В.В. Селивановский

Позитивное мышление: симпатическая магия и христианство

Источник

Содержание

Введение

Часть 1. Концепция оккультного 1. Оккультизм и магия 2. Магия и религия 3. Магический агент. сила и закон Сила Закон 4. Мировоззренческая база оккультизма 5. Оккультизм и наука Онтологическое разделение науки и оккультизма. Естественное и сверхъестественное Эпистемологическое разделение науки и оккультизма. Научный метод Научность «позитивного мышления» за гранью психологии Часть 2. «Позитивное мышление» и метафизическое движение 1. История «позитивного мышления» Метафизическое движение От Нового Мышления к Движению Веры. Э. У. Кеньон Движение Веры. «Позитивные мыслители» протестантских и непротестантских деноминаций 2. Происхождение «метафизического» учения 3. Пантеистическое мировоззрение Бог – личность или безличный абсолют? Бог как Мышление Божественный человек Утопический оптимизм как следствие «христианского пантеизма» Отрицание первородного греха Учение о зле Пантеистическая христология Логические ошибки «христианского пантеизма». Потребность в эманатизме 4. Теории материи. Магический агент Целительство на расстоянии. Психотерапия или оккультное воздействие? Мысль как Сила 5. Мысль как закон. Сциентистская установка метафизического движения Закон симпатического подобия Естественный характер Закона Силы. Упразднение «сверхъестественного» Здоровье и процветание как естественное право детей Божьих Адогматический характер религиозности 6. Характер «метафизической» молитвы Часть 3. «Позитивное мышление» и вера в веру движения веры 1. Вера как сила 2. Закон веры Духовные законы в христианской теологии Предваряющая благодарность «Утвердительное принятие» и закон «соответствия» Сведенборга 3. Практика «позитивного мышления» Феномен «позитивного мышления» Этика «позитивного мышления». Критический анализ Визуализация Слово веры. «Скажи это» 4. Божественный человек Искупление и христология Обожение 5. «Немощный» Бог движения веры Два образа Бога Движения Веры Бог как субъект духовных законов. Антропоморфный Бог Воля Бога и воля человека. Упразднение промысла Новая роль Церкви 6. Реабилитация «немощного» Бога 7. Вера в понимании отцов церкви. Мк. 11:23 8. Видение и прелесть. православный взгляд на мистицизм 9. Цели движения веры 10. Движение веры о своём сходстве с оккультизмом Заключение  

 
Введение

«Если вы можете верить, что получите десять миллионов нефтяных скважин, вы их получите».

К. Хейгин1

«Куда бы вы ни пошли, всюду прямо за вашим плечом, в ожидании быть использованным, находится всё могущество всей Вселенной»

Э. Холмс2

«Любая попытка ... управлять или манипулировать сверхъестественной силой, таким образом подчиняя волю Божью нашей, является магией или колдовством».

Д. Макконнелл3

«Позитивное мышление» в широком смысле означает оптимистический настрой, уверенность как условие, а иногда и средство достижения желаемых целей. Это распространённое понятие указывает, прежде всего, на творческую силу мысли, а «позитивная» форма отражает прагматическую потребность человека выделить тот аспект мышления, который приносит пользу, даёт эффективный «положительный» результат.

«Позитивное мышление» может рассматриваться в научном аспекте, как предмет психологии, и в религиозном, как теория и практика ряда религиозных организаций. В контексте психологии и психотерапии «позитивное мышление» имеет утилитарное значение психотренинга и следует в общем теоретическом русле некоторых направлений современной психологии: гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла, а также позитивной психотерапии Н. Пезешкиана. Исследование психологического аспекта «позитивного мышления» не входит в задачу данной работы.

В религиозном аспекте «позитивное мышление» подразумевает возможность мысли (воображения, эмоций, веры) воздействовать на реальность без обязательного опосредования человеческой деятельностью, а также вне прямого контакта, на расстоянии. Эта способность мысли означает выход за рамки психосоматики и психологии в целом и может рассматриваться как критерий, отделяющий научную грань «позитивного мышления» от религиозной. Термин «религиозный» в данном случае не совсем корректен и в первом приближении означает лишь отношение «позитивного мышления» к религиозной сфере жизни. Этот феномен можно назвать также сверхъестественным или оккультным, что в любом случае будет нести определённую мировоззренческую нагрузку.

«Позитивное мышление» в качестве религиозного учения представлено в современном мире тремя основными идейными течениями (См. приложение). 1) Новое Мышление, которое превратило «позитивное мышление» в заметный религиозный фактор американской культуры XIX века. Другое его название – «метафизическое движение»4. На сегодняшний день институции метафизического движения относительно малочисленны5 и не популярны. Сюда же можно отнести и родственную ему теософию, занявшую свою узкую институциональную нишу. Однако историческое идейное влияние этих учений глубоко превосходит их нынешний организационный ресурс. Интерес к идеологии Нового Мышления заметно оживился с выходом в 2006 г. фильма «Секрет» и серии книг австралийского продюсера Ронды Берн.

2) «Позитивное мышление» в таких его аспектах, как сила самой мысли, визуальный образ («мыслеформа») или произнесённое слово, пропагандируется сегодня в многоликом New Age многочисленными его представителями: это Х. Сильва, Шакти Гавейн, Л. Хей; среди отечественных – В. Жикаренцев, Н. Правдина, А. Могилевская, В. Синельников и многие другие. Их граничащие с психологией теории «личностного роста» причудливо – оригинальны, но вместе с тем сохраняют основной оккультный (тайный) вектор: таинственным образом мысль способна непосредственно воздействовать на материю и формировать реальность в соответствии с состоянием индивидуального разума.

3) «Позитивное мышление» представителей протестантских и неопротестантских деноминаций. Наиболее влиятельным среди них является Движения Веры, известное также под названием «Слово Веры» («Word of Faith») или «Позитивное Исповедание» («Positive Confession»)6. Его признанными лидерами являются К. Хейгин (старший), К. Коупленд, П. Йонгги Чо, У. Экман; а также их ученики на постсоветском пространстве: А. Ледяев и С. Аделаджа. Это движение, распространённое в основном среди неопятидесятников, обладает мощными средствами пропаганды, вещая на многомиллионные телеаудитории, и оказывает заметное влияние на современный протестантизм.

Целью данной работы является исследование ключевых религиозных направлений «позитивного мышления»: Нового Мышления и Движения Веры на предмет их соответствия магической парадигме.

Решение этой задачи необходимо начать с определения магического и оккультного, ввиду расхождения их дефиниций у разных исследователей. Особую проблему представляет размытость термина «оккультизм», представляющего собой обширное поле разнообразных теорий и практик, которое своими размерами и разнородностью материала осложняет попытки систематизации. Предварительное исследование не ставит задачи выведения компендиума оккультных наук или даже сколько-нибудь глубокого исторического обзора, а лишь попытку концептуально обозначить ключевые положения оккультизма и магии, выявить их самую общую схему.

Как для Движения Веры, так и для Нового Мышления характерен сильный элемент сциентизма. Оба учения оперируют понятием «духовных законов», а организации, входящие в Новое Мышление, позиционируют себя как «научные религии». Поэтому определение характера «позитивного мышления», входящее в задачу данной работы, требует также предварительно рассмотреть концептуальное соотношение науки и религии с «оккультным», «магическим» и «сверхъестественным»7.

«Позитивное мышление»


ПРОТЕСТАНТСКИЕ ДЕНОМИНАЦИИ, НЕОПРОТЕСТАНТЫ: Движение исцеления верой (с 1880-х): Ч. Каллис (1833–1892), Епископальная церковь, А. Симпсон (1844–1919), пресвитерианство, Э. Кеньон (1867–1948), баптизм Пробуждение исцеления 1940-х гг.: У. Брэнем (1909–1965), баптизм, пятидесятники- единственники. Т. Л. Осборн (род. 1923), пятидесятники, харизматы. К. Кульман (1907–1976), баптизм, харизматы. А. Сенфорд (1897–1982), Епископальная церковь. О. Робертс (1918–2009), пятидесятники, методизм, харизматы. Университет Орала Робертса (ORU), первый телепроповедник Н. Пил (1898–1993). Реформатская церковь в Америке, «Сила позитивного мышления». Р. Шуллер (род. 1926), Реформатская церковь в Америке ДВИЖЕНИЕ ВЕРЫ – НЕОПЯТИДЕСЯТНИКИ (С 1950-х): К. Хейгин (1917–2003), К. Коупленд (род. 1936), Ч. Кеппс. Ф. Прайс (род. 1932), Дж. Савелль (род. 1925), Дж. Аванзини (род. 1936), М. Серулло (род. 1931), Р. Тилтон (род. 1946), М. Хики (род. 1931), П. Крауч (род. 1934), Дж. Крауч, «Широковещательная Сеть Троицы» – телекомпания TBN Третья волна – пауэр-евангелизм: Дж. Уимбер (1934–1997), П. (Д.) Й. Чо (род. 1936), Р. Боннке (род. 1940), Б. Хинн (род. 1952), У. Экман (род. 1950), «Слово жизни», А. Ледяев (род. 1956), «Новое поколение», С. Аделаджа (род. 1967), «Посольство Божье» МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ: Ф. Куимби (1802–1866) «ХРИСТИАНСКАЯ НАУКА» (С 1879 г.): М. Эдди (1821–1910) НОВОЕ МЫШЛЕНИЕ: У. Эванс (1817–1889) Г. Дрессер (1866–1954) Г. Вуд (1834–1908) Р. Трайн (1866–1958) Т. Траурд (1847–1916) Э. Хопкинс (1853–1925) У. Аткинсон (1862–1932) Э. Фокс (1886–1951) «Международный альянс Нового Мышления» (INTA с 1914, «Метафизический клуб» с 1895): Ч. Филмор (1854–1948) «Школа христианского единства» («Единство») Н. Брукс (1861–1945) «Божественная наука» (с 1898) Э. Холмс (1887–1960) «Религиозная наука» СВЕТСКИЕ АВТОРЫ: У. Уоттлз (1860–1911), Ч. Энел (1866–1949), Н. Хилл (1883–1970), «Думай и богатей» К. Бристоль (1891–1951), О. Мандино (1923–1996) Р. Берн (род. 1951), д/ф. «Секрет» («Тайна») ТЕОСОФИЯ: Е. Блаватская (1831–1891) А. Безант (1847–1933) Ч. Ледбитер (1854–1934) NEW-AGE: Марк Профет (1918–1973), Элизабет Клэр Профет (1939–2009), «Церковь Всеобщая и Торжествующая», «Саммит Лайтхауз» Шакти Гавейн (род. 1948), Х. Сильва (1914–1999), Л. Хей (род. 1926), Н. Уолш (род. 1944) Н. Правдина (род. 1963), В. Синельников (род. 1966), Г. (А.) Могилевская (род. 1942), А. Свияш (род. 1963), В. Жикаренцев (род. 1953), В. Зеланд

* * *

1

Хейгин К. Е. Основы духовного роста. Минск, 1993. С. 171.

2

Безант А. Сила мысли; Холмс Э. Сила разума. М., 2007. С. 184.

3

McConnell D. R. Different Gospel. A Historical and Biblical Analysis of the Modern Faith Movement. Peabody, Massachusetts, 1992. P. 144.

4

В строгом смысле метафизическое движение – более широкий термин, включающий помимо Нового Мышления и «Христианскую науку». Понятие «метафизическое» усвоено самим движением не в его философском значении, а в смысле строгого соответствия материальной действительности сверхъестественной духовной реальности. В философии «метафизика» не является сверхъестественной.

5

«Христианская наука» насчитывала в 1993 г. около 0,5 млн. человек во всём мире (Макдауэлл Дж. Обманщики. М., 1993. С. 90; Ср.: Религиоведение. Энциклопедический словарь. М., 2006. С. 1153). «Христианская наука» в Санкт-Петербурге, где находится российская штаб-квартира организации, насчитывает лишь несколько десятков человек. Самая крупная организация Нового Мышления, «Школа христианского единства» насчитывает во всём мире по разным оценкам от 1 млн. (Харм Ф.Р. Как противостоять «научным» религиям. СПб., 2000. С. 29) до 2 млн. человек (Макдауэлл Дж. Обманщики. М., 1993. С. 98), но эти цифры условны, поскольку члены «Единства» одновременно входят в другие протестантские деноминации. Другие организации Нового Мышления гораздо малочисленнее.

6

То есть «позитивное мышление» с требованием артикуляции.

7

Для решения этой задачи в данной работе выбран феноменологический подход, который в наибольшей мере позволяет выявить типологическое сходство и различие религиозных форм, а не их связь с обществом или психологией. Предварительная часть работы основывается на концептуальных исследованиях магии Дж. Фрэзера, М. Мосса, Б. Малиновского, трудах Леви-Брюля, Е. Торчинова и А. Меня; атакже оккультных источниках: Агриппа Неттесгеймский, Парацельс, Месмер, Элифас Леви, Папюс, А. Кроулиитеософы.


Источник: Виктор Викторович Селивановский. Позитивное мышление: симпатическая магия и христианство.

Комментарии для сайта Cackle