природы, или от людей, по колику они не зависят от личной воли человека, всегда можно сказать: есть и они, без сомнения, были и в то время, когда Господь говорил записанное у евангелиста Мф.19:12. Но о третьем виде, т. е. об оскопивших себя ради царства небесного, нет никакого основания употребить слово есть. Таких людей еще не было в то время, когда Господь говорил это. Порукой в верности этой мысли служит божественный закон, которым евреи руководились в своей жизни – домашней, общественной, церковной. Закон этот говорит: Да не входит каженик, или скопец в полк Господень Втор.23:1. По объяснению евреев-канонистов (Маймонид) это значит, что мужчина, имеющий половые органы разрушенные, все равно чем и как это ни было бы произведено, не должен числиться в обществе людей Господних; он лишался прав семейных и гражданских, даже надежды участия в благах ожидаемого царства Мессии. Это был человек отверженный – рака. Некоторые толкователи св. Писания – Сепп, Делич и др. – предполагают, что этот закон Моисея о скопцах, строго соблюдавшийся на первых порах, ко времени Иисуса Христа, потерял силу, не сохранился, и допускают возможность быть скопцам (третьего вида) и в это время. Такое предположение свое они основывают на изречении пророка Исайи (Ис.56:4–6): сия глаголет Господь кажеником: елицы сохранят субботы Моя, дам им в дому Моем место именито и пр. Но это основание не имеет надлежащей прочности: пророк Исайя ведь не законодатель, который по праву божественному мог бы отменять или изменять существующие законы; такого характера ни сам он себе, ни другой кто ему не приписывал. Да и пророчество Исайи (книга) не история современных нравов, на которую в этом случае можно было бы ссылаться. В упомянутом же изречении пророк от имени Божия утешает отверженные обществом личности обещанием особенной милости Божией, утешает тем, что не в лице потомков своих они будут участвовать в благах царства Божия, царства Мессии, но сами лично, если сохранят субботы и прочий закон. Очевидно, здесь речь о будущем, которому ни времени, ни места определить нельзя. Блаженный Иероним Мф.19:12 полагает, что Христос словами: скопцы ради царства небеснаго намекает именно на вышеупомянутое пророчество Исайи и думает, что Христос под именем этих скопцов разумеет людей, которые в видах беспрепятственного служения Богу и Его Церкви отказались от брака и ведут жизнь девственную. Указывают еще на Оригена, у которого Мф.19:12 есть ссылка на знаменитого в его время писателя Секста. Этот Секст в своих гномах советует отсекать всякий член тела, если он подстрекает к невоздержанию; на Филона, который говорит, что лучше отсечь члены, чем жить беззаконно и развратно. Но и это основание едва ли прочнее вышеупомянутого. Это ведь все советы, от которых до дела не всегда близко; а затем тут нет и намека на Бога. Речь идет о чести пред людьми, о приличной жизни! Кроме этих изречений никто из толкователей никакого основания своей мысли не указывает, да и указать трудно. Исторические данные совершенно не благоприятствуют. Можно еще допустить не гласную отмену, т. е. несоблюдение закона о скопцах до плена вавилонского, но по возвращении из плена это совершенно невозможно. Положительно известно, что тогда закон соблюдался до мелочей, даже в ущерб его духу. С другой стороны Иудея во время Иисуса Христа была под управлением Рима, а законы римские за оскопление назначали смертную казнь (по свидетельству Светония, со времени Домициана, в жизнеописании этого государя). Св. мученик Иустин (нач. II в.) рассказывает, что один александрийский христианин просил у префекта Феликса свидетельства на позволение начальства отнять половые органы, так как состояние его здоровья по мнению врачей требовало такой операции. Но префект отказал, боясь ответственности перед законом (Апол. II). Значит, и с этой стороны возникает серьезное препятствие появиться в Иудее самоискажению. В виду этого закона, при фарисейском контроле за исполнением его нет никакого вероятия, чтобы кто-либо из евреев того времени, при совершенной уверенности, что самоискажение Богу не угодно и Им строго запрещено, скопил бы себя ради царства небесного, т. е. ради угождения Богу. Здравый смысл решительно не допускает такой возможности. Между тем Господь и о таких скопцах говорит, что они есть. Значит, одно из двух: или Господь говорит неправду (что допустить было бы положительно нелепо), или слово скопец надо понимать иносказательно, в смысле лица, живущего безбрачно (пожалуй, не расположенного, или даже неспособного к жизни брачной). В таком смысле слово Господне будет совершенно верно. Людей безбрачных, и именно ради царства небесного, в то время было довольно. Можем указать: а) на матерь Божию; она была первая из посвятивших себя Богу в безбрачии; затем б) на 12 апостолов и на многих из 70-ти1.

Во всяком случае странно предполагать, что на вопрос о безбрачии Господь говорит о скопчестве (в физическом смысле), как богоугодном подвиге. И что всего страннее, это важное, как думают скопцы, законоположение нигде затем не повторяется, не разъясняется, даже и не упоминается в св. Писании. Думается, что если бы Господь желал от нас безбрачной жизни, и именно в форме скопчества, то это действительно важное обстоятельство было бы высказано не мимоходом, или случайно, и апостолами Его было бы поставлено совсем иначе. Не естественнее ли отсюда заключить, что слова Господа о скопцах были сказаны совсем не в прямом, буквальном смысле о физическом, намеренном уродовании себя, а иносказательно, приточно. С этой точки зрения всякая странность исчезает. В писаниях апостольских найдем не мало сильных и красноречивых убеждений к девственной жизни для Бога, для более беспрепятственного Ему служения, а в церковной истории и отеческих свидетельствах, доказательство того, что девственная жизнь была сильно распространена и в большом уважении у христиан первых веков. Например, Златоуст (IV века) говорит: у древних, если бы, где нашелся человек, проводящий девственную жизнь, то на него смотрели, как на чудо. Ныне же примеры девственной жизни можно находить повсюду (толк. VII гл. Рим.). Ориген (III века), опровергая Цельса, говорит: что бы в большей чистоте служить Богу, мы (т. е. христиане) воздерживаемся даже от позволенного законом сожития с женами. И так поступают не те только из нас, кто избраны на служение алтарю. Кроме них есть много обоего пола и всякого сословия людей, которые по принятии христианства провождают этот наисовершеннейший род жизни. Иустин мученик (II века) во II апологии говорит: у нас много мужчин и женщин, которые в детстве, приняв христианство, теперь уже достигли 60, даже 70 летней старости, сохранили себя чистыми, остаются девственными. Наконец, и в первом веке, при апостолах не без примеров. Из первого послания ап. Павла к Тимофею видно, что и тогда уже было не мало людей, провождающих безбрачную жизнь (апостол называет из вдовицами), некоторые из них даже получали содержание от Церкви (5, 16). Причем, к слову, отметим, что хотя эта жизнь зависела от личного, непринужденного желания, но принимать на себя это иго Христово (5, 11) могли только избранные епископом (5, 9–11), и что те, кто после сего решились бы вступить в брак, подлежали осуждению, как отвергшие прежнюю веру, уклонившиеся в след сатаны (5, 12–15). Во всех этих свидетельствах, историческая правда которых не подлежит ни малейшему сомнению, должно видеть самое лучшее практическое разрешение затруднений, встречаемых иными толковниками при объяснении 12 стиха 19 главы Евангелия от Матфея.

Ориген церковное толкование этого стиха выразил следующим образом: скопцы от природы – это те, кто родились с добрыми задатками и расположением к жизни девственной, люди спокойного, холодного темперамента. Скопцы от людей – это те, кто воздерживается от брака по убеждению людей, или, живя в обществе безбрачных увлекаются примером их, или под влиянием философии и мирских целей постепенно привыкают и усваивают себе твердое расположение к одинокой жизни. Скопцы ради царства небесного – это те, кто, приняв в сердце свое живое и действенное слово Божие, при содействии благодати, не касаясь членов тела, пресекает в себе похотливость плоти, в надежде путем жизни девственной вернее достигнуть царства небесного. Ориген написал довольно обстоятельное объяснение на Мф.19:12, откуда мы заимствовали только сущность. Сказав, что многие понимают этот текст буквально, Ориген так начинает свое толкование: и мы когда-то понимали Христа плотски и по букве, но ныне не одобряем толкования тех, кои слова Господа о скопцах ради царства небесного понимают буквально и вследствие того скопятся. Не стоило бы и время тратить на опровержение этого заблуждения, если бы в среде нас не было людей, зараженных этим недугом. Решаясь на искажение себя, они проявляют большую горячность духа и веры, но, к сожалению, мало согласную с внушениями здравого смысла (Opera Orig. ed. Migne t. XIII, p. 1262). В объяснение этой оговорки надо сказать, что Ориген был скопец (Евсевий, кн. VI, гл. 8). В молодых летах, состоя в должности катехизатора, он обязан был принимать для наставления в вере и мужчин, и женщин, что язычникам давало повод к подозрениям и гнусной клевете. Чтоб отнять у неверных этот повод Ориген, понимавший тогда слова Спасителя о скопцах ради царства небесного в буквальном смысле, оскопил себя. Впоследствии он раскаялся и весьма жалел об учиненном им проступке.

Конечно, не Ориген только был выразителем апостольского учения в разъяснении этих слов Господних. Все преемники апостольского служения – святители и учители церковные, как поставленные на основании апостолов и пророков, где краеугольным камнем Сам Христос, старались держаться этого незыблемого основания; все понимали и толковали слова Господни о скопцах в переносном смысле. Чтоб не умножать выписок из их сочинений, приведем слова св. Златоустого, как с достаточной обстоятельностью объясняющего предмет. «Если такова обязанность мужа к жене, говорят ученики, то лучше не жениться», т. е. им казалось несносным иметь жену, исполненную всякого зла, и легче сражаться с пожеланиями природы и самими собой, нежели терпеть такую жену. Что же отвечает им Христос? «Не вси вмешают словесе сего, но им же дано есть!». Таким ответом Он возвысил предмет, представляя его великим, но вместе с тем и располагал к безбрачной жизни. А дабы показать, что при трудности этой жизни она возможна, Господь присовокупил: есть скопцы, которые от чрева матерняго родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей и есть скопцы, которые сами себя сделали скопцами ради царства небеснаго. Сим незаметно возбуждает желание к избранию девства, убеждает в возможности сей добродетели, как бы так говоря: есть же люди, которые от разных причин лишены способности к брачной жизни, терпят ее тяготу без всякого утешения лучшим будущим. Избравший же девство ради царства небесного весьма облегчает свой подвиг надеждой благ вечных, уверенностью в богоугодности этой добродетели и (настойчивым) пресечением пожеланий, сильно волнующих человека. Ибо не столько отсечение члена, сколько сила (разумной) воли может укрощать и действительно укрощает подобные волны, и водворяет тишину. Итак, когда Господь говорит: сделали себя скопцами, то под сим не разумеет отсечение членов – да не будет! Но истребление злых помыслов; ибо отсекший член подвергается проклятью, как говорит апостол Павел: о, дабы отсечени были развращающий вас (Гал.5:12)! И весьма справедливо. Ибо таковой поступает подобно человекоубийцам и пр. (Бес. на Ев. Мф.62). О том же можно читать у Василия В. в 77 правиле для монахов, где св. отец, приводя Мф.19:12 и сопоставляя его с 1Кор.7:32–35, ясно дает разуметь, что под скопцами, ради царства небесного, понимает подвижников целомудрия, а не искаженных телесно; у Епифания – ересь 58; у Григория Назианз. – в 31 слове; у Августина de sancta virginitate cap. XXII и XXX – еще de haeresibus стр. 37; у Амвросия Медиоланского в слове о вдовстве и девстве и проч. К этому можно присовокупить и правила соборов – 1 Никейского пр. 1-е и Двукратного пр. 8-е. Не приводим их текст, потому что он буквально повторяет вышеприведенные апостольские правила.

Теперь смотря на дело с церковной, т. е. с истинной точки зрения, сущность речи Господней, где говорится о скопцах, для большей ясности можно передать в таком виде. Ученики говорят: лучше не жениться. Господь отвечает: Нет! Это дело трудное; оно не всякому под силу. Люди холодного темперамента, или неспособные к брачной жизни, будет ли эта неспособность прирожденная, или посторонними людьми причиненная, такие люди по самому положению своему могут оставаться безбрачными. Равным образом и не искаженные, но по любви к жизни созерцательной и чистой не пользующиеся данными им способностями к брачной жизни: воздержанием, самонаблюдением и неустанной борьбой со страстями, ослабившие себе половое влечение и таким образом ради царства небесного в стремлении к высшим нравственным целям приведшие себя в состояние неспособности к брачной жизни, и эти люди могут оставаться безбрачными. «Кто может не жениться, тот, пожалуй, не женись!».

В представленном нами перифразе речи Господней о скопцах, как всякий легко усмотрит, заключается полный и обстоятельный ответ на заявление учеников о поголовном безбрачии; он и в целом, и в подробностях совершенно согласен с постоянным учением Церкви и апостольским преданием. Не то будет, если дадим этому тексту буквальный смысл. В таком случае в ответе Господнем не будет настоящего ответа, предмет останется неразъясненным, и речь о скопцах будет совершенно неожиданна, без видимой в ней надобности; самое построение речи будет логически и филологически неправильно.

Обратимся теперь к параллельным местам, т. е. таким, которые если не по букве, то хоть по мысли можно было бы поставить в параллель с речью Господа о скопцах. В св. Писании такие места есть, у того же евангелиста Матфея, в Мф.5:29–30, и у ап. Павла в первом послании 1Кор.7:7–9. Слова ап. Павла к Коринфянам составляют точное параллельное выражение с тем, что сказал Господь о скопцах. Желаю, говорит апостол, чтобы все люди были, как я (т. е. безбрачными), но каждый имеет от Бога свое дарование, один так, другой иначе. Безбрачным и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как и я. Но если не могут воздержаться, то пусть вступают в брак. Здесь, как видите, дословное повторение мысли Господней. Господь сказал: не все могут снести это (т. е. безбрачную жизнь), но только те, кому дано. И апостол повторяет: но каждый имеет от Бога свое дарование: один так, другой иначе. Господь сказал: кто может вместить, тот вмести! И апостол говорит то же, только в отрицательной форме: если же не могут воздержаться, пусть вступают в брак. Нужно ли искать более ясного и более точного разъяснения слов Господних о скопцах? Апостол буквально повторяет мысль Господню, но в такой форме, что уже никак нельзя переиначить основной мысли. Так ли сказал бы апостол, если бы по воле Божией требовалось от нас физическое сектантское оскопление?

У евангелиста Матфея Господь, сказавши, что воззревший на женщину с похотливыми мыслями уже любодействовал с ней в сердце своем, продолжает: Если же правое око твое соблазняет тебя, вырви его и брось от себя. Если правая рука твоя соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтоб погиб один из членов твоих, нежели все тело твое ввержено было в геену (снеси Мк. 9:43, 45, 47). Признаем это место параллельным только по сходству мысли, оп требованию отсечь от себя руку, или выколоть глаз, чтобы избежать греха, и таким образом получить царство небесное. Но здесь есть существенная разница в самых предметах речи, и в форме, в какой выразил Господь свою мысль. Там, в слове о скопцах, нет речи о соблазне, нет речи о соблазне, нет и приказания, а только позволение, или совет Господа, здесь указываются члены тела, как причины, влекущие ко греху, соблазняющие, между этими членами половые не упоминаются, а следовательно, они и не признаются соблазняющими, и затем ясное и не отменимое повеление – отсечь, вырвать, отбросить. Так как скопцы речь Господню о скопцах понимают буквально, то цитируемое нами место должно считать параллельным. Итак, как понимать это параллельное место, буквально, или иносказательно? Святые отцы и учители церковные всех стран и времен в этих словах Господних видели и видят иносказание. Св. Златоуст говорит, что здесь Спаситель произнес эти слова не о членах тела; плоти Он нигде не осуждает, а развращенную волю. Иначе Он сказал бы не о правом только глазе, или правой руке, но об обоих. Он говорит здесь о друзьях и сродниках наших, которые суть как бы необходимые для нас члены. Надо удаляться людей вредных душевной чистоте, хотя бы они были нам вместо рук и глаз (толк. на эти тексты). Вообще св. Златоуст на правый глаз и правую руку в этом изречении Господнем смотрит, как на символ самого полезного и дорогого человеку; всем подобным, по требованию Господа, мы обязаны пожертвовать, удалить от себя, как скоро заметим, что это любимое и дорогое влечет нас ко греху. И св. Афанасий объясняет слова эти Господа тоже иносказательно. Шествуя путем верным и жизнеподательным, говорит он, исторгнем глаз, если он соблазняет нас; не этот чувственный: ведь и слепые любодействуют, но глаз мысленный (Opp. t. III, pag. 1370 ed. Migne).

Скопцы хорошо знают эти изречения Господни о соблазняющих глазах, руках и пр., даже указывают на них, когда в разговоре им ставят на вид их слишком буквальное понимание слов Господних о скопцах. Они и эти изречения понимают буквально. Только странное дело, никто из них никогда не решался исполнить это повеление Господне о соблазняющих членах. Скопиться Господь не повелевал (если даже буквально понимать Мф.19:12), предоставил это усмотрению нашему, и скопцы искажают себя; здесь же Господь требует: отсеки, брось, и скопцы не думают исполнять это по своему понятию. Ужели они не чувствуют действия соблазна через глаза свои? Этому решительно нельзя поверить. Если они находят нужным защищаться от греха отсечением половых органов, то явно, что соблазн проникает в их душу. Ведь половыми органами только переводится в дело уже созревший в душе грех. Повод же ко греху, соблазн, проникает в душу через зрение и прочие чувства. Явное противоречие самим себе.

Что текст об отсечении рук, ног, или исторжении глаз, соблазняющих нас, не следует понимать буквально, в этом, кроме церковного авторитета, порукой нам служит и здравый человеческий смысл. Грешит ли человек умерший, хотя у него и глаза, и руки, и ноги целы? Можно ли соблазнить его на грех через какой-либо член? Конечно нет! Пусть же оживет этот умерший; пусть отлетевшая душа возвратится в оставленное ею тело, оживет и грех! Что же это показывает? То, что грех-то не в членах, и не ими влечемся мы ко греху! Может ли грешить человек живой, но спящий? Может! Зараженная грехом душа мечтает во сне и нередко случается, что свою внутреннюю скверну усиливает до осквернения тела. А между тем глаза в это время не смотрят, и прочие чувства и все члены в покое. Значит, человек обуреваемый страстными помыслами, если бы и выколол себе глаза, отсек тот или другой член своего тела, этим способом достигнет ли целомудрия, бесстрастия? Очевидно, нет! Душа больна, ее и надо лечить, а не тело уродовать.

В виду таких указаний опыта, было бы противно здравому смыслу придавать буквальное значение словам Господа об отсечении разных членов нашего тела во избежание греха. Невероятно, чтоб всеведущий Господь не знал того, что знает всякий здравомыслящий человек и потому совершенно неразумно приписывать Господу такое повеление, исполнение которого решительно не ведет к цели. Любишь бесстрастие? Хочешь быть целомудренным? Всяцем хранением блюди сердце твое; потому что здесь исходяща живота (Притч. Сол.4:23), отсюда возникают помышления злая (Мф.15:19). Об этом позаботься; потрудись, поработай над собой в этом направлении: опыт покажет тебе, что при помощи благодати Божией – можно обойтись и без самоискажения!

Неверно утверждение скопцов, будто оскопление есть жертва, такой угодный Богу подвиг, который дает право на получение царства небесного. Ап. Павел, объясняя коринфским христианам значение любви к Богу в деле угождения Ему, говорит: Если я раздам все имение мое, и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, то сие ни к чему не послужит мне (1Кор.13:3). Видите, не членом только каким-либо пожертвую, но, если и все тело мое отдам на сожжение. Значит, по апостолу, который имел ум Христов, самоискажению совсем нельзя приписать то значение, какое дают ему скопцы.

С другой стороны, подумали ли скопцы: что в этом их подвиг угодно-то Богу? Чем собственно Господь благоугождается? Какая надобность в подобных жертвах? Ревность хороша: но если мы хотим ею угодить Богу, то надо заявлять ее по разуму Божию, а не по нашему самочинию.

Укажут ли на бесстрастие, на целомудрие, которые достигаются через оскопление? Слова нет, что и бесстрастие, и целомудрие весьма угодны Богу; апостолы во многих местах своих посланий настойчиво убеждают христиан провождать целомудренную жизнь во всяком благочестии и чистоте. Но сомнительно, чтоб такие высокие качества сердца доставались в удел скопцам, именно в силу их самоискажения.

Скопцы весьма ошибаются, если принимают самоискажение за средство к достижению бесстрастия, а из-за него и царства небесного. Бывают примеры, что в оскопленном организме похоть возгорается с особенной силой; тогда, при невозможности удовлетворить половому влечению, приходится выдерживать адские мучения2.

Нередки, впрочем, примеры и того, что после оскопления страсти замолкают, даже вовсе не возникают преимущественно у тех, кто оскоплен до периода возмужалости. Есть ли хоть в этом случае какая надежда к достижению царства небесного за такое бесстрастие? Никакой! Господь говорит: Побеждающему дам сести со Мною на престоле. Только побеждающий облечется в белыя одежды (Откр. 3:5–21). Но всякому понятно, что без борьбы нет и победы, что без подвига нет и заслуги. Св. Григорий Богослов вот что говорит скопцам: не думайте о себе высоко, потому что целомудрие ваше не подвергалось искушению и не доказано опытом. Что сделано доброго по естеству, то не заслуживает одобрения; похвально то, что совершается по свободному произволению (т. III, 227). И св. Василий Великий такого же мнения о скопческом бесстрастии. «Они, т. е. скопцы, целомудренны, но без награды за сие, потому что целомудренными сделало их железо (Письмо III; в пер. М. Д. Ак. часть VI, 218).

* * *

1

Некоторые из апостолов, например Петр, до призвания к апостольскому служению, были женаты. По призвании же оставили все и всецело отдались Богу (Мф.19:27).

2

Давно уже замечено, что скопцы грешат мысленно, желанием, и мучаются невозможностью удовлетворить похоть. См. у Еккл.20:4; 30:21.


Источник: Скопчество как секта и обличение ее заблуждений / Ред.-изд. В.М. Скворцов. - Санкт-Петербург : ред. журн. "Миссионер. обозрение", 1902. - 40 с. - (Народно-миссионерская библиотечка).

Комментарии для сайта Cackle